Антикварная площадка онлайн

Фарфорово-фаянсовый завод Ауэрбаха

История предприятия
Продукция завода
Клейма завода

История предприятия

Старейший российский фарфорово-фаянсовый завод был основан в 1809 году в деревне Домкино Корчевского уезда Тверской губернии аптекарем Ф.-Х. Бриннером и двумя фабрикантами гарднеровского завода. Предприятие обещало быть выгодным, однако с первых же дней на производстве возникли проблемы, т.к. у владельцев не было опыта ведения таких дел и не хватало финансов. Чтобы совсем не разорить молодую фабрику, уже через год Бриннер продает свое фаянсовое детище А.Я. Ауэрбаху.

Лифляндский потомок купца А.Я. Ауэрбах взялся за дело основательно и уже за первое десятилетие деятельности мануфактуры превратил маленькую фабрику в достаточно крупный завод. Если в 1812 году здесь трудилось только 15 человек, то в 1815 году количество работников увеличилось до 119, а фаянса было выработано на 81 тыс. рублей. На предприятии было несколько мастеров по фаянсу, живописцев и множество учеников. Согласно статистическим материалам за 1818 год, на заводе Ауэрбаха трудилось 16% работников, задействованных в фаянсовом производстве России. К 1829 году фабрикант был вынужден перевести завод в село Кузнецово, т.к. владелец земель помещик Головачёв не пожелал продлевать аренду.

Завод Ауэрбаха в селе Кузнецово

Завод Ауэрбаха в селе Кузнецово

В 1831 году Ауэрбах получил золотую медаль за фаянс высокого качества и за то, что ему удалось наладить массовое производство изделий. А в 1833 году его завод стал первым после ИФЗ, которому разрешили клеймить изделия государственным гербом. Среди прочих наград фабриканта стоит отметить орден Станислава, орден Анны и дворянский титул.

После отмены крепостного права в 1861 году предприятие, управляемое сыновьями Ауэрбаха, переживало упадок. Число работников резко сократилось, что привело и к сокращению продукции. В 1870 году Генрих и Герман Ауэрбахи продали близкий к банкротству завод М.С. Кузнецову. Так называемый король русского фарфора сумел не только возродить производство, но и превратил теперь уже Тверскую фабрику М.С. Кузнецова в огромное хозяйство с самыми современными цехами и оборудованием. С 1884 года здесь начали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику, а также изделия из других материалов.

После Октябрьской революции 1917 года завод национализировали, а в 1923 году присвоили ему имя партийного деятеля М.И. Калинина. Само село Кузнецово переименовали в Конаково, что повлияло и на название завода.

Мастера И. Панкратов и В. Смирнов на Конаковском заводе

Мастера И. Панкратов и
В. Смирнов на
Конаковском заводе.


Здание Конаковского завода. Фото 2008 года

Здание Конаковского завода.
Фото 2008 года.

Завод прославился на вес мир, но дожить до наших дней не смог. На сегодняшний день предприятие официально признано банкротом.

Продукция завода

Посуда

Народный орнамент

В первые годы работы фаянсовая фабрика Ауэрбаха выпускала посуду простой формы с достаточно скромным декором. Мастера завода создали свой собственный флоральный орнамент, который наносили на фаянс вручную с помощью кисти. Это было изображение гроздей винограда, листьев, побегов, фруктов и других элементов флоры, исполняемых на посуде в зеленом и коричневом оттенках. В дальнейшем именно такой легкий растительный орнамент стал основным элементом росписи завода, по которому легко узнавалась его продукции.

Тарелка мелкая фаянсовая. Завод Ауэрбаха. 1819 г.

Тарелка мелкая фаянсовая.
Завод Ауэрбаха. 1819 г.

В 1818-1820 годах, когда специалисты фабрики освоили технику печатных рисунков, размещенный по бортику тарелок цветочный орнамент стали сочетать с расположенной в центре картинкой. Сюжеты для центрального изображения брали самые разнообразные. Часто это были пейзажи, которые органично сочетались с растительным орнаментом.

Изображения отличались простыми, доступными образами и часто сопровождались различными пояснительными надписями. Такой народный орнамент мастера завода применяли и в более позднем периоде, в том числе при выполнении крупных заказов. В частности, он нанесен на посуду известного Тверского сервиза.

Тарелка Тверского сервиза. Фаянс, живопись. Фабрика Ауэрбаха, 1820-е гг

Тарелка Тверского сервиза. Фаянс, живопись. Фабрика Ауэрбаха, 1820-е гг.

Придворный заказ на три сервиза Ауэрбах получил в 1820-х годах. Мастера завода изготовили многочисленные предметы сервизов для дворцов в Павловске, Твери и придворной конторы. В частности, в сервиз для Тверского дворца входят многочисленные вазочки, кофейник, сахарница, сосуды для специй, столовая посуда и другие предметы, необходимые на столе знатных особ. Некоторые элементы этих сервизов сохранились в московском историческом музее, в государственном русском музее Петербурга и музее продукции завода.

Все сервизы очень близки по форме и манере росписи. В них нет изобилия красок, позолоты, сложных орнаментов или изображений, однако работы выполнены с высочайшим мастерством. Художник, работавший над сервизами, продемонстрировал отличное владение техникой подглазурной росписи и знание того, как работать с кобальтом. С виду простой рисунок представляет собой органичное сочетание темных синих мазков с легкими голубыми, которые под умелой рукой мастера изящно превращаются в живописные бутоны, легкие стебельки или листочки.

Некоторые предметы Тверского фаянсового сервиза. Завод Ауэрбаха. 1820-е гг

Некоторые предметы
Тверского фаянсового сервиза.
Завод Ауэрбаха.
1820-е гг.

В ауэрбаховский период выпускалась самая разнообразная посуда: чайные и столовые сервизы, блюда, кружки, тарелки и прочие предметы. Для фаянса фабрики был характерен неизменный растительный орнамент в сочетании с печатными картинками. С 1840-х годов большой популярностью пользовались изображения военной тематики. Картинки на военную тему помещали в центр фаянсовых изделий, а по краю блюд, тарелок и другой продукции изображали всевозможные атрибуты военной деятельности.

Усложнение орнамента

В кузнецовский период мастера вначале работали по старым формам и печатным рисункам. Одноцветные картинки раскрашивали надглазурными красками, благодаря чему изделия получались яркими и порой даже излишне пестрыми.

Фаянсовая тарелка. Тверская фабрика Кузнецова. 19 век

Фаянсовая тарелка.
Тверская фабрика Кузнецова.
19 век.

Для тарелок этого периода характерно наличие широкого борта, украшенного сложным орнаментом или полностью покрытого однотонной краской. Борта зачастую делали фестончатыми, то есть с зубчиками разной формы и размера. Встречаются и другие варианты рельефа изделий. На фаянс добавляли в небольшом количестве позолоту, которой делали надписи или наносили легкий орнамент по краям.

Фаянсовое блюдо «Хлеб-соль». Завод Кузнецова в Тверской губернии

Фаянсовое блюдо «Хлеб-соль».
Завод Кузнецова
в Тверской губернии.

Посуда, выпускаемая в период правления Кузнецова, была очень разнообразна. Предприятие производило живописные подносы, сырные доски, сухарницы, конфетницы, кружки с секретом, кувшины, масленки и прочие изделия. Для работ этого периода характерен яркий рисунок, рельефный декор и оригинальность композиции. Помимо фаянса в это время выпускали фарфор и майолику.

Фарфоровый кувшин «Всё выпивай, да ещё наливай». Фабрика Кузнецова в Твери. 1880-е – 1889 гг

Фарфоровый кувшин «Всё выпивай, да ещё наливай». Фабрика Кузнецова в Твери. 1880-е – 1889 гг.


Масленица «Вылупившиеся птенцы». Кузнецовский фаянс. Тверская фабрика. Конец 19 в.

Масленица
«Вылупившиеся птенцы».
Кузнецовский фаянс.
Тверская фабрика.
Конец 19 в.

Скульптура

Скульптурные композиции завода в разные периоды его существования были достаточно многообразны. К самым первым изделиям относятся кувшины для пива в виде мужских фигурок, чернильницы, пресс-папье в виде разных скульптурных композиций, небольшие статуэтки. Часто такие изделия делали по известным гравюрам. В частности, кувшин «Славный малый» был выполнен по сатирической картине Ф. Хеймана.

Фаянсовый кувшин-тоби «Славный малый». Россия. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1820 – 1850-е гг.

Фаянсовый кувшин-тоби «Славный малый». Россия. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1820 – 1850-е гг.

Так называемые кувшины или кружки тоби впервые появились еще в восемнадцатом веке в Англии. От обычных кружек они отличались своей оригинальной формой. Тоби выполняли в виде сидящего человека в костюме 18 века. Позже они очень прочно вошли в моду и стали довольно разнообразными: персонажем кружки могли быть моряки, плантаторы или шахтеры. Позже через фигуры тоби начали пародировать известных исторических личностей.

В кузнецовский период на Тверской фабрике изготовляли скульптуры на самые разные темы. Очень популярными были сцены городской и сельской жизни, например композиции «Селянин с бутылкой», «Сцена в трактире», «Прачка». Не меньший интерес вызывали нескромные сюжеты, когда девушек изображали частично или полностью обнаженными. Это фаянсовые скульптуры «Покинутая», «Моет голову», «Подглядывающий» и многие другие.

Селянин с бутылкой. Фабрика Кузнецова в Твери. Фаянс. Конец 19 века

Селянин с бутылкой. Фабрика Кузнецова в Твери. Фаянс. Конец 19 века.

Наиболее известны работы мастеров, трудящихся на заводе в двадцатом веке. Это многочисленные скульптуры Марии Холодной, Исидора Фрих-Хара, Елены Гуревич. Так, в 1937 году работа советского скульптора И. Фрих-Хара «Пушкин на диване» была удостоена на парижской выставке золотой медали.

«Пушкин на диване». Автор модели И. Фрих-Хар. Конаковский завод

«Пушкин на диване».
Автор модели И. Фрих-Хар.
Конаковский завод.

На выставках в Брюсселе медалями отметили работы и других мастеров завода. Елена Гуревич получила серебряную медаль за скульптурную композицию «Дон Кихот и Санчо Панса», а Мария Холодная за работы «Девочка с кошкой» и «Вей ветерок».

Скульптура «Дон Кихот и Санчо Панса». Автор Е. Гуревич. Конаковский завод

Скульптура «Дон Кихот
и Санчо Панса».
Автор Е. Гуревич.
Конаковский завод.


Скульптуры «Девочка с кошкой» и «Вей ветерок». Автор М. Холодная. Конаковский завод

Скульптуры «Девочка с кошкой» и «Вей ветерок». Автор М. Холодная. Конаковский завод.

Прочие изделия

За все годы существования завод достиг внушительных размеров и выпускал большое количество изделий самого разного типа. Кроме многочисленной посуды и скульптуры фабрика производила вазы, кашпо, подсвечники, пепельницы, шкатулки и прочие полезные в быту предметы. Наибольшего расцвета в этом направлении завод достиг при Кузнецове.

Декоративная ваза с романтической сценой. Тверская фабрика Кузнецова

Декоративная ваза с романтической сценой. Тверская фабрика Кузнецова.

В 1929 году специалисты завода прекращают выпускать фарфор и полуфаянс и концентрируются только на майолике и фаянсе.

После национализации завод переживал упадок, а в военное время выпускал только санитарный фаянс и самую простую посуду для госпиталей. Возврат к прежнему широкому ассортименту произошел только в середине двадцатого века. С 1950-х годов на предприятии вновь стали производить вазы, скульптуры и разнообразную посуду.

Клейма завода

Период Ауэрбаха

В первых клеймах завода писали только фамилию ее владельца без указания места, где находится предприятие. Наиболее частым клеймом в период 1811–1817 гг. является надпись на латыни AUERBAGH, вдавленная массу.

auerbah-17.JPG

В этот период министром внутренних дел в стране был О. Козодавлев, которому сильно не нравилось подражание зарубежной продукции, в том числе и в плане авторства. Министр выступал против того, чтобы русский фарфор делали по импортным образцам, да еще и обозначали авторство на иностранный манер. Он выразил свое недовольство по этому поводу и предписал русским фабрикантам указывать на фарфоровых изделиях фамилию российскими литерами с обязательным указанием имени изготовителя и «места, в коем фабрика находится». После этого события в фабричных клеймах стали использовать русские буквы, а также указывать местонахождение завода (Корчевский уезд).

auerbah-18.JPG

Саму надпись «Ауэрбахъ. Корчева» располагали в одну строчку или в две. Вместо полного наименования часто использовали сокращение «А. К.», которое также шло в одной или двух строках. На некоторых изделиях буквы вдавлены на значительном расстоянии и порой расположены в разных направлениях.

auerbah-19.JPG

В 1820-е годы Ауэрбах создал три роскошных сервиза, которые были заказаны ему для двух дворцов и придворной конторы. На многочисленных изделиях каждого из этих сервизов стояли соответствующие клейма: «Тверского дворца», «Павловского дворца» и «Придворной конторы». Эти клейма ставились в дополнение к основным клеймам, то есть «А. К.» или «Ауэрбахъ. Корчева».

В 1833 году на прошедшей в Санкт-Петербурге мануфактурной выставке фабриканта удостоили чести клеймить свой фарфор государственным гербом, что говорит о высочайшем качестве его продукции.

В период с 1833 по 1860 годы встречается надпись AUERBAGH, расположенная под двуглавым орлом, а также цифры и другие элементы.

auerbah-20.JPG

После 1860 года завод вновь использует клеймо на русском языке «АУЕРБАХЪ» с российским гербом, выполненное техникой тиснения. Это же клеймо иногда делали с помощью розовой подглазурной краски.

auerbah-21.JPG

Период Кузнецова

С 1870 года, когда новым владельцем фабрики стал М.С. Кузнецов, в клейме по-прежнему проставляли фамилию Ауэрбаха, чтобы сохранить прежних заказчиков прославленного предприятия, однако к фамилии стали добавлять приписку «бывший». В этот период встречается клейма с написанием фамилии через «е» и «э»: «Быв. Ауербахъ» и «Быв. Ауэрбахъ».

auerbah-22.JPG

Для этого периода характерно и наличие двойных клейм, когда рядом с клеймом «Быв. Ауэрбахъ» ставили клеймо «Фабрики М.С. Кузнецова в Твери».

auerbah-23.JPG

В период 1870-1889 гг. Кузнецов помечал продукцию клеймами, которые были характерны для всех его заводов. В них присутствует российский герб, фамилия и инициалы владельца завода, то есть самого М.С. Кузнецова, а также указание, где именно находится завод. В данном случае указывали Тверскую губернию.

auerbah-24.JPG

В период с 1889 по 1917 годы появилось клеймо «Товарищества М.С. Кузнецова в Твери», что было связано с объединением в 1889 году фарфорово-фаянсовых предприятий Кузнецова в товарищество.

После национализации

В 1918-1919 гг. фабрика была переименована в Государственную Тверскую фабрику, что нашло отражение и в новом клейме. С этого периода для клейм завода характерно наличие советской атрибутики. В частности, в последующие годы в них изображали серп и молот, колосья пшеницы, герб страны. С 1920 по 1927 гг. в клейме появилось название села Кузнецово Тверской губернии и новое название фабрики (в 1923 году заводу присвоили имя М.И. Калинина). В этот же период используется и более лаконичное клеймо из букв «т» и «ф», обозначающих тверской фарфор.

auerbah-25.JPG

auerbah-26.JPG

В 1929 году село Кузнецово переименовали в Конаково. Такое имя было присвоено в честь революционера П.П. Конакова по предложению одной из работниц завода. В 1937 году Президиум ВЦИК принял решение перенести центр Конаковского района из города Корчевы в Конаково. С этого момента Конаково превращается в город, а в клеймах появляется соответствующая приписка: «В Конакове». Позже клеймо стало более лаконичным, состоящей из букв «ЗиК».

auerbah-27.JPG

Свежие записи

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 году, когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод

В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерны свои особенности и свои уникальные произведения.

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно