Антикварная площадка онлайн

Фарфоровый завод Юсупова

История завода
Фарфоровые изделия завода
Клейма завода Юсупова

История завода

Деятельность князя Юсупова

История завода началась в 1818 году, когда известный коллекционер и меценат Николай Борисович Юсупов отошел от государственных дел и решил обосновать собственную художественную мастерскую по росписи фарфоровых изделий.

Г.И. Новиков. Портрет Н.Б. Юсупова. Начало XIX века

Г.И. Новиков.
Портрет Н.Б. Юсупова.
Начало XIX века.

Князь Юсупов был очень богатым и образованным человеком, который много путешествовал по разным странам мира и имел пристрастие к коллекционированию разнообразных произведений искусства. Он собрал значительную коллекцию лучших работ живописцев Западной Европы, скульпторов и графиков. Многие из этих работ затем стали образцами для росписи на его собственном заводе. Юсупов был сенатором, членом Государственного совета, а с 1792 года и директором Императорского фарфорового завода и ряда других предприятий. За десять лет своей деятельности на предприятиях он внес значительный вклад в развитие фарфорового производства в России.

Покинув государственную службу и совершив свое последнее путешествие в возрасте 60 лет, князь купил имение в селе Архангельском, расположенное рядом с Москвой. Именно здесь он дал простор всем своим художественным замыслам, превратив свою усадьбу в целый центр искусства, который посещали знатнейшие особы, включая императора.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».

Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г.

Работа завода

Поскольку Юсупову очень не нравилось, как шли дела на Императорском заводе после его ухода со службы, в 1914 году он начал подготовку к открытию собственного заведения по росписи фарфора. Для этого в имении была обустроена живописная мастерская, в которой установили муфельные печи. Первыми работниками мастерской стали крепостные художники, которые обучались у профессиональных живописцев. Позже штат учеников и работников пополнился и вольными мастерами, причем здесь учились как юноши, так и девушки.

С появлением в мастерской А.-Ф. Ламбера в имении помимо мастерской был открыт завод Юсупова-Ламбера. Предприятие просуществовало всего 13 лет, что относительно немного по сравнению с другими фарфоровыми заведениями. Однако и за это время из мастерской вышло 70 обученных художников, которые создали множество великолепных работ. Большая часть изделий фарфора Юсупова сосредоточена в музеях ГМУ «Архангельское», ГРМ, ГИМ, ГМЗ «Павловск» и ГМК «Кусково». В кругу коллекционеров этот фарфор ценится очень высоко, но его почти нельзя встретить в продаже.

Сервиз чайно-кофейный «Антиковый». Ок. 1831 г. ГМУ «Архангельское»

Сервиз чайно-кофейный
«Антиковый». Ок. 1831 г.
ГМУ «Архангельское».

В 1831 году Николай Борисович Юсупов скончался в возрасте 81 года, после чего мастерскую закрыли, признав недоходной. Однако еще восемь лет под руководством Ламбера работал завод, на котором выпускали фаянсовую посуду. В 1839 году предприятие прекратило свое существование.

Фарфоровые изделия завода

Для росписи посуды Юсупов закупал белье на российских фарфоровых заводах Гарднера, Попова, ИФЗ и ряде других. Изделия декорировались в самых лучших традициях классицизма того времени.

Ранние работы. 1818-1821 гг.

Мастерскую обустроили в пристройке к флигелю «Каприз» усадьбы Юсупова в Архангельском.

Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское»

Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское».

Согласно замыслам князя, школа была создана для обучения художников по росписи фарфоровой посуды. В первые годы работы мастерской начинающих живописцев обучал И.Т. Колесников, который показывал ученикам, как копировать образцы классического искусства. В период с 1819 по 1820 гг. работами на заводе руководил И. Горубнов.

Ученики копировали фарфоровые работы Севрской и Венской мануфактур, добавляя собственные элементы. Это делало ранний юсуповский фарфор уникальным и самобытным. Из самых талантливых учеников здесь обучались П. Прелов, П. Котляров, П. Лебедев, братья Новиковы.

В этот период при росписи фарфоровой посуды часто использовалась цветочная тематика. На чашках и тарелках делали широкий цветочный бордюр или венок, причем нередко цветы изображались сдвоенными. На посуде также рисовали целые букеты, состоящие из маргариток, роз, ромашек, маков, фиалок и многих других цветов. Сами изделия покрывали красками желтого, лимонного и иных оттенков.

Другой популярной тематикой для росписи была античная мифология, которую часто дополняли цветочной тематикой. За основу сюжета брали картины художников XVII –XIX вв. из Англии, Голландии, Франции и других стран.

«Аполлон и сивилла Кумская» на тарелке завода Юсупова. 1818–1820. ГМУ «Архангельское»

«Аполлон и сивилла Кумская»
на тарелке завода Юсупова.
1818–1820. ГМУ «Архангельское».

В месяц ученики мастерской расписывали до 60 тарелок. Хотя большая часть работ шла в коллекцию князя, мастерам разрешали создавать собственные работы и продавать их по выходным дням.

«Сервиз с бусами» с миниатюрами по работам французских живописцев. 1820. ГМУ «Архангельское».

«Сервиз с бусами»
с миниатюрами по работам
французских живописцев.
1820. ГМУ «Архангельское».

Ламберовский период.1822-1831 гг.

Важной вехой для мастерской стало появление французского мастера Севрской мануфактуры А.-Ф. Ламбера. Талантливый живописец из Франции стал руководителем предприятия в 1822 году по приглашению князя Юсупова. Ламбер отлично разбирался в вопросах росписи фарфора и вывел мастерскую на новый уровень. Под его руководством заведение обзавелось новыми муфельными печами, расширило число мастеров и учеников и стало работать по усовершенствованным технологиям.

Блюдце и чашка с миниатюрой по картине «Голова вакханки» (Л.М. Бонне). 1820 г. ГМУ «Архангельское»

Блюдце и чашка
с миниатюрой по картине
«Голова вакханки» (Л.М. Бонне).
1820 г. ГМУ «Архангельское».

Если князь при создании мастерской по росписи фарфора преследовал цель получения новых произведений искусства, то Ламбер отнесся к делу более практично и посвятил свое время расширению предприятия и продажам изделий. Уже в 1827 году было создано здание завода, которому присвоили двойное название Юсупова-Ламбера. При этом сам завод Юсупов передал в аренду Ламберу, а также выделил ему 16 из 37 художников предприятия. Лучшими мастерами в этот период были братья Новиковы, Ф. Сотников, П. Лебедев, В. Стрижаков и некоторые другие. Фарфор, созданный на заводе и в мастерской, продавали в лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики Юсупова.

С появлением Ламбера качество готовых изделий стало значительно лучше. Под его руководством живописцы освоили новые направления для росписи, усовершенствовали свои техники и перешли к созданию более сложных орнаментов. Например, в этот период художники завода стали создавать золоченый декор и орнамент, что придавало посуде вид драгоценных вещей.

В 1823 году на предприятии создали сервиз «Аракчеевский» — один из самых известных образцов завода. Это сервиз на две персоны с изображением села Грузино, вызолоченный изнутри и снаружи. На данном изделии применили метод панорамной росписи, что в сочетании с объемными предметами и позолотой смотрится очень изящно и оригинально. Своим названием сервиз обязан графу Аракчееву, которому он и был преподнесен в подарок.

Чайный сервиз «Аракчеевский». 1823. ГМУ «Архангельское»

Чайный сервиз «Аракчеевский».
1823. ГМУ «Архангельское».

В период работы под руководством Ламбера мастера стали применять более утонченные изображения отдельных частей растений. Это могли быть лепестки лотоса, лавровые листья, а также разнообразные узоры в виде трилистников и разных вариантов цветков. Блюдца и тарелки обычно декорировали изящными букетиками, концентрическими кругами или украшали надписями. В это же время была создана знаменитая серия тарелок «Розы», за основу которой взяли рисунки цветов из атласа самого прославленного живописца своего времени Редуте.

Если в раннем периоде применяли цветочное или желтое крытье, то в это время перешли к другим оттенкам. В период с 1824 по 1826 годы мастера покрывали посуду зеленым, голубым и розовым крытьем. При создании ваз предпочтение отдавали более темным оттенкам. С 1829 года для изделий использовали крытье желтых тонов.

Чашка с портретом Т.Б. Потемкиной. 1831.

Чашка с портретом
Т.Б. Потемкиной. 1831.

Во времена Ламбера в качестве образцов для работы брали альбомы гравюр Ж. Свебаха, картины и литографии с пейзажами Москвы, таблицы из атласа «Розы» художника из Франции П. Редуте. Из картин за образцы брали полотна живописцев Западной Европы: Л. Буальи, Ж. Греза, Ж. Леду и ряда других художников. На первом месте шли сюжеты, отражающие жизнь горожан и сельчан.

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова. 1831. ГМУ «Архангельское»

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова.
1831. ГМУ «Архангельское».

К наиболее известным работам мастеров юсуповского завода относят упомянутые выше «Аракчеевский сервиз» и комплект тарелок «Розы», а также сервизы в дар императрице Марии Федеровне и ее внукам, серию тарелок с изображением села Грузино (новгородского поместья князя) и некоторые другие изделия.

Изготовление фаянса.1831-1839 гг.

После смерти отца в 1831 году его сын Борис Юсупов распорядился закрыть мастерскую, но завод остался в распоряжении Ламбера. С этого времени и до 1839 года на заводе выпускали фаянс, первые эксперименты с которым Ламбер проводил задолго до смерти князя Юсупова. На фаянсовые изделия существенный отпечаток наложил делфтский фаянс, выпускаемый в нидерландском городе Делфт. При декорировании мастера применили многоцветную печать, полихромную роспись, рельефы. Основными выпускаемыми предметами были сервизы, панно и скульптуры. Фаянсовые изделия завода Ламбера столь высокохудожественны и изысканы, что могут соперничать со многими образцами лучших мастеров Европы.

Чайный сервиз Фаянсового завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг

Чайный сервиз Фаянсового
завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг.

Клейма завода Юсупова

Маркировка до 1823 года

До 1823 года фарфор, расписанный в Архангельском, никак не помечали. Ситуацию осложняло то, что мастера работали на завозном белье. По этой причине на сегодняшний день некоторые изделия завода Юсупова могут быть причислены к работам мастеров других фарфоровых заводов мира. Единственным изделием, которое было датировано 1815 годом, является тарелка из собрания Государственного Русского музея.

Вероятно, отсутствие на работах клейм завода Юсупова было связано с тем, что сам князь занимался производством фарфора не с коммерческой целью, а исключительно с целью создания уникальных фарфоровых произведений искусства, которые могли бы стать достойным украшением изысканных коллекций. В этот период все изделия выпускались в основном для его собственного имения, а также для подарков знатным особам.

Клейма после 1823 года

Начиная с 1823 года на изделиях юсуповского фарфора стали появляться надглазурные надписи «Архангельское». Это слово писали золотистой или красно-коричневой краской, причем не только на русском языке, но иногда и по-французски.

yusupov-14.jpg

Обычно это слово в сочетании с годом выпуска ставили на подарочных или каких-то значительных изделиях. Остальные работы помечали годом выпуска.

yusupov-15.jpg

На сохранившихся изделиях фарфора завода Юсупова чаще всего встречаются годы 1823, 1826, 1827, 1829, 1831 и некоторые другие.

yusupov-16.JPG

Еще одним клеймом завода являлся сделанный в тесте знак, похожий на русскую букву «Л». Такую пометку можно встретить на целой группе изделий, сосредоточенных в собрании Государственного музея-усадьбы «Архангельское».

yusupov-17.JPG

Основной причиной применения маркировки можно считать появление на заводе Ламбера. Он отлично разбирался в вопросах производства фарфоровой посуды и был превосходным мастером по росписи фарфоровых изделий. Именно при нем и начали маркировать готовые изделия. На некоторых фарфоровых работах завода Юсупова можно встретить подпись Ламбера и его монограмму.

yusupov-18.JPG

В этот период встречаются также случаи нанесения на юсуповский фарфор надписей с обозначением произведения, которое легко в основу сюжета для росписи. Обычно в такой надписи указывали как название произведения, так и номер книжной страницы, на которой была запечатлена картина.

Фаянсовые изделия обычно помечали надписью «Арангельская ферма».

yusupov-19.JPG

Интересно, что на одной из фаянсовых тарелок предприятия в технике печати был создан портрет, что является большой редкостью для русского фаянса. На портрете изображена сестра князя Евдокия Борисовна Юсупова.

Свежие записи

Клейма фарфора СССР были и остаются востребованными как простыми потребителями, так и профессиональными коллекционерами.

Многие фигурки Karl ENS копировались другими производителями, но настоящие фирменные вещицы всегда можно отличить даже без клейма. Для статуэток людей никогда не использовались слишком яркие, броские тона, цвета всегда гармоничные, мягкие

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно