Антикварная площадка онлайн

Огюст Роден. Истина сквозь века

Биография мастера
Лучшие произведения скульптора
Клейма на работах Родена

Биография мастера

Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным. В юном возрасте его даже не хотели принимать в Школу изящных искусств, куда будущий великий скульптор пытался поступать несколько раз.

Огюст Роден (1840-1917)
Огюст Роден (1840-1917).

В молодом возрасте ему приходилось перебиваться скромными доходами от работы декоратором и оформителем. Роден принимал участие в оформлении парижских театров Гоблен и Гаитэ, а также анонимно выполнял другие работы, большинство из которых не сохранилось. Единственным приобретением в это время была бывшая конюшня, из которой Роден и обустроил себе мастерскую.

В последующие периоды жизнь пока еще неизвестного мастера была полна самых разнообразных событий. Он некоторое время участвовал во франко-прусской войне, переехал в Брюссель, работал со скульптором А. Каррье-Беллёзом и затем с А.-Ж. ван Расбургом, представлял свои работы на конкурсах и выставках, но часто терпел неудачи. Жюри не нравились слишком откровенные и разрывающие каноны произведения Родена, из-за чего их не принимали.

Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. Также ему выделили новую мастерскую. Постепенно критики стали более благосклонно относиться к творчеству Родена, а его работы были отмечены рядом премий на крупных выставках. Его известности в немалой степени способствовали публикации в журналах и участие во Всемирной выставке 1900 года, где скульптор представил полторы сотни своих самых удачных работ.

Скульптор в своем имении в Мёдоне
Скульптор в своем имении в Мёдоне.

В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.

Скончался мастер в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству.

Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.

Лучшие произведения скульптора

Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Мастер создал ее после поездки в Италию, впечатленный величайшими произведениями Микеланджело и Донателло. Работу над скульптурой он продолжал полтора года, пригласив в натурщики обычного солдата с очень развитой мускулатурой. Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. Согласно легенде о веках, бронзовый век символизирует несчастливую эпоху человечества, связанную со страданиями. В этом произведении Роден поставил перед собой задачу воплотить в камне чудо жизни, отказавшись от канонов совершенных, но фактически лишенных жизни статуй классиков.

Работа была вылеплена столь мастерски, что критики обвинили Родена в обмане. Они посчитали, что скульптор просто сделал с натурщика слепок и выдает его за творение своих рук. Однако группа художников сумела защитить мастера от нападок.

Скульптура взбудоражила весь художественный мир и стала вызовом Родена традиционному искусству.

«Бронзовый век». Гипс. О. Роден. Создана между 1877 и 1914 гг.
«Бронзовый век». Гипс. О. Роден. Создана между 1877 и 1914 гг.

Один из 25 экземпляров бронзовой скульптуры «Бронзовый век», отлитой по оригинальному слепку. 1998 г.
Один из 25 экземпляров бронзовой скульптуры «Бронзовый век», отлитой по оригинальному слепку. 1998 г.

В 1880 году к Родену обратились власти с заказом скульптурной группы для нового парижского музея. Роден начал работу над грандиозной композицией, получившей название «Врата Ада». Эта работа родилась после знакомства с «Божественной комедией» Данте, весьма подробно описывающей все круги ада. Врата, впускающие грешников в ад, Роден представил в виде огромной конструкции (высотой 7 м), украшенной 186-ю фигурами.

Бронзовая композиция «Врата Ада». Отлита после смерти Родена
Бронзовая композиция «Врата Ада».
Отлита после смерти Родена.

Скульптура «Врата ада». Вид снизу
Скульптура «Врата ада». Вид снизу.

Музей декоративного искусства, для которого создавалась работа, в итоге так и остался лишь идеей, но талантливый мастер не прекращал работу над вратами до конца своих дней, дополняя ее новыми скульптурами. В ходе такой грандиозной работы на свет появились произведения, ставшие самостоятельными. Это скульптуры «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Поцелуй», «Тень» и многие другие.

«Мыслитель» — это одна из самых узнаваемых во всем мире скульптур. Изначально мастер пытался создать с ее помощью портрет Данте, но позже скульптура стала олицетворять образ философа и творца, чья мощь тела воплощала мощь разума. Позировал для нее физически крепкий парижский боксер Жан Бо.

Боксер Жан Бо — натурщик для статуи «Мыслитель»
Боксер Жан Бо — натурщик для статуи «Мыслитель».

Скульптура «Мыслитель». О. Роден. Франция
Скульптура «Мыслитель». О. Роден. Франция.

Самая первая статуя «Мыслителя» была высотой только 72 сантиметра, однако позже появились ее большие копии размером около двух метров. Известно порядка семидесяти авторских копий данной скульптуры, одну из которых Роден подарил Парижу, а вторая установлена на его могиле.

Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. По мнению специалистов, его подделки порой лучше оригиналов, однако Ги Эн явно направил свой талант не в то русло и в итоге оказался в тюрьме. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4,2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом.

Скульптура «Мыслитель». Высота 72 см. По модели О. Родена
Скульптура «Мыслитель».
Высота 72 см.
По модели О. Родена.

Любовная связь Родена с талантливой студенткой Камилой Клодель породила на свет ряд скульптур эротического содержания. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. И только в более поздний период современники и потомки оценили обнаженную чувственность, трепет и силу двух влюбленных людей, которую автор сумел изваять в камне.

Скульптура «Поцелуй». О. Роден. Бронза. 19 век
Скульптура «Поцелуй». О. Роден. Бронза. 19 век.

Не меньше чувственности передано в работе «Вечная весна», первым названием которой является «Юность». В то время как для других работ Родена характерна высочайшая детализация, в этой композиции мастер намеренно сделал фигуры менее четкими, будто бы зритель видит сцену сквозь легкую дымку. В результате применения такой техники автор сумел добиться новой игры света, создающей в белом камне чувство чистоты и невинности влюбленных.

Скульптура «Вечная весна» из коллекции Государственного Эрмитажа. О. Роден
Скульптура «Вечная весна» из коллекции Государственного Эрмитажа. О. Роден.

Существует только десять мраморных копий скульптуры «Вечная весна», одна из которых находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга. В мае 2016 года белоснежное великолепие французского мастера выставили на нью-йоркском аукционе Sotherby's, предварительно оценив его стоимость 8-12 миллионами долларов. Однако один из ценителей антикварного искусства не пожалел денег за скульптуру талантливого мастера и отдал за «Вечную весну» 20,4 миллиона долларов. И на этом аукционе работа Родена была оценена выше других.

Скульптура «Вечная весна» на аукционе Sotherby's. Май 2016 года
Скульптура «Вечная весна»
на аукционе Sotherby's.
Май 2016 года.

Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Работая над образом известного писателя, Роден решил отказаться от традиционного портретного сходства и запечатлеть в скульптуре стихию творчества, движение мысли творца, его психологическое состояние, которое в конкретной скульптуре больше напоминает поток, нежели фигуру человека. Однако критики не оценили замыслы автора и сочли работу бесформенной, лишенной сходства с писателем. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже.

Сам Роден заявил критикам, что обвинение в небрежности при создании скульптуры Бальзака расценивает как оскорбление. Он посчитал, что если в его статуе нет истины, то потомки разломают ее, но в противном случае «моя статуя совершит свой путь». Надо заметить, что великий скульптор не ошибся в своем предсказании.

Памятник Бальзаку. О. Роден
Памятник Бальзаку. О. Роден.

Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Скульптура была призвана запечатлеть историческое событие, произошедшее в крепости Кале во времена Столетней войны. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Английский король Эдуард III согласился помиловать обитателей крепости при условии, что они передадут на казнь шестерых самых знатных горожан. По приказу короля шестеро добровольцев, первым из которых вызвался богатый человек Эсташ де Сен-Пьер, в рубахах и с веревками на шее отправились за ворота, чтобы сложить свои головы за жизни других людей.

Чтобы заказать скульптуру в память исторических событий, мэру Кале пришлось устроить сборы средств, так как денег на оплату работы Родена в городской казне не было. Горожане думали, что Роден изваяет фигуру одного Э. де Сен-Пьера, расположив ее на постаменте на манер распространенных тогда героических памятников. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. В его работе представлены все шесть добровольцев ровно в таком виде, в каком они шли на казнь. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Скульптурная группа буквально заполнена драматизмом момента, который передан через напряженные позы, жесты, контрасты динамичных и статичных фигур. Чтобы усилить степень воздействия памятника на зрителя, Роден распорядился поставить его на уровне зрителей без постамента. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением.

Скульптурная группа «Граждане Кале». О. Роден

Скульптурная группа «Граждане Кале». О. Роден.

Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Реалистичный портрет бедняка Биби пришелся не по нраву жюри парижского Салона, поэтому работу отклонили. Лишь спустя время стало ясно, что это очень зрелая работа, полностью соответствующая мировоззрению мастера. Сам Роден говорил о себе, что для него все прекрасно, так как сквозь внешнюю форму всегда можно разглядеть внутреннюю правду. Относительно этой работы он заметил, что у него нет более значительной скульптуры с точки зрения тщательного изучения натуры и искренности в труде.

«Человек со сломанным носом». О. Роден
«Человек со сломанным носом».
О. Роден.

В 2015 году бронзовый бюст «Человек со сломанным носом» был похищен из музея в Дании.

На сегодняшний день работы непризнанного многими современниками виртуоза скульптуры Огюста Родена имеют огромную ценность. Ими восхищаются в музеях, пополняют дорогостоящие коллекции, их подделывают и даже воруют. Все это говорит о том, что скульптору действительно удалось сквозь века донести до ценителей искусства свою истину…

Клейма на работах Родена

Самые первые работы Родена не имели подписи, так как автор часто работал анонимно. Во время работы скульптора с Каррье-Беллезом последний продавал скульптуры французского мастера под своим именем. Когда Роден пометил одну из работ своим именем и попытался продать ее самостоятельно, Каррье-Беллез тут же распрощался с ним. Впрочем, в 1879 году это не помешало ставшему руководителем Севрской мануфактуры Каррье-Беллезу пригласить набиравшего популярность скульптора работать на мануфактуре.

На большинстве работ Родена встречается клеймо «А. Роdin». Одновременно с ним литейщики указывали клейма своих фабрик, а также отмечали другую информацию. Это могла быть дата отливки, число выпущенных экземпляров и порядковый номер конкретной отливки.

roden-16.jpg

roden-17.JPG

На репродукциях скульптора ставили знак Reproduction или Reproduction Bronze для изделий из бронзы.

roden-18.JPG

После смерти мастера государство разрешило Музею Родена сделать в ограниченном количестве отливку с оригиналов скульптур, в том числе с его незавершенных работ. Отливкой занималась мастерская бронзолитейного предприятия Алексиса Рудьера, с которым Роден сотрудничал с 1902 года. Рудьер помечал копии своим клеймом. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. С 1954 года в клейме появилось имя Жоржа Рудьера, племянника Эжена Рудьера, а также номер отлитого экземпляра в пределах разрешенных 12 копий.

Работы Родена отливали и другие заводы. В частности, известная фабрика Фердинанда Барбедьена еще в конце 19 века заключила со скульптором контракт на отливку в течение двадцати лет его работ «Поцелуй» и «Вечная весна». В это время фабрикой руководил племянник великого бронзолитейщика Гюстав Лебланк, который еще долгое время пользовался клеймом Барбедьена: «F. Barbedienne Fondeur».

roden-19.jpg

После смерти Огюста Родена Музей Родена и его Фонд заказывали отливку скульптур мастера для различных выставок. Это были предприятия Masters Limited Edition, Airaindor Valsuani и некоторые другие.

Свежие записи

Участь Фердинанда Барбедьена могла быть точно такой же, как и у миллионов других бедняков, вынужденных всю жизнь тяжело работать за кусок хлеба. Однако талантливого и энергичного молодого человека ждала совсем другая судьба

В 1857 году крупный гальванопластический завод художественной бронзы, основанный герцогом Лейхтенбергским в Санкт-Петербурге, после смерти владельца был распродан по частям. Гальванопластический цех купили названные выше купцы, назвав свою фабрику «Товарищество Генке, Плеске, Моран»

Николай Иванович Либерих представляет собой достаточно заметную фигуру в истории русского искусства, повлиявшую своим творчеством на деятельность российских мастеров 19 века. Многие скульпторы этого периода, работающие в военной, этнографической и анималистической тематиках, во многом равнялись на Либериха

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно