Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин Ю.П. Анненкова

Краткая биография
Особенности творчества мастера
Рекорды продаж, цена картин Анненкова
Экспертиза и продажа картин Анненкова

Неординарный портретист и иллюстратор Ю.П. Анненков

Юрий Павлович появился на свет в 1889 году в Петропавловске. Именно здесь его отец отбывал ссылку за участие в революционной организации «Народная воля». В 1893 году семья смогла перебраться в Петербург, что коренным образом повлияло на мировоззрение юного Анненкова. Он оказался в окружении людей разных творческих профессий, в частности известного художника Ильи Репина.

Ю.П. Анненков (1889–1974).
Ю.П. Анненков (1889–1974).

Рисованием Юрий увлекся с детства, причем имел склонность к созданию карикатур. Однако его политические рисунки для одного из подпольных журналов обернулись против юноши — его со скандалом исключили из государственной гимназии. Но это не сломило дух молодого человека, равно как и провал при поступлении в Академию художеств. Он обучался живописи в частных мастерских Зейндерберга (учился в ней вместе с Марком Шагалом), училище Штиглица, осваивал художественное ремесло у французских мастеров.

Первый же дебют в салоне «Независимых» в 1913 году оказался для Анненкова успешным. Здесь он представил свои работы, в которых прослеживаются принципы кубизма. В 1916 году художник создал серию острохарактерных портретов известных личностей, которая стала широко известной. А в 1920-х годах он нарисовал с натуры политических лидеров, включив их в альбомы «17 портретов» и «Портреты». Его яркие, смелые картины были не похожи на работы других художников и привлекали большое внимание публики.

Ю.П. Анненков. Портрет М. Шерлинга. 1918 г.
Ю.П. Анненков. Портрет М. Шерлинга. 1918 г.

В 1925 году Анненков перебрался на постоянное жительство в Париж, где его слава выросла еще больше. Он продолжал писать портреты, с успехом работал декоратором в театре и кино и даже был номинантом на «Оскар». Скончался художник в Париже в 1974 году.

Особенности творчества мастера

Живопись Анненкова была под стать его неуемной жизненной энергии. Творил он также легко и раскованно, позволяя себе бесконечно импровизировать и соединять в одной работе самые разнообразные художественные приемы. Он мог в одной и той же картине вести жесткие линии, смягчать рисунок мягкими штрихами, разбить пространство на отдельные грани, добавить каких-то случайных линий, которые не несли смысловой нагрузки, или сделать мягкие переходы. В результате получались уникальные картины — такие же неожиданно яркие и смелые. Даже критики не могли предугадать, что следующим представит общественности талантливый мастер.

Оригинальная живописная манера особо отразилась в портретах, которые считаются наиболее значительными среди всех работ художника. Работая над портретами самых разных персонажей, Анненков то делает их гранеными (портрет Шерлинга, Троцкого), то заставляет двоиться и троиться (портрет жены), то полностью убирает задний фон, то, напротив, максимально детализирует его, заставляя героя растворяться в нем, то накладывает жизненное пространство на сам портрет (портрет Мейерхольда). Эти скачки из одного направления в другое, это богатство живописных приемов и стали причиной того, что каждая новая картина становилась шедевром, появление которого было невозможно предсказать.

Ю.П. Анненков. Портрет супруги Е. Б. Анненковой. 1917 г.
Ю.П. Анненков. Портрет супруги Е. Б. Анненковой. 1917 г.

Однако в сталинские времена многие его портреты оказались под запретом. Так как многие модели Анненкова в этот период попали в немилость, почти все экземпляры изданного альбома «Семнадцать портретов» были уничтожены. Редкие уцелевшие издания сегодня ценятся очень высоко.

Еще одним достижением Анненкова стали кубистические иллюстрации к известной поэме А. Блока «Двенадцать». Издатель опасался, что поэту не понравятся необычные рисунки Анненкова и даже просил художника переделать первые эскизы. Увидев окончательный вариант, Блок заметил, что рисунки оказались для него неожиданными и что они просто замечательны. Критики же пришли в полный восторг, назвав поэму исключительным событием, в котором гениальная поэзия соединилась с не менее гениальными иллюстрациями.

Ю.П. Анненков. Иллюстрация «Вся власть Учредительному Собранию» к поэме «Двенадцать». 1918 г.
Ю.П. Анненков. Иллюстрация «Вся власть Учредительному Собранию» к поэме «Двенадцать». 1918 г.

Помимо портретов пользовались популярностью и его пейзажи, выполненные в такой же свободной живописной манере.

Ю.П. Анненков. «Площадь Сан-Марко в Венеции». Около 1930 г.
Ю.П. Анненков. «Площадь Сан-Марко в Венеции». Около 1930 г.

Рекорды продаж, цена картин Анненкова

Выясним, сколько стоят картины Анненкова на известных аукционах. И начнем рассмотрение этого вопроса с четырех самых крупных уходов его полотен, стоимость которых превысила миллион долларов.

За наименьшую сумму из этой четверки ушел портрет Анны Ахматовой на Sotheby`s в 2013 году. По воспоминаниям самого художника, известная поэтесса позировала ему с величайшим терпением, держа руку у груди. Анненков сделал два портрета Ахматовой: один он создал с помощью гуаши, а второй рисовал только чернилами. Чернильный портрет попал в многочисленные публикации Ахматовой, а гуашевый более сорока лет украшал кабинет самого художника. На торгах гуашевый вариант имел большой успех, хотя в 2002 году на этом же аукционе на него едва обратили внимание. При эстимейте 150-200 тыс. фунтов портрет купили за 900 тыс. фунтов (1,4 млн долларов).

Ю.П. Анненков. Портрет Анны Ахматовой. Гуашь. 1921 г.
Ю.П. Анненков. Портрет Анны Ахматовой. Гуашь. 1921 г.

Второй крупный уход состоялся годом ранее. В 2012 году на Sotheby`s представили портрет режиссера В. Мейерхольда, выполненный его другом Анненковым. Эта работа считалась одним из лучших портретов режиссера, несмотря на то, что представляла собой карандашный рисунок. Когда-то из музея Государственного театра имени В. Мейерхольда к художнику обратились с просьбой подарить им портрет. Однако Анненков оставил его у себя, что спасло картину от гибели, так как в дальнейшем музей был уничтожен. В последующие годы она попала в коллекцию Дмитрия Темкина.

На аукционе портрет тоже оценили по достоинству. За него боролись сразу восемь человек, так что при эстимейте всего 30-50 тыс. фунтов цена взлетела до миллиона фунтов (1,7 млн долларов).

Ю.П. Анненков. Портрет В. Мейерхольда. 1922 г.
Ю.П. Анненков. Портрет В. Мейерхольда. 1922 г.

Третья крупная продажа связана с портретом Гржебина, который выставили на Sotheby`s в 2010 году. Картина принадлежала семье Гржебина, а затем ушла к французскому коллекционеру. Согласно прогнозу, цена продажи должна была лежать в диапазоне 0,8-1,2 млн фунтов, однако в конечном итоге она достигла 1,77 млн фунтов (2,5 млн долларов). Эта же картина присутствовала на обложке каталога торгов.

Ю.П. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
Ю.П. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.

Четвертая, самая высокая по цене продажа, состоялась в аукционном доме Christie`s в 2014 году. Это портрет А. Тихонова, созданный художником в 1922 году и представленный на международной выставке в Венеции в 1924 году.

До указанных торгов картина уже несколько раз меняла владельцев, в том числе уходила с аукционов. Из семьи Тихоновых она попала к парижскому коллекционеру, затем в 1989 году была продана на торгах Christie`s, перепродана там же в 2007 году и вновь оказалась на Christie`s уже в 2014 году. Каждый раз портрет уходил дороже, чем в предыдущий раз. Так, в 2007 году его купили за 2,2 млн фунтов при эстимейте 0,9-1,2 млн фунтов, а в 2014 году эстимейт изначально был на уровне 2,5-4,5 млн фунтов. В итоге портрет был продан за 4 млн фунтов (6,2 млн долларов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Анненкова сегодня. Мы рассмотрели верхнюю границу стоимости, но для полноты ответа нужно изучить и другие уходы. Достаточно много произведений художника было продано в диапазоне до 10 тыс. фунтов или нескольких десятков тысяч. Реже проходили продажи на уровне нескольких сотен тысяч фунтов. Среди последних назовем уход работ «Триумфальная арка», «Венеция», «Париж», «Полночь в Париже» и другие. Отметим, что многие произведения Анненкова уходят со значительным превышением эстимейта.

Ю.П. Анненков. Холст «Триумфальная арка». Продана на Christie`s за 175 тыс. фунтов.
Ю.П. Анненков. Холст «Триумфальная арка». Продана на Christie`s за 175 тыс. фунтов.

Далее мы рассмотрим нюансы, связанные с продажей: как и где продать картину Анненкова, как и для чего ее нужно оценивать.

Экспертиза и продажа картин Анненкова

Как оценить картину

Если речь идет о художнике, произведения которого могут стоить миллионы долларов, оценивать конкретную работу самостоятельно не рекомендуется, поскольку можно сильно ошибиться в цене. В то же время эксперт, который проведет профессиональную экспертизу картины Анненкова, назовет стоимость достаточно точно, исходя из результатов исследования. Он изучит работу в лаборатории и проведет информационное исследование на предмет того, когда она была создана, к какому периоду творчества художника относится, где была представлена и так далее. Именно в ходе детального изучения выясняется, какую ценность для общества несет в себе картина.

Где и как продать картину

Вы можете продать произведение искусства через наш сайт, опубликовав на нем необходимые сведения о картине и ее фотографии. Мы рекомендуем подготовить детальное описание, чтобы привлечь внимание коллекционеров, интересующихся разными стилями (подробнее об условиях продажи картин Анненкова).

Чтобы оценить картину Анненкова у нашего партнера или договориться с нами о продаже, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Еврейское происхождение послужило серьезным препятствием в жизни и деятельности Левитана. По распоряжению властей его вместе с другими евреями дважды высылали из Москвы, а по блестящему окончанию художественного училища дали только диплом учителя чистописания

Переехав вместе с Ларионовым в Париж, Гончарова приняла и его художественные взгляды, что ярко отразилось на ее творчестве. Этому же способствовало и знакомство с французскими художественными веяниями

Большой интерес к динамичной живописи современников и жажда экспериментов привели к тому, что уже к 1914 году художник попробовал свои силы во всех популярных стилях.

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно