Особенности творчества мастера
Рекорды продаж, цена картин Анненкова
Экспертиза и продажа картин Анненкова
Неординарный портретист и иллюстратор Ю.П. Анненков
Юрий Павлович появился на свет в 1889 году в Петропавловске. Именно здесь его отец отбывал ссылку за участие в революционной организации «Народная воля». В 1893 году семья смогла перебраться в Петербург, что коренным образом повлияло на мировоззрение юного Анненкова. Он оказался в окружении людей разных творческих профессий, в частности известного художника Ильи Репина.
Рисованием Юрий увлекся с детства, причем имел склонность к созданию карикатур. Однако его политические рисунки для одного из подпольных журналов обернулись против юноши — его со скандалом исключили из государственной гимназии. Но это не сломило дух молодого человека, равно как и провал при поступлении в Академию художеств. Он обучался живописи в частных мастерских Зейндерберга (учился в ней вместе с Марком Шагалом), училище Штиглица, осваивал художественное ремесло у французских мастеров.
Первый же дебют в салоне «Независимых» в 1913 году оказался для Анненкова успешным. Здесь он представил свои работы, в которых прослеживаются принципы кубизма. В 1916 году художник создал серию острохарактерных портретов известных личностей, которая стала широко известной. А в 1920-х годах он нарисовал с натуры политических лидеров, включив их в альбомы «17 портретов» и «Портреты». Его яркие, смелые картины были не похожи на работы других художников и привлекали большое внимание публики.
В 1925 году Анненков перебрался на постоянное жительство в Париж, где его слава выросла еще больше. Он продолжал писать портреты, с успехом работал декоратором в театре и кино и даже был номинантом на «Оскар». Скончался художник в Париже в 1974 году.
Особенности творчества мастера
Живопись Анненкова была под стать его неуемной жизненной энергии. Творил он также легко и раскованно, позволяя себе бесконечно импровизировать и соединять в одной работе самые разнообразные художественные приемы. Он мог в одной и той же картине вести жесткие линии, смягчать рисунок мягкими штрихами, разбить пространство на отдельные грани, добавить каких-то случайных линий, которые не несли смысловой нагрузки, или сделать мягкие переходы. В результате получались уникальные картины — такие же неожиданно яркие и смелые. Даже критики не могли предугадать, что следующим представит общественности талантливый мастер.
Оригинальная живописная манера особо отразилась в портретах, которые считаются наиболее значительными среди всех работ художника. Работая над портретами самых разных персонажей, Анненков то делает их гранеными (портрет Шерлинга, Троцкого), то заставляет двоиться и троиться (портрет жены), то полностью убирает задний фон, то, напротив, максимально детализирует его, заставляя героя растворяться в нем, то накладывает жизненное пространство на сам портрет (портрет Мейерхольда). Эти скачки из одного направления в другое, это богатство живописных приемов и стали причиной того, что каждая новая картина становилась шедевром, появление которого было невозможно предсказать.
Однако в сталинские времена многие его портреты оказались под запретом. Так как многие модели Анненкова в этот период попали в немилость, почти все экземпляры изданного альбома «Семнадцать портретов» были уничтожены. Редкие уцелевшие издания сегодня ценятся очень высоко.
Еще одним достижением Анненкова стали кубистические иллюстрации к известной поэме А. Блока «Двенадцать». Издатель опасался, что поэту не понравятся необычные рисунки Анненкова и даже просил художника переделать первые эскизы. Увидев окончательный вариант, Блок заметил, что рисунки оказались для него неожиданными и что они просто замечательны. Критики же пришли в полный восторг, назвав поэму исключительным событием, в котором гениальная поэзия соединилась с не менее гениальными иллюстрациями.
Помимо портретов пользовались популярностью и его пейзажи, выполненные в такой же свободной живописной манере.
Рекорды продаж, цена картин Анненкова
Выясним, сколько стоят картины Анненкова на известных аукционах. И начнем рассмотрение этого вопроса с четырех самых крупных уходов его полотен, стоимость которых превысила миллион долларов.
За наименьшую сумму из этой четверки ушел портрет Анны Ахматовой на Sotheby`s в 2013 году. По воспоминаниям самого художника, известная поэтесса позировала ему с величайшим терпением, держа руку у груди. Анненков сделал два портрета Ахматовой: один он создал с помощью гуаши, а второй рисовал только чернилами. Чернильный портрет попал в многочисленные публикации Ахматовой, а гуашевый более сорока лет украшал кабинет самого художника. На торгах гуашевый вариант имел большой успех, хотя в 2002 году на этом же аукционе на него едва обратили внимание. При эстимейте 150-200 тыс. фунтов портрет купили за 900 тыс. фунтов (1,4 млн долларов).
Второй крупный уход состоялся годом ранее. В 2012 году на Sotheby`s представили портрет режиссера В. Мейерхольда, выполненный его другом Анненковым. Эта работа считалась одним из лучших портретов режиссера, несмотря на то, что представляла собой карандашный рисунок. Когда-то из музея Государственного театра имени В. Мейерхольда к художнику обратились с просьбой подарить им портрет. Однако Анненков оставил его у себя, что спасло картину от гибели, так как в дальнейшем музей был уничтожен. В последующие годы она попала в коллекцию Дмитрия Темкина.
На аукционе портрет тоже оценили по достоинству. За него боролись сразу восемь человек, так что при эстимейте всего 30-50 тыс. фунтов цена взлетела до миллиона фунтов (1,7 млн долларов).
Третья крупная продажа связана с портретом Гржебина, который выставили на Sotheby`s в 2010 году. Картина принадлежала семье Гржебина, а затем ушла к французскому коллекционеру. Согласно прогнозу, цена продажи должна была лежать в диапазоне 0,8-1,2 млн фунтов, однако в конечном итоге она достигла 1,77 млн фунтов (2,5 млн долларов). Эта же картина присутствовала на обложке каталога торгов.
Четвертая, самая высокая по цене продажа, состоялась в аукционном доме Christie`s в 2014 году. Это портрет А. Тихонова, созданный художником в 1922 году и представленный на международной выставке в Венеции в 1924 году.
До указанных торгов картина уже несколько раз меняла владельцев, в том числе уходила с аукционов. Из семьи Тихоновых она попала к парижскому коллекционеру, затем в 1989 году была продана на торгах Christie`s, перепродана там же в 2007 году и вновь оказалась на Christie`s уже в 2014 году. Каждый раз портрет уходил дороже, чем в предыдущий раз. Так, в 2007 году его купили за 2,2 млн фунтов при эстимейте 0,9-1,2 млн фунтов, а в 2014 году эстимейт изначально был на уровне 2,5-4,5 млн фунтов. В итоге портрет был продан за 4 млн фунтов (6,2 млн долларов).
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Анненкова сегодня. Мы рассмотрели верхнюю границу стоимости, но для полноты ответа нужно изучить и другие уходы. Достаточно много произведений художника было продано в диапазоне до 10 тыс. фунтов или нескольких десятков тысяч. Реже проходили продажи на уровне нескольких сотен тысяч фунтов. Среди последних назовем уход работ «Триумфальная арка», «Венеция», «Париж», «Полночь в Париже» и другие. Отметим, что многие произведения Анненкова уходят со значительным превышением эстимейта.
Далее мы рассмотрим нюансы, связанные с продажей: как и где продать картину Анненкова, как и для чего ее нужно оценивать.
Экспертиза и продажа картин Анненкова
Как оценить картину
Если речь идет о художнике, произведения которого могут стоить миллионы долларов, оценивать конкретную работу самостоятельно не рекомендуется, поскольку можно сильно ошибиться в цене. В то же время эксперт, который проведет профессиональную экспертизу картины Анненкова, назовет стоимость достаточно точно, исходя из результатов исследования. Он изучит работу в лаборатории и проведет информационное исследование на предмет того, когда она была создана, к какому периоду творчества художника относится, где была представлена и так далее. Именно в ходе детального изучения выясняется, какую ценность для общества несет в себе картина.
Где и как продать картину
Вы можете продать произведение искусства через наш сайт, опубликовав на нем необходимые сведения о картине и ее фотографии. Мы рекомендуем подготовить детальное описание, чтобы привлечь внимание коллекционеров, интересующихся разными стилями (подробнее об условиях продажи картин Анненкова).
Чтобы оценить картину Анненкова у нашего партнера или договориться с нами о продаже, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.