Продукция фабрики
Клейма завода Сафронова
История завода
История завода Сафронова началась в 1814 году, когда крестьянин А.Т. Сафронов основал в Московской губернии завод по производству фарфора. Деревенька Короткая Богородского уезда, в которой обустроили фабрику, относится к так называемому Гжельскому кусту — территории, богатой высококачественными гжельскими глинами. Такое соседство с сырьем сулило хорошие выгоды в случае успеха производства.
По численности работников завод нельзя было отнести к крупным предприятиям. В 1823 году на нем трудилось только 14 человек, а в последние годы — около трех десятков работников. Однако это не помешало фабрике оказаться в числе лучших предприятий Гжели по качеству выпускаемого фарфора. Хотя в первые годы мастера завода в основном подражали работам других фабрик, в частности заводов Гарднера и Попова, позже они сумели привнести в свой фарфор определенную долю самобытности. В первой трети девятнадцатого века по художественной ценности фарфоровых изделий завод Сафронова уступал только мануфактурам Гарднера и Попова.
Предприятие выпускало разнообразные фарфоровые изделия: посуду, вазы, скульптуры, которые были сделаны из качественной фарфоровой массы и имели прекрасную художественную роспись. В 1835 году лучшие изделия завода представили на мануфактурной выставке в Москве. Медаль производителю получить не удалось, однако фарфор заметили и отозвались о нем как о продукции, заслуживающей всеобщей похвалы и одобрения.
Когда владелец завода скончался, его фарфоровое детище перешло по наследству к родственнику И.А. Сафронову. Второй владелец был павлопосадским купцом и занимался производством фарфора вплоть до 1850-х годов, пока не сдал фабрику в аренду предприимчивому Т.Я. Кузнецову (деду М.С. Кузнецова). Позже тот передал завод своему сыну С.Т. Кузнецову, после чего все оборудование фабрики, формы и изделия перевезли в находящуюся по соседству деревню Дулёво.
По сравнению с другими мануфактурами завод Сафронова функционировал относительно короткое время, из-за чего его изделия не существуют в таком количестве, как у ИФЗ, завода Попова или других крупных фабрик. В связи с этим фарфор Сафронова с художественной росписью высокого качества пользуется сегодня большим спросом у коллекционеров.
Продукция фабрики
Посуда
Посуда, созданная мастерами завода Сафронова, очень разнообразна. Особенной популярностью пользовались чайно-кофейные сервизы, которые обильно украшали яркими орнаментами, покрывали позолотой. Для многих сервизов присуща характерная ребристая форма всех элементов от чашек до сухарниц и молочников.
Основными техниками, которые применяли при декорировании фарфора, были подглазурное крытье и золочение. Для создания тонких орнаментов применяли технику цировки. Крытье позволяло получить очень богатый, яркий рисунок, выполняемый на цветном фоне, а золочение создавало эффект роскоши, дороговизны фарфора. Особенно хорошо мастерам удавалась роспись с помощью эмалевых красок. Рельефные узоры, которыми были богато украшены многие изделия, изготовляли с помощью специальной пасты.
Для ряда изделий характерно подражание ведущим российским фарфоровым заводам. Так, чашки делали с высокими ручками, декор которых располагался выше тулова. Само изделие ставили на ножку и обильно покрывали позолотой изнутри и снаружи. По форме чашки напоминали миниатюрные яйцевидные вазы, имели цилиндрическую или конусообразную форму, что было очень характерно для посуды многих фарфоровых заводов того периода.
Орнаменты живописцев Сафронова были очень разнообразны. Среди них часто преобладали цветочные композиции, которые также были излюбленной темой мастеров фарфоровых мануфактур 19 века. Растительный орнамент изображали в виде крупных и мелких цветов, листьев, побегов, которые переплетались между собой самым причудливым образом. Сами элементы изображались как достаточно условно, так и очень точно, ярко. Изделия, на которых были изображены различные сюжеты, часто дополняли неброскими растительными орнаментами. При этом сюжеты брали из известных гравюр или журналов.
Чашка «Спящая». Завод Сафронова. Фарфор, роспись, золочение, цировка. 1810-1830-е гг.
Интересно, что среди чайных сервизов встречается набор посуды с надписями. Мастер добавил к традиционному цветному фону рисунки с изображением разных цветов. Рядом с каждым из них была надпись, указывающая, что это за цветок, а также конкретную черту или свойство, с которым он был связан. Таким образом, в одном сервизе получилась целая коллекция разных цветов.
При росписи тарелок также наиболее популярным был цветочный рисунок. Расположенный по кругу узор из цветов и листьев обрамляли позолоченной каймой, оставляя большую часть тарелок белой или заполняя ее цветным фоном. Края тарелок часто делали узорчатыми, что придавало изделию более затейливый вид.
На многих изделиях, включая посуду, мастера Сафроновых изображали популярные в то время портреты исторических персонажей, произведения прославленных художников или картинки из модных журналов. Так, в сафроновской чайной паре «Парижская мода на 1833 год» представлена дама в эффектном наряде. Этот образ был взят из четвертого номера журнала «Московский телеграф» за 1833 год.
Рисунок был изображен на изящной фарфоровой чашке, покрытой золотом, что удачно сочеталось с грацией французской модницы и ее пышным нарядом.
Встречается среди изделий завода и фарфор в стиле ампир, для которого характерно наличие симметрии, упорядоченности и классических элементов. Например, это золоченые чайники с равномерно изображенными линиями на тулове, с носиками в виде грифонов. Чтобы придать им некую элегантность, их могли сделать слегка наклоненными.
При росписи фарфора изображали не только причудливые переплетения веток и яркие букеты цветов, но и бабочек, а также разнообразные самобытные узоры, которыми обильно украшали как наружную поверхность посуды, так и внутреннюю.
Не менее популярной была и военно-историческая тематика. Военные сюжеты были навеяны недавно отгремевшей Отечественной войной 1812 года, в ходе которой русские солдаты храбро бились с наполеоновской армией. В связи с этим значительным для России событием на вазах и посуде Сафронова изображали именитых полководцев, военные баталии. Например, в их коллекции присутствовал фарфор с изображением доблестного генерал-лейтенанта А.Н. Сеславина, который проявил большую храбрость в битве с войсками Наполеона.
Помимо портеров полководцев сафроновские мастера изображали и других именитых особ: императрицу, князей и княгинь. В частности, на фарфоровых изделиях присутствовала императрица Александра Федоровна (жена Николая I), вступившая на российский престол в 1825 году.
Вазы
Вазы сафроновского завода в основном делали в традиционной для того периода форме: на ножке, с расширенной вверху горловиной, яйцевидным туловом и декорированными ручками-розетками.
Центральным украшением вазы были сюжеты на различные тематики. Чаще всего это были пейзажи, сюжеты на военную тему, цветочные композиции, копии известных полотен или журнальных иллюстраций.
Флоральные мотивы, подразумевающие применение в процессе росписи растительного орнамента, также часто дополняли сложные композиции или были самостоятельным элементом. Например, фруктовый натюрморт, представленный яблоками, сливами, гроздьями винограда, удачно переплетался с цветками роз, побегами растений и листьями самой разнообразной формы.
Вазы в стиле ампир декорировали характерными симметричными полосами, внутри которых изображали повторяющиеся элементы. Сами элементы представляли собой изображения растений или их частей, птиц, бабочек или просто причудливые узоры. Ручки украшали объемным декором в форме листьев, розеток со сложным орнаментом и других элементов.
Среди общей массы изделий встречаются и характерные для завода ребристые вазы, которые зачастую декорировали цветными фонами, цветочным орнаментом и миниатюрными сюжетами.
Большой популярностью в домах состоятельных людей пользовались парные вазы. Симметрично расставленные на мебели или рядом с дверным проемом, они создают чувство симметрии, равновесия, поэтому не потеряли своей популярности и по сей день. Парные вазы могли быть украшены неодинаковыми рисунками, но обязательно такими, которые вписывались в общий сюжет и дополняли друг друга.
Скульптуры. Фарфоровые статуэтки завода Сафронова
Статуэтки завода Сафронова отличались хорошим качеством и интересными цветовыми решениями. Темы для лепки брали все из тех же модных журналов или гравюр. Так появилась серия фигур, изображающих элегантных дам и кавалеров. Наиболее известны фарфоровые статуэтки «Франт» («Щеголь») и «Франтихи» («Модницы»), которые передают модные веяния данного периода.
При создании фигурки франта была использована иллюстрация к журналу «Новый живописец». При этом мастер полностью повторил форму тела молодого щеголя, его позу, одежду и даже шляпу, которую тот держит в руке. Однако в фарфоровой версии у франта отсутствуют усы и борода.
Фигурки на эту тему исполняли в разных вариациях, но неизменно модницы изображались в красивых длинных нарядах с пышными юбками и рукавами, украшенными лентами. Частым атрибутам женского наряда были кружевные воротники и широкополые шляпы с большими перьями и длинными лентами.
Мастера завода также работали с популярной жанровой скульптурой, изображая людей простых профессий. Занятие человека подчеркивалось с помощью предметов его одежды или атрибутики, используемой в работе. Например, сбитенщика изображали с неизменным чайником или другим сосудом для сбитня.
Помимо статуэток на заводе производили чернильницы, чайницы, салфетницы и прочие предметы, применяемые в быту. Еще одной типичной для первой половины девятнадцатого века была тема амуров, патти. Для выразительности образа их дополняли живописными орнаментами. Многие скульптуры были повторением того, что выпускали на заводе Гарднера.
Эксперты отмечают высокое качество фарфора Сафронова, свежесть красок и хорошее сочетание тонов.
Клейма завода Сафроновых
Фарфоровые изделия завода Сафронова клеймили с помощью буквы «с». Это было синее подглазурное клеймо, которое ставили от руки. Буква «с» на многих изделиях больше напоминала некий крючок, что могло быть отнюдь не случайным. В период 1800-1825 гг. на именитой фабрике Гарднера буква G, которой клеймили гарднеровский фарфор, тоже приобрела крючкообразную форму. Завод Сафронова в это время только начал свою деятельность и старался во всем подражать изделиям Гарднера. Вполне возможно, что фабрикант рассчитывал воспользоваться популярностью известного завода с помощью применения схожего клейма. Во всяком случае, изделия, помеченные такой буквой-крючком, путают до сих пор.
Крючкообразная буква «с» в клеймах завода Сафронова.
Крючкообразная буква G в клеймах завода Гарднера.
В более поздний период буква «с» в клеймах Сафронова становится более выраженной и фигурной.
Так как ее писали от руки, существует множество вариантов написания: округлой, прямоугольной, ломаной формы. Часто у буквы клейма присутствуют утолщения на концах. Кроме синего подглазурного клейма с буквой «с» встречаются и варианты вдавленной в массу буквы.
Так как со временем завод стал узнаваемым, клейма стали более индивидуальными. Теперь вместо размытой буквы «с» на фарфоре указывали, что он принадлежит Сафронову.
Такое клеймо делали вдавленным в массу.