Продукция завода
Клейма завода
История предприятия
Старейший российский фарфорово-фаянсовый завод был основан в 1809 году в деревне Домкино Корчевского уезда Тверской губернии аптекарем Ф.-Х. Бриннером и двумя фабрикантами гарднеровского завода. Предприятие обещало быть выгодным, однако с первых же дней на производстве возникли проблемы, т.к. у владельцев не было опыта ведения таких дел и не хватало финансов. Чтобы совсем не разорить молодую фабрику, уже через год Бриннер продает свое фаянсовое детище А.Я. Ауэрбаху.
Лифляндский потомок купца А.Я. Ауэрбах взялся за дело основательно и уже за первое десятилетие деятельности мануфактуры превратил маленькую фабрику в достаточно крупный завод. Если в 1812 году здесь трудилось только 15 человек, то в 1815 году количество работников увеличилось до 119, а фаянса было выработано на 81 тыс. рублей. На предприятии было несколько мастеров по фаянсу, живописцев и множество учеников. Согласно статистическим материалам за 1818 год, на заводе Ауэрбаха трудилось 16% работников, задействованных в фаянсовом производстве России. К 1829 году фабрикант был вынужден перевести завод в село Кузнецово, т.к. владелец земель помещик Головачёв не пожелал продлевать аренду.
В 1831 году Ауэрбах получил золотую медаль за фаянс высокого качества и за то, что ему удалось наладить массовое производство изделий. А в 1833 году его завод стал первым после ИФЗ, которому разрешили клеймить изделия государственным гербом. Среди прочих наград фабриканта стоит отметить орден Станислава, орден Анны и дворянский титул.
После отмены крепостного права в 1861 году предприятие, управляемое сыновьями Ауэрбаха, переживало упадок. Число работников резко сократилось, что привело и к сокращению продукции. В 1870 году Генрих и Герман Ауэрбахи продали близкий к банкротству завод М.С. Кузнецову. Так называемый король русского фарфора сумел не только возродить производство, но и превратил теперь уже Тверскую фабрику М.С. Кузнецова в огромное хозяйство с самыми современными цехами и оборудованием. С 1884 года здесь начали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику, а также изделия из других материалов.
После Октябрьской революции 1917 года завод национализировали, а в 1923 году присвоили ему имя партийного деятеля М.И. Калинина. Само село Кузнецово переименовали в Конаково, что повлияло и на название завода.
Завод прославился на вес мир, но дожить до наших дней не смог. На сегодняшний день предприятие официально признано банкротом.
Продукция завода
Посуда
Народный орнамент
В первые годы работы фаянсовая фабрика Ауэрбаха выпускала посуду простой формы с достаточно скромным декором. Мастера завода создали свой собственный флоральный орнамент, который наносили на фаянс вручную с помощью кисти. Это было изображение гроздей винограда, листьев, побегов, фруктов и других элементов флоры, исполняемых на посуде в зеленом и коричневом оттенках. В дальнейшем именно такой легкий растительный орнамент стал основным элементом росписи завода, по которому легко узнавалась его продукции.
В 1818-1820 годах, когда специалисты фабрики освоили технику печатных рисунков, размещенный по бортику тарелок цветочный орнамент стали сочетать с расположенной в центре картинкой. Сюжеты для центрального изображения брали самые разнообразные. Часто это были пейзажи, которые органично сочетались с растительным орнаментом.
Изображения отличались простыми, доступными образами и часто сопровождались различными пояснительными надписями. Такой народный орнамент мастера завода применяли и в более позднем периоде, в том числе при выполнении крупных заказов. В частности, он нанесен на посуду известного Тверского сервиза.
Придворный заказ на три сервиза Ауэрбах получил в 1820-х годах. Мастера завода изготовили многочисленные предметы сервизов для дворцов в Павловске, Твери и придворной конторы. В частности, в сервиз для Тверского дворца входят многочисленные вазочки, кофейник, сахарница, сосуды для специй, столовая посуда и другие предметы, необходимые на столе знатных особ. Некоторые элементы этих сервизов сохранились в московском историческом музее, в государственном русском музее Петербурга и музее продукции завода.
Все сервизы очень близки по форме и манере росписи. В них нет изобилия красок, позолоты, сложных орнаментов или изображений, однако работы выполнены с высочайшим мастерством. Художник, работавший над сервизами, продемонстрировал отличное владение техникой подглазурной росписи и знание того, как работать с кобальтом. С виду простой рисунок представляет собой органичное сочетание темных синих мазков с легкими голубыми, которые под умелой рукой мастера изящно превращаются в живописные бутоны, легкие стебельки или листочки.
В ауэрбаховский период выпускалась самая разнообразная посуда: чайные и столовые сервизы, блюда, кружки, тарелки и прочие предметы. Для фаянса фабрики был характерен неизменный растительный орнамент в сочетании с печатными картинками. С 1840-х годов большой популярностью пользовались изображения военной тематики. Картинки на военную тему помещали в центр фаянсовых изделий, а по краю блюд, тарелок и другой продукции изображали всевозможные атрибуты военной деятельности.
Усложнение орнамента
В кузнецовский период мастера вначале работали по старым формам и печатным рисункам. Одноцветные картинки раскрашивали надглазурными красками, благодаря чему изделия получались яркими и порой даже излишне пестрыми.
Для тарелок этого периода характерно наличие широкого борта, украшенного сложным орнаментом или полностью покрытого однотонной краской. Борта зачастую делали фестончатыми, то есть с зубчиками разной формы и размера. Встречаются и другие варианты рельефа изделий. На фаянс добавляли в небольшом количестве позолоту, которой делали надписи или наносили легкий орнамент по краям.
Посуда, выпускаемая в период правления Кузнецова, была очень разнообразна. Предприятие производило живописные подносы, сырные доски, сухарницы, конфетницы, кружки с секретом, кувшины, масленки и прочие изделия. Для работ этого периода характерен яркий рисунок, рельефный декор и оригинальность композиции. Помимо фаянса в это время выпускали фарфор и майолику.
Скульптура
Скульптурные композиции завода в разные периоды его существования были достаточно многообразны. К самым первым изделиям относятся кувшины для пива в виде мужских фигурок, чернильницы, пресс-папье в виде разных скульптурных композиций, небольшие статуэтки. Часто такие изделия делали по известным гравюрам. В частности, кувшин «Славный малый» был выполнен по сатирической картине Ф. Хеймана.
Так называемые кувшины или кружки тоби впервые появились еще в восемнадцатом веке в Англии. От обычных кружек они отличались своей оригинальной формой. Тоби выполняли в виде сидящего человека в костюме 18 века. Позже они очень прочно вошли в моду и стали довольно разнообразными: персонажем кружки могли быть моряки, плантаторы или шахтеры. Позже через фигуры тоби начали пародировать известных исторических личностей.
В кузнецовский период на Тверской фабрике изготовляли скульптуры на самые разные темы. Очень популярными были сцены городской и сельской жизни, например композиции «Селянин с бутылкой», «Сцена в трактире», «Прачка». Не меньший интерес вызывали нескромные сюжеты, когда девушек изображали частично или полностью обнаженными. Это фаянсовые скульптуры «Покинутая», «Моет голову», «Подглядывающий» и многие другие.
Наиболее известны работы мастеров, трудящихся на заводе в двадцатом веке. Это многочисленные скульптуры Марии Холодной, Исидора Фрих-Хара, Елены Гуревич. Так, в 1937 году работа советского скульптора И. Фрих-Хара «Пушкин на диване» была удостоена на парижской выставке золотой медали.
На выставках в Брюсселе медалями отметили работы и других мастеров завода. Елена Гуревич получила серебряную медаль за скульптурную композицию «Дон Кихот и Санчо Панса», а Мария Холодная за работы «Девочка с кошкой» и «Вей ветерок».
Прочие изделия
За все годы существования завод достиг внушительных размеров и выпускал большое количество изделий самого разного типа. Кроме многочисленной посуды и скульптуры фабрика производила вазы, кашпо, подсвечники, пепельницы, шкатулки и прочие полезные в быту предметы. Наибольшего расцвета в этом направлении завод достиг при Кузнецове.
В 1929 году специалисты завода прекращают выпускать фарфор и полуфаянс и концентрируются только на майолике и фаянсе.
После национализации завод переживал упадок, а в военное время выпускал только санитарный фаянс и самую простую посуду для госпиталей. Возврат к прежнему широкому ассортименту произошел только в середине двадцатого века. С 1950-х годов на предприятии вновь стали производить вазы, скульптуры и разнообразную посуду.
Клейма завода
Период Ауэрбаха
В первых клеймах завода писали только фамилию ее владельца без указания места, где находится предприятие. Наиболее частым клеймом в период 1811–1817 гг. является надпись на латыни AUERBAGH, вдавленная массу.
В этот период министром внутренних дел в стране был О. Козодавлев, которому сильно не нравилось подражание зарубежной продукции, в том числе и в плане авторства. Министр выступал против того, чтобы русский фарфор делали по импортным образцам, да еще и обозначали авторство на иностранный манер. Он выразил свое недовольство по этому поводу и предписал русским фабрикантам указывать на фарфоровых изделиях фамилию российскими литерами с обязательным указанием имени изготовителя и «места, в коем фабрика находится». После этого события в фабричных клеймах стали использовать русские буквы, а также указывать местонахождение завода (Корчевский уезд).
Саму надпись «Ауэрбахъ. Корчева» располагали в одну строчку или в две. Вместо полного наименования часто использовали сокращение «А. К.», которое также шло в одной или двух строках. На некоторых изделиях буквы вдавлены на значительном расстоянии и порой расположены в разных направлениях.
В 1820-е годы Ауэрбах создал три роскошных сервиза, которые были заказаны ему для двух дворцов и придворной конторы. На многочисленных изделиях каждого из этих сервизов стояли соответствующие клейма: «Тверского дворца», «Павловского дворца» и «Придворной конторы». Эти клейма ставились в дополнение к основным клеймам, то есть «А. К.» или «Ауэрбахъ. Корчева».
В 1833 году на прошедшей в Санкт-Петербурге мануфактурной выставке фабриканта удостоили чести клеймить свой фарфор государственным гербом, что говорит о высочайшем качестве его продукции.
В период с 1833 по 1860 годы встречается надпись AUERBAGH, расположенная под двуглавым орлом, а также цифры и другие элементы.
После 1860 года завод вновь использует клеймо на русском языке «АУЕРБАХЪ» с российским гербом, выполненное техникой тиснения. Это же клеймо иногда делали с помощью розовой подглазурной краски.
Период Кузнецова
С 1870 года, когда новым владельцем фабрики стал М.С. Кузнецов, в клейме по-прежнему проставляли фамилию Ауэрбаха, чтобы сохранить прежних заказчиков прославленного предприятия, однако к фамилии стали добавлять приписку «бывший». В этот период встречается клейма с написанием фамилии через «е» и «э»: «Быв. Ауербахъ» и «Быв. Ауэрбахъ».
Для этого периода характерно и наличие двойных клейм, когда рядом с клеймом «Быв. Ауэрбахъ» ставили клеймо «Фабрики М.С. Кузнецова в Твери».
В период 1870-1889 гг. Кузнецов помечал продукцию клеймами, которые были характерны для всех его заводов. В них присутствует российский герб, фамилия и инициалы владельца завода, то есть самого М.С. Кузнецова, а также указание, где именно находится завод. В данном случае указывали Тверскую губернию.
В период с 1889 по 1917 годы появилось клеймо «Товарищества М.С. Кузнецова в Твери», что было связано с объединением в 1889 году фарфорово-фаянсовых предприятий Кузнецова в товарищество.
После национализации
В 1918-1919 гг. фабрика была переименована в Государственную Тверскую фабрику, что нашло отражение и в новом клейме. С этого периода для клейм завода характерно наличие советской атрибутики. В частности, в последующие годы в них изображали серп и молот, колосья пшеницы, герб страны. С 1920 по 1927 гг. в клейме появилось название села Кузнецово Тверской губернии и новое название фабрики (в 1923 году заводу присвоили имя М.И. Калинина). В этот же период используется и более лаконичное клеймо из букв «т» и «ф», обозначающих тверской фарфор.
В 1929 году село Кузнецово переименовали в Конаково. Такое имя было присвоено в честь революционера П.П. Конакова по предложению одной из работниц завода. В 1937 году Президиум ВЦИК принял решение перенести центр Конаковского района из города Корчевы в Конаково. С этого момента Конаково превращается в город, а в клеймах появляется соответствующая приписка: «В Конакове». Позже клеймо стало более лаконичным, состоящей из букв «ЗиК».