Антикварная площадка онлайн

Королевский фарфор Royal Worcester

История первого завода Англии
Изящный королевский фарфор
Клейма завода Royal Worcester

История первого завода Англии

После появления китайского фарфора многие страны мира делали все, чтобы получить собственный фарфор. Англичане наравне с гончарами из других уголков Земли также делали многочисленные попытки получить нечто подобное утонченным фарфоровым вещицам из Китая. Однако шли десятилетия, а открыть заветную формулу никак не удавалось, пока за дело не взялся известный доктор Дж. Уолл.

Совместно с аптекарем У. Дэвисом Уолл задался целью получить рецепт фарфора и приступил к опытам примерно в середине XVIII века. Вероятно, желание двух искателей было столь сильным, что результаты их экспериментов поразили публику. Более десятка известных предпринимателей страны сразу же вложили в создание фарфора средства, предчувствуя выгодное дело. И они не ошиблись, так как открытый в 1751 году на их средства фарфоровый завод Worcester вскоре ждал невероятный успех.

Хотя фактически фабрике не с кем было конкурировать внутри страны, так как она стала первым в Англии фарфоровым предприятием, с самого начала здесь была поставлена высокая планка. Завод выпускал фарфор, который привлек внимание королевских персон. В 1788 году на предприятие прибыл сам король Георг III, что повлияло на статус завода. Теперь к его названию присоединилось слово Royal, что означает королевский.

Изменение статуса привело и к росту числа заказчиков из числа элиты. Местные аристократы обратили внимание на изящные фарфоровые чашечки и блюдца, которые могли выдержать горячий чай, не растрескавшись. При этом посуда и миниатюрные статуэтки были красиво расписаны в китайском стиле и, конечно, привлекали уже тем, что были созданы у себя на родине.

В последующие годы завод расцветал и обретал все большую известность. Если в 18 веке конкурировать приходилось в основном с китайской продукцией, то с открытием в Англии и по всему миру многочисленных фарфоровых мануфактур пришлось вступить в период жесточайшей конкуренции. Но владельцы Royal Worcester всегда шли в ногу со временем, подстраивались под запросы общества и опережали своих конкурентов. Благодаря этому предприятие удержались на рынке в эпоху борьбы за долю на рынке в XIX и XX веках, пережило сложное военное и другие времена.

На сегодняшний день завод находится в составе концерна Portmeirion Group, объединяющего ряд известных английских брендов. Мощности компании Royal Worcester находятся не только в Англии, но и в других странах. Мастера нынешних предприятий не изменили добрым традициям завода, благодаря чему сегодня фарфор Royal Worcester продолжает быть королевским. Здесь органично сплелись давние традиции с новыми веяниями, что является одной из причин успеха современных коллекций фабрики.

Фабричное здание завода Royal Worcester в Англии
Фабричное здание завода
Royal Worcester в Англии.

Сам завод превратился в музей, в котором желающие могут изучить одну из крупнейших в мире фарфоровых коллекций.

Музей завода Royal Worcester в Англии
Музей завода Royal Worcester
в Англии.

Изящный королевский фарфор

Фарфоровые статуэтки

Английские фарфоровые статуэтки знамениты на весь мир своей утонченностью и изящностью. Самые первые из них на заводе Royal Worcester относятся к середине восемнадцатого века. Предположительно, что первую фигурку создал в 1757 году мастер Джон Тулуза. Но настоящий расцвет производства фарфоровых статуэток начался после того, когда на фабрике стали изготавливать фарфор с добавлением полевого шпата.

Фарфоровые туфельки. Фабрика Royal Worcester. Около 1875 г.
Фарфоровые туфельки. Фабрика Royal Worcester. Около 1875 г.

В отличие от прежней мягкой фарфоровой массы новый вид фарфора оказался идеальным для создания статуэток, потому что прекрасно держал форму и позволял модельерам создавать мельчайшие детали композиции. Кроме того, на него отлично ложились краски. Благодаря этому фарфоровые статуэтки завода поднялись на новый уровень и восхищали ценителей фарфоровых изделий своей реалистичностью.

Не меньшее влияние на фарфоровую скульптуру Royal Worcester оказало и появление костяного фарфора. Так, ваяя зимородка, который подлетает к кувшинке на воде, модельер David Fryer изображает птицу с такой точностью, что создается полное ощущение ее полета. Раскрытые крылья с тонкими перышками, светящимися на свету, изгиб тела — все создает ощущение, словно зимородок вот-вот приземлится на кувшинку. Очевидно, что нужны материалы высочайшего качества и большое мастерство, чтобы создать такой шедевр из фарфора.

Статуэтка «Зимородок» из серии «Садовые и певчие птицы Англии». Костяной фарфор. Royal Worcester. XX век
Статуэтка «Зимородок» из серии «Садовые и певчие птицы Англии». Костяной фарфор. Royal Worcester. XX век.

Статуэтка «Зяблик» из серии «Садовые и певчие птицы Англии». Royal Worcester Albany. XX век
Статуэтка «Зяблик» из серии
«Садовые и певчие птицы Англии».
Royal Worcester Albany. XX век.

Серия моделей животных появилась в начале двадцатого века, когда заводу пришлось буквально биться грудью с фабрикой Royal Doulton за долю на фарфоровом рынке. В качестве эксперимента в 1910 году были выпущены первые фигурки, которые быстро обрели большую популярность. В итоге завод стал специализироваться на выпуске разнообразных птиц, рыб, животных, часто удачно вписывая их в крошечный уголок живой природы.

Работа на опережение позволяла предприятию быть в числе лучших даже в самые трудные времена. Так, в Первую мировую войну фабрика изготавливала фигурки наподобие германских, а также перешла на выпуск дешевой фаянсовой продукции. Это позволило спокойно миновать сложное время и после войны вновь вернуться на прежний уровень. Кстати, такому возврату во многом способствовало появление на заводе новых мастеров из столицы Англии. В частности, новому расцвету и славе завода способствовала талантливый дизайнер Freda Doughty.

Ей принадлежит множество оригинальных работ, которые пользовались большим успехом. Особенно Фриде удавались статуэтки на детскую тематику. Например, была создана серия фигурок «Дни недели», которая соответствовала популярной считалке и помогала детям изучать названия дней. Сама считалка пришла из древности, когда во время гадания судьбу предсказывали на основании дня недели, в который человек появился на свет. Для каждого дня в серии выпускали фигурку мальчика и девочки, причем прямо на самой статуэтке подписывали и предсказание. Например, понедельник символизировала фигурка с надписью «Mondaus child is fair of face», что означает «родившийся в понедельник ребенок, будет красив на лицо».

Статуэтка «Мальчик-понедельник» из серии «Дни недели». Автор Freda Doughty. Royal Worcester. 1955 г.
Статуэтка «Мальчик-понедельник» из серии «Дни недели». Автор Freda Doughty. Royal Worcester. 1955 г.

Статуэтка «Игра в снежки». Royal Worcester. 1965-1975 гг.
Статуэтка «Игра в снежки». Royal Worcester. 1965-1975 гг.

Ценность для коллекционеров представляют не только старинные фигурки фабрики Royal Worcester, но и статуэтки лимитированных серий. Особой популярностью пользуются фигурки изящных дам в роскошных платьях. Например, это заводская серия «Прогулки в костюмах девятнадцатого века». Статуэтки серии созданы из тонкого костяного фарфора, что придает элегантным дамам особую женственность, подчеркивает их хрупкость.

Статуэтка №1957 из ограниченной серии «Прогулки в костюмах XIX века». Тираж серии 9500 шт. Royal Worcester.1990 г
Статуэтка №1957 из ограниченной серии «Прогулки в костюмах XIX века». Тираж серии 9500 шт. Royal Worcester.1990 г.

Посуда, вазы и другие изделия

Английский завод Royal Worcester преуспел не только в выпуске фарфоровых статуэток. Не меньшую славу заводу принесли роскошные сервизы, оригинальные кружки, тончайшие чашечки из костяного фарфора и другая посуда, качество которой из года в год все более совершенствовалось. Первая посуда, относящаяся к восемнадцатому веку, не могла похвастать особым качеством и оригинальностью. Рынок заполонил дешевый китайский фарфор, под стать которому изготавливали низкобюджетную продукцию. В основном это был синий и белый фарфор.

Однако владельцы предприятия абсолютно правильно сделали ставку на подбор мастеров высокого класса, благодаря чему на фабрике появился собственный неповторимый стиль. В разные годы на предприятии работали профессиональные дизайнеры и художники, внесшие огромный вклад в развитие завода. Так, в XIX и XX веках это были D. Bates, C. Dresser, T. Baxter, W. Billingsley и многие другие талантливые мастера своего дела.

Профессиональным дизайнерам удалось создать великолепные вазы, кофейные и чайные сервизы, урны и прочие изделия, которые являются отдельными произведениями искусства. Это не робкие попытки подражать чужим произведениям, а шикарные композиции цветов, фруктов, причудливые формы и орнаменты, украшающие оригинальные модели.

Десертный набор производства Royal Worcester. 1876 г
Десертный набор производства Royal Worcester. 1876 г.

Вазы и вазоны поражают своим изобилием красок, где наблюдается тончайший переход из одного полутона в другой, а сам орнамент то завораживает своей натуралистичностью, то удивляет легкостью и невинностью каждого мазка мастера.

Ваза, декорированная цветами. Royal Worcester. 18-19 вв.
Ваза, декорированная цветами. Royal Worcester. 18-19 вв.

Интересно, что тема животных нашла выражение не только в фигурках, но перешла на вазы и посуду, причем она не теряет популярности и сегодня. Но в настоящее время популярностью пользуются довольно оригинальные композиции. Для сравнения, ниже приведены антикварная ваза с реалистичным изображением овец и посуда из современной коллекции Wrendale. Создательница этой коллекции Ханна Дейл решила отступить от художественных канонов и на первый план поставила воздушность рисунка, которой удалось достичь благодаря тому, что герои нарисованы как бы более пушистыми. В результате реалистичность животных из английского графства Lincolnshire соединилась с оригинальностью исполнения, и получились просто очаровательные сюжеты.

Высокие вазы с изображением овец. Royal Worcester. Около 18-19 в.
Высокие вазы с изображением овец. Royal Worcester. Около 18-19 в.

Кружки с изображением животных. Современная коллекция Wrendale. Художница Ханна Дейл. Royal Worcester
Кружки с изображением животных. Современная коллекция Wrendale. Художница Ханна Дейл.
Royal Worcester.

Посуда из коллекции Wrendale. Художница Ханна Дейл. Royal Worcester
Посуда из коллекции Wrendale.
Художница Ханна Дейл.
Royal Worcester.

Не менее интересны и формы изделий Royal Worcester. Квадратные блюдца с колоритным декором, тарелки с резными краями, вазочки невероятных форм с самыми причудливыми подставками — в оригинальных изделиях завода найдет чему удивиться даже искушенный ценитель фарфора.

Ваза в стиле ампир с золочением и цветочной росписью. Royal Worcester. 1909 г.
Ваза в стиле ампир с золочением и цветочной росписью. Royal Worcester. 1909 г.

Ваза с изображением фруктов. Royal Worcester. 1936 г.
Ваза с изображением фруктов. Royal Worcester. 1936 г.

Клейма завода Royal Worcester

Так как история завода Royal Worcester насчитывает более 260-и лет, за все время своего существования предприятие неоднократно меняло клейма.

1890-1902

За долгую историю существования на фабрике несколько раз менялись владельцы, что отразилось и на клеймах. Например, с 1801 года во главе завода стоял Томас Грейнджер, после смерти которого фабрика перешла к его сыну Джорджу Грейнджеру. На клейме это выразилось в изображении щита с надписью ESTABLISHED 1801, означающей выпуск с 1801 года. Вокруг щита идет круглая надпись ROYAL CHINA WORKS WORCESTER ENGLAND, означающую фарфоровый завод Royal Worcester в Англии. По обе стороны от слова ENGLAND расположено одинаковое число точек, о назначении которых будет сказано ниже. Наличие патента помечали словом PATENT.

Клейма со щитом относят к периоду 1890-1902 гг. Год изделия в них можно узнать по буквам от А до L, которые начали ставить в 1891 году. То есть буква А соответствует 1891 году, B — 1892 году, С — 1893 году и так далее до L, соответствующей 1902 году.

royal-wor-16.jpg

Одновременно с этим клеймом использовали одно из наиболее известных клейм завода с изображением короны над кругом. Внутри этого круга представлено обозначение С51, указывающее на год основания завода, и узоры из стилизованной буквы W.

royal-wor-17.jpg

С 1892 года фабрика использовала своеобразную закодированную дату в виде точек, которые изображали с обеих сторон от короны, под названием завода или в иных местах клейма. Эта практика началась с того, что в 1891 году корона получила новый дизайн. В 1892 году указывали одну точку слева от короны, в 1893 году добавилась еще одна точка справа от короны и так далее. Каждый год добавлялась одна точка, указывающая на конкретный год изготовления детали. Всего на заводе дошли до 24-х точек, которые наносили до 1915 года. С 1916 года в кодировании дат стали использовать другие символы.

royal-wor-18.jpg

В некоторых клеймах встречается буквы RN и номер в прямоугольной рамке. Этот знак обозначает, что проект был зарегистрирован в английском Патентном ведомстве. Наличие патента на продукцию также в этих клеймах отмечали с помощью слова PATENT. Круглые клейма ставили разными цветами: черным, зеленым и красным.

1902-1930

royal-wor-19.jpg

В период с 1902 по 1930 годы клеймо приобрело новый вид. Теперь в нем появилась лента с надписью Crownware, что лишний раз подчеркивало королевские изделия. Вверху короны располагается надпись Royal Worcester, внизу указана страна производства.

1931-1950

С 1931 года по 1950 годы использовали простое клеймо, состоящие из слов Royal Worcester England, изображенных в несколько прямых строк зеленым цветом.

royal-wor-20.jpg

1950-1983

royal-wor-21.jpg

Еще одно популярное клеймо завода содержит изображение стилизованной буквы W внутри круга и надписи: Royal Worcester, Porcelain, Made in England. Существуют разные варианты этого клейма и приведенного выше клейма с изображением короны. Встречаются версии с указанием материалов изготовления или их характеристик. Например, надпись fireproof означает огнестойкую продукцию.

royal-wor-22.jpg
Также частая надпись на клейме Fine Bone China означает костяной фарфор.

Надо заметить, что англичане очень скрупулезно относятся к описанию фарфоровой продукции. Помимо клейма на изделии можно встретить довольно подробное описание, в которое входит название композиции или сервиза, число экземпляров в серии (для лимитированных серий), номер конкретного изделия, название торгового дома и другая информация.

royal-wor-23.jpg

Настоящее время

Сегодня предприятие имеет более строгое клеймо, лишенное дизайнерских элементов. Это надпись, в которой указано название завода, товарный знак и пометка ESTABLISHED 1751, означающая дату основания предприятия.

royal-wor-24.JPG

Свежие записи

В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Кузнецова сыграли немаловажную роль. Однако заслуженно высокую оценку получилось относительно недавно.

Клейма фарфора СССР были и остаются востребованными как простыми потребителями, так и профессиональными коллекционерами.

Фарфоровый пласт представляет собой ровную фарфоровую пластину (дощечку, плашку) с живописным изображением. Из-за своей формы он идеально подходит для вставки в рамку, то есть используется как картина или в качестве настенного панно, а также для декорирования столиков, вазонов, шкатулок и иных предметов

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно