Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин А.А. Харламова

Краткая биография
Творчество художника
Рекорды продаж, цена картин Харламова
Экспертиза и продажа картин Харламова

А.А. Харламов — мастер женских и детских портретов

Алексей Алексеевич появился на свет в 1840 году в Саратовской губернии. Мальчик родился и рос в многодетной семье крепостных крестьян, но уже через десять лет после его рождения родители получили освобождение и переехали в Санкт-Петербург.

А.А. Харламов (1840–1925). Набросок Д. Видгофа.
А.А. Харламов (1840–1925). Набросок Д. Видгофа.

С двенадцати лет Алексей стал вольнослушателем Академии художеств, а позднее ее учеником. Учеба в известном художественном заведении проходила успешно: юноша получил несколько малых и больших серебряных и золотых наград. Большую золотую медаль ему вручили за работу «Возвращение блудного сына в родительский дом».

После учебы художник воспользовался правом на поездку в Европу и за несколько лет побывал во многих странах, а также учился в мастерской модного в то время живописца Л. Бонна. Окончательно найдя там свой стиль, в 1874 году Харламов отправил несколько своих работ на выставку академистов в Санкт-Петербурге и получил за них звание академика. В этом же году он познакомился с небезызвестным писателем И.С. Тургеневым, благодаря рекомендациям и помощи которого слава художника выросла многократно.

По достоинству художника оценили и в Париже, куда он переехал в 1975 году, влюбившись в город еще во время пенсионерской поездки от Академии художеств. В 1900 году его наградили Орденом Почетного легиона, а в 1902 году Орденом Святого Владимира.

Однако умер Алексей Алексеевич в бедности и забвении, так как с наступлением масштабных перемен начала 20-го века его грациозные портреты барышень и девочек перестали быть интересны революционно настроенному обществу. Скончался он в 84 года в Париже.

Творчество художника

Академические темы и портреты

Начинал свою творческую деятельность Харламов с работ на академические темы, представив отличные работы в классическом стиле. Это картины «Крещение киевлян», «Возвращение блудного сына» и другие. Уже в ученической работе «Анания перед апостолами» виден большой интерес живописца к светопередаче, изящному колориту и красивости жестов. Позже все это проявилось в его детских портретах и «головках».

С середины 1870-х годов особое место в творчестве Харламова занял портрет. Он написал портреты императора Александра II, писателей Тургенева и Доде, певца Спасского, певицы Виардо-Гарсиа, графа Адлерберга и других известных персон. При работе с портретами художник особое внимание уделял внутреннему миру модели. Благодаря этому картины получались реалистичными, лишенными напыщенности и фальши — неизменных спутников многих работавших на заказ портретистов.

А.А. Харламов. Портрет Александра II. 1874 г.
А.А. Харламов. Портрет Александра II. 1874 г.

Женская и детская тематика

Огромное влияние на художественный стиль Харламова оказал француз Леон Бонн. Если до встречи с ним художник ваял на академические темы, то после учебы у Бонна появились его бесчисленные женские головки, портреты девушек и изображения сцен с участием детей.

Прелестные изображения девушек и девочек Харламова были столь хороши, что ими не только восхищались на выставках, их охотно заказывали в собственном парижском ателье художника. Среди клиентов были и именитые особы. Так, «Женскую головку» заказала в свою коллекцию российская императрица Мария Федоровна, а работа «Дети с цветами» пришлась по нраву королеве Великобритании.

А.А. Харламов. «Дети с цветами».
А.А. Харламов. «Дети с цветами».

Особый интерес представляют «головки» — портреты, на которых Харламов изображал исключительно голову модели. Именно в этом направлении он много экспериментировал с цветом, светопередачей и способом представления модели. Если для первых «головок» характерны яркий колорит и реалистичность, то в дальнейшем художник стал уходить в сторону красивости и изысканности. Картины все более подходили к типу салонного искусства, с его склонностью показывать жизнь исключительно красивой.

А.А. Харламов. «Цыганка». 1880 г.
А.А. Харламов. «Цыганка». 1880 г.

Рекорды продаж, цена картин Харламова

Свою жизнь художник закончил в бедности, однако сегодня спрос на его изображения прелестных девочек и женских головок очень высок. Узнаем с помощью аукционных продаж, сколько стоят картины Харламова.

Изучение данных международных аукционов показывает, что пять его наиболее крупных по цене продажи картин изображают девочек за разными занятиями. Харламов стал одним из первых мастеров, кто показывал девочек в естественной обстановке и тем самым демонстрировал их непосредственными, полными жизни и детской радости.

Первая в этом списке картина — это «Капризная девочка», выставленная на Christie`s в 2008 году. Это характерная для художника работа, выполненная им в зрелый творческий период и описывающая обычную сцену молодой матери и ее непоседливой дочки. Героини не мучаются от утомительных поз и выражений лица, от чего выглядят просто и естественно. В 1904 году это полотно было представлено на Выездной художественной выставке в России.

На торгах холст выставили с эстимейтом 1,2-1,8 млн долларов, однако он не дотянул до нижней границы и ушел за 0,96 млн долларов.

А.А. Харламов. «Капризная девочка». Около 1900 г.
А.А. Харламов. «Капризная девочка». Около 1900 г.

«Составление букета» — следующая работа в нашем списке. В ней звучит еще более характерная для Харламова цветочная тематика, так как он нередко изображал девочек и девушек с цветами. И вновь вместо фальшивых улыбок, поз и демонстративных нарядов мы видим прекрасную девушку в простом платье и босыми ногами, занятую составлением цветочной композиции. Именно эта естественность была для художника столь впечатляющей, что он искал ее снова и снова, меняя лишь интерьер, моделей и сами занятия.

Ранее картина уже продавалась на аукционе Christie`s в 1993 году, где ее выставили снова в 2008 году. Во втором случае она шла с эстимейтом 700-900 тыс. фунтов и ушла за 713 тыс. фунтов.

А.А. Харламов. «Составление букета».
А.А. Харламов. «Составление букета».

На третьей работе «Девочка, выдувающая мыльные пузыри», запечатлена тематика мыльных пузырей, к которой художник так же обращался не раз. Например, в Париже в 98-м салоне во Дворце Елисейских полей и на 16-й выставке передвижников он демонстрировал картины с изображением детей, выдувающих мыльные пузыри. Заметим, что в этой работе, как и в двух предыдущих, Харламов обращается к излюбленному художественному приему изображения девочек на фоне неказистых, часто облупившихся стен. Такой контраст помогал еще больше подчеркнуть девичью красоту.

Данная работа была представлена на Bonhams в 2008 году. С аукциона она ушла за 569 тыс. фунтов стерлингов (1,1 млн долларов).

А.А. Харламов. «Девочка, выдувающая пузыри».
А.А. Харламов. «Девочка, выдувающая пузыри».

На Bonhams в 2006 году была продана и четвертая работа о девочках. Это картина «Маленькая швея», которая была представлена в каталоге-резоне 2007 года, равно как приведенные выше картины. Каталог-резоне, описывающий все известные работы Харламова, появился в связи с ростом интереса к его творчеству и риском появления многочисленных фальшивок.

Изображение очаровательной портнихи, шьющей наряды для кукол, пришлось по вкусу посетителям аукциона. На торгах картину купили за 610 тыс. фунтов стерлингов (1,1 млн долларов).

А.А. Харламов. «Маленькая швея».
А.А. Харламов. «Маленькая швея».

Однако это не предел стоимости картин Харламова, потому что в 2007 году за его работу «Юные цветочницы» отдали куда большую цену. Полотно повторяет все тот же сюжет детей, собирающих цветочные букеты. На нем художник изобразил простой фон, разбросанные цветы и девочек в простых нарядах. У одной из девочек оголено плечо – еще один прием, который используется в «Маленькой швее» и множестве других картин этой тематики.

На аукционе Sotheby`s работу заявили с эстимейтом 700-900 тыс. долларов, однако на торгах цена выросла до 3,2 млн долларов, что стало ценовым рекордом картин Харламова.

А.А. Харламов. «Юные цветочницы». 1885 г.
А.А. Харламов. «Юные цветочницы». 1885 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Алексея Харламова. Мы выяснили, что верхний предел уходит за миллион долларов. Что касается, нижнего предела и средних цен, то на аукционах бывали уходы за суммы от пары тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Приведем несколько примеров таких продаж: «Лето» (Christie`s, 2009 г., 289 тыс. фунтов), «Портрет молодой девушки» (Sotheby`s, 2013 г., 75 тыс. долларов), «Завуалированная красавица» (Christie`s, 2001, 2 тыс. долларов).

А.А. Харламов. «Лето».
А.А. Харламов. «Лето».

Далее мы определим, как узнать цену конкретной работы, где и как продать картину Харламова.

Экспертиза и продажа картин Харламова

Как оценить картину Харламова

Полотна художника могут уходить по совершенно разным ценам, так как одни из них являются ярким образцом ценного творческого периода, принесли награды художнику, находились в известных коллекциях, а другие нет. Выяснить все эти тонкости можно в ходе экспертизы картины Харламова, поскольку специалисты проводят исследование как по литературной базе, так и в лаборатории. Чем больше будет собрано информации, тем точнее эксперт сможет назвать цену холста (подробнее об экспертизе).

Где и как продать картину Харламова

Мы охотно выставим вашу картину в нашей галерее или приобретем ее у вас сами после экспертной оценки (подробнее о реализации картин Харламова).

Если вы хотите оценить картину в нашем центре или обсудить нюансы продажи, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора

Картины художницы сегодня находятся в крупных музеях или частных собраниях. С аукционов некоторые из них уходят за миллионы долларов. К числу известных ее работ относятся: «За туалетом», «Беление холста», «Карточный домик», «За обедом», «Жатва», «Баня», портреты родственников, автопортреты и многие другие

Художница занималась так называемой визуальной поэзией, пытаясь соединить фактуру звучания слова с фактурой его написания. Параллельно она создавала иллюстрации для книг авторов, была редактором ряда таких журналов, как «Смена», «ЛЕФ», «Советское кино» и пр

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно