Продукция компании Villeroy&Bosch
Первые пробы
Кружки Виллерой и Бох: пить или любоваться?
Фарфор
От утилитаризма к искусству
Вазы
Клейма Villeroy&Boch
Исключительный случай в истории – компания Villeroy&Boch, когда конкуренты, объединившись в единое предприятие, побили все рекорды по длительности и успешности бизнеса. А началось все 268 лет назад, когда Франсуа Бох, успешный литейщик ядер для пушек решил перепрофилироваться на более выгодное и мирное производство гончарной посуды. В то время Европа переживала бум любви к фарфору, и мастера старались получить тайны его изготовления. Наконец-то был раскрыт секрет китайского фарфора, заработали первые фабрики, и изысканная посуда стала доступна не только королям и зажиточной знати.
У Боха была дружная семья: трое сыновей и дочь, вышедшая замуж за Пьера Валета. Последний и помог разобраться основателю с тонким искусством фарфорового мастерства, а позднее эксперименты сыновей лишь улучшали и совершенствовали технологию изготовления. С 1767 года фабрика начала серийно выпускать столовый фарфор. Он не отличался изысканным декором, был прост по форме, но качество превосходило множество других аналогов. После смерти Боха сыновьям было лишь 17,18 и 19 лет. Однако столь юный возраст не помешал им принять разумное решение, разделив сферы контроля. Каждому досталось то, что он умел делать лучше остальных. Жан-Франсуа стал заниматься управлением, налаживал связи, а в 1766 году получил разрешение австрийской эрцгерцогини Марии-Терезии на открытие керамофабрики в Люксембурге. Средний брат, Доминик, разрабатывал технологию, а Пьер-Жозеф курировал производство. Фабрика процветала, а c начала XIX века она смогла предложить рынку уникальную посуду, секрет изготовления которой никто так и не смог повторить. Это были вещи из беложгущейся глины с добавлением мела и кварцевого песка. Предметы походили на фарфор и пользовались невероятным спросом.
В 1784 году на фабрике начала работу современнейшая в Европе печь для обжига. Для ее эксплуатации потребовалось триста человек, а производительность труда одномоментно выросла в 13 раз. Мария-Терезия в поддержку развития фарфоровой промышленности освободила братьев от ряда налогов и повелела им называться королевской мануфактурой. Объективные факторы сыграли в лучшую сторону для семейного бизнеса.
В одно время с фабрикой Боха работала фаянсовая мануфактура Николаса Виллероя. В 1816 году Виллерой-старший оставляет управление заводом, и производство возглавил сын Людвиг. Новый управляющий вносит свои коррективы и организовывает печатную мастерскую, пытаясь нанести на фаянс печатные рисунки. Почти десять лет проходит, прежде чем оттиск идеально ложится на изделие. Серийное производство началось лишь в 1824 году. Предприятие было стабильное, конкурентоспособное, однако для завоевания рынка сбыта мощностей и капитала не хватало. Виллерой понимал, что необходимы кардинальные перемены, к которым подталкивала политическая и экономическая обстановка Европы.
Открытия
Немецкий фарфор изначально пользовался повышенным спросом. Высокое качество керамики Villeroy&Boch в совокупности с демократичными ценами делали его популярным. Грамотное внедрение организационных и технологических факторов сказывалось на невысокой стоимости серийных изделий, что делало их доступными широкому слою населения. Посуда Villeroy&Boch не отличалась новомодным орнаментом или экзотическим рисунком. Ее любили за надежность, долговечность, ведь секреты производства хранились в семье, передавались по наследству и совершенствовались.
Благодаря Жан-Батист Шталю, руководившему секцией моделирования, в конце XIX века компания Villeroy&Boch смогла получить Phanolith – полупрозрачный фарфор, симбиоз массы Веджвуда и технологии paste on paste. Первая представляла массу исключительной крепости, в основе которой лежал барит, способный переносить шлифовку, резку, полировку. Метод позволял украшать фарфор, где рельеф накладывается с помощью кисти на необожженную, неглазурованную керамику последовательными слоями белого шликера. На выставке в Париже в 1900 году Villeroy&Boch получили за полупрозрачный фарфор золотую медаль.
Керамические изделия набирали популярность и в Росиии. Поставки фарфора в начале 19 века исчислялись 50 тыс.рублями в год, а позднее поднялись до 1 млн! Именно в это время начинают активно собирать коллекции фарфора зажиточная знать и музеи. До революции уникальные вещи можно было посмотреть в домах Строгановых, Юсуповых, Утеман, и хотя основная часть коллекций была вывезена за рубеж после Октябрьской Революции, многое сохранилось в музеях или закрытых приватных коллекциях.
Оправданный риск
1836 год стал судьбоносным. Два магната фаянсового производства Бох и Виллерой объединились, положив начало новому предприятию Villeroy&Boch. Для гарантии сотрудничества они переженили своих детей, затем племянников. Трудно сказать, были ли эти браки по любви, но доход от слияния приносит и сегодня миллиардную прибыль.
Новый расцвет фирмы приходится на конец 50-х годов прошлого века, когда было выбрано три основополагающих направления: облицовочная плитка, сантехнические изделия, столовая посуда из керамики и хрусталя. Поступательно компания скупает ведущие европейские керамические компании и превращается в мощнейший конгломерат: 1996 – венгерская Mondial A.S, 1997 – контрольный пакет итальянской Ceramica LigureS.R.L., 1999 – голландская Ucosan, 2000 – приобретены две шведские компании, а через год присоединилась Vagnerplast spol. Sr.O.
В ХХ веке керамические изделия Villeroy&Boch стали популярны в Японии и США. Руководство компании понимало, что кроме незаурядного качества фарфора необходимо сделать ставку на его художественную исключительность, и стало привлекать к работе известных дизайнеров. С компанией сотрудничали, например, Луиджи Колани, Палома Пикассо. Их новое видение керамики в оформлении интерьера стало основой нового мышления. К тому же и в семье были и свои художники – Анна и Эжен Бох (пятое поколение Бохов), мастера-импрессионисты, которые работали над стилем керамических изделий. Однако компания не забывала клиентов, которые тяготеют к традиционному стилю и для этой цели еще в 1976 году в Зельбе приобрела фарфоровый завод, неизменно выпускающий элегантную классическую посуду.
За более чем двухсотлетнюю историю предприятие переживало плохие и хорошие времена, изменялись страны, условия жизни, деньги. Но девятое (!) поколение Бохов и Виллерой неизменно стоит у руля в XXI веке. Что это? Мания? Хобби? Страсть? Скорее всего – синтез всего понемногу, желание сохранить, передать традиции, видеть то, что делал твой пра-пра… и то, что сегодня доступно фирме. Непередаваемая гордость, причастность к истории страны и престижу семьи.
Продукция компании Villeroy&Bosch
Первые пробы
Продукция компании многообразна. Сохранилось мало вещей, изготовленных в Аутун-ле-Тиш в 18 веке. Первые экземпляры создавались из красной глины, покрывались оловянной глазурью и расписывались натуральными красками, которые смешивались вручную. В музее Метлаха красуется живописная супница, сквозь тонкий слой эмали которой проглядывается естественный оттенок глины. Позже стали в больших количествах выпускать кувшины для умывания из тонкого фаянса. Они были выполнены из массы цвета топленого молока, имели изящную форму и походили на серебряные кувшины барокко: витиеватые орнаменты, причудливые узоры, кручены ручки.
Кружки Виллерой и Бох: пить или любоваться?
Мануфактура изначально стремилась выпускать не только посуду для знати, но и для среднего класса. К традиционной утвари прошлых времен можно отнести пивную кружку, а уж настоящий немец должен был иметь их несколько: в будние дни обычную, попроще, а в праздники – особенную, нарядную. Именно к таким относятся представленные экспонаты.
Глядя на кружки, становится ясно, что к пиву питали слабость не только ремесленники. Художники проявили свою фантазию, украшая сосуд сообразно своим пристрастиям. Иначе как объяснить, столь экзотический сюжет в трактире, где завсегдатай тянется за порцией хмельного напитка, а рядом – подстреленная утка, и собака, сидящая у ног хозяина. В то время кружки расписывались вручную, поэтому барельефы, цветочная лепнина смотрятся на них изящно и красиво.
Фарфоровые кружки утяжелены оловянными откидными крышками, которые украшены чеканным орнаментом, рельефным деккелем и фигурками. Также на них можно встретить рычажок для пальца, забавная штучка. Размеры кружек могли варьироваться от 24 до внушительных 50 см. После начала серийного производства необходимость ручной росписи посуды отпала, но, бесспорно, печатные штампы не идут в сравнение с рукой мастера.
Фарфор
Сосуд для пунша с подносом выполнен в нежно голубом цвете и характерном стиле эпохи Возрождения. Он необычайно красив - классическая форма чаши с куполообразной крышкой увенчана шпилем. Скульптурные ручки, витиеватый узор говорят о торжественности, некой монументальности, свойственной всему периоду позднего Возрождения.
От утилитаризма к искусству
Никому не известно точно где, когда и кто придумал тарелку. Она появилась гораздо раньше столовых приборов, и ее основное предназначение было – подача на ней еды. Позднее из утилитарной вещи она превратилась и в декоративную. В XIX веке в Европе появились фарфоровые тарелки, не предназначенные для еды. Их начали коллекционировать и активно использовать в украшении интерьеров. Это и понятно, расписанные вручную керамические блюда более походили на произведение искусств, чем на бытовые принадлежности. Фабрики Villeroy&Boch производили невероятно привлекательные блюда, диаметр их доходил до полуметра и имел большое поле для рисунка. Трудно выделить тематику, все зависело от состава художников компании, их пристрастий и удивительного видения мира.
Вазы
Фабрика Villeroy&Boch выпускала декоративные вазы. В основном они изготавливались в Метлахе (Германия), где сегодня расположена штаб-квартира компании. Это были простые, традиционные формы вазонов в приглушенных тонах с орнаментом и необычными элементами: ручки в стиле хобота слона, изогнутые опоры. Цвета характерны для того периода: королевский синий, цвет мяты, охра, кирпично-красный. Тона не кричащие, мягкие, приглушенные. Вазы расписывались вручную, а цветы для растительного орнамента брались из флористических атласов. Не было определенного строго стиля, декорирование зависело от мастерства художника. Например «Ваза с девой» в диаметре составляет 50 см, что позволило на сосуде создать сюжетную картину о загадочной нимфе. На фоне бархатного неба, в окружении изящных ирисов юная девушка загадочно смотрит вдаль, надеясь увидеть сказочного эльфа.
Современная посуда Villeroy&Boch – это сотни коллекций: La Classica, White Pearl, Cellini, Amazonia, Animals of the World, Quinsai Garden и многое другое. Стоимость серийной посуды приемлема, но если вы хотите стать обладателем эксклюзивного сервиза, то компания с удовольствием выполняет индивидуальные заказы. И тогда полученный сервиз имеет все шансы когда-то стать раритетным.
Клейма Villeroy&Boch
Добившись исключительности в создании керамических изделий, Villeroy&Boch начали наносить на свои работы характерный знак – клеймо, которое служило знаком качества и идентифицировало владельца. За столетия менялся абрис отличительного знака, расширялись города-производители, которые указывались на изделии, однако заветные буквы V&B оставались неизменными.