Антикварная площадка онлайн

Основные жанры живописи русских художников с примерами картин

Анимализм
Бытовая (жанровая) живопись
Историческая живопись
Натюрморт
Ню
Пейзаж
Портрет
С давних пор люди выбирали разные объекты и темы для изображения: людей, животных, целые исторические сцены, виды кораблей и другое. На основании этого деления в живописи выделилось несколько жанров (фр. genre — вид).

Позже художники сделали открытие, что живопись может быть лишена предмета изображения и сосредоточена на цветах, линиях или ощущениях художника (например, беспредметная живопись К. Малевича, М. Ротко, Н. Фешина, И. Чашника, Е. Чубарова, А. Родченко или К. Зданевича). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Далее мы рассмотрим основные виды жанров живописи на примере работ наиболее известных русских художников.

Анимализм (лат. animal — животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, В. Васнецов и В. Серов. Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. И. Шишкин хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине В. Боровиковского императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах К. Маковского, З. Серебряковой, К. Брюллова и других русских художников.

У примитивистов Н. Пиросмани и Л. Гудиашвили животные выходили особенно трогательно с живыми глазами, словно бы они оживали на картинах.

Примеры картин известных русских художников в жанре анимализма

Картина В. Васнецова «Богатыри». 1881–1898 гг.
Картина В. Васнецова «Богатыри». 1881–1898 гг.

Картина В. Серова «Купание лошади». 1905 г.
Картина В. Серова «Купание лошади». 1905 г.

Картина В. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.
Картина В. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.

Картина И. Шишкина и К. Савицкого «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
Картина И. Шишкина и К. Савицкого «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Картина Н. Пиросмани «Белая корова на черном фоне».
Картина Н. Пиросмани «Белая корова на черном фоне».

Бытовая (жанровая) живопись

Повседневная жизнь еще с древних времен волновала человека. Первые бытовые сцены изображались на стенах погребальных комнат в Древнем Египте, а позже проникли во все сферы искусства. Художники-наблюдатели изображали на вазах, в манускриптах, на стенах домов те сцены, которые их особенно взволновали. Это были трудовые эпизоды, сцены выступлений актеров, развлечений или жизненных трудностей.

В самостоятельный жанр бытовая живопись выделилась только в XVI-XV веках, когда художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно. Но подлинное распространение по всему миру этого жанра произошло только в XVII веке, хотя многие школы относили его к низким жанрам и не считали достойным своего внимания.

В России расцвет жанровой живописи пришелся только на XIX век, когда художников стали особо волновать острые социальные вопросы. С помощью картин они пытались привлечь внимание широкого круга населения к этим вопросам. Так, у В. Перова и И. Репина это проблемы долга, совести, чести, у Э. Булатова это острая проблема советского человека, вынужденного всюду натыкаться на рамки и границы, И. Кабаков поднимал проблемы быта советских людей.

Жанровые картины также создавались и для того, чтобы продемонстрировать достижения народа, мотивировать его на новые трудовые, военные, спортивные и иные подвиги. Таковы работы о производстве, спорте и авиации А. Дейнеки, индустриальные пейзажи Ю. Пименова, картины в «суровом стиле» В. Попкова, сцены быта советских людей А. Моргунова, сцены противостояния врагу в работах С. Герасимова и другие.

Часто художники изображали ровно то, что видели, знакомили с традициями разных народов и классов, предоставляя зрителю возможность самому получить впечатления от увиденного и сделать выводы. Таковы сцены из трудовой жизни крестьян и состоятельных людей С. Виноградова, из жизни простого народа М. Нестерова, таковы прекрасные восточные традиции в картинах А. Волкова, русские народные традиции на полотнах К. Юона или цирковые сцены в картинах М. Шагала.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре

Картина В. Перова «Тройка». 1866 г.
Картина В. Перова «Тройка». 1866 г.

Картина Э. Булатова «Горизонт». 1971-1972 гг.
Картина Э. Булатова «Горизонт». 1971-1972 гг.

Инсталляция И. и Э. Кабаковых «Туалет». 1992 г.
Инсталляция И. и Э. Кабаковых «Туалет». 1992 г.

Картина С. Виноградова «Бабы (Подруги)». 1893 г.
Картина С. Виноградова «Бабы (Подруги)». 1893 г.

Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, А. Боголюбовым и В. Верещагиным. Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал М. Врубель, А. Иванов, Н. Рерих, А. Певзнер, В. Поленов, П. Филонов. Историческая живопись преобладала у И. Глазунова, Г. Семирадского, В. Сурикова, фольклор — у Е. Поленовой.

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны». Историческая живопись (военная тематика). 1871 г.
Картина В. Верещагина «Апофеоз войны». Историческая живопись (военная тематика). 1871 г.

Картина М. Врубеля «Демон поверженный». Историческая живопись (мифология) 1902 г.
Картина М. Врубеля «Демон поверженный». Историческая живопись (мифология) 1902 г.

Картина Н. Рериха «Труды Богоматери». Историческая живопись (мифология). 1931 г.
Картина Н. Рериха «Труды Богоматери». Историческая живопись (мифология). 1931 г.

Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Историческая живопись. 1881 г.
Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Историческая живопись. 1881 г.

Иллюстрации Е. Поленовой к сказке «Белая уточка». Историческая живопись (фольклор). 1880-e гг.
Иллюстрации Е. Поленовой к сказке «Белая уточка». Историческая живопись (фольклор). 1880-e гг.

Натюрморт (фр. nature — природа и morte — мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило множество стилей, включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, А. Арапов создавал прекрасные композиции цветов в импрессионистском стиле, Л. Попова предпочитала кубофутуризм, М. Ларионов работал в примитивистском стиле и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у К. Петрова-Водкина это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты Х. Сутина поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, И. Грабарь не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. И. Машков экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах П. Кузнецова можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а Н. Сапунов изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например Н. Богданов-Бельский, Н. Сталь, Р. Фальк, А. Явленский, В. Шухаев и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта

Картина А. Арапова «Натюрморт с иконой». 1920-1930-е гг.
Картина А. Арапова «Натюрморт с иконой». 1920-1930-е гг.

Картина М. Ларионова «Натюрморт с кувшином и иконой». 1910-1912 гг.
Картина М. Ларионова «Натюрморт с кувшином и иконой». 1910-1912 гг.

Картина К. Петрова-Водкина «Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921 г.
Картина К. Петрова-Водкина «Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921 г.

Картина И. Машкова «Натюрморт с фруктами». 1910 г.
Картина И. Машкова «Натюрморт с фруктами». 1910 г.

Ню (фр. nudite — нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII—VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у Л. Бакста это танцовщицы с театральными атрибутами, у В. Баранова-Россине это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У Т. Лемпицки это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у А. Кравченко это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у В. Рохлиной — девушки, полные невинности. Некоторые, например, К. Сомов изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню

Картина Л. Бакста «Танцовщица в костюме». Около 1900-х гг.
Картина Л. Бакста «Танцовщица в костюме». Около 1900-х гг.

Картина В. Баранова-Россине «Апокалипсис». 1912-1913 гг.
Картина В. Баранова-Россине «Апокалипсис». 1912-1913 гг.

Картина Т. Лемпицки «Две обнаженные девушки». 1930 г.
Картина Т. Лемпицки «Две обнаженные девушки». 1930 г.

Картина А. Кравченко «Обнаженная». 1919 г.
Картина А. Кравченко «Обнаженная». 1919 г.

Картина В.Н. Рохлиной «Обнаженная. Портрет З. Серебряковой». 1930-е гг.
Картина В.Н. Рохлиной «Обнаженная. Портрет З. Серебряковой». 1930-е гг.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась классицизмом (в этом стиле создавали пейзажи, например, Н. Крымов и К. Крыжицкий), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. И. Левитан создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. А. Саврасов и И. Бродский пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У М. Клодта и Н. Дубовского это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. В. Борисов-Мусатов бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, А. Куинджи поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а Ю. Клевер мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы А. Куприна, Г. Нисского, В. Степановой, А. Экстер, М. Якунчиковой, Н. Чернецова и других художников. П. Петровичева увлекали памятники, а В. Кандинский часто изображал архитектурный пейзаж. И. Айвазовский и Л. Лагорио с детских лет болели морем, так что работа с морским пейзажем (мариной) стала их основным призванием.

Примеры картин известных русских художников в жанре пейзажа

Эпический пейзаж М. Клодта «Лесная даль в полдень». 1876 г.
Эпический пейзаж М. Клодта «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Поэтический пейзаж Е. Волкова. «Заросший пруд». 1880-е гг.
Поэтический пейзаж Е. Волкова. «Заросший пруд». 1880-е гг.

Индустриальный пейзаж Г. Нисского «Осень. Семафоры». 1932 г.
Индустриальный пейзаж Г. Нисского «Осень. Семафоры». 1932 г.

Городской пейзаж В. Кандинского «Москва. Красная Площадь». 1916 г.
Городской пейзаж В. Кандинского «Москва. Красная Площадь». 1916 г.

Морской пейзаж Л. Лагорио «Корабли в спокойном море». 1886 г.
Морской пейзаж Л. Лагорио «Корабли в спокойном море». 1886 г.

Портрет (фр. portrait — изображение)

Этот жанр подразумевает изображение внешнего или внутреннего облика одного человека или нескольких людей. То есть это не только повторение форм и линий конкретной фигуры, но и идейно-художественная работа над внутренним миром человека. Сам термин portrait изначально применяли к любому объекту, который можно изобразить, пока в семнадцатом веке не стали применять его только к человеку.

В Древнем Египте портреты (вначале скульптурные) создавали только для того, чтобы вернувшаяся после судилища душа умершего могла найти погребенное тело и поселиться в его мумии (скульптуре). С X-XII веков портрет применяли для надгробий, чеканили на монетах, изображали в книгах. Чаще всего этого удостаивались знатные особы. Расцвет жанра начался с эпохи Возрождения, когда человеку отводилась особая роль в мире. В России жанр портрета развивался в эпоху Средневековья, а первые портреты относятся к 11-13 векам.

Портреты делят на парадные и камерные. В первых художник должен возвеличить важную персону, потому ее обычно изображают в праздничной одежде в роскошных интерьерах или пейзажах в полный рост. Во вторых фон бывает менее помпезным, а самого человека изображают только по плечи, грудь или пояс. Парадные портреты создавали, например, Б. Кустодиев, В. Боровиковский, О. Кипренский, а с камерными вариантом работали А. Харламов, П. Челищев, А. Самохвалов, А. Яковлев и другие.

Отдельно стоит выделить портреты-миниатюры, которые вставляли в медальоны, носили в футлярах или табакерках. Одним из виртуозов в этом жанре был В. Боровиковский. И еще жанр автопортрета, когда художник изображал сам себя. Такая картина во многом позволяет понять мировоззрение художника, его видение себя. Большинство мастеров хотя бы однажды рисовали автопортрет, а некоторые создавали их десятками (например, В. Попков).

С развитием авангардизма портретный жанр также коснулись коренные преобразования. Вместо классических вариантов на сцену вышли раздробленные кубофутуристические портреты Ю. Анненкова, А. Богомазова, Н. Гончаровой, А. Лентулова, модернистские портреты Б. Григорьева, яркие импрессионистские картины К. Коровина и А. Архипова, орфические версии С. Делоне, скульптурная живопись В. Ермилова и многие другие.

Примеры картин известных русских художников в жанре портрета

Парадный портрет Б. Кустодиева «Купчиха». 1923 г.
Парадный портрет Б. Кустодиева «Купчиха». 1923 г.

Миниатюра В. Боровиковского «Портрет В.В. Капниста».
Миниатюра В. Боровиковского «Портрет В.В. Капниста».

Кубофутуристическая картина Ю. Анненкова «Портрет З. Гржебина». 1919 г.
Кубофутуристическая картина Ю. Анненкова «Портрет З. Гржебина». 1919 г.

Модернистский камерный автопортрет Б. Григорьева.
Модернистский камерный автопортрет Б. Григорьева.

Орфический портрет С. Делоне «Певцы фламенко». 1916 г.
Орфический портрет С. Делоне «Певцы фламенко». 1916 г.

Скульптурный портрет В. Ермилова «Дама с веером». 1919 г.
Скульптурный портрет В. Ермилова «Дама с веером». 1919 г.

Изучение картин разного жанра помогает понять, что даже в рамках одного из них существует огромный разброс по стилям, направлениям и приемам исполнения. Смешение стилей, жанров и собственных приемов и делает картины каждого художника неповторимыми. Чтобы лучше понимать работы того или иного мастера, рекомендуем также прочитать статью «Стили и направления живописи известных русских художников с примерами картин».

Свежие записи

Начинал свою художественную деятельность Васнецов с небольших жанровых картин, а затем постепенно перешел к русской истории и фольклору. Его любимыми сюжетами были герои русских былин и сказок, в изображение которых он вкладывал всю душу и весь свой опыт художника

Верещагин участвовал в обороне Самарканда (получил орден святого Георгия IV степени), в русско-турецкой и в русско-японской войнах. Все эти события ярко отразились в произведениях художника, который всю свою жизнь продолжал постигать тайны живописи и писать картины

С ранних лет молодой человек проявлял огромную работоспособность и увлеченность своим делом. Так, впервые посетив Париж, он создал несколько тысяч работ, вдохновенно рисуя самые разные типажи парижан

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно