Антикварная площадка онлайн

Фарфоровый завод Юсупова

История завода
Фарфоровые изделия завода
Клейма завода Юсупова

История завода

Деятельность князя Юсупова

История завода началась в 1818 году, когда известный коллекционер и меценат Николай Борисович Юсупов отошел от государственных дел и решил обосновать собственную художественную мастерскую по росписи фарфоровых изделий.

Г.И. Новиков. Портрет Н.Б. Юсупова. Начало XIX века

Г.И. Новиков.
Портрет Н.Б. Юсупова.
Начало XIX века.

Князь Юсупов был очень богатым и образованным человеком, который много путешествовал по разным странам мира и имел пристрастие к коллекционированию разнообразных произведений искусства. Он собрал значительную коллекцию лучших работ живописцев Западной Европы, скульпторов и графиков. Многие из этих работ затем стали образцами для росписи на его собственном заводе. Юсупов был сенатором, членом Государственного совета, а с 1792 года и директором Императорского фарфорового завода и ряда других предприятий. За десять лет своей деятельности на предприятиях он внес значительный вклад в развитие фарфорового производства в России.

Покинув государственную службу и совершив свое последнее путешествие в возрасте 60 лет, князь купил имение в селе Архангельском, расположенное рядом с Москвой. Именно здесь он дал простор всем своим художественным замыслам, превратив свою усадьбу в целый центр искусства, который посещали знатнейшие особы, включая императора.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Дворец князей Юсуповых в Архангельском. Зал Тьеполо. Фотография конца XIX века.

Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».

Усадьба «Архангельское» в настоящее время. Часто ее называют «Подмосковным Версалем».

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г

Усадьба «Архангельское». Фотография 2014 г.

Работа завода

Поскольку Юсупову очень не нравилось, как шли дела на Императорском заводе после его ухода со службы, в 1914 году он начал подготовку к открытию собственного заведения по росписи фарфора. Для этого в имении была обустроена живописная мастерская, в которой установили муфельные печи. Первыми работниками мастерской стали крепостные художники, которые обучались у профессиональных живописцев. Позже штат учеников и работников пополнился и вольными мастерами, причем здесь учились как юноши, так и девушки.

С появлением в мастерской А.-Ф. Ламбера в имении помимо мастерской был открыт завод Юсупова-Ламбера. Предприятие просуществовало всего 13 лет, что относительно немного по сравнению с другими фарфоровыми заведениями. Однако и за это время из мастерской вышло 70 обученных художников, которые создали множество великолепных работ. Большая часть изделий фарфора Юсупова сосредоточена в музеях ГМУ «Архангельское», ГРМ, ГИМ, ГМЗ «Павловск» и ГМК «Кусково». В кругу коллекционеров этот фарфор ценится очень высоко, но его почти нельзя встретить в продаже.

Сервиз чайно-кофейный «Антиковый». Ок. 1831 г. ГМУ «Архангельское»

Сервиз чайно-кофейный
«Антиковый». Ок. 1831 г.
ГМУ «Архангельское».

В 1831 году Николай Борисович Юсупов скончался в возрасте 81 года, после чего мастерскую закрыли, признав недоходной. Однако еще восемь лет под руководством Ламбера работал завод, на котором выпускали фаянсовую посуду. В 1839 году предприятие прекратило свое существование.

Фарфоровые изделия завода

Для росписи посуды Юсупов закупал белье на российских фарфоровых заводах Гарднера, Попова, ИФЗ и ряде других. Изделия декорировались в самых лучших традициях классицизма того времени.

Ранние работы. 1818-1821 гг.

Мастерскую обустроили в пристройке к флигелю «Каприз» усадьбы Юсупова в Архангельском.

Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское»

Фасад и план завода в Архангельском. I четверть XIX века. ГМУ «Архангельское».

Согласно замыслам князя, школа была создана для обучения художников по росписи фарфоровой посуды. В первые годы работы мастерской начинающих живописцев обучал И.Т. Колесников, который показывал ученикам, как копировать образцы классического искусства. В период с 1819 по 1820 гг. работами на заводе руководил И. Горубнов.

Ученики копировали фарфоровые работы Севрской и Венской мануфактур, добавляя собственные элементы. Это делало ранний юсуповский фарфор уникальным и самобытным. Из самых талантливых учеников здесь обучались П. Прелов, П. Котляров, П. Лебедев, братья Новиковы.

В этот период при росписи фарфоровой посуды часто использовалась цветочная тематика. На чашках и тарелках делали широкий цветочный бордюр или венок, причем нередко цветы изображались сдвоенными. На посуде также рисовали целые букеты, состоящие из маргариток, роз, ромашек, маков, фиалок и многих других цветов. Сами изделия покрывали красками желтого, лимонного и иных оттенков.

Другой популярной тематикой для росписи была античная мифология, которую часто дополняли цветочной тематикой. За основу сюжета брали картины художников XVII –XIX вв. из Англии, Голландии, Франции и других стран.

«Аполлон и сивилла Кумская» на тарелке завода Юсупова. 1818–1820. ГМУ «Архангельское»

«Аполлон и сивилла Кумская»
на тарелке завода Юсупова.
1818–1820. ГМУ «Архангельское».

В месяц ученики мастерской расписывали до 60 тарелок. Хотя большая часть работ шла в коллекцию князя, мастерам разрешали создавать собственные работы и продавать их по выходным дням.

«Сервиз с бусами» с миниатюрами по работам французских живописцев. 1820. ГМУ «Архангельское».

«Сервиз с бусами»
с миниатюрами по работам
французских живописцев.
1820. ГМУ «Архангельское».

Ламберовский период.1822-1831 гг.

Важной вехой для мастерской стало появление французского мастера Севрской мануфактуры А.-Ф. Ламбера. Талантливый живописец из Франции стал руководителем предприятия в 1822 году по приглашению князя Юсупова. Ламбер отлично разбирался в вопросах росписи фарфора и вывел мастерскую на новый уровень. Под его руководством заведение обзавелось новыми муфельными печами, расширило число мастеров и учеников и стало работать по усовершенствованным технологиям.

Блюдце и чашка с миниатюрой по картине «Голова вакханки» (Л.М. Бонне). 1820 г. ГМУ «Архангельское»

Блюдце и чашка
с миниатюрой по картине
«Голова вакханки» (Л.М. Бонне).
1820 г. ГМУ «Архангельское».

Если князь при создании мастерской по росписи фарфора преследовал цель получения новых произведений искусства, то Ламбер отнесся к делу более практично и посвятил свое время расширению предприятия и продажам изделий. Уже в 1827 году было создано здание завода, которому присвоили двойное название Юсупова-Ламбера. При этом сам завод Юсупов передал в аренду Ламберу, а также выделил ему 16 из 37 художников предприятия. Лучшими мастерами в этот период были братья Новиковы, Ф. Сотников, П. Лебедев, В. Стрижаков и некоторые другие. Фарфор, созданный на заводе и в мастерской, продавали в лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики Юсупова.

С появлением Ламбера качество готовых изделий стало значительно лучше. Под его руководством живописцы освоили новые направления для росписи, усовершенствовали свои техники и перешли к созданию более сложных орнаментов. Например, в этот период художники завода стали создавать золоченый декор и орнамент, что придавало посуде вид драгоценных вещей.

В 1823 году на предприятии создали сервиз «Аракчеевский» — один из самых известных образцов завода. Это сервиз на две персоны с изображением села Грузино, вызолоченный изнутри и снаружи. На данном изделии применили метод панорамной росписи, что в сочетании с объемными предметами и позолотой смотрится очень изящно и оригинально. Своим названием сервиз обязан графу Аракчееву, которому он и был преподнесен в подарок.

Чайный сервиз «Аракчеевский». 1823. ГМУ «Архангельское»

Чайный сервиз «Аракчеевский».
1823. ГМУ «Архангельское».

В период работы под руководством Ламбера мастера стали применять более утонченные изображения отдельных частей растений. Это могли быть лепестки лотоса, лавровые листья, а также разнообразные узоры в виде трилистников и разных вариантов цветков. Блюдца и тарелки обычно декорировали изящными букетиками, концентрическими кругами или украшали надписями. В это же время была создана знаменитая серия тарелок «Розы», за основу которой взяли рисунки цветов из атласа самого прославленного живописца своего времени Редуте.

Если в раннем периоде применяли цветочное или желтое крытье, то в это время перешли к другим оттенкам. В период с 1824 по 1826 годы мастера покрывали посуду зеленым, голубым и розовым крытьем. При создании ваз предпочтение отдавали более темным оттенкам. С 1829 года для изделий использовали крытье желтых тонов.

Чашка с портретом Т.Б. Потемкиной. 1831.

Чашка с портретом
Т.Б. Потемкиной. 1831.

Во времена Ламбера в качестве образцов для работы брали альбомы гравюр Ж. Свебаха, картины и литографии с пейзажами Москвы, таблицы из атласа «Розы» художника из Франции П. Редуте. Из картин за образцы брали полотна живописцев Западной Европы: Л. Буальи, Ж. Греза, Ж. Леду и ряда других художников. На первом месте шли сюжеты, отражающие жизнь горожан и сельчан.

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова. 1831. ГМУ «Архангельское»

Чашка с портретом Н.Б. Юсупова.
1831. ГМУ «Архангельское».

К наиболее известным работам мастеров юсуповского завода относят упомянутые выше «Аракчеевский сервиз» и комплект тарелок «Розы», а также сервизы в дар императрице Марии Федеровне и ее внукам, серию тарелок с изображением села Грузино (новгородского поместья князя) и некоторые другие изделия.

Изготовление фаянса.1831-1839 гг.

После смерти отца в 1831 году его сын Борис Юсупов распорядился закрыть мастерскую, но завод остался в распоряжении Ламбера. С этого времени и до 1839 года на заводе выпускали фаянс, первые эксперименты с которым Ламбер проводил задолго до смерти князя Юсупова. На фаянсовые изделия существенный отпечаток наложил делфтский фаянс, выпускаемый в нидерландском городе Делфт. При декорировании мастера применили многоцветную печать, полихромную роспись, рельефы. Основными выпускаемыми предметами были сервизы, панно и скульптуры. Фаянсовые изделия завода Ламбера столь высокохудожественны и изысканы, что могут соперничать со многими образцами лучших мастеров Европы.

Чайный сервиз Фаянсового завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг

Чайный сервиз Фаянсового
завода Юсупова-Ламбера. 1827-1829 гг.

Клейма завода Юсупова

Маркировка до 1823 года

До 1823 года фарфор, расписанный в Архангельском, никак не помечали. Ситуацию осложняло то, что мастера работали на завозном белье. По этой причине на сегодняшний день некоторые изделия завода Юсупова могут быть причислены к работам мастеров других фарфоровых заводов мира. Единственным изделием, которое было датировано 1815 годом, является тарелка из собрания Государственного Русского музея.

Вероятно, отсутствие на работах клейм завода Юсупова было связано с тем, что сам князь занимался производством фарфора не с коммерческой целью, а исключительно с целью создания уникальных фарфоровых произведений искусства, которые могли бы стать достойным украшением изысканных коллекций. В этот период все изделия выпускались в основном для его собственного имения, а также для подарков знатным особам.

Клейма после 1823 года

Начиная с 1823 года на изделиях юсуповского фарфора стали появляться надглазурные надписи «Архангельское». Это слово писали золотистой или красно-коричневой краской, причем не только на русском языке, но иногда и по-французски.

yusupov-14.jpg

Обычно это слово в сочетании с годом выпуска ставили на подарочных или каких-то значительных изделиях. Остальные работы помечали годом выпуска.

yusupov-15.jpg

На сохранившихся изделиях фарфора завода Юсупова чаще всего встречаются годы 1823, 1826, 1827, 1829, 1831 и некоторые другие.

yusupov-16.JPG

Еще одним клеймом завода являлся сделанный в тесте знак, похожий на русскую букву «Л». Такую пометку можно встретить на целой группе изделий, сосредоточенных в собрании Государственного музея-усадьбы «Архангельское».

yusupov-17.JPG

Основной причиной применения маркировки можно считать появление на заводе Ламбера. Он отлично разбирался в вопросах производства фарфоровой посуды и был превосходным мастером по росписи фарфоровых изделий. Именно при нем и начали маркировать готовые изделия. На некоторых фарфоровых работах завода Юсупова можно встретить подпись Ламбера и его монограмму.

yusupov-18.JPG

В этот период встречаются также случаи нанесения на юсуповский фарфор надписей с обозначением произведения, которое легко в основу сюжета для росписи. Обычно в такой надписи указывали как название произведения, так и номер книжной страницы, на которой была запечатлена картина.

Фаянсовые изделия обычно помечали надписью «Арангельская ферма».

yusupov-19.JPG

Интересно, что на одной из фаянсовых тарелок предприятия в технике печати был создан портрет, что является большой редкостью для русского фаянса. На портрете изображена сестра князя Евдокия Борисовна Юсупова.

Свежие записи

Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Как же отличить их друг от друга?

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию

Фарфоровый пласт представляет собой ровную фарфоровую пластину (дощечку, плашку) с живописным изображением. Из-за своей формы он идеально подходит для вставки в рамку, то есть используется как картина или в качестве настенного панно, а также для декорирования столиков, вазонов, шкатулок и иных предметов

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно