Антикварная площадка онлайн

Королевская бронза Пьера Томира

Биография скульптора-бронзовщика
Изящные работы мастера
Клейма на изделиях Томира

Биография скульптора-бронзовщика

Пьер-Филипп Томир вырос в семье потомственных чеканщиков и уже в 14 лет пошел по стезе отца Л.-Ф. Томира, поступив в Академию Святого Луки. Мальчик оказался столь талантлив в изваянии скульптур, что вскоре стал любимым учеником настоящего виртуоза скульптурного портрета Ж.-А. Гудона. Помимо этого, учителем будущего известного скульптора-бронзовщика был О. Пажу.

Бюст Пьера-Филиппа Томира (1751- 1843). Фото сделано в 2010 г.
Бюст Пьера-Филиппа Томира (1751- 1843). Фото сделано в 2010 г.

Одаренный ученик добился таких успехов, что уже в возрасте 21 года получил от академии золотую медаль. Еще в молодом возрасте Томир понял, что хорошие заработки может принести декоративная бронза, создаваемая для знатных особ. Он выбрал себе в учителя прославленного бронзовщика Пьера Гутьера, создавшего к тому времени прекрасные образцы бронзы для французских дворцов.

Одаренный юноша и в этом направлении добился высочайшего мастерства, благодаря чему в 1776 году получил звание мастера бронзового литья и золочения и сумел наладить собственное производство. В 1806 году он стал первым из бронзовщиков, кого наградили золотой медалью.

После образования фирмы Томир выполнил серию работ по заказу своего учителя Гудона и известного скульптора Л.-С. Буазо. Среди них две уменьшенные копии из бронзы известной скульптуры «Вольтер», созданной Гудоном. Томир отправил их императрице Екатерине II, увеличив тем самым количество титулованных заказчиков. В дальнейшем российский императорский двор и русская аристократия охотно делали талантливому мастеру заказы на интерьерную бронзу. По словам исследователя бронзы П.П. Вейнера, редкий русский аристократический дом не мог похвастать работами славного французского мастера Томира.

В 1780-х годах Томир стал штатным бронзовщиком Севрской мануфактуры и трудился здесь вплоть до 1813 года. В это же время Людовик XVI сделал его своим придворным поставщиком. С 1806 года компания Томира изготавливала бронзу для дворцов в Фонтенбло, Тюильри и Компьене, а также выполнила заказ к женитьбе Наполеона Бонапарта на Марии-Луизе Австрийской.

Томир имел статус первого парижского бронзовщика и вскоре стал известен на всю Европу. Помимо родной Франции он выполнял крупнейшие заказы для дворцов Голландии, Италии и Испании.

Работы Томира являются подлинными шедеврами, которым пытались подражать многие мастера. Он создал множество великолепных часов, канделябров, каминных гарнитуров, подносов, декоративных ваз, торшеров, скульптур, поражающих своим великолепием, четкостью форм и прекрасной проработкой деталей. Каждое из его произведений можно назвать королевским, достойным украшения самых величественных дворцов мира.

В 1823 году, когда мастеру было 72 года, он покинул свою должность, но до конца жизни контролировал свою компанию. После смерти талантливого скульптора-бронзовщика его фабрика просуществовала до конца 1850-х годов.

Изящные работы мастера

Часы

Одной из весьма удачных работ Томира являются часы со скульптурами весталок, несущих священный огонь. Вся скульптурная группа получилась столь роскошной, что стала достойным украшением дворца Тюильри. Часы были созданы по мотивам рисунка известного пейзажиста Юбера Робера по прозвищу «Робер из Развалин». В отличие от обычных женщин жрицы богини Весты не подчинялись мужчинам, были неприкосновенны и могли распоряжаться имуществом по своему желанию. Именно такими они и предстают в работе Томира — свободными и далекими от мирской суеты.

Первая версия этих часов выполнена в 1788 году из фарфора, патинированной и золоченой бронзы. Фарфоровые части часов созданы мастерами Севрского фарфорового завода, на котором Томир работал бронзовщиком. Позже появилось еще более десятка экземпляров этого изделия. Часы с фарфором сегодня хранятся в ряде музеев в Париже, США и Испании. Существуют и другие варианты этой композиции, созданной с помощью мрамора. В разных вариациях модели можно встретить в качестве опоры фигуры львов или леопардов, разные сюжеты для лепного декора.

Часы «Весталки, несущие священный алтарь». Мрамор, бронза. Автор модели П.-Ф. Томир. 1790-е. гг.
Часы «Весталки, несущие священный
алтарь». Мрамор, бронза.
Автор модели П.-Ф. Томир.
1790-е. гг.

Многие работы, созданные Томиром, находятся в Государственном музее «Царское Село». Одной из них являются каминные часы с музой Эрато. Муза поэзии представлена автором грациозной, нежной и погруженной в романтические переживания. Поэтический образ Эрато создан с помощью характерной позы и движений, которые даже в статике выгладят плавными, игры на лире и одухотворенного лица.

Часы со скульптурой музы Эрато. П.-Ф. Томир. Л. Муане. Золоченая бронза. 1810-е г.
Часы со скульптурой музы Эрато.
П.-Ф. Томир. Л. Муане.
Золоченая бронза.
1810-е г.

Другой моделью из собрания «Царского Села» является популярная скульптурная группа Томира, состоящая из каминных часов «Минин и Пожарский» и двух канделябров с фигурами слав. Этот скульптурный ансамбль заказал Томиру крупный русский промышленник Николай Николаевич Демидов. Промышленник просил создать ему шесть экземпляров часов по известной в то время гравюре 1808 года.

В 1820 году мастер создал каминные часы и дополнил их канделябрами с фигурами слав. Слава представляет собой крылатое существо, которое прославляет кого-либо с помощью рожков разной длины в зависимости от того, идет ли речь о хорошей или о дурной славе. Славы были частыми спутницами французской ампирной бронзы. В данной композиции каждая из них держит в руке по четыре рожка для прославления русских национальных героев.

Часы так понравились жителям Франции, что Томир наладил серийное производство всего ансамбля. Скульптурную группу из каминных часов и двух канделябров отливали в трех размерах с некоторыми изменениями. В частности, существуют мраморный и золоченый варианты основания скульптуры.

Ансамбль из каминных часов «Минин и Пожарский» и двух канделябров. П. Томир. 1820 г.
Ансамбль из каминных часов
«Минин и Пожарский»
и двух канделябров.
П. Томир. 1820 г.

Канделябры и вазы

В 19 веке декорирование стола в домах знатных особ считалось делом, требующим особого мастерства и вкуса. Недостаточно было подать изысканные блюда на великолепных фарфоровых сервизах, выполненных лучшими мастерами эпохи. Хозяин должен был следовать специальному этикету парадных приемов, подразумевающему наличие на столе изящного декора. Над последним трудилась целая плеяда талантливых мастеров. Особой популярностью в начале 19 века пользовались многопредметные композиции из золоченой бронзы: канделябры, вазы, корзины для цветов и прочие предметы, служащие украшением стола.

Компания Томира была ведущей во Франции в плане производства настольных украшений, которые по-другому называли surtout de table. На сегодняшний день в Эрмитаже сосредоточена одна из крупнейших в мире коллекций украшений для стола, созданных компанией Томира. Она состоит из 12 плато и 77 предметов.

Бронзовое плато с зеркальной поверхностью. П.-Ф. Томир. Франция. Первая четверть 19 века

Бронзовое плато с зеркальной поверхностью. П.-Ф. Томир. Франция. Первая четверть 19 века

Каждое плато представляет собой роскошный скульптурный ансамбль из изящных ваз с рельефным декором, корзин для фруктов, канделябров, вазочек и других предметов. Любой элемент такого ансамбля является самостоятельным произведением искусства, выполненным с большим мастерством. Поверхность самого плато Томир делал зеркальным, что создавало интересный эффект на парадном столе. Отражение зажженных свечей, сверкающего хрусталя и золоченой бронзы создавало у присутствующих ощущение торжественности, величия момента.

Украшение парадного стола
Украшение парадного стола.

Канделябры Томир также украшал фигурами античных персонажей. Например, скульптуры для вазы-канделябра на шесть свечей представлены тремя сильфами. Сильф в мифологии — это небольшое существо, олицетворяющее стихию воздуха. Мастер изобразил их в виде трех крылатых мальчиков, легко стоящих на основании изделия. Эта модель встречается в разных вариантах. Один из них без рожков для свечей с аналогичными фигурами присутствует в Музее декоративного искусства Парижа. Также известно, что один экземпляр был куплен в 1824 году в магазине Ж. Корбье для украшения апартаментов русской императрицы Марии Федоровны в Царскосельском дворце.

Ваза-канделябр с фигурами сильфов. П.-Ф. Томир. 1824 г.
Ваза-канделябр с фигурами сильфов. П.-Ф. Томир. 1824 г.

Не меньшей популярностью в 19 веке пользовались монументальные канделябры с военной атрибутикой. Войны Наполеона были одним из главных событий этого периода, которое оставило яркий след в искусстве. Многие бронзолитейные заводы Франции создавали канделябры с военными трофеями, но первенство среди них принадлежало Томиру. Величественные светильники с атрибутами военного времени можно считать визиткой его компании.

Наиболее монументальные канделябры он создал для Тронного зала французского дворца Фонтебло. Полутораметровые светильники из золоченой бронзы, украшенные лавровыми венками, органично вписываются в помпезную обстановку Тронного зала, подчеркивая его величие и роскошь.

Тронный зал дворца Фонтебло. Франция
Тронный зал дворца Фонтебло.
Франция.

Еще одним экспонатом разных музеев, включая Эрмитаж, является пара канделябров со щитами, знаменами и мечами. Для апартаментов Марии Федоровны был создан канделябр на шесть свечей с восьмиугольным щитом, знаменами и панцирями. Эти светильники также были приобретены в магазине Жерома Корбье.

Канделябры с изображением военных трофеев. П. Томир. Франция. 1824 г.
Канделябры с изображением военных трофеев. П. Томир. Франция. 1824 г.

Характерными элементами для канделябров этой группы является наличие рожков в виде валторн, щитов с копьями и мечами, знамен и панцирей. В самом верху композиции мастер помещал фигуру орла, славы или шлема. Основание часто делали мраморным, украшая его рельефным декором с изображением разной военной атрибутики: щитов, мечей, копий, фигурок Нептуна, Амфитриты и других элементов.

Светильники в виде римского военного трофея. П. Томир. Первая четверть 19 в.
Светильники в виде римского военного трофея. П. Томир. Первая четверть 19 в.

Для ваз, созданных Пьером Томиром, характерно изобилие лепного декора, изящные формы и наличие многоугольных подставок. Вазами украшали парадные столы или интерьер, что определяло их размер, форму и обилие декора. Среди вариантов для surtout de table встречаются вазы в форме античных треножников. Для них характерна форма чаши, установленной на треугольное основание.

Ваза для парадного стола. П.-Ф. Томир. Начало 19 века
Ваза для парадного стола. П.-Ф. Томир. Начало 19 века.

Помимо золоченой бронзы в вазах Томира присутствуют и другие материалы. Например, очень эффектно смотрится резная ваза из слоновой кости, хранящаяся в Эрмитаже. Оплетенные листьями ручки, утонченный цветочный декор по всей поверхности, плавные формы самого изделия и линий декора на тулове, скульптурные элементы — все это подчеркивает высокий художественный вкус французского мастера. Такая работа, безусловно, требующая огромного мастерства и терпения, поистине достойна того, чтобы украсить лучшие дворцы мира.

Ваза из коллекции Эрмитажа. Слоновая кость, золоченая бронза. Бронзовщик П. Томир. Около 1786 г.
Ваза из коллекции Эрмитажа. Слоновая кость, золоченая бронза. Бронзовщик П. Томир. Около 1786 г.

Не менее великолепна фарфоровая ваза, отлитая на Севрской фарфоровой мануфактуре. Это огромное изделие в стиле ампир, богато украшенное золоченой бронзой.

Ваза Севрской фарфоровой фабрики. Мрамор, золоченая бронза. П.-Ф. Томир. Франция
Ваза Севрской фарфоровой фабрики. Мрамор, золоченая бронза. П.-Ф. Томир. Франция.

Прочие изделия

Работы Пьера Томира очень многочисленны и разнообразны по своему типу. Помимо роскошных канделябров, ваз и часов мастер изготавливал люстры, скульптуры, мебель для высокопоставленных лиц. В частности, он декорировал кровать Наполеона для дворца в Бордо, создал колыбель для сына Наполеона, шкаф для драгоценностей Марии Антуанетты. Многие из этих предметов находятся в музеях разных стран мира.

tomir-14.jpg
Кровать Наполеона из дворца
в Бордо. П. Томир. Франция.

Скульптуры Томира в основном представлены фигурами античных персонажей, однако встречаются и работы на другие темы. Так, среди прочих есть фигуры простолюдинов, лица которых лишены утонченности, характерной для муз, сильфов и прочих античных существ. Простоту автор демонстрирует с помощью мешковатой одежды в заплатах, простой обуви и поз, лишенных грации и величия.

Две фигуры простолюдинов. П.-Ф. Томир. Франция. 19 век
Две фигуры простолюдинов. П.-Ф. Томир. Франция. 19 век.

Томир создал и ряд бюстов известных людей, в частности Наполеона, Вольтера, Руссо, а также отлил фигуры Вольтера по модели Морана.

Клейма на изделиях Томира

Самым первым клеймом Томира, относящимся к 1780-м годам, является надпись «ТН» с указанием номера модели. Десятилетие спустя появились клейма «F. C. THOMIRE 1798 Paris» и «Thomire F. C. 1799 P».

В 1804 году, когда была создана фирма «Томир, Дютерм и К°», изделия Томира помечали клеймом этой компании. Надпись гласила: «Thomire, Duterme et C». В частности, оно присутствует на торшерах, созданных Томиром для наполеоновского кабинета в Тюильри. В более поздний период в названии фирмы не стало имени Дютерма, что привело и к его исчезновению из клейм.

Самым частым клеймом, встречающимся на изделиях Томира, является надпись: «Thomire a Paris». Это клеймо относится к 1820-м годам, когда производство достигло наивысшего расцвета. При этом буквы фамилии заметно выделяются на фоне остальных слов.

tomir-16.jpg

На часах клеймо «Thomire a Paris» наносили на циферблат, а также делали подпись на тыльной стороне изделия: «Thomire et Moinet horloger».

tomir-17.JPG

На работах, выполненных совместно с другими мастерами (часовщиками, мастерами по фарфору и т.д.), в клейме могли указать обоих авторов. Например, на часах с музой Эрато, созданных совместно с часовщиком Луи Муане, стоит клеймо: «Thomire & C-ie, Moinet aine H-er».

Интересно, что российские бронзовщики порой не гнушались тем, чтобы выдать свои работы за эталонную бронзу знаменитого Томира. Чтобы выдать свои изделия за французские, бронзовщики старались не клеймить свою продукцию. На фабрике братьев Вишневских и вовсе ставили клеймо Томира, пряча клеймо собственного завода под накладками изделий.

Не менее любопытно и частое соседство клейм THOMIRE A PARIS и AGR на некоторых вазах, конфектурах и других изделиях, хранящихся в Эрмитаже. Существует версия, что под аббревиатурой AGR скрывается Александр Герен — основатель знаменитой фабрики Феликса Шопена. Когда Герен руководил своим бронзолитейным производством, Ж. Шопен (отец Феликса Шопена) присылал ему из Франции множество моделей для отливки, среди которых могли быть и работы известного Томира. Возможно, фабрикант заключил негласное соглашение о том, чтобы отливать работы Томира при условии сохранения на изделиях клейма французского мастера.

Свежие записи

Известный скульптор Жан-Антуан Гудон вырос в семье художницы и консьержа Королевской школы, благодаря чему он уже с детства оказался в художественной среде. Будучи мальчишкой, будущий мастер тайно проникал в мастерские, где учились стипендиаты Академии художеств, и подолгу лепил из глины

В 1857 году крупный гальванопластический завод художественной бронзы, основанный герцогом Лейхтенбергским в Санкт-Петербурге, после смерти владельца был распродан по частям. Гальванопластический цех купили названные выше купцы, назвав свою фабрику «Товарищество Генке, Плеске, Моран»

У Позена не было образования художника, но еще в детские годы он заворожено рассматривал глиняные игрушки, созданные гончарами. В возрасте 27 лет он начал плотно заниматься скульптурой, обучаясь этому ремеслу самостоятельно

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно