Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин П.Ф. Челищева

Краткая биография художника
Творческие периоды мастера
Цена картин Челищева, уходы на аукционах
Экспертиза картин
Продажа картин

П.Ф. Челищев — основатель мистического сюрреализма

Павел Федорович родился в селе Дубровка Российской империи в 1898 году. Большую роль в его жизни сыграл отец — помещик с математическим образованием, научивший сына геометрии Лобачевского. Благодаря этим знаниям в дальнейшем Павел пришел к внутренней мистической перспективе в живописи.

П.Ф. Челищев (1898–1957).
П.Ф. Челищев (1898–1957).

Заметив интерес сына к живописи, отец приглашал к нему частных учителей, покупал журналы «Мир искусства». Павел рос в неспокойное время, так что и художественное образование он получал, где придется. Так, после 1918 года, когда семью раскулачили и выселили из родового имения, ему пришлось обучаться в киевской иконописной мастерской, брать уроки у А. Экстер и А. Мильмана.

В начале 1920-х годов Челищев работал над оформлением ряда спектаклей для труппы В. Зимина. Эту же работу он продолжил и за границей, эмигрировав вначале в Берлин, а затем в Париж. Там он работал театральным художником для С. Дягилева и для театра Б. Романова. Но мировая слава пришла к художнику после переезда в США, где он продолжал сотрудничать с театрами, работал иллюстратором и писал картины. К числу его известных произведений относятся: «Ищущий да обрящет», «Феномена», «Купальщики» и прочие.

В годы жизни Челищева прошло множество его персональных выставок в Лондоне, Париже, Брюсселе, Риме, Нью-Йорке и других городах. После смерти в разных городах также были организованы мемориальные выставки Челищева.

Последние годы жизни художник провел в уединении на итальянской вилле. Ушел из жизни он в 58 лет от болезней.

Творческие периоды мастера

До эмиграции

Еще в юные годы Челищев проявлял большой интерес к окружающему миру, подолгу рассматривая цветы в оранжерее, зарисовывал виды родной Дубровки. Когда однажды работы юноши показали известному художнику К. Коровину, тот заметил, что это уже работы состоявшегося мастера, которого ему нечему учить. Тем не менее ранняя живопись Павла Челищева не была так встречена публикой, как картины, написанные после переезда в Берлин. Вначале он больше работал для театров и издательств, чем рисовал отдельные картины.

В ранние годы творческой деятельности Челищев проявлял большой интерес к кубизму, конструктивизму и уже тогда начал писать свои первые произведения, наполненные сюрреалистическими формами, первые картины-обманки. Последние представляли собой какой-то ландшафт, при внимательном рассмотрении которого можно было разглядеть множество образов людей и животных. Именно Челищева считают основателем мистического сюрреализма, так как он почти на десятилетие опередил в этом ставшего в дальнейшем широко известным сюрреалистом Сальвадора Дали.

После эмиграции

Покинув бурлящую от революционных идей родину, Челищев с вдохновением погрузился в мир искусства и начал расцветать в окружении других талантливых представителей искусства. Он очень много экспериментировал, то создавая реалистические портреты, то увлекаясь мистицизмом. В это время его картины-обманки или так называемые метафорические ландшафты набрали небывалую мощь за счет того, что он постоянно экспериментировал с изображениями человека, природных и искусственных форм, пока не научился синтезировать образы живой и неживой природы. Ярким примером таких картин могут служить «Фата-моргана», «Портрет Эдалжи Диншо», «Без названия (Мышь)».

П.Ф. Челищев. Портрет Эдалжи Диншо. 1940 г.
П.Ф. Челищев. Портрет Эдалжи Диншо. 1940 г.

После «метафорических ландшафтов» в творчестве Челищева начался период «метафизических голов». Здесь свою главную задачу художник видел в том, чтобы показать сущность человека, что означало для него отказ от сходства в пользу показа путей передачи энергии. В первых работах это были сосуды, нервы, кости, но в дальнейшем он перешел к светящимся формам, характеризующим саму энергию. У него даже были картины, близкие к светописи, которые порой считали новым лучизмом.

П.Ф. Челищев. «Лабиринт». 1949 г.
П.Ф. Челищев. «Лабиринт». 1949 г.

Еще одной интересной фазой экспериментов художника стало создание монохромных рисунков и использование дополнительных материалов. В это время он рисовал в основном в коричневых или серых тонах, добавлял в краски кофе, а также украшал картину песком и блестками. Например, с помощью блесток он оживляет и заставляет светиться портрет Ч.Г. Форда.

П.Ф. Челищев. Портрет Ч. Форда. 1934 г.
П.Ф. Челищев. Портрет Ч. Форда. 1934 г.

Цена картин Челищева, уходы на аукционах

Проанализируем данные с аукционов и ответим на вопрос, сколько стоят картины Челищева сегодня. Для этого сначала рассмотрим четыре самых крупных по цене ухода.

В 2010 году в аукционном доме Sotheby`s выставили на торги произведение «Фата-моргана». Это довольно известный для творчества Челищева образ Морганы — волшебницы из легенд о короле Артуре, которая могла принимать любую внешность. Одновременно с этим существует и редкое оптическое явление под названием фата-моргана, когда человек видит сразу несколько миражей с различными искажениями. При детальном рассмотрении кажущийся ландшафт картины все более обрастает разнообразными образами людей и животных.

Мистическая картина неоднократно экспонировалась на выставках как при жизни художника, так и после его ухода. Ее представляли в Нью-Йорке, Миннеаполисе, Хьюстоне и в других городах.

На торгах при эстимейте всего 50-70 тыс. евро цена взлетела в десять раз и составила 625 тыс. евро (769 тыс. долларов).

П.Ф. Челищев. «Фата-моргана». 1940 г.
П.Ф. Челищев. «Фата-моргана». 1940 г.

Следующая работа художника была также продана на Sotheby`s в 2010 году. Это картина «Портрет Рут Форд» из коллекции самой Рут Форд и ее брата Чарльза Генри Форда. Рут и Чарльз были близкими друзьями художника и после его смерти унаследовали его картины. В дальнейшем холст оказался у Эдварда Джеймса, а в 1990 году был продан на Christie`s.

В картине художник показал всю красоту и непосредственность девушки, использовав также свой излюбленный прием языка жестов. За Рут видны восемь жестов руками, скрытых прозрачной тканью. Эти жесты сообщают зрителю имя модели.

Картина многократно участвовала в выставках и имела большой успех на аукционе. При эстимейте 150-200 тыс. долларов ее продали за 986 тыс. долларов.

П.Ф. Челищев. «Портрет Рут Форд». 1937 г.
П.Ф. Челищев. «Портрет Рут Форд». 1937 г.

В 2015 году на Sotheby`s появилась еще одна картина Челищева, которая также имела успех. Это произведение «Бой быков», написанное в особой перспективе, характерной и для других работ художника. Картина была навеяна поездкой в Испанию и отражает не только новую для живописца перспективу изображения, но и новый колорит. «Бой быков» несколько раз представляли на выставках Нью-Йорка и Буэнос-Айреса.

На торгах картина ушла за 677 тыс. фунтов (1 млн долларов) при эстимейте 170-250 тыс. фунтов.

П.Ф. Челищев. «Бой быков». 1934 г.
П.Ф. Челищев. «Бой быков». 1934 г.

Но ценовой рекорд принадлежит картине «Концерт», ушедшей с торгов Christie`s в декабре 2016 года. Это произведение вместе с другими работами Челищева выставил на продажу Фонд Эдварда Джеймса с целью вложения денег в свой колледж. Тогда с торгов ушло 24 произведения художника, за которые фонд выручил почти три миллиона долларов. Именно работы Челищева принесли фонду наибольшую прибыль.

«Концерт» стал кульминацией работ художника на цирковую тематику. Он частенько бывал в цирках и затем переносил свои впечатления на холсты, демонстрируя цирковые таинства.

На торги картину выставили с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе аукциона один из покупателей не пожалел за нее 1,4 млн фунтов (1,7 млн долларов).

П.Ф. Челищев. «Концерт». 1933 г.
П.Ф. Челищев. «Концерт». 1933 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Челищева. Как мы видим, верхний порог находится на уровне 1 млн долларов и даже превышает его. Что касается нижнего порога, то он может начинаться от нескольких сотен фунтов. В этом смысле ценовой разброс произведений художника большой: есть много уходов за несколько тысяч и за несколько сотен тысяч. Вот некоторые примеры продаж: «Портрет моего отца» (Christie`s, 2009 г., 187 тыс. фунтов), «Портрет Рене Кревеля» (Sotheby`s, 2010 г., 62 тыс. долларов), «Три женщины на качелях» (Bonhams, 2013 г., 9 тыс. фунтов).

П.Ф. Челищев. «Портрет моего отца». 1939 г.
П.Ф. Челищев. «Портрет моего отца». 1939 г.

Далее мы выясним, как определиться с ценой конкретного полотна, как и где продать картину Челищева.

Экспертиза картин Челищева

Чтобы оценить конкретную картину Челищева, нужно первым делом выяснить ее значимость. Возможно, она участвовала в выставках, находилась в крупных галереях и коллекциях, является ярким образцом конкретного творческого цикла мастера и т.д. Для этого нужно отлично разбираться в определенной художественной эпохе и работах живописца. Наилучшим образом такую информацию соберет и проанализирует эксперт. В ходе экспертизы можно не только установить подлинность картины, но и узнать новую информацию о ней, которая также повлияет на стоимость.

Оценить картину можно в Центре научной экспертизы им. Бенуа.

Продажа картин Челищева

Выясним, где и как продать картину Челищева. Мы предлагаем достаточно простой вариант из всех возможных — опубликовать материалы о картине на нашем сайте. Так как его посещают поклонники живописи, способные купить дорогие работы, вам могут сделать выгодное предложение (подробнее о реализации картин Челищева).

Для заказа экспертизы картины Челищева или продажи ее через нашу галерею обратитесь по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Достижения Шишкина во многом объясняются его желанием постоянно учиться, постигать новое и в деталях разбираться в своем деле. Еще во время учебы у А.Н. Мокрицкого и С.М. Воробьева молодой художник начал проявлять интерес к пейзажной живописи, а позже прославился с ее помощью на весь мир

Как и других импрессионистов, Арапова более интересовали эмоции картины, то впечатление, которое может произвести сюжет, а не его детали. По этой причине его полотна чаще всего лишены мельчайших деталей и тонкой прорисовки

За свою колоссальную деятельность в мире искусства Грабарь получил множество наград и почетных званий. С 1943 года он был удостоен звания академика Академии наук СССР, через четыре года звания академика Академии художеств и в 1956 году был назван народным художником СССР

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно