Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин И.Г. Чашника

Краткая биография
Направление деятельности художника
Рекорды, уходы, цена картин Чашника
Как оценить картину Чашника
Где и как продать картину Чашника

Ученик Малевича и последователь супрематизма И.Г. Чашник

Илья Григорьевич родился в 1902 году в Люцине Российской империи, но вырос в Витебске, куда семья перебралась сразу после его рождения. Рос он в большой семье и уже с 11 лет ежедневно учился в оптико-механической мастерской. Однако тяга к живописи была сильнее, и с пятнадцатилетнего возрасте подросток по воскресеньям погружался в ее тайны в частной школе Юделя Пэна (там же десятью годами ранее учился М. Шагал).

И.Г. Чашник (1902–1929).
И.Г. Чашник (1902–1929).

После учебы в школе Пэна, в 1918 году, юноша отправился в Москву для учебы во Вторых Государственных художественных мастерских. Там произошла знаменательная для него встреча с К. Малевичем, однако новое поворотное событие заставило Илью вернуться. Марк Шагал возвратился в Витебск, открыл там Витебское художественное училище и пригласил в него своего учителя Юделя Пэна, Эля Лисицкого и позднее Казимира Малевича. Узнав об этом, Чашник уехал из Москвы и поступил в это училище.

В первый же год учебы в новой школе Чашник получил премию, а в 1920-е годы стал ведущим художником организованного Малевичем объединения авангардистов УНОВИС. Художник не только создавал сами картины, но и много времени уделял теории и философии живописи. Среди его работ назовем «Супрематизм», «Красный круг на черной поверхности», «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» и другие.

Чашник всей душой принял для себя идеи супрематизма и всю свою скоротечную жизнь экспериментировал с беспредметными формами и влиянием одного цвета на другой. В 1922 году вместе с Николаем Суетиным он последовал за Малевичем в Петроград, разрабатывал супрематические орнаменты для производства, трудился научным сотрудником в ГИНХУКе, работал вместе с Малевичем и Суетиным в Декоративном институте, на Государственном фарфоровом заводе, в Губполитпросвете и участвовал в выставках.

Илья Григорьевич Чашник мог бы сделать еще множество открытий и подарить миру новые яркие полотна, но его жизнь оборвалась в молодом возрасте. В 1929 году он скончался от перитонита, когда ему было всего 26 лет.

Направление деятельности художника

Живопись в стиле супрематизма

Супрематизм стал для Чашника не только новым непаханым полем для экспериментов, но и тем творческим направлением, которым художник проникся глубоко.

Одной из значимых он считал идею космизма, которая многократно обыгрывалась и развивалась супрематистами. Например, в изображении креста вертикаль демонстрировала устремление ввысь, в космос, в то время как горизонталь была призвана обозначать землю, земное начало. Часто такие картины изображались на фоне черного квадрата, призванного обозначить небытие, из которого рождались все элементы Вселенной.

И.Г. Чашник. Композиция с красной полосой.
И.Г. Чашник. Композиция с красной полосой.

После разработки основных супрем сторонники супрематизма занялись так называемыми космическими супремами, которые всегда находились в движении и часто соединялись в группы, соединенные линией. Одной из интересных работ этого периода является полотно «Красный круг на черной поверхности», имеющее все характерные супрематические элементы: большой красный шар, символизирующий планету, черный фон (космос) и несколько связанных одной линией космических супрем в форме космической станции.

Хотя картина была создана Чашником задолго до начала освоения космоса, позже ее неоднократно печатали в литературе на тему космоса и научной фантастики.

И.Г. Чашник. «Красный круг на черной поверхности». 1925 г.
И.Г. Чашник. «Красный круг на черной поверхности». 1925 г.

Другой значимой идеей для чашника был динамизм. Он подчеркивал, что именно динамизм является базой супрематизма и его собственной основой. Не зря исследователи обратили внимание на чрезвычайную динамичность его теории жизни форм, которые вобрали смысл самого живописного поля.

Прикладные проекты

Еще во время учебы Чашник овладел навыками работы с циркулем, линейкой, чертежами. Их он использовал не только в проектировании, но и в самой живописи, всецело отдавшись принципам супрематизма. Начинал он свою работу всегда с создания проекта и считал его первоосновой, актом творения, независимо от того, будет ли по нему создан желаемый предмет.

Голодная жизнь в Петрограде с Малевичем и Суетиным заставляла Чашника активно заниматься именно разработкой прикладных проектов. Хотя художник прожил недолгую жизнь, он сумел создать большое количество рисунков для тканей, росписи фарфоровых изделий, зданий, эскизы для плакатов, книжных и журнальных обложек.

В качестве примера приведем работу всех троих художников на Государственном фарфоровом заводе (бывший ИФЗ). Эскизы Чашника для росписи фарфора выглядели более жесткими и лаконичными, чем у Суетина, а самого Чашника упрекали в слишком мрачной гамме из-за преобладания черного цвета. Однако последний считал, что и практичная посуда должна оставаться произведением искусства, то есть быть оригинальной и сохранять некое напряжение, которое как раз прекрасно передавало сочетание контрастной черной краски и белого фарфора. Именно такой подход и делал фарфор по его эскизам столь узнаваемым.

Фарфоровая чашка, созданная по эскизам И.Г. Чашника.
Фарфоровая чашка, созданная по эскизам И.Г. Чашника.

Заметим, что Чашник намеренно ограничивал цветовую гамму, следуя принципу контраста Малевича.

Рекорды, уходы, цена картин Чашника

В годы жизни Ильи Григорьевича многие относились к авангардистам с непониманием. Однако сегодня картины его учителя Малевича уходят за миллионы долларов. Выясним, сколько стоят картины самого Чашника.

На аукционах его работы появляются не часто, чему есть несколько причин. Во-первых, художник прожил слишком короткую жизнь, чтобы оставить такое многотысячное наследие полотен, как, например, Айвазовский. Во-вторых, многие картины УНОВИСа пострадали в ходе Второй мировой войны.

Из представленных на торгах работ упомянем несколько супрематических композиций. Например, в ноябре 2016 года в аукционном доме Sotheby`s было продано две из них. Одна происходила из мюнхенской коллекции галереи Майкла Пабста и в 1989 году была представлена здесь на выставке русского искусства 1900-1930 годов. На торгах ее купили за 26 тыс. фунтов (32 тыс. долларов) при эстимейте 15-20 тыс. фунтов.

И.Г. Чашник. Супрематическая композиция. Продана за 32 тыс. долларов.
И.Г. Чашник. Супрематическая композиция. Продана за 32 тыс. долларов.

Другая композиция происходила из коллекции Льва Нуссберга, купившего ее у самого художника. Позже картина принадлежала семье Галлахер из США, а затем галерее Л. Хаттона. В начале 1980-х годов ее представляли на выставках в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. С молотка работа ушла с небольшим превышением верхней границы эстимейта за 60 тыс. фунтов (74 тыс. долларов).

И.Г. Чашник. Супрематическая композиция. Продана за 74 тыс. долларов.
И.Г. Чашник. Супрематическая композиция. Продана за 74 тыс. долларов.

Тогда же, в ноябре 2016 года, состоялась и рекордная продажа для работ Чашника, которая многократно перекрыла по цене все остальные уходы. Это работа «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», созданная из дерева, картона, стекла и бумаги. В годы ее написания еще только начались публикации о существовании четвертого и пятого измерений. Художник же пошел дальше ученых и своего учителя Малевича, указав на существование шестого и седьмого измерений. Если белый цвет для основателя супрематизма был последней его стадией, то Чашник с ним не согласился. По его мнению, уплотнение белого цвета в различных формах приводит к тому, что мы приходим к белому цвету нового энергетического уровня.

На аукцион картина вышла с эстимейтом 100-150 тыс. фунтов стерлингов. Эксперты сочли эту сумму завышенной, однако участникам торгов так не показалось. Пятеро из них бились за «Седьмое измерение» до тех пор, пока цена не выросла до шестисот тысяч, а благодаря особо азартным коллекционерам цена взлетела до небес и составила 2,4 млн фунтов стерлингов (3 млн долларов).

И.Г. Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». 1920-е гг.
И.Г. Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». 1920-е гг.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Чашника. Как мы видим, среди крупных продаж большая часть цен лежит в диапазоне 30-80 тыс. долларов, а рекордная цена составляет 3 млн долларов. Что касается более мелких продаж, то они начинаются от нескольких тысяч фунтов («Супрематический коллаж» и «Супрематическая композиция» проданы на Christie`s за 8 и 10 тыс. фунтов соответственно и т.д.).

И.Г. Чашник. «Супрематический коллаж». 1923 г.
И.Г. Чашник. «Супрематический коллаж». 1923 г.

Чтобы понять, на какую цену может претендовать конкретная работа художника, нужно оценить картину Чашника силами эксперта. Подробнее об этой процедуре и о том, где и как продать картину Чашника, мы поговорим дальше.

Как оценить картину Чашника

В ходе экспертизы проводятся исследования в лаборатории и по информационным базам, что позволяет найти наиболее ценные сведения о картине: где и когда выставлялась, в чьи коллекции входила, какую ценность имела для общества и другое. Провести экспертизу картины Чашника можно в Центре экспертизы им. Бенуа.

Где и как продать картину Чашника

Вы можете сделать это через наш сайт «Лермонтов», где ваш холст будет представлен широкой аудитории покупателей живописи. Для этого ознакомьтесь с условиями реализации картин Чашника и пришлите нам информацию о картине (фотографии, сведения о продажах, выставках, стиле и т.д.).

Для заказа экспертизы картин Чашника или обсуждения условий продажи позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Сурикова называют мастером масштабных исторических картин, так как он известен в первую очередь проектами с большим числом персонажей и панорамными пейзажами, такими как «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Боярыня Морозова»

Зданевич с интересом экспериментировал в самых разных направлениях: пробовал свои силы в академизме, увлекался футуризмом, кубизмом, примитивизмом и сезаннизмом. Много размышляя на тему разных направлений и стилей, он вместе с соратниками-авангардистами пришел к идее всёчества и оркестровой живописи

Василия Кандинского по праву считают отцом абстракционизма, ведь он не просто создал большое количество абстракций, но и много сделал для распространения нового направления. Кандинский создавал художественные объединения, писал трактаты, много путешествовал и активно представлял свои работы на выставках

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно