Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин В.В. Верещагина

Краткая биография Верещагина
Особенности творчества художника
Цены, рекорды продаж, уходы картин
Оценка, продажа и скупка картин

Правда войны глазами художника Василия Верещагина

Василий Васильевич родился в Череповце в 1842 году в семье дворянина. В девятилетнем возрасте мальчика отдали в морской кадетский корпус, что сыграло большую роль в его жизни. Несмотря на то, что в дальнейшем юноша оставил военную службу и поступил в Академию художеств Петербурга, ему неоднократно приходилось участвовать в военных сражениях.

В.В. Верещагин (1842–1904).
В.В. Верещагин (1842–1904).

Верещагин участвовал в обороне Самарканда (получил орден святого Георгия IV степени), в русско-турецкой и в русско-японской войнах. Все эти события ярко отразились в произведениях художника, который всю свою жизнь продолжал постигать тайны живописи и писать картины. Среди его известных полотен следующие работы: «Мавзолей Тадж-Махал близ Агры», «Нападают врасплох», «Апофеоз войны», «В покоренной Москве», «Японка» и другие.

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В. Верещагин. 1874–1876 гг.
«Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В. Верещагин. 1874–1876 гг.

Василий Васильевич был не просто талантливым художником, но и активным общественным деятелем. Он много путешествовал, в том числе по горам, жил в разных странах, устраивал выставки, проводил исследования, изучал историю и написал двенадцать книг.

Доблестный художник-воин трагически погиб в ходе русско-японской войны в возрасте 61 года. В 1904 году он подорвался на мине во время одного из рейдов.

Особенности творчества художника

Серийные работы

Одной из отличительных черт живописи Верещагина является серийность картин. Так, он создал Кавказскую, Туркестанскую, Индийскую, Русскую, Госпитальную и ряд других серий. Работа над каждой из них велась в течение нескольких лет и была призвана раскрыть определенную тему. Именно серия позволяла показать в деталях выбранную тему, максимально охватив все ее грани. В такой повествовательной живописи Верещагин стал одним из первых художников.

Василий Верещагин. «Смертельно раненый». Туркестанская серия. 1873 г.
Василий Верещагин. «Смертельно раненый». Туркестанская серия. 1873 г.

Например, Туркестанская серия включала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Все они были созданы во время путешествия в Туркестан, Китай, по горным массивам Тянь-Шаня и просторам Сибири. Общество встретило эту серию противоположными мнениями от полного восхищения до резкой критики. Однако именно Туркестанская серия принесла художнику широкую известность. В 1874 году московский меценат П. Третьяков выкупил всю серию, так как главным условием художника была покупка всех картин серии. Третьяков не пожалел за нее 92 тысяч серебряных рублей и в дальнейшем выделил для нее зал в своей галерее.

Правда войны

Часто художник писал картины парами, что позволяло иначе воспринять смысл поднимаемой им темы. Примерами таких работ являются картины «Победители» и «Побежденные». В отличие от других художников своего времени, которые предпочитали изображать победы, бравых солдат и героизм, Верещагин всю свою творческую деятельность посвятил передаче людям военной правды. В работе «Победители» он изобразил турецких солдат, ликующих на трупах русских воинов. Эта правда была неприятна русскому обществу, но именно так обстояло дело на войне: русские не всегда выигрывали, а оставшихся в живых ждала незавидная участь.

Картина «Побежденные» раскрывает еще одну страшную сторону войны, когда русский офицер и священник приходят проститься с сотнями павших на поле боя воинов. Именно такую правду хотел донести Верещагин до зрителя — продемонстрировать все ужасы войны, которые он видел в боях не понаслышке.

В. Верещагин. «Победители». 1878–1879 гг.
В. Верещагин. «Победители». 1878–1879 гг.

В. Верещагин. «Побежденные. Панихида». 1878–1879 гг.
В. Верещагин. «Побежденные. Панихида». 1878–1879 гг.

Чтобы эта правда стала более громкой, художник прибегал к пояснениям на картинах и обобщению сюжетов. Например, сюжет «Апофеоз Тамерлана» в конечном итоге превратился в «Апофеоз войны» и был посвящен всем завоевателям — прошлым и будущим.

В. Верещагин. «Апофеоз войны». 1871 г.
В. Верещагин. «Апофеоз войны». 1871 г.

Особенные выставки

Мастеру не нравились массовые выставки, на которых зрителю представлялись самые разные по стилю и замыслу картины. Поэтому он всегда демонстрировал завершенную серию на персональных выставках, заставляя посетителей переходить от полотна к полотну и все более погружаться в сюжет. В результате этого участники выставки переживали то же потрясение от увиденного, что и сам художник во время пережитых им военных сцен.

Для усиления влияния картин он включал на выставках подходящую музыку, а также сопровождал картины поясняющими текстами. Сами залы всегда были ярко освещены электричеством, что делало более яркими ужасы войны на полотнах. В дополнение к этому он ставил рядом с картинами минералы, оружие, ковры, растения и другую экзотику, собранную во время путешествий.

Цены, рекорды продаж, уходы картин Верещагина

Сколько стоят картины Верещагина и пользуются ли спросом сегодня? Ответить на этот вопрос помогут сводки громких аукционных продаж.

В 2011 году на торги лондонского дома Sotheby`s выставили картину «Тадж-Махал. Вечер». В этом произведении автор запечатлел мавзолей, поразивший его в ходе путешествия в Индию. Всего художник создал три варианта картины: утром, днем и вечером. Вечерняя версия Тадж-Махала и оказалась на торгах с эстимейтом 250-450 тысяч фунтов стерлингов. Впервые эта картина была продана в Нью-Йорке (США) в 1891 году.

Торги продолжались более десяти минут, в ходе которых жаждущие заполучить картину поднимали цену снова и снова, пока она с отметки в 200 тысяч не достигла 2,3 миллиона фунтов стерлингов. Тем самым, был установлен рекорд цены, за которую когда-либо продавали картины Верещагина.

Однако рекорд продержался недолго и уже в 2014 году был побит снова. На этот раз на торгах аукционного дома Christie`s выставили картину «Жемчужная мечеть в Агре». Художник написал это произведение в Париже, находясь под впечатлением от очередного путешествия на Восток. Картина уходила с торгов в 1891 и 1916 годах. Предыдущими владельцами полотна были Католина Ламберт, Фредерик Томпсон и нью-йоркский художественный центр Frances Lehman Loeb колледжа им. Vassar. Последний и выставил картину на продажу с целью пополнения фондов колледжа. В результате торгов картину продали за рекордные 3,7 миллиона фунтов стерлингов при эстимейте 1-1,5 млн фунтов.

В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Агре». 1870–1880-е гг.
В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Агре». 1870–1880-е гг.

Среди других аукционных продаж картин Верещагина назовем уход картины «Стена Соломона» (3,6 млн долларов, 2007 г.), «Жемчужная мечеть в Дели» (3,1 млн долларов, 2011 г.), «Распятие римлянами» (2,7 млн долларов, 2011 г.), «Перевозка раненых» (937 тыс. фунтов стерлингов, 2012), «Портик церкви XVII века в Ярославле» (606 тыс. долларов, 2014 г.).

В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Дели». 1876–1879 гг.
В. Верещагин. «Жемчужная мечеть в Дели». 1876–1879 гг.

В. Верещагин. «Портик церкви XVII века в Ярославле». Около 1894 г.
В. Верещагин. «Портик церкви XVII века в Ярославле». Около 1894 г.

Вокруг картин Верещагина поднимался ажиотаж не только в ходе аукционных продаж. Так, его полотно «Подавление индийского восстания англичанами» вызвало значительный резонанс в обществе. Англичане угрожали художнику судебной расправой, хотя картина нисколько не искажала действительности. В итоге британцы попросту украли полотно.

Василий Верещагин. Скандальная картина «Подавление индийского восстания англичанами». 1884 г.
Василий Верещагин. Скандальная картина «Подавление индийского восстания англичанами». 1884 г.

Другая кража состоялась в Болгарии в Национальном выставочном центре. Воспользовавшись сменой экспозиции, преступник под видом работника центра унес картину «На Шипке все спокойно» на улицу. Однако он не учел, что его записали камеры наблюдения, так что картина была благополучно возвращена центру.

Еще один инцидент произошел с полотнами «Воскресение Христово» и «Святое семейство». Обе картины вызвали возмущение церкви, а один из монахов в знак протеста облил их кислотой. Причиной скандала стало содержание полотен, которые, по мнению религиозных деятелей, подрывали основы христианства.

Василий Верещагин. «Святое семейство». 1884–1885 г.
Василий Верещагин. «Святое семейство». 1884–1885 г.

Описанные события позволяют судить не только о том, сколько стоят картины Верещагина, но и составить представление о спросе на его полотна. Однако ориентироваться лишь на эти данные в оценке конкретной работы не стоит. Далее мы рассмотрим, как и где продать картины Верещагина и как их правильно подготовить к продаже.

Оценка, продажа и скупка картин Верещагина

Как оценить картину Верещагина

Перед продажей рекомендуется оценить картину Верещагина силами эксперта. Профессионал сможет подойти к этому процессу комплексно, используя современное оборудование. Так, в петербургском Центре научной экспертизы имени Бенуа помогут доказать подлинность картины, установят художественные приемы, используемые автором, уточнят дату создания произведения и другие моменты. Такая экспертиза картин Верещагина особенно необходима в связи с большой популярностью автора. Без ее проведения есть риск нарваться на подделку или не узнать истинную ценность картины.

Где и как продать картину Верещагина

Вы можете выставить картину в нашей галерее «Лермонтов», что поможет вам продать картину Верещагина по выгодной цене. Другой вариант — продать картину нам за вознаграждение. Скупку картин Верещагина мы ведем на конкретных условиях.

Удобный для вас способ связи с нами вы найдете в разделе «Контакты».

Свежие записи

Жизнь молодого человека сложилась самым удивительным образом. Ему посчастливилось учиться у великих мастеров, сотрудничать с выдающимися деятелями искусства.

За годы творчества Соня Делоне стала крупной художницей-авангардисткой, проявившей себя в разных сферах. Она занималась не только живописью, но и иллюстрацией книг, оформлением спектаклей, промышленным искусством, задав новое направление в моде

Русские живописцы нередко обращались в своих работах к образу женщины. Одни через него выражали самые сокровенные чувства от любви до глубокой печали, другие создавали свой образ русской женщины — хранительницы очага, третьи просто любовались ими

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно