Антикварная площадка онлайн

Величайший фабрикант Франции Ф. Барбедьен

История знаменитой фабрики
Бронза высокого качества
Клейма фабрики Барбедьена

История знаменитой фабрики

Участь Фердинанда Барбедьена могла быть точно такой же, как и у миллионов других бедняков, вынужденных всю жизнь тяжело работать за кусок хлеба. Однако талантливого и энергичного молодого человека ждала совсем другая судьба. Его семья бедных землевладельцев переехала в Париж в поисках лучшей доли в 1822 году.

Фердинанд Барбедьен (1810-1892)
Фердинанд Барбедьен (1810-1892).

В столице юноша обучался на бумагозаводчика и в 1834 году с успехом производил собственные обои. Позже Барбедьен познакомился с французским инженером-изобретателем Ашилем Колла, которому по праву приписывают изменение всей бронзолитейной промышленности. Именно Колла изобрел уникальную машину, способную делать уменьшенные копии скульптур, медальонов, камней и прочих предметов. В результате партнерства предприимчивого Барбедьена и талантливого Колла в 1838 году начала работу фабрика, которая затем была названа лучшей в Европе и прославилась на весь мир.

Изобретение Колла в сочетании со стремлением Барбедьена постоянно усовершенствовать производство принесло прекрасные плоды. К концу 19 века фабрика отливала более трех тысяч изделий в год, благодаря чему шедевры искусств, доступные для изучения до того времени только в музеях, появились в семьях разного достатка во многих странах мира. Это были уменьшенные скульптуры, медальоны, барельефы и другие изделия, которые по своему качеству не уступали оригиналам.

Скульптура «Отдых охотника». Фабрика Барбедьена. Франция. XIX век
Скульптура «Отдых охотника».
Фабрика Барбедьена.
Франция. XIX век.

В середине 19 века фирма Барбедьена занималась не только производством копий произведений искусства, но и выпускала мебель, а также интерьерную бронзу различного типа. К 1870-м годам фабрикант настолько расширил производство, что уже имел несколько мастерских по обработке мрамора, золочению и эмалированию изделий.

В 1850-1860-е годы за свой огромный труд Фердинанд Барбедьен получил орден Почетного легиона, а также медаль за бронзу высочайшего качества. В период 1863-1885 гг. фабрикант был президентом Союза производителей бронзы. В конце 19 века бронзовые изделия именитого мастера отметили наградой на каждой всемирной выставке, так как отличное качество, точность и изящность его бронзовых изделий не могли оставить без внимания.

После смерти величайшего фабриканта его дело перешло к племяннику Гюставу Барбедьену, присвоившему в 1893 году литейному дому свое имя. В честь Фердинанда Барбедьена установили памятник, который украшают статуи «Работа», «Вдохновение» и «Скорбь».

Надгробный памятник Ф. Барбедьену
Надгробный памятник Ф. Барбедьену

Бронза высокого качества

Античная бронза

В середине 18 века к античности стали проявлять особый интерес, что было связано с археологическими открытиями древних городов и образцов древней культуры. Многим хотелось иметь предметы античности у себя дома, поэтому большой популярностью пользовались сувениры и гравюры с изображением предметов старины. В этой связи появление фабрики, на которой производили уменьшенные копии оригинальных произведений искусства, было настоящей революцией.

Большой популярностью в этот период пользовались античные скульптуры, например «Венера Милосская», «Спящая Ариадна» и многие другие. Создав уменьшенную копию известной мраморной статуи из Лувра «Венера Милосская» (высота оригинала составляет 202 сантиметра), Ашиль Колла представил ее на выставке в Париже в 1837 году, где ее и заметил Барбедьен. Год спустя Колла и Барбедьен подписали договор о партнерстве. С этого момента и начала свое существование известная на весь мир фабрика.

«Венера Милосская» на мраморном постаменте. Фабрика Ф. Барбедьена. 1884 г. Высота с постаментом 53 см
«Венера Милосская» на мраморном постаменте. Фабрика Ф. Барбедьена.
1884 г. Высота с постаментом 53 см.

Интересно, что популярные статуи, отлитые в бронзе, выглядели более живыми и динамичными, что было связано с игрой света на блестящей бронзовой поверхности. Несмотря на то, что машина Колла позволяла создавать огромное количество копий лучших работ современных Барбедьену скульпторов, античные образы оставались популярными еще много десятилетий спустя.

Фигура «Спящая Ариадна». Механическая редукция А. Колла
Фигура «Спящая Ариадна».
Механическая редукция А. Колла.

Скульптуры отливали копии в разных размерах, что позволяло удовлетворять потребности широких слоев населения. К концу девятнадцатого века на фабрике создавали копии в размерах от 17 до 133 сантиметров. При этом маленькие и средние фигуры требовали меньше дорогостоящего материала и подходили для людей среднего достатка. Их выпускали по каталогу небольшими партиями и распространяли через фабричные магазины.

В то же время большие изделия требовали значительных вложений и создавались только на заказ. Например, скульптура «Моисей» Микеланджело была отлита на фабрике Барбедьена в восьми размерах. При этом ее копии наиболее крупных размеров высотой около метра создавали для украшения парадных интерьеров аристократов или государственных учреждений. На сегодняшний день коллекционеры собирают не только миниатюрные варианты этой скульптуры, но и модели больших размеров.

Скульптура «Моисей» Микеланджело. Отлита на фабрике Ф. Барбедьена. Высота скульптуры 82 см. Франция. Последняя четверть XIX века
Скульптура «Моисей» Микеланджело. Отлита на фабрике Ф. Барбедьена. Высота скульптуры 82 см. Франция. Последняя четверть XIX века.

Изготовление копии крупной статуи требовало не только большого количества материала, но и так называемого литья в кусках и сложной процедуры по сборке модели. Чтобы сделать копию большой статуи, приходилось делить на части гипсовую модель такой же величины, что и оригинал. После деления все части уменьшали с помощью станка Колла. Уменьшенные детали повторно отливали в гипсе, собирали в единую конструкцию и только после этого отливали в бронзе. Этот способ пришел на смену литью по восковой модели.

Колла и Барбедьен начали свой совместный путь с изготовления копий античных скульптур, а затем стали расширять ассортимент. Первыми они добавили в список производимых на фабрике изделий античные вазы, затем работы эпохи Возрождения и лучшие творения XVIII века.

Порой работы Барбедьена встречаются в довольно неожиданных коллекциях. Так, в Азиатской комнате Екатерининского дворца в России среди собранных здесь произведений искусства, коих насчитывается более 450, единственным экземпляром европейской бронзы является ваза, отлитая на фабрике Фердинанда Барбедьена. Ваза декорирована в стилистике Востока с характерным восточным орнаментом на тулове и подставке и является ярким образцом бронзы эпохи историзма.

Ваза на подставке. Фабрика Ф. Барбедьена. Париж. 1860-1870-е гг
Ваза на подставке.
Фабрика Ф. Барбедьена.
Париж. 1860-1870-е гг.

Лучшие копии шедевров искусства

Фердинанд Барбедьен был придворным бронзовщиком французского императора Наполеона III. Монарх благоволил своему любимцу и дал согласие на то, чтобы Барбедьен мог копировать наиболее ценную музейную скульптуру Франции.

У именитого фабриканта были специальные каталоги-прейскуранты, в которых он отмечал выполненные изделия. При этом для каждой категории изделий существовал собственный раздел, например для копий с лучших монументальных скульптур. Само художественное произведение могло быть изготовлено не только из бронзы, но и из других материалов, например из мрамора.

В качестве примера монументальной скульптуры, внесенной в каталоги-прейскуранты, можно привести бронзовую модель «Пастух, играющий на флейте», созданную известным французским скульптором Антуаном Куазевоксом. Высота скульптуры составляет 80 сантиметров. Куазевокс славился своими работами для Лувра, Версаля и других дворцов Франции и изваял пастуха в своей изысканно-грациозной манере исполнения. Композиция сопровождается дарственной благодарственной надписью автору. Скульптуру отливали на фабрике Барбедьена в шести размерах, причем применяли чистое бронзовое литье.

«Пастух, играющий на флейте». Скульптор А. Куазевокс. Отлита на фабрике Ф. Барбедьена.1873 г.
«Пастух, играющий на флейте». Скульптор А. Куазевокс. Отлита на фабрике Ф. Барбедьена. 1873 г.

Надо заметить, что в тот период многие фабрики использовали для отливки более дешевые сплавы, которые затем патинировались под бронзу. В этом смысле бронза Барбедьена существенно превосходила продукцию многих конкурентом по качеству. Мастерская Барбедьена находилась в числе таких предприятий, как завод Кристофля, Макю, Тьебо, и считалась одной из лучших. Ведущие фабрики часто создавали бронзовые изделия в стиле Людовика XIV, XV, XVI, эпохи Возрождения и других периодов французской культуры.

Именно умение опережать конкурентов и делать работу лучше других способствовало расцвету и популярности фабрики. В частности, станок Колла был усовершенствован и мог создавать копии в большем количестве размеров, чем в самом начале. Это помогло Барбедьену конкурировать с теми предприимчивыми людьми, которые быстро поняли все выгоды от обладания чудодейственной машиной и пытались воссоздать такую же на своих фабриках. Например, талантливый инженер Джеймс Уатт, который изобрел паровую машину, придумал и станок по уменьшению скульптур. Позже его идею подхватил англичанин Бенджамин Чевертон, сумевший усовершенствовать машину Уатта. Были и другие изобретатели-механики, которым удалось достичь в этом вопросе хороших результатов.

Интерьерная бронза

В 1850-е годы Фердинанд Барбедьен решил расширить производство и начал выпускать интерьерную бронзу, мебель — все то, что было в этот период особенно востребовано при украшении гостиных, парадных, кабинетов, библиотек и иных помещений домов и резиденций.

В середине 19 века фирма Барбедьена занималась не только производством копий произведений искусства, но и выпускала мебель, а также интерьерную бронзу различного типа. Популярностью пользовались канделябры, вазы, скульптуры, лампы, декорированные стойки и другие элементы. К 1870-м годам фабрикант настолько расширил производство, что уже имел несколько мастерских по обработке мрамора, золочению и эмалированию изделий.

Канделябр для шести свечей. Фабрика Ф. Барбедьена. 1870-е гг.
Канделябр для шести свечей.
Фабрика Ф. Барбедьена.
1870-е гг.

Еще на рубеже 17 и 18 веков в интерьерной моде появилась золоченая бронза, что было связано главным образом с Парижем. Техника так называемого огневого золочения, при котором золото прокаливали в растворенной ртути, была известна еще с древних времен. На Руси этот метод получения золочения называли жженым златом. Но именно в эпоху правления французских монархов Людовика XIV, XV, XVI и в период Реставрации золоченая бронза стала очень популярной, а само искусство золочения поднялось на значительную высоту.

На фабрике Барбедьена появлению золоченой бронзы во многом способствовало создание собственной золотильной мастерской. Изделия, покрытые тончайшим слоем золота, выглядели более величественно, напоминали драгоценности и были неизменным атрибутом состоятельных людей. Неспроста в эпоху французских королей ими так любили украшать Версаль, Лувр, Тюильри и другие дворцы монархов.

Канделябр (бронза, огневое золочение, яшма, чеканка). Отлита на фабрике Барбедьена. Первая половина 19 века
Канделябр (бронза,
огневое золочение, яшма, чеканка).
Отлита на фабрике
Барбедьена.
Первая половина 19 века.

«Кролики в корзине». Фабрика Ф. Барбедьена. Конец XIX века
«Кролики в корзине». Фабрика Ф. Барбедьена. Конец XIX века.

Среди изделий этого периода большой популярностью пользовались копии Уорикской вазы. Это была выполненная из мрамора древнеримская ваза, обнаруженная в 1771 году. На фабрике Барбедьена вазу отливали на протяжении всего девятнадцатого века с использованием золоченой и посеребренной бронзы. Декор вазы выполнен в так называемой вакхической стилистике и смотрится достаточно эффектно.

Уорикская ваза. Фабрика Ф. Барбедьена. XIX в.
Уорикская ваза.
Фабрика Ф. Барбедьена.
XIX в.

Чтобы иметь возможность тиражировать работу современников, Барбедьен подписывал контракты с признанными скульпторами. Самый первый его контракт был заключен в 1841 году с заметным в художественном мире Франции скульптором Ж.-Ж. Прадье. Позже были подписаны и другие контракты, в которых обозначали срок и число произведений, подлежащих тиражированию. Среди известных скульпторов, которые сотрудничали с Барбедьеном, были П. Дюбуа, А.-Л. Барии, Ф. Бозио и многие другие. С определенного времени многие литейщики стали публиковать каталоги, в которых указывали отливаемые бронзовые изделия и их авторов. Чаще всего каталоги составлялись в алфавитном порядке самих работ, а не скульпторов, которые создавали модели.

Клейма фабрики Барбедьена

До 1820 года клейма скульпторов встречались на готовых изделиях не часто, поскольку им не придавали особого значения. Это было связано с тем, что их могли поставить как на ценном произведении искусства, так и на посредственной копии. Поэтому чаще всего на изделиях стояли только клейма литейщиков. У Барбедьена это было клеймо с его фамилией F. Barbedienne или надпись «F. Barbedienne fondeur», означающая, что основателем является Ф. Барбедьен.

barbedien-13.JPG

barbedien-14.jpg

barbedien-15.JPG

В связи с тем, что Барбедьен работал совместно с Ашилем Колла, на отлитой им бронзе зачастую присутствовало и клеймо с изображением французского изобретателя. Это было круглое клеймо с портретом самого Колла и надписью: «Reduction mechanique. A. Collas brevete». В переводе на русский язык надпись означала: «Механическая редукция. Запатентовано Ашилем Колла».

barbedien-16.JPG

Присутствие в клейме словосочетания «механическая редукция» было связано с тем, что сам станок Колла назывался Reduction mechanique.

barbedien-17.JPG

Первыми стали ставить клейма авторов моделей на изделиях своего литейного дома братья Сюсс. Лишь в 1850-е годы эта традиция прочно вошла в обиход литейных производств.

barbedien-18.jpg

После смерти Фердинанда Барбедьена его племянник Гюстав Лебланк Барбедьен еще некоторое время ставил прежнее клеймо, в том числе и на популярных скульптурах О. Родена «Поцелуй» и «Вечная весна», с которым новый владелец заключил двадцатилетний контракт.

Свежие записи

Известный скульптор Жан-Антуан Гудон вырос в семье художницы и консьержа Королевской школы, благодаря чему он уже с детства оказался в художественной среде. Будучи мальчишкой, будущий мастер тайно проникал в мастерские, где учились стипендиаты Академии художеств, и подолгу лепил из глины

У Позена не было образования художника, но еще в детские годы он заворожено рассматривал глиняные игрушки, созданные гончарами. В возрасте 27 лет он начал плотно заниматься скульптурой, обучаясь этому ремеслу самостоятельно

Пьер-Филипп Томир вырос в семье потомственных чеканщиков и уже в 14 лет пошел по стезе отца Л.-Ф. Томира, поступив в Академию Святого Луки. Мальчик оказался столь талантлив в изваянии скульптур, что вскоре стал любимым учеником настоящего виртуоза скульптурного портрета Ж

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно