Антикварная площадка онлайн

История немецкой фарфоровой статуэтки

Фарфор - идеальный материал для создания маленьких скульптур. Воплощенная в фигурках легкость, обаяние, утонченность и хрупкость сделали их предметом страстного собирательства. Стилевое развитие фарфоровых статуэток неразрывно с историей европейского фарфорового производства. Германия почти на тридцать лет опередила европейские государства, совершенствуя великолепные формы малой фарфоровой пластики. На продажу нечасто выставляются немецкие статуэтки периодов барокко, рококо, неоклассицизма, но эти предметы наиболее притягательны для коллекционеров. Они обладают могущественным свойством очаровывать, восхищаться ими, вызывают непреодолимое желание их приобрести.

Фарфоровая масса была изобретена в Германии неслучайно, как это принято считать. Известный с XVI и распространившийся в XVII веке по Европе фаянс ни в какое сравнение не шел с Китайскими фарфоровыми предметами. Они были невероятно изящными, красивыми, легкими, очень редкими и неимоверно дорогими. Было понятно, что изготовление фарфора озолотит того, кто первый откроет секрет волшебного состава. В Европейских странах проводились опыты в этом направлении, как гончарами, так и алхимиками.

В Мейсене (Саксония), наряду с другими алхимическими опытами, Иоганн Фридрих Бётгер (1682–1719) и его учитель граф Вальтер фон Тширнхауз (1651–1708) экспериментировали с керамической массой под покровительством короля Польши и электора Саксонии Августа Сильного. До этого алхимики работали над улучшением состава массы, разработкой глазурей и красок для фаянсового завода в Дрездене. В процессе экспериментов ими была получена в Мейсене темно-красная керамика, пластичная, отличных качеств, из которой делались вещи с украшениями барочных мотивов либо копии серебряных и золотых изделий. Результатом дальнейших опытов стало изобретение в январе 1710 г. твердой фарфоровой пасты, то есть настоящего фарфора. Тогда же в Мейсене была организована первая в Европе фарфоровая мануфактура.

Иоганн Фридрих Бётгер (1682–1719)
Иоганн Фридрих Бётгер (1682–1719)

Мейсенский фарфор

Белый, просвечивающийся фарфор Мейсена, который после обжига покрывали глазурью на основе полевого шпата, поступил на рынок в 1713 г. Цвет его, оттенка слоновой кости, вначале не был идеален. Первой продукцией была чайная, кофейная посуда и небольшие гротескные фигурки, сделанные по рисункам Жака Калло (1592–1635), подражающие китайским образцам. Мейсен стал фарфоровым сердцем Европы. Состав массы, которую называли белым золотом, хранили в строжайшей тайне, а изделия приравнивались к стоимости полудрагоценных камней.

В 1719 г. два мейсенских мастера переехали в Вену, где создали первое конкурирующее предприятие Клавдия дю Пакье. Оно существовало, как частная немецкая фирма, до 1744 г. Но производственный фарфоровый секрет не распространился, и Мейсен оставался практически монополистом почти до середины XVIII в.

После смерти Бютгера, на мейсенской мануфактуре был назначен главным художником И. Г. Хёрольдт. В 1720 г., на основе металлических окислов, он создал полупрозрачные эмалевые краски, яркие и насыщенные на белизне фарфора. На основе новых эмалей Хёрольдт разработал эскизы китайских и японских сюжетов, экзотических цветов, морских судов и ландшафтов.

В 1727 г. мастер И.Г. Киршнер по заказу короля Августа начинает создавать в натуральную величину фигурки птиц и животных. Работа длится несколько лет, и ее помогает выполнять пришедший на предприятие в 1731 г. И.И. Кендлер (1706–1775), которого вскоре назначают главным модельером. Совместная работа этих двух мастеров создала изысканное фарфоровое разнообразие изящных предметов, которые приобретала богатейшая европейская знать. Мейсенская фигурка периода Киршнера и Кендлера — бриллиант в собрании современного коллекционера.

В конце 1730 годов на смену исчерпавшегося барочного стиля приходит женственный, игривый стиль рококо. Его живость, энергия, некоторая фривольность прекрасно выражаются хрупкостью и пластичностью фарфора. В своих многочисленных маленьких скульптурах и группах Кендлер изображал придворные сцены, итальянские персонажи Комедии дель Арте, ремесленников, уличных торговцев, крестьян, шахтеров и нищих, китайцев, персов, турок. В середине 1740 годов Кендлер создает серию «Крики Парижа» по рисункам Э. Бушардона. Его серии «Четыре стихии», «Части Света», «Времена года» долго служили моделями для подражания других предприятий.

Мейсенская мануфактура. Одна из ранних фигурок серии Комедии дель Арте
Мейсенская мануфактура. Одна из
ранних фигурок серии
Комедии дель Арте

Мейсенская мануфактура. Одна из ранних фигурок серии Комедии дель Арте, танцующий Mezzetin
Мейсенская мануфактура. Одна из ранних фигурок серии Комедии дель Арте, танцующий Mezzetin

Мейсенская мануфактура. Торговка рыбой. 1742 г.
Мейсенская мануфактура. Торговка рыбой. 1742 г.

Фарфоровые фигурки изготавливались путем прессования в алебастровых формах, для которых делались первичные модели из воска или глины. Вначале основание для статуэток делалось плоским и украшалось цветами, чтобы скрыть недостатки обжига. Со временем, базы приобрели, свойственные рококо золоченые завитки, но характерные стилю, закрученные высокие ножки, создающие иллюзию хрупкости, появятся лишь к 1760 годам. Многочисленные прессованные части соединяли слабым каолиновым раствором, и вскоре фигурки создавались с немалым количеством крохотных подробностей. Более ярко выражалось движение положением тел и развивающимися складками одеяний. Цветовая гамма также постепенно менялась, переходя от насыщенных красок барокко к утонченным тонам розового, фиолетового, пунцового, бирюзового, свойственных рококо. Одежду фигурок разрисовывали тончайшим цветочным рисунком. Кедлер за время работы создал около 900 различных моделей фарфоровых предметов, но прекраснейшими среди них остались фигурки серии итальянской Комедии дель Арте.

Кендлер. Мельпомена. 1744 г
Кендлер. Мельпомена. 1744 г.

Кедлер. Дама из ордена мопсов (Mopsorden). 1745 г.
Кедлер. Дама из ордена мопсов
(Mopsorden). 1745 г.

Мейсенская мануфактура. Фигурка из неглазурованного фарфора. 1760 г.
Мейсенская мануфактура. Фигурка из неглазурованного фарфора. 1760 г.

Во время Семилетней войны (1756–1763) первенство в изготовлении европейского фарфора переходит к Севру, поскольку в занятой прусскими войсками Саксонии, мейсенское производство было приостановлено. После окончания войны на Мейсенской мануфактуре главным художником был назначен Виктор Асье. Он для преодоления конкуренции севрских изделий вводит «современный вкус», то есть неоклассический стиль, который входит в моду с 1760 г. после раскопок в Помпее и Геркулануме. По эскизам Асье в Мейсене изготавливают фигуры и группы купидонов, возлюбленных, детей, сидящих на неоклассических стульях или возле классических урн и колонн. Квадратные или овальные основания украшались по краям лепной жимолостью, витрувианскими завитками, греческим или сплошным диагональным орнаментом. Базы статуэток нередко позолочены, чем напоминают бронзовые золоченые оправы в стиле Людовика XVI. Но мануфактура так и не смогла вернуть довоенного лидерства, а после смерти Кедлера в 1775 г., начался постепенный закат предприятия.

Назначенный в 1774 г. новый директор фабрики граф Камилло Марколини удерживает качество мейсенского фарфора на высочайшем уровне, но художественное оформление уступает многим конкурентам. Марколини, пытаясь вернуть репутацию предприятия, производит выпуск изящных фигурок, где применено фарфоровое кружево. Для кружевной и тканевой имитации, каолиновый состав определенной консистенции наносился на одну сторону тонкого батиста, шелка или мелкого тонкого кружева, из которых формировались пышные складки одежды, воланы и рюши. Затем, при обжиге, верхний слой ткани сгорал, оставляя под собой фарфоровую оболочку, точно повторяющую каждую складку, ажур и сборки. Так создавались тонкие фигурки дам в фантастических пышных нарядах. После смерти в 1814 г. Камилло Марколини завод в основном копировал формы и разрисовку собственных прежних моделей. В 1920 годах главным художником фабрики был назначен Пауль Бернер, который немало экспериментировал с модернизацией форм и росписей. С 1948 г. фабрика выпускает изделия по образцам XVIII в.

До 1750 г. мейсенский секрет распространился по большинству регионов Германии, где, конкурирующие мануфактуры, получали покровительство местных правителей. До конца XVIII в. открылось еще семь крупных и более двадцати мелких производств. Качество и художественная ценность изделий измерялась уровнем Мейсенской мануфактуры, которая долго задавала тон в производстве фарфора. Любителям и коллекционерам старинных статуэток, кроме мейсенских, наиболее интересны фигурки нескольких производителей.

Фабрика Хёхст (Hoechst)

Третья фарфоровая фабрика была основана в 1746 г. Первые изделия были не совсем удачными тяжеловатыми, пористыми, сероватого оттенка, покрытые почти непрозрачной глазурью. Чтобы уменьшить вес предметов, их с 1753 г. начали изготавливать на полом основании. В этот период создана серия статуэток на тему Комедии дель Арте в стиле рококо. Лучшие произведения были созданы с 1767 по 1779 годы скульптором-модельером Иоганом Мельхиором. Он формировал сентиментальные, анимированные фигурки, включающие религиозные предметы, пасторальные сцены с детьми и мифологическими персонажами, которые обычно располагал среди травы или, покрытых мхом скал. Его ранние модели демонстрируют пятнистые узоры, в розовом и голубом цвете, поздние работы выдержаны в более темном тоне.

Хёхст. Дама с херувимом. Середина XVIII в.
Хёхст. Дама с херувимом. Середина XVIII в.

Хёхст. Пастух и пастушка украшают шляпу цветами. 1779 г.
Хёхст. Пастух и пастушка украшают
шляпу цветами. 1779 г.

Нимфенбург (Nymphenburg)

Нимфенбургской мануфактуре, открытой в 1747 г. в западной части Мюнхена и принадлежавшей Максимилиану II принцу Баварии, удалось значительно обойти конкурентов, благодаря художественному мастерству Франца Антона Бустелли (1720–1763). Начиная с 1754 г., он создал великолепные серии статуэток персонажей из Комедии дель Арте, кокетливых дам в кринолинах, бюстов выдающихся личностей, фигурок азиат, детей, целые группы и композиции, которые стали кульминацией духа рококо. Продукцию этого предприятия особенно предпочитали торговцы для американского рынка.

Нимфенбург. Фигурка девушки. Около 1780 г.
Нимфенбург. Фигурка девушки.
Около 1780 г.

Нимфенбургская фарфоровая мануфактура, Франц Антон Бустелли. Изабелла и Октавио
Нимфенбургская фарфоровая мануфактура, Франц Антон Бустелли. Изабелла и Октавио

Фюрстенберг (Furstenberg)

В замке Фюрстенберг герцога Карла I Брауншвейгского с 1747 г. создавался фарфор, который поначалу не выделялся оригинальностью и красотой изделий из-за глазури, которая имела желтый либо серый оттенок и давала пятна. Но по эскизам работавшего с 1753 г. в Фюстенберге художника Симона Фейлнера, были исполнены две замечательные серии статуэток: персонажи Комедии дель Арте в 1754 г. и «Шахтеры» в 1757 г. В период 1750–1790 г. производство прославилось вазами в стиле рококо и неоклассицизма, а с 1770 г. стало популярным неглазурованными предметами, так называемым бисквитом.

Furstenberg. Фигурка Dottore из Комедии дель Арте. 1790 г.
Furstenberg. Фигурка Dottore из Комедии дель Арте. 1790 г.

Furstenberg. Пара влюбленных. Около 1780 г.
Furstenberg. Пара влюбленных.
Около 1780 г.

Берлинская мануфактура

При поддержке короля Пруссии Фридриха II Великого была открыта Берлинская фабрика Карлом Вегели (Wegely). Несмотря на то, что Вегели удалось получить качественный плотный, белый, с тонким слоем глазури фарфор, предприятие проработало всего шесть лет с 1761 по 1757 год. Помимо посуды, были выпущены статуэтки птиц, торговцев, крестьян, которые часто не были раскрашены. Эти предметы очень редки из-за непродолжительного периода выпуска.

В 1761–1763 гг. мануфактурой управлял Иоганн Готзковски, выпустивший продукцию сероватого, слегка пористого фарфора. Стремясь достичь успеха в соперничестве с Мейсенской мануфактурой, Готзковски привлек оттуда нескольких модельеров, художников и скульпторов. С 1761 г. главный скульптор-модельер предприятия — ученик Кендлера Фридрих Мейер.

В 1763 г. король Фридрих выкупил и реорганизовал предприятие, ставшее известным, как Königliche Porzellan-Manufaktur. Королевской мануфактурой было создано множество изделий с интереснейшей росписью, высочайшего класса сервизов (один из них по заказу Екатерины II), менее дорогой столовой посуды. До 1780 года было выпущено большое количество малой фарфоровой скульптуры в стиле рококо по проектам Фридриха Мейера. Статуэтки изображали пастухов и пастушек, ремесленников, крестьян, садовников, китайцев и других персонажей. Работы уступали мейсенским фигуркам легкостью, изяществом, были более статичны и однообразны в композиции. Некоторые сюжеты повторяли темы Кендлера (серия «Времена года»). Работающий с Ф. Э. Мейером его брат Христиан Мейер создавал статуэтки и группы в духе классицизма, изображающих ремесленников различных специальностей. Не особо живописна, но интересна его серия аллегорий «Скульптура», «Живопись», «Музыка», «Поэзия», и другие.

Königliche Porzellan-Manufaktur. Флора. Конец XVIII в.
Königliche Porzellan-Manufaktur. Флора. Конец XVIII в.

KPM. Хранитель сокровищ. Около 1780 г.
KPM. Хранитель сокровищ. Около 1780 г.

В начале XIX в. неоклассический стиль уступил мещанскому влиянию бидермайера, постепенно художественный уровень предприятия начал снижаться. С 1886 года руководителем фабрики назначен Александр Кипс, поднявший мануфактуру на прежний уровень. Сейчас предприятие выпускает посуду и декоративные вазы.

Франкенталь (1755–1799)

Коллекционерам антиквариата изделия из Франкенталя известны по фигуркам трех модельеров: Иогана Ланца, работавшего с 1755 по 1766 годы; Иогана Люка (1758–1764); Карла Люка (1758–1764).

Шарль-Франсуа Ханнонг переместил свое фарфоровое предприятие из Австрии в Франкенталь после того, как Людовик XV Австрийский наложил запрет на конкуренцию с Венской королевской фабрикой. Превосходные сервизы и статуэтки стиля рококо были выполнены из качественного фарфора, имеющего нежный оттенок сливок. Статуэтки отображали повседневные сцены горожан и охотничьи сюжеты.

Франкенталь. Дети, играющие с собакой
Франкенталь. Дети, играющие
с собакой.

Франкенталь. Фигурка флейтиста. 1768 г
Франкенталь. Фигурка флейтиста. 1768 г.

Фарфор Людвигсбурга (1758–1824)

Последняя из восьми основных немецких фабрик была основана Карлом Ойгеном. Изделия ничем не выделялись. Но фигурки периода 1759–1779 гг., разработанные Готлибом Риделем и те, что созданы с 1760 по 1767 год Иоганном Беером, ценятся коллекционерами. Эти статуэтки прекрасно сработаны и отличаются трогательными, порой наивными сюжетами.

Людвигсбург. Шарманщик. Конец XVIII в.
Людвигсбург. Шарманщик. Конец XVIII в.

Фулда (1764–1790)

Из небольших предприятий, выпустивших достойные внимания статуэтки можно выделить фабрику в городе Фулда (Fulda), работавшую с 1764 по 1790 год. Лучшие фигурки были созданы до 1774 г. модельером Венцелем. Среди них наиболее известные из серий «Придворный оркестр Фулда» и «Крики Парижа».


Свежие записи

Князь Юсупов был очень богатым и образованным человеком, который много путешествовал по разным странам мира и имел пристрастие к коллекционированию разнообразных произведений искусства

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию

Англичане наравне с гончарами из других уголков Земли делали многочисленные попытки получить утонченные фарфоровые вещицы. Однако шли десятилетия, а открыть заветную формулу никак не удавалось, пока за дело не взялся известный доктор Дж

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно