Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин И.Э. Грабаря

Краткая биография
Творчество живописца
Цена картин Грабаря, уходы на аукционах
Экспертиза и продажа картин Грабаря

Талантливый художник, искусствовед и просветитель И.Э. Грабарь

Игорь Эммануилович родился в 1871 году в семье известных деятелей. Его дедом был А. Добрянский, который внес значительный вклад в русское движение в Закарпатье и Галиции, отец трудился в парламенте Венгрии, а мать занималась просвещением в Галиции.

И.Э. Грабарь (1871–1960).
И.Э. Грабарь (1871–1960).

Мальчик родился в Будапеште, но рос вначале в Карпатской Руси, а затем в Российской империи. Грамоте Игорь обучался в таком привилегированном заведении, как Императорский лицей в память цесаревича Николая, и показал прекрасные результаты, окончив учебное заведение с золотой медалью. Хотя он получил образование юриста, душа с детства лежала к занятию живописью, и ей же он посвящал свободное время в годы обучения на юридическом факультете. Еще в подростковом возрасте он пропадал в Третьяковской галерее, где часами рассматривал полотна Куинджи, Сурикова, Верещагина и других именитых мастеров.

Живописи молодой человек учился в Академии художеств Петербурга, где его учителем был И. Репин, а затем за рубежом в студии Антона Ашбе. С 1903 года он начал активно посылать свои работы на российские и зарубежные выставки: общества «Мир искусства», мероприятиях, организованных Дягилевым, на выставки в Париже и Мюнхене и т.д. В основном он писал пейзажи и натюрморты, например такие: «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца».

Помимо того, что с ранних лет Игорь сильно увлекался рисованием, он был трудолюбивым и целеустремленным, благодаря чему развернул широкую просветительскую и исследовательскую работу. Он много лет был попечителем Третьяковской галереи и провел огромную работу по ее реэкспозиции и реставрации пострадавших полотен. Помимо этого Грабарь стоял во главе столичных Центральных реставрационных мастерских, работал профессором в Московском госуниверситете, руководил Институтом истории искусств АН СССР.

За свою колоссальную деятельность в мире искусства Грабарь получил множество наград и почетных званий. С 1943 года он был удостоен звания академика Академии наук СССР, через четыре года звания академика Академии художеств и в 1956 году был назван народным художником СССР. Также он был назван лауреатом Сталинской премии, имел ряд медалей и орденов.

Ушел из жизни Игорь Эммануилович на 90-м году жизни в 1960 году.

Творчество живописца

Пейзажи

Родная природа столь заворожила художника, что изображение прекрасных видов России на всю жизнь стало его основной темой творчества. Он окончательно понял это в годы учебы за границей, когда вдохновение покинуло его, а местные виды казались раскрашенными картинками. Но по возвращению в Россию художник приехал в имение Титово в Наро-Фоминске и был буквально захвачен открывшимися видами. Горящая желто-красной листвой золотая осень в сочетании с видами усадеб стала прекрасным стимулом для создания многочисленных пейзажей на эту тему. Так в разное время родились пейзажи «Баллюстрада», «Золотые листья», «Осень. Рябина и березы», «Разгар осени», «Ясный осенний вечер» и другие.

И.Э. Грабарь. «Баллюстрада». 1901 г.
И.Э. Грабарь. «Баллюстрада». 1901 г.

Творил художник в стиле импрессионизма и неоимпрессионизма, в частности пуантилизма, что делало его картины как бы живыми, вибрирующими.

Особенное впечатление на Грабаря оказал засыпавший желтую листву снег. Это сочетание было столь необычным, что художник запечатлел его в картине «Сентябрьский снег», которая стала первой в серии его знаменитых пейзажах.

И.Э. Грабарь. «Сентябрьский снег». 1903 г.
И.Э. Грабарь. «Сентябрьский снег». 1903 г.

В это же время Игорь Эммануилович открыл для себя еще одно природное явление, ставшее на долгие годы мотивом для его пейзажей. Это был иней, «бриллиантовые кружева» которого глубоко поразили художника своей красотой, многочисленными оттенками и неожиданными сочетаниями. По его собственным словам, не нашлось бы в течение дня такого эффекта инея, который он не зарисовал бы. Позже выполненные на морозе наброски превратились в целую серию картин «День инея».

И.Э. Грабарь. «Иней». 1904 г.
И.Э. Грабарь. «Иней». 1904 г.

И.Э. Грабарь. «Роскошный иней». 1941 г.
И.Э. Грабарь. «Роскошный иней». 1941 г.

Натюрморты

Работу с натюрмортами Грабарь проводил с целью многочисленных экспериментов в познании такого понятия, как иллюзорность, тренировки глаз и оттачивания мастерства владения кистью.

Он уделял большое внимание так называемым чайным, цветочным и фруктовым натюрмортам. Художник ставил перед собой все более сложные живописные задачи и с успехом справлялся с ним, относясь к себе весьма критично. Так, написав натюрморт «Сирень и незабудки», который привел в восторг всех, кто его видел, художник остался недоволен своими упущениями в работе. Он пообещал себе создать множество других натюрмортов, чтобы добиться всего, что не удалось реализовать в этой картине. Кстати, свои ученические работы художник и вовсе уничтожил, не считая их достойными внимания общества.

И.Э. Грабарь. «Сирень и незабудки». 1905 г.
И.Э. Грабарь. «Сирень и незабудки». 1905 г.

Работая с натюрмортами, Грабарь сумел отыскать множество новых решений в плане колорита и композиции картин. Так родились полотна «Послеобеденный чай», «Неприбранный стол», «Яблоки и астры» и многие другие.

И.Э. Грабарь. «Неприбранный стол». 1907 г.
И.Э. Грабарь. «Неприбранный стол». 1907 г.

Портреты и жанровые сцены

Грабарь был искусен и в создании портретов и жанровых сцен. Он создал большую серию портретов деятелей советской культуры, рисовал себя и родственников. Среди них «Автопортрет в шубе», портреты Зелинского, Прокофьева, Чаплыгина, «В.И. Ленин у прямого провода» и другие работы.

Цена картин Грабаря, уходы на аукционах

Определить, сколько стоят картины Грабаря, нам помогут данные с аукционных продаж. Вначале узнаем, каков верхний ценовой порог, для чего рассмотрим три наиболее значительные продажи.

Первый уход относится к картине «Дельфиниумы», которая была представлена на аукционе Sotheby`s в 2010 году. В ней прослеживаются две характерные для работ Грабаря черты: так называемая оптическая вибрация изображения и инверсия плоскостей. Для создания ощущения вибрации пространства холста художник прибегал к специальной технике живописи короткими штрихами. При этом он нередко переводил действие на передний план, что не было типичным для пейзажей. Вместо создания эпической картины с красочным небом и насыщенным дальним планом, он заставлял зрителя рассматривать детали объекта. Такая инверсия плоскостей позволяет совершенно иначе взглянуть на возможности пейзажа.

С торгов холст ушел за 181 тыс. фунтов (соответствовало 282 тыс. долларов), при эстимейте 150-200 тыс. долларов.

И.Э. Грабарь. «Дельфиниумы».
И.Э. Грабарь. «Дельфиниумы».

Второй уход относится к полотну «Вид на Москву-реку», проданный в 2016 году. На торгах аукционного дома «Совком» его выставили с эстимейтом 250-450 тыс. долларов. Холст, относящийся по качеству исполнения к музейным шедеврам, пришелся по нраву участникам торгов и был куплен за 325 тыс. долларов.

И.Э. Грабарь. «Вид на Москву-реку». 1922 г.
И.Э. Грабарь. «Вид на Москву-реку». 1922 г.

Третья продажа состоялась в аукционном доме «Русская эмаль» в июне 2012 года, когда здесь появилась картина «Груши на красной скатерти». Это произведение Грабарь написал в то время, когда выполнял свои любимые «натюрмортные зарядки». Суть такой «зарядки» заключалась в том, что он создавал различные комбинации фруктов и изображал их, обращая все свое внимание на цветовую гамму, фактуру и прочие важные для живописи категории. По словам самого художника, в этот период его наиболее волновала смена тонов в грушах, когда зеленый цвет плавно переходил в темно-красный.

Натюрморт выставили с эстимейтом 12-18 млн рублей, однако в ходе торгов верхнюю границу превысили вдвое, так что окончательная цена продажи составила 36 млн рублей, что соответствовало 1,1 млн долларов.

И.Э. Грабарь. «Груши на красной скатерти». 1921 г.
И.Э. Грабарь. «Груши на красной скатерти». 1921 г.

Теперь вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Грабаря. Как мы видим, рекордная цена превосходит миллион долларов. Часть ушедших с аукционов работ находится в диапазоне 180-330 тыс. долларов («Весенний пейзаж», «Летний вечер», «Весеннее солнце» и пр.). Есть и более мелкие уходы, которые не превышают 50 тысяч долларов: «Поездка по деревне», «Цветник», «Натюрморт с цветами» и другие.

И.Э. Грабарь. «Цветник». 1915 г.
И.Э. Грабарь. «Цветник». 1915 г.

Причин, по которым та или иная картина одного и того же художника может уходить за абсолютно разные суммы, может быть много. Дальше мы обсудим, как правильно определить цену, где и как продать картину Грабаря.

Экспертиза и продажа картин Грабаря

Как оценить картину Грабаря

В оценке произведений художника поможет профессиональная экспертиза. Именно с ее помощью можно выяснить истинную ценность полотна и назвать его примерную стоимость. Это связано с тем, что в ходе исследования будет основательно изучена на оборудовании как сама картина, так и вся связанная с ней информация. Оценить картину Грабаря вы можете с помощью нашей галереи.

Где и как продать картину Грабаря

Мы можем опубликовать материалы о вашем полотне на сайте «Лермонтов». Здесь его увидит широкая аудитория людей, готовых сделать крупные вложения в живопись. Для реализации картины художника через наш сайт рекомендуем подготовить ее описание и фотографии. Чтобы заказать экспертизу картин Грабаря или договориться о продаже, позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Большая заслуга Бродского заключается в том, что он активно занимался реорганизацией советского художественного образования. Ему фактически пришлось восстанавливать разрушенную академическую художественную систему во Всероссийской Академии художеств и в других заведениях

Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы

К прошлому живописцы обращались в самые разные исторические эпохи и с разными целями. В древности изображали героев различных мифов, которых считали реально существовавшими. В военные времена часто историческая военная живопись украшала щиты воинов, чтобы подчеркнуть их несокрушимость

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно