Антикварная площадка онлайн

Антиквариат

Портсигар с полихромными эмалями по скани. Москва, фирма И.П. Хлебникова. Серебро 88.
Портсигар с полихромными эмалями по скани. Москва, фирма И.П. Хлебникова. Серебро 88.
350 000 a
Портсигар с полихромной эмалью по скани Шапошников. Серебро 84. Российская империя
Портсигар с полихромной эмалью по скани Шапошников. Серебро 84. Российская империя
110 000 a
Ваза для фруктов. СЕРЕБРО 800. Италия
Ваза для фруктов. СЕРЕБРО 800. Италия
83 000 a
Кувшин для прохладительных напитков. Россия, фабрика В.И. Морозова. Серебро 84 пробы.
Кувшин для прохладительных напитков. Россия, фабрика В.И. Морозова. Серебро 84 пробы.
570 000 a
Чайник Atkin Brothers. Серебро 925. Англия
Чайник Atkin Brothers. Серебро 925. Англия
32 000 a
Набор столовых ложек. 12 шт. Серебро 84. Российская империя
Набор столовых ложек. 12 шт. Серебро 84. Российская империя
52 500 a
Сливочник в классическом стиле. Фарфор, роспись, золочение. ИФЗ, XIX в.
Сливочник в классическом стиле. Фарфор, роспись, золочение. ИФЗ, XIX в.
165 000 a
Пласт Амур, оттачивающий стрелу. Фарфор, живопись. Австрия. Anton Raphael Mengs
Пласт Амур, оттачивающий стрелу. Фарфор, живопись. Австрия. Anton Raphael Mengs
476 000 a
Пласт Мать с младенцем. Фарфор,живопись. Берлин. KPM, Германия.
Пласт Мать с младенцем. Фарфор,живопись. Берлин. KPM, Германия.
238 000 a
Чайная пара из великокняжеского сервиза Александра II. Фарфор, роспись. ИФЗ, XIX в.
Чайная пара из великокняжеского сервиза Александра II. Фарфор, роспись. ИФЗ, XIX в.
195 000 a
Кофейная пара с птицами. Meissen. Фарфор, роспись. Период Марколини, 1774-1814 гг.
Кофейная пара с птицами. Meissen. Фарфор, роспись. Период Марколини, 1774-1814 гг.
55 000 a
Cтатуэтка Заклинательница змей. Чехословакия, Royal Dux, E. Kwasnitschka, 1918-1939.
Cтатуэтка Заклинательница змей. Чехословакия, Royal Dux, E. Kwasnitschka, 1918-1939.
50 000 a
Кольцо с изумрудом 2,60 k, бриллиантами 1,60 к . Золото 585 пробы. США
Кольцо с изумрудом 2,60 k, бриллиантами 1,60 к . Золото 585 пробы. США
150 000 a
Серьги-гвоздики с сапфиром и бриллиантами 1,68 k. Золото 585 пробы.
Серьги-гвоздики с сапфиром и бриллиантами 1,68 k. Золото 585 пробы.
55 000 a
Серьги.  Золото 56 пробы. Бриллианты. Российская Империя,  XIX век.
Серьги. Золото 56 пробы. Бриллианты. Российская Империя, XIX век.
180 000 a
Браслет с бриллиантами 7,04 к. Белое золото 585 пробы.
Браслет с бриллиантами 7,04 к. Белое золото 585 пробы.
285 000 a
Серьги. Золото 56 пробы. Бриллианты. Российская Империя, XIX век.
Серьги. Золото 56 пробы. Бриллианты. Российская Империя, XIX век.
196 000 a
Кольцо с изумрудом 2,0 k, бриллиантами 1,38 к . Золото 585 пробы.
Кольцо с изумрудом 2,0 k, бриллиантами 1,38 к . Золото 585 пробы.
130 000 a
Скульптура Медведица лежащая. Россия, 19 век. По мод.Либериха.
Скульптура Медведица лежащая. Россия, 19 век. По мод.Либериха.
270 000 a
Скульптура Казак с казачкой. Бронза, конец 19 века. Скульптор Альберт Мориц Вольф
Скульптура Казак с казачкой. Бронза, конец 19 века. Скульптор Альберт Мориц Вольф
330 000 a
Скульптура Девочка на табурете. Juan Clara. Бронза, золочение. Франция, нач. XX в.
Скульптура Девочка на табурете. Juan Clara. Бронза, золочение. Франция, нач. XX в.
238 000 a
Скульптура Сенбернар. Бронза.Франция, конец 19 века. Скульптор A.E.Gaudez.
Скульптура Сенбернар. Бронза.Франция, конец 19 века. Скульптор A.E.Gaudez.
330 000 a
Скульптура. Девочка на стуле. Juan Clara. Бронза, золочение. Франция, нач. XX в.
Скульптура. Девочка на стуле. Juan Clara. Бронза, золочение. Франция, нач. XX в.
238 000 a
Скульптура Дети с птенцами. Бронза. Франция. Авт. Auguste Moreau.
Скульптура Дети с птенцами. Бронза. Франция. Авт. Auguste Moreau.
1 260 000 a
Картина. Алексей Моргунов. Кубофутуристическая композиция.
Картина. Алексей Моргунов. Кубофутуристическая композиция.
580 000 a
Картина. В деревенской избе. М.И. Климентов. 1935 год
Картина. В деревенской избе. М.И. Климентов. 1935 год
300 000 a
Картина Крымов Н.П.. Летний пейзаж. 1900-е гг.
Картина Крымов Н.П.. Летний пейзаж. 1900-е гг.
250 000 a
Картина. Лукш-Маковская Е.К. Ротонда. 1902 год.
Картина. Лукш-Маковская Е.К. Ротонда. 1902 год.
160 000 a
Картина. Одуванчик. Худ. Амосова-Бунак Ольга Федоровна. 1939 г.  Холст, масло.
Картина. Одуванчик. Худ. Амосова-Бунак Ольга Федоровна. 1939 г. Холст, масло.
408 000 a
Картина Стожаров И.Ф. Горы. 1970 г.
Картина Стожаров И.Ф. Горы. 1970 г.
350 000 a

Антикварные магазины

Что такое антиквариат?
Отличие антиквариата от раритета и винтажа
Признаки антиквариата
История антикварного рынка
Что пользуется популярностью на рынке антиквариата?
Как научиться отличать подделки от оригинала?

Что такое антиквариат?

Слова «антиквариат» и «антикварный» у многих ассоциируются с чем-то старинным и оригинальным. В памяти могут всплыть элегантные предметы мебели, на которой восседали знатные особы, роскошные сервизы эпохи императоров или потертые старые ложки.

Под антиквариатом (лат. antiquus «старый») понимаются такие старые вещи, которые представляют интерес для коллекционеров и представителей торговли.
Разнообразные предметы антиквариата
Разнообразные предметы антиквариата.

В разных странах существуют свои возрастные критерии причисления того или иного предмета к антиквариату. Во многих случаях к нему относят изделия, выпущенные 50-60 лет назад, но в некоторых странах этот уровень намного выше. В практике антикварных российских магазинов к антиквариату причисляют вещи старше 50 лет, а действующее в России законодательство запрещает вывозить из страны культурные ценности, произведенные более ста лет назад («Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей» N 4804-I, статья 9).

Есть множество тонкостей, которые нужно знать при покупке или продаже антикварных вещей. Например, чем отличается антиквариат от раритета и винтажа? Что представляет собой антикварный рынок? Стоит ли вкладывать средства в покупку старинных вещей или продавать ненужную прабабушкину вещицу? Эти и подобные им вопросы мы и рассмотрим ниже.

Отличие антиквариата от раритета и винтажа

Часто слова «раритетный» и «винтажный» используют в качестве синонимов слова «антикварный», однако это разные понятия.

Если к антиквариату относят изделия старше 50-100 лет, то винтажные предметы обычно имеют возраст от 15 до 50 лет. Кроме того, винтажными считают те вещи, которые некогда были популярными и сегодня снова обрели своих поклонников.

Винтажная брошь-подвеска с бриллиантами. Van Cleef & Arpels. 1960 г.
Винтажная брошь-подвеска с бриллиантами. Van Cleef & Arpels. 1960 г.

Раритет — это редкая вещь, которая часто существует в единственном экземпляре или выпущена малым тиражом. Например, самые дорогие для своего года выпуска часы Chopard 201 Сarat, за которые компания получила 25 миллионов долларов, были созданы в одном экземпляре, но по возрасту они не относятся к антиквариату. В то же время антикварные вещи далеко не всегда являются редкостью. Так, антикварный фарфор фабрики Кузнецова выпускался в промышленных масштабах, поэтому он ценится намного меньше, чем редкие фарфоровые сервизы ИФЗ.

Раритетные часы Chopard 201 Сarat, проданные за 25 млн долларов
Раритетные часы Chopard 201 Сarat, проданные за 25 млн долларов.

Таким образом, антиквариат можно назвать раритетом только в том случае, если он существует в единственном или малом количестве экземпляров. Неудивительно, что на рынке антиквариата такие вещи оцениваются миллионами.

Признаки антиквариата

Эксперты выделяют несколько критериев, по которым ту или иную вещь можно считать антикварной. Чем больше перечисленных ниже признаков совпадает, тем дороже может стоить изделие на рынке антиквариата.

Возраст. При оценке старой вещи на первое место выступает ее возраст. Как уже было сказано выше, для многих рынков он должен составлять не менее 50-60 лет.

Уникальность. Чем больше изделие не похоже ни на что другое, тем больше его хотят купить. Именно уникальность в разные эпохи выделяла изделия фарфористов, серебряников или других мастеров. Особенно это связано со скандальными работами вроде скульптур «Бронзовый век» и «Поцелуй» Родена, «Озябшая» и «Диана-охотница» Гудона.

Скандально известная скульптура О. Родена «Поцелуй». XIX век
Скандально известная скульптура О. Родена «Поцелуй». XIX век.

Отсутствие серийности. Чем меньше экземпляров существует для данного предмета, тем больше он ценится обществом. Не зря модели некоторых особо популярных авторов охранялись законом от выпуска их копий.

Связь с важным историческим событием. Большой популярностью в прошлые века и сегодня пользуются такие вещи, которые выпущены в честь какого-то значимого для страны или мира события. По этой причине были и остаются популярными сегодня предметы, отражающие выигранные войны, восхождение на престол императоров, юбилеи, революции и другое.

Фарфоровый бокал, выпущенный в честь 60-летия СССР. ЛФЗ. 1982 г.
Фарфоровый бокал, выпущенный в честь 60-летия СССР. ЛФЗ. 1982 г.

Невозможность копирования. Чем сложнее подделать оригинал, тем он ценнее, однако и мастера подделок порой создают настоящие шедевры. Так, часы, которые качественно подделали сотню лет назад, могут цениться не меньше оригинала.

Культурная ценность. Старые вещи часто ценятся по той причине, что являются символом своей эпохи и могут многое рассказать о ней. Так, по антикварным картинам можно изучать быт разных времен, а старинные карты красноречиво рассказывают о расширении или исчезновении целых городов.

Картина с жанровой сценой. Франция. Конец XVIII в.
Картина с жанровой сценой. Франция. Конец XVIII в.

Дороговизна материалов. Наличие в изделии золота или бриллиантов также является причиной, по которой вещь может стать желанной в чьей-то коллекции, особенно если дорогие материалы сочетаются с почтенным возрастом изделия или его оригинальностью.

Брошь в виде пчелы из алмазов и желтого золота. Herbert rosenthal. Около 1960-1980 гг.
Брошь в виде пчелы из алмазов и желтого золота. Herbert rosenthal. Около 1960-1980 гг.

История антикварного рынка

Зарождение

Страсть к коллекционированию эксклюзивных вещей появилась у людей еще в древности. Так, в Римской империи были в ходу военные трофеи и различные произведения искусства, а в средние века знатные особы считали себя покровителями искусств, призванными собирать значимые для культуры ценности. Состоятельные люди охотно покупали ценный китайский фарфор, картины известных художников, предметы прошлых столетий. Так как антиквариат стоил дорого, уже тогда появились мошенники, предлагавшие покупателям разнообразные подделки.

С семнадцатого века в ряде стран появилась традиция обустраивать специальные кабинеты редких вещей, называемые Wunderkammern (от нем. das Wunder — чудо). В них собирали все, что представляло на тот период редкость. Это были оригинальные вещицы из белого или голубого фарфора, разнообразные драгоценности, интересные часы, географические карты, оружие, мебель причудливых форм и многое другое. Все вещи располагали по определенной системе, объединяя их в разные группы. Насмотревшись на такие чудеса в Англии и Голландии, российский император Петр I построил в России собственный музей редких вещей — Кунсткамеру.

Миниатюрная кунсткамера, представляющая короля Швеции Густава II Адольфа. Около 1625-1631 гг.
Миниатюрная кунсткамера, представляющая короля Швеции Густава II Адольфа. Около 1625-1631 гг.

Стремительное развитие

В последующие века сбор антикварных вещей начал набирать стремительные обороты, а для ряда коллекционеров он превратился в дело их жизни. В разных странах возникло множество союзов и ассоциаций, которые торговали антиквариатом. Помимо самих дилеров и коллекционеров в них входили эксперты, реставраторы, страховщики и некоторые другие представители сопутствующих профессий. В 1935 году арт-дилеры Европы, Америки, ЮАР и других стран объединились в организацию CINOA, которая и сегодня продает антиквариат только самого высокого класса с безупречным происхождением.

Антикварный мировой и российский рынок сегодня

В настоящее время мировой оборот антикварного рынка находится в диапазоне 25-70 миллиардов долларов в год. Согласно статистике ICAAD (Международной конференции антикваров и арт-дилеров) доходность этого рынка опережает доходность фондового рынка. Если на фондовом рынке средняя доходность составляет 11,5%, то для антиквариата эта величина равна 12,5%. При этом ежегодно антиквариат дорожает примерно на 15-20% против 5-7% роста банковских процентов, что делает его столь привлекательным для капиталовложений.

По подсчетам экспертов, годовой оборот российского антикварного рынка составляет около полутора миллиардов долларов. При этом предметы русского искусства постоянно растут в цене — каждый год примерно на 20-30% и на более значимые цифры. Доходность вложений на российском рынке аналогична доходности на мировом антикварном рынке.

Что пользуется популярностью на рынке антиквариата?

Живопись. Картина по сей день является тем предметом, без которого трудно представить дома богатых людей. Из живописи сегодня особенно популярны картины в стиле русского авангарда, привлекающие своей многогранностью, непохожестью на что-то другое, возможностью удивлять. Такой стиль позволяет художникам экспериментировать с новыми концепциями, а зрителям — видеть мир с самых неожиданных точек зрения. Преимуществом покупки картин в стиле авангарда является стабильный рост в цене.

Картина в стиле авангарда. Алексей Моргунов «Композиция №1». Примерно 1915 г. Холст, масло. 71 х 62 см
Картина в стиле авангарда. Алексей Моргунов «Композиция №1». Примерно 1915 г. Холст, масло. 71 х 62 см

Старинная мебель. Предметы мебели особенно ценны тем, что ими можно обустроить свой дом или кабинет. Эксперты рекомендует подбирать небольшие и полезные в быту предметы вроде старинных столов и стульев, которые не подвергались реставрации и имеют свою историю владения. Такой антиквариат считается выгодной инвестицией сроком примерно на десять лет.

Деревянная витрина. Европа. Начало XX в.
Деревянная витрина. Европа. Начало XX в.

Иконы. Даже неверующие люди зачастую трепетно относятся к иконам и обращаются к лику святых в трудные жизненные моменты. Икона является не только отличным капиталовложением и украшением интерьера, но и может стать культурной ценностью семьи. Лучше всего вкладывать средства в нереставрированные иконы мастеров старых школ, на которых изображены популярные сюжеты. Если икона имеет так называемый аналойный размер (32х26 см), а также драгоценный оклад, то она будет более востребованной на антикварном рынке.

Икона «Двунадесятые праздники». Россия. Начало ХХ века
Икона «Двунадесятые праздники». Россия. Начало ХХ века.

Часы. Из старинных часов наиболее доступными считаются те, которые были выпущены в 19 и 20 веках, так как более ранние экземпляры появляются на антикварном рынке редко и стоят очень дорого. Значительным плюсом наручных или карманных антикварных часов является возможность использования в качестве стильного аксессуара. Доходность такого антиквариата находится на уровне 8-15% годовых.

Винтажные часы Omega Geneve с автоматическим заводом
Винтажные часы Omega Geneve с автоматическим заводом.

Фарфор, бронза и серебро. Коллекции фарфоровых или бронзовых статуэток всегда пользовались большой популярностью, равно как и живописная фарфоровая или серебряная посуда. Традиционно высокую ценность имеет фарфор известных мануфактур царского периода России (ИФЗ, Гарднера, Попова и др.), советский фарфор, изделия немецкой Мейсенской фабрики и прочее. Из бронзы и серебра это в первую очередь работы русских, французских и английских мастеров.

Декоративная фарфоровая корзинка с лепным декором. Англия. XIX в.
Декоративная фарфоровая корзинка с лепным декором. Англия. XIX в.

Есть и другие предметы антиквариата, которые пользуются спросом на рынке. Это старинные книги, географические карты, разнообразная ювелирная продукция и изделия некоторых других направлений. В каждой нише есть свои особенности, которые нужно учитывать при покупке антиквариата.

Как научиться отличать подделки от оригинала?

Вопрос об умении отличать подделку от оригинала отнюдь не праздный. Российский и мировой антикварные рынки буквально переполнены фальшивками, причем в каждой нише свой процент подделок. Если в сегменте антикварных картин российский рынок состоит из копий примерно на 80%, то в нише старых книг их, напротив, почти нет. Также на рынке присутствует много поддельных часов, фарфоровых изделий, бронзы, посуды, так что сохраняется риск купить за большие деньги грошовые вещи.

Может показаться, что достаточно внимательно рассмотреть клеймо на изделии и увидеть его схожесть с аналогичными экземплярами мастера или фабрики, как уже можно научиться отличать подделку от оригинальной антикварной вещи. Но это совсем не так. Настоящие антиквары годами изучают лучшие собрания музеев и частных коллекционеров, посещают выставки, кропотливо изучают стили, приемы, характерные для разных эпох.

Картина «Мона Лиза» в исполнении разных авторов
Картина «Мона Лиза» в исполнении разных авторов.

Авторитет в мире антикваров, Джудит Миллер, заметила, что для определения ценности и рыночной стоимости старинной вещи нужно включать все имеющиеся у человека чувства. Он должен не просто задействовать логику, которая поможет ему сравнить те или иные техники и материалы, характерные для определенного периода, но и уметь слышать звук материала, ощущать качество предмета путем прикосновения к нему.

Лишь регулярное посещение аукционов, музеев, выставок, чтение специальной литературы и собственная наблюдательность научит ощущать стиль мастера или целой плеяды мастеров. Это умение важно не только для того, чтобы не нарваться на подделку, но и для глубокого восприятия антиквариата, проникновения во все тайны его истории.

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно