Творческие периоды художника
Уходы на аукционах, цена картин Фалька
Особенности продажи и экспертизы картин Фалька
Талантливый авангардист и модернист Р.Р. Фальк
Будущий художник Роберт Рафаилович родился в 1886 году в московской еврейской семье. Его отец работал в юридической сфере и был шахматным журналистом.
Художественная стезя Фалька началась еще в детстве, когда он брал уроки у молодых художников К. Юона и И. Машкова. В те времена родственники не поддерживали увлечение юноши живописью и считали это несерьезным занятием. Однако молодой человек уже принял решение стать художником и в 1905 году поступил в Московское училище живописи, где учился у таких мэтров, как А. Васнецов, К. Коровин, В. Серов. Через несколько лет обучения Фальк оказался в числе тех студентов, которых исключили за бунт против авторитарных методов преподавания.
Не желая следовать канонам академической школы, молодой художник принял участие в организации художественной группы авангардистов под названием «Бубновый валет».
Известность пришла к Фальку с приходом советской власти. Он работал в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в художественных заведениях, трудился деканом в Высших художественно-технических мастерских. Работал он в разных направлениях: создавал портреты, натюрморты, пейзажи, а также прославился как яркий театральный художник.
В 1928 году Фальк уехал в Париж и вернулся оттуда в самое неудачное время — в 1937 году. Хотя живописцу удалось избежать сталинских репрессий, его обвинили в формализме и даже негласно запрещали давать ему любую работу. Постепенно его имя упоминалось все реже. Ситуацию осложнила смерть сына-фронтовика в 1943 году, которая стала серьезной потерей для художника. Его здоровье стало быстро ухудшаться. Фальк провел последние годы жизни в изоляции, в московской мастерской. В 1958 году в возрасте 71 года художник ушел из жизни.
Творческие периоды художника
В студенческие годы Фальк познакомился с такими неординарными художниками, как Петр Кончаловский и Василий Рождественский. Молодых живописцев объединял интерес к темпераментному творчеству француза Поля Сезанна и к яркому примитиву народного лубка. Бунтари считали современное им искусство слишком тривиальным и буржуазным. Так появилось общество «Бубновый валет».
Московская выставка работ общества в 1912 году стала шоком для публики, воспитанной на классической живописи. Ее посетило больше восьми тысяч человек. Члены «Валета» соревновались друг с другом в эпатаже. Фальк отличался от товарищей скромностью, в нем не было желания непременно поразить зрителя.
Живопись Фалька раннего периода называют «лирическим кубизмом». Кубисты изображали предмет с разных сторон одновременно. Используя несколько слоев краски, контрастные, яркие сочетания цветов, искажение формы объектов, Фальк стремился усилить эмоциональную выразительность картин.
В двадцатые годы у художника проявилась любовь к портретному творчеству Рембрандта, с его вниманием к пластике, положению тела в пространстве. Фальк всегда стремился познакомиться с моделями, узнать об их привычках и стремлениях, чтобы более полно выразить характер человека на холсте.
В 1928 году советское государство делегировало Фалька в Париж для изучения французской классической живописи. Проведенные в Париже годы были весьма плодотворными в плане творчества. Здесь он близко познакомился с работами импрессионистов, получил новые впечатления и душевные переживания, что создало благодатную почву для новых живописных произведений. Особенно художника поражали виды Парижа с его динамикой и выразительностью. В этот период он написал много пейзажей бедных кварталов города, выдержанных в серебристых тонах.
В Советском Союзе художник был обвинен в формализме, отходе от чаяний трудящихся. Фальк лишился возможности участвовать в выставках и вынужден был зарабатывать на жизнь оформлением театральных спектаклей и частными уроками.
Уходы на аукционах, цена картин Фалька
В годы своей жизни художник добился славы и признания. Выясним, сколько стоят картины Фалька сегодня и каков спрос на них. В этом нам помогут сведения с известных аукционов. Начнем рассмотрение этого вопроса с четырех самых крупных уходов по росту цены.
В 2014 году на аукционе MacDougall`s была выставлена уникальная картина, содержащая в себе сразу три других произведения. Она называется «Мальчик с кепкой, сидящий на стуле» и относится к серии картин о сидящих на стульях детях, которую художник создал в период 1908-1911 гг. С другой стороны холста изображены еще две работы. Другие художники редко прибегали к необходимости рисовать на второй стороне картины, но для Фалька это было делом обыденным. Не считая уже законченную работу чем-то значительным и не имея под рукой холста, он частенько создавал новое произведение на его обратной стороне.
В данном случае на второй стороне холста появилось сразу две картины: «Рыбак-курильщик» и «Полевые цветы». Первая из них была создана в 1938 году, то есть спустя почти тридцать лет после «Мальчика с кепкой». Она появилась уже после поездки художника вначале в Париж, а затем в Алупку и имеет характерные для парижских работ Фалька черты. Вторая из них написана еще в более поздний период — в 1945 году во время поездки на дачу ученика художника.
На торгах оригинальную работу оценили по достоинству. При эстимейте 0,8-1,2 млн фунтов картину продали за 1 млн фунтов (1,7 млн долларов).
Вторая крупная продажа прошла на торгах Christie`s в 2005 году. Тогда внимание коллекционеров привлекла работа «Женщина с розовым веером», написанная художником в 1922 году. В ходе аукциона большое полотно размером примерно метр на метр ушло за 1 млн фунтов (1,7 млн долларов) при эстимейте 220-320 фунтов стерлингов.
Третий уход состоялся на Sotheby`s в 2008 году, когда здесь выставили картину «Деревья». Специалисты считают эту работу типичной для раннего творческого периода Фалька, когда он увлекался изображением лесных массивов. В ходе торгов холст ушел за 937 тыс. фунтов (1,8 млн долларов) при эстимейте 500-700 тысяч.
Но самая крупная продажа картин Фалька прошла в аукционном доме Bonhams. В 2013 году на торги попала картина «Леди в сиреневом», в которой художник запечатлел свою первую жену Елизавету Сергеевну Потехину. Картина происходит из коллекций Чудновского, Шустера и Крюкова и была неоднократно представлена на выставках. С 1913 года ее демонстрировали на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Хельсинки, Милане и других городах.
На торгах картина ушла за 1,2 млн фунтов (почти 2 млн долларов), установив рекорд для официальных уходов полотен Фалька. Правда, по сообщению специалистов Sotheby`s, в 2013 году в их аукционном доме состоялся еще более крупный уход. Еще до начала ноябрьских торгов частный коллекционер из России купил картину «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая», отдав за нее в несколько раз больше размера эстимейта, который составлял 2,5-3,5 млн фунтов. Точную сумму покупки в Sotheby`s не разглашают.
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Фалька. Чтобы не сложилось впечатление, что все работы художника уходят за миллионы долларов, рассмотрим примеры менее крупных продаж. Чаще всего на разных аукционах пользуются спросом пейзажи, натюрморты и портреты Фалька. Например, в последние десятилетия уходили такие картины: «Портрет мужчины в красном галстуке» (Sotheby`s, 2007 г., 712 тыс. долларов), «Дуб» (Christie`s, 2013 г., 326 тыс. фунтов), «Париж. Улица» (Sotheby`s, 2008 г., 43 тыс. долларов), «Дом у дороги. Париж» (Sotheby`s, 2007 г., 4,2 тыс. долларов).
О том, как определить стоимость конкретного холста, где и как продать картины Фалька, мы поговорим далее.
Особенности продажи и экспертизы картин Фалька
Как оценить картину Фалька
Так как произведения художника могут стоить внушительные суммы, оценивать их самостоятельно не рекомендуется. Это связано с возможностями, которые открывает профессиональная экспертиза картин Фалька. В частности, с помощью лабораторного оборудования можно установить авторство, проследить все стадии работы над картиной, в ходе литературных исследований найти ценную информацию о произведении и многое другое. Чем больше интересной информации будет получено, тем выше может быть стоимость конкретного полотна. Профессионально оценить картину Фалька можно у нашего партнера — в Центре научной экспертизы имени Бенуа.
Как и где продать картину Фалька
Чтобы продать ценное произведение по выгодной цене, разместите информацию о нем на нашем сайте. Здесь вашу картину увидит обширная аудитория ценителей искусства и сможет купить ее по привлекательной цене (подробнее о реализации картин Фалька).
Для обсуждения сделки или иного вопроса воспользуйтесь нашими контактами: +7 (495) 969-14-05, info@lermontovgallery.ru.