Антикварная площадка онлайн

Антикварная посуда Кузнецова: оценка стоимости

Матвей Сидорович Кузнецов Русский фарфор и фаянс при всей его практичности всегда отличал уникальный нарядный и живой стиль. Бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела необычайно живописной. Таким перед нами предстает кузнецовский фарфор и фаянс – нарядный и утонченный. В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Кузнецова хоть и сыграл немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку, как антиквариат, получил относительно недавно. Дело в том, что посуда Кузнецова – это, в первую очередь, товар массового потребления XIX века. Соответственно, украшения и росписи делались штампами, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего товарищества и даже закрепили за ней прозвище «кузнецовщина», которое применяли для обозначения безвкусных вещей.

Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Лишь в 70-х годах прошлого столетия искусствоведы обратили внимание на кузнецовский фарфор, как на одну из самых характерных черт периода историзма и модерна. В дореволюционной России Товарищество Кузнецова стало своеобразным прорывом керамической промышленности. Прадед основателя в 1812 году ввел фарфоровое производство в Гжели. А Матвей Сидорович Кузнецов продолжил его дело и в сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю, в которую входило 8 крупнейших фабрик по производству посуды. Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Чайная пара с крышкой. Около 1840 года.

Пример кузнецовского фарфора - чайная пара с крышкой, выполненная в сервском стиле около 1840 года.


Ассортимент кузнецовского товарищества был довольно разнообразен: столовые сервизы, различные фигурки, были и товары, производившиеся для восточных стран, такие как пиалы, блюда, и кальянные чаши.

Совсем недавно продукция товарищества Кузнецова завоевала сердца коллекционеров и по-настоящему вошла в моду. Русские коллекционеры, отдавая дань национальным традициям, пополняют свои коллекции яркими и праздничными образцами кузнецких фабрик.

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» (Мясницкая улица, 8).

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» по адресу Мясницкая улица, дом 8 в Москве. Построено по проекту архитектора Федора Шехтеля в 1899-1903 годах по заказу Матвея Кузнецова.



Цены на посуду Кузнецова могут варьироваться от 100 рублей до 100 долларов. Стоимость посуды Кузнецова зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от того, в каком количестве выпускалась та или иная вещь.


Кузнецовский фарфор Трактирная посуда, которая выпускалась массово, продается медленно и широко представлена на рынке антиквариата, средняя стоимость 200-300 рублей. В то же время редкие блюда в хорошем состоянии, без сколов и трещин в цене могут достигать 1000 евро. Средняя стоимость блюда Кузнецова в отличном состоянии от 300 до 1000 рублей. При этом большую роль играет его размер и роспись. Супницы, соусницы или масленки Кузнецова продаются тяжелее всего. Антикварные тарелки Кузнецова по стоимости зависят от тех же качеств, что и блюдо. Тарелка из трактирных сервизов стоит обычно не более 150 рублей. Если же на ней присутствует живопись, то цена уже взлетает до 1300-1500 рублей. Отдельные экземпляры могут достигать стоимости 4000 рублей.

Фарфор Кузнецова будет стоить на 20-30% дороже, но сильной разницы в цене не ощущается. Стоимость полного сервиза Кузнецова составляет максимум 30000 рублей и зависит от качества изделий и их состояния.

Пример клейма кузнецовского фарфора.Кроме того, на изделии обязательно должно быть клеймо изготовителя. Ранние марки товарищества Кузнецова чаще всего имеют виньетирование и заключены в круг, чаще всего присутствует надпись «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно вдавлено и прорисовано синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могут присутствовать орфографические ошибки. В период широкого производства на изделиях ставили надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные с арабской вязью. У каждого завода и фабрики товарищества имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления. Подробнее про клейма в одной из наших следующих статей.

Свежие записи

Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Как же отличить их друг от друга?

История завода Сафронова началась в 1814 году, когда крестьянин А.Т. Сафронов основал в Московской губернии завод по производству фарфора. Деревенька Короткая Богородского уезда, в которой обустроили фабрику, относится к так называемому Гжельскому кусту — территории, богатой высококачественными гжельскими глинами

В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерны свои особенности и свои уникальные произведения.

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно