Антикварная площадка онлайн

Клейма немецкого антикварного фарфора

Государственные символы в клеймах Германии
Другая символика
Лимитированные серии

Государственные символы в клеймах Германии

С начала XVIII века в Германии стали появляться первые фарфоровые предприятия, которые затем активно развивались и удовлетворяли растущий спрос на фарфоровую продукцию. В результате этого выделилось несколько фабрик, фарфор которых со временем стал известен не только по всей стране, но и далеко за ее пределами. Это Мейсен, Хёхстская и Королевская мануфактуры, Франкенталь, Нимфенбург и некоторые другие успешные предприятия. На каждом из них использовали свои клейма, отражавшие историю мануфактуры и характерные для нее черты.

Появившаяся во второй половине восемнадцатого века в Берлине Королевская фарфоровая мануфактура выбрала в качестве основных элементов клейм царскую символику. Точнее, таково было распоряжение короля Фридриха Великого, который владел данным предприятием. Неудивительно, что клейма мануфактуры содержат в основном царскую символику: изображение орла, скипетра, державы и некоторых других элементов. Впрочем, изображение герба города или федеральной земли использовали многие немецкие мануфактуры.

kleima-22.JPG

У известнейшей на весь мир мануфактуры Meissen главным клеймом, которое узнает любой ценитель фарфора, является изображение скрещенных мечей. Meissen стала первой в Европе мануфактурой по производству фарфора, и это начинание оказалось более чем успешным. Впервые скрещенные мечи в клеймах фабрики появились в 1722 году и вторили эмблеме Саксонии. До сих пор изображение синих скрещенных мечей является престижным логотипом в кругу ценителей роскошных вещей. С самого начала его наносили вручную подглазурно с помощью кобальтовой краски. Интересно, что такая краска на начальном этапе была своеобразной защитой от подделок, так как ее использовали только на мейсенской фабрике. Саксонское правительство даже приняло ряд указов, которые запрещали другим заводам копировать клеймо мануфактуры Meissen.

kleima-23.jpg

Но в начале 18-го века, когда предприятие Meissen только начало свое существование, на фарфор наносили знаки, напоминающие обычную сетку, цифры, буквы и иероглифы. Лишь в более поздний период появилась необходимость в клейме, которое со временем стало узнаваемым во всем мире. В разные годы в клейма мануфактуры также вписывали имена художников по фарфору.

kleima-24.png

Элементы герба включили в свои клейма и представители мануфактуры во Франкентале, которая появилась почти на полвека позже предприятия в Мейсене. За основу здесь был взят герб Баварии. Из царской символики в клеймах этого предприятия присутствовала корона в честь правящего в то время в Баварии курфюста. Одновременно с этим использовали клейма-монограммы, состоящие из инициалов владельцев мануфактуры. Также баварский герб использовала мануфактура Нимфенбург, получившая статус королевской еще в 1806 году.

kleima-25.jpg

В мануфактуре Людвигсбург в клейме фигурировал герб Вюртемберга, так как само предприятие принадлежало герцогу Вюртембергскому. Одновременно с этим использовалось изображение короны.

В Хёхстской фарфоровой мануфактуре базовым элементом клейма выступало изображение колеса, которое также присутствовало в гербе архиепископа Майнцского. По легенде, появление колеса в гербе Майнца было связано с тем, что архиепископ Виллигс однажды ночью изобразил на своем доме колесо, символизирующее то, что он был сыном бедного каретника. Майнцу понравился этот символ, и он решил внести его в свой герб.

kleima-26.JPG

Использование государственной символики не было случайным, так как многие немецкие фарфоровые предприятия того времени просто не могли существовать без покровительства правителя. Например, мануфактура Франкенталь, изначально принадлежащая Р. Ганнонгу, в 1761 году (через 7 лет после своего создания) оказалась под покровительством Карла Баварского, а завод, созданный В. Вегели в Берлине, в конечном итоге перешел к Фридриху Великому.

Если владелец фабрики менялся, то это приводило и к смене клейм. В Нимфенбурге это выразилось в том, что клеймо с изображением баварского щита изображали по-разному: до и после смерти короля Людвига I направление клеток на щите было различным.

Другая символика немецких предприятий

Чаще всего владельцы фарфоровых предприятий Германии прибегали к монограммам, то есть сплетали воедино инициалы своего имени и фамилии. Такие монограммы были очень разнообразны по своему типу и способу расстановки букв. Так, фарфоровая фирма Карла Энса придумала изображать фамилию Ens внутри мельницы, которая разбивала фамилию на три зоны, а также использовала знак из трех символов, где вторая буква «А» была перевернутой. Во Франкентале использовали записанную одну за другой буквы С и T, обозначающие одного из владельцев Карла Теодора (Carl Theodor), на фабрике Villeroy&Boch это было неизменное соединение V&B, а в Людвигсбурге сплетенные вместе буквы FR обозначали Fridericus Rex (наследника владельца мануфактуры).

Изображение мельницы в клейме фарфора Карла Энса
Изображение мельницы в клейме фарфора Карла Энса.

На изделиях, предназначенных для королевского двора, монограммы расписывали очень основательно, делая буквы объемными, украшая их узорами, изящными завитками и часто тонко расписанной короной. Особенного мастерства в этом вопросе добилась Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине.

Клеймо Королевской мануфактуры периода Вильгельма II. 1860 — 1917 гг.
Клеймо Королевской мануфактуры периода Вильгельма II. 1860 — 1917 гг.

Кроме собственно владельцев в старинных клеймах Германии могли указывать и фамилию или инициалы художника. Например, в Людвигсбурге в клеймах ставили монограмму из инициалов главного художника предприятия Г.Ф. Риделя, полностью вписывали фамилию Ф. Кишнера, обозначали буквой L художника Ж.-Ж. Луи, а также упоминали других мастеров. В Мейсене свои работы подписывали И.Г. Хёрольд, К.Ф. Кюнель, И. Кендлер, И.К. Маукш, Г.Э. Кайль и другие художники.

Подпись И.Кендлера на мейсенском фарфоре
Подпись И.Кендлера на мейсенском фарфоре.

Как и в других странах, в Германии в клеймах нередко указывали место производства: конкретный город, федеральную землю или страну. Сами способы указания места были различными: на одних фабриках полностью прописывали город (например, в Villeroy&Boch это Dresden или Mettlach), обозначали город с помощью начальной буквы, использовали слова made in и иные способы.

kleima-29.JPG

Существовали и другие знаки, назначение которых до сих пор остается загадкой. Так, на Нимфенбургском предприятии в качестве клейма используется таинственная гексаграмма с указанием различных букв. Существует версия, что этот символ является некоей алхимической формулой состава фарфоровой массы. Такое предположение основано на том, что клеймо датируется серединой 18-го века, то есть временем, когда состав фарфоровой массы превратился в своеобразный философский камень для алхимиков. Его страстно жаждали открыть, из-за чего появилось множество лжеарканистов — людей, которые выдавали себя за хранителей тайны фарфоровой массы. В Нимфенбурге в это время заводом управлял Гертль фон Гартенштейн, считавший себя таким хранителем тайного знания.

kleima-30.JPG

Лимитированные серии

Некоторые фарфоровые фабрики, включая те, что продолжают работу сегодня, выпускали изделия ограниченными сериями. В частности, среди фарфоровой продукции Meissen существуют изделия лимитированных серий. Это фарфор высочайшего качества, для которого характерна очень высокая степень детализации. Его помечали с помощью специального клейма с изображением скрещенных мечей и золотых букв под ними LM. Эта аббревиатура обозначает Limited Masterpieces или дословно шедевры ограниченной серии. Так как каждая такая коллекция выпускалась маленьким тиражом от 25 до 100 штук, то на каждом предмете лимитированной серии проставляли его порядковый номер в данной серии. Особой популярностью в кругу коллекционеров пользуются немецкие фарфоровые статуэтки, выполненные изящно и очень натуралистично.

kleima-31.jpg

Свежие записи

Среди производителей фарфора Royal Dux Bohemia (Австро-Венгрия) принадлежит почетное место. Более полутора веков под известной маркой выпускаются кофейные сервизы, тарелки, чашки, блюда, вазы, статуэтки

Исключительный случай в истории – компания Villeroy&Boch, когда конкуренты, объединившись в единое предприятие, побили все рекорды по длительности и успешности бизнеса. А началось все 268 лет назад, когда Франсуа Бох, успешный литейщик ядер для пушек решил перепрофилироваться на более выгодное и мирное производство гончарной посуды

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию

Телефоны: +7 (495) 969-14-05

Адрес: Использование сайта, в том числе подача объявлений, означает согласие с пользовательским соглашением.
Оплачивая услуги на сайте, вы принимаете оферту.

Связаться с нами: info@lermontovgallery.ru

© 2017, Lermontovgallery.ru — галерея антикварных подарков

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно