Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин М. Ротко

Краткая биография
Творчество живописца
Рекорды продаж, цена картин Ротко
Как оценить картину Ротко
Где и как продать картину Ротко

Марк Ротко — мастер, над картинами которого рыдали

Марк Ротко (Маркус Яковлевич Роткович) родился в 1903 году в Двинске Российской империи.

Марк Ротко (1903–1970).
Марк Ротко (1903–1970).

До десяти лет ребенок жил на родине, но отец хотел уберечь его от еврейских погромов и царской армии, поэтому в 1913 году Марка перевезли на постоянное место жительства в США. Вскоре и без того бедная семья осталась без кормильца, что вынудило мальчика много работать и самому оплачивать свое образование.

Он с отличием окончил школу и поступил университет, но в двадцатилетнем возрасте случайно оказался на уроке рисования и с этого момента решил стать художником. Ротко перебрался в Нью-Йорк, учился в местной школе дизайна, в «Лиге студентов искусств Нью-Йорка» и погрузился в кипучую художественную жизнь города. Он входил в ряд художественных сообществ, преподавал в колледжах и университетах и, конечно, много творил.

Оказавшись под влиянием таких деятелей искусства, как Малевич, Авери, Готлиб, художник в конце концов выработал собственный стиль, принесший ему невероятную популярность. Его прямоугольники, словно парящие на плоскости холста, были легко узнаваемы и желанны многими поклонниками искусства. При этом отношение у всех было различным: одни рыдали перед его картинами, вторые украшали ими свои дома, а третьи относились с полным непониманием.

Ротко участвовал не только в известных выставках, но и организовывал свои, очень щепетильно относясь к условиям экспонирования. Порой он специально писал картины для определенных интерьеров, чтобы добиться нужного эффекта. Так были созданы полотна для часовни Ротко, ресторана «Времена года» и других заведений.

Последние годы жизни Марка Ротко были тяжелыми. В конце 1960-х годов он много пил, курил, страдал от тяжелой болезни и был вынужден перейти от крупномасштабных полотен к небольшому формату. Пережив развод и измученный болезнью, в 1970 году 66-летний художник покончил с собой, перерезав вены. Считается, что последней каплей для Ротко стало предательство близкого друга Бернарда Райе, по вине которого компания «Мальборо» должна была отобрать у художника часть его картин.

Творчество живописца

На рождение уникального стиля Ротко повлияли многие причины: знакомство с абстракционизмом, сюрреализмом, желание погрузить наблюдателя в эмоции, а не в размышления о нарисованном, и другое. Если в его ранних произведениях были вполне узнаваемые образы, то постепенно он перешел к так называемым цветовым полям.

Марк Ротко. Ранняя работа «В метро». 1937 г.
Марк Ротко. Ранняя работа «В метро». 1937 г.

Суть этих полей заключалась в том, чтобы изображать на холсте только прямоугольники определенного цвета. Это мог быть один или несколько прямоугольников, близких по тону или контрастных. Многие холсты занимали несколько метров в высоту и длину, заставляя мастера становиться как бы частью картины при ее создании. Того же эффекта он ожидал от зрителя, который должен был полностью погрузиться в созерцание конкретного полотна. С этой целью на выставках полотна выставлялись без рам, в залах были закрыты окна и приглушено освещение, чтобы ничто не отвлекало присутствующих от встречи с очередной картиной.

Марк Ротко. «Желтый на фиолетовым». 1956 г.
Марк Ротко. «Желтый на фиолетовым». 1956 г.

Картины Ротко буквально светились изнутри, причиной чего были самодельные краски и большое количество наносимых друг на друга слоев. Исследования показали, что художник при создании красок использовал искусственные и естественные вещества, которые способствовали их быстрому высыханию. Мастер наносил на холст до двух десятков слоев со схожими оттенками, что и давало в итоге глубокий цвет, который так поражал зрителей. Особое внимание он уделял краям своих цветовых полей.

Марк Ротко. «Черный на коричневом». 1958-59 гг.
Марк Ротко. «Черный на коричневом». 1958-59 гг.

Художника причисляли к абстракционистам, однако сам он не считал себя таковым. По его мнению, представители этого направления более всего интересовались влиянием друг на друга разных цветов, взаимодействием форм, но Ротко такие эксперименты не интересовали. Его волновали только те эмоции, которые захватывали наблюдателя в процессе взаимодействия с картиной. А эмоции эти порой были такими сильными, что зрители просто горько плакали при встрече с его картинами.

Так как окружающее пространство, по мнению художника, оказывало большое влияние на зрителя, Ротко нередко сам участвовал в проектировании помещения под свои картины. Наиболее грандиозным проектом в этом плане стала часовня Ротко — духовный храм для людей всех религий. При ее строительстве по настоянию художника пришлось сменить несколько архитекторов. А полотна для нее мастер писал в течение трех лет.

Часовня Ротко с его картинами на стенах.
Часовня Ротко с его картинами на стенах.

Рекорды продаж, цена картин Ротко

Хотя в течение жизни художник часто испытывал нужду и был вынужден много работать, на пике славы полотна приносили ему хороший доход. Выясним, сколько стоят картины Ротко сегодня.

Данные с крупных аукционов показывают, что сегодня работы гениального художника оцениваются не то что миллионами, а десятками миллионов долларов. На сегодняшний день он возглавляет рейтинг самых дорогих русских художников 21-го века, опередив Малевича, Кандинского, Шагала и иных мэтров авангардизма. При этом по цене рекордной продажи с ним может сравниться только Малевич. Но если у последнего есть всего одна продажа за 86 млн долларов, то в арсенале Ротко сразу пять картин, проданных в диапазоне 66-87 млн долларов. Рассмотрим три из них с самой высокой ценой продажи. Заметим, что все три холста имеют внушительные размеры по несколько метров в длину и ширину.

В ноябре 2012 года на Sotheby`s была представлена картина «№ 1 (Королевский красный и голубой)» — яркий образец оригинальной живописи художника. Это была одна из работ, выкупленная компанией «Мальборо». Холст был создан в 1954 году, в 1969 попал в галерею «Мальборо», откуда через год ушел в Вашингтон в семью Кригеров. Его неоднократно представляли на выставках Чикаго, Нью-Йорка и в других городах. Сменив еще несколько владельцев, картина оказалась на Sotheby`s, где ее выставили с эстимейтом 35-55 млн долларов. Но несмотря на такую космическую сумму полотно купили с двойным превышением нижней границы — за 75 млн долларов.

М. Ротко. «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.
М. Ротко. «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.

В мае 2015 года на Christie`s представили работу «№10», созданную мастером в 1958 году. Этот холст уже относится к тому творческому периоду Ротко, который считается наиболее совершенным. К концу 1950-х году он перешел на более темную палитру, чему было несколько причин. Художник очень остро реагировал на то, что его картины заказывали в основном для украшения интерьеров. Темная палитра должна была оттолкнуть таких покупателей, хотя они были способны платить очень много. Другими причинами могут быть желание изучать замкнутое пространство и постепенно нарастающая депрессия.

На аукционе картину «№10» ожидал еще больший успех, чем «№1», ведь она ушла за 82 млн долларов.

М. Ротко. «№10». 1958 г.
М. Ротко. «№10». 1958 г.

Рекордная продажа состоялась в мае 2012 года, то есть на полгода раньше, чем уход работы «№ 1 (Королевский красный и голубой)». Тогда на аукционе Christie`s представили холст «Оранжевый, красный, желтый», созданный художником в 1961 году. Работая над этим произведением, художник хотел, чтобы зритель даже спиной чувствовал всю силу и мощь красных тонов, будто на его спине ощущалось солнце. Красный был основным для Ротко и символизировал саму жизнь, так что неудивительно его присутствие на большинстве картин художника.

На торги картину заявили с эстимейтом 35-45 млн долларов. Для многих художников все их наследие в сумме не даст таких цифр. Но для полотен Ротко и эта цена оказалась низкой, так как в итоге торгов работа «Оранжевый, красный, желтый» ушла за 87 млн долларов.

Марк Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.
Марк Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Ротко. Изучение других продаж показывает, что довольно много его работ уходило не только за сумму более миллиона долларов, но и за десятки миллионов. В то же время есть и небольшие по цене продажи размером до 50 тыс. долларов. В основном это ранние работы, выполненные до нахождения художником своего уникального стиля. Как определить стоимость конкретного полотна, где и как продать картину Ротко, выясним далее.

Как оценить картину Ротко

В определении стоимости поможет экспертиза картины Ротко, в ходе которой эксперт может узнать многие вещи. Помимо подлинности холста в лаборатории можно определить состав красок и способы их нанесения. При исследовании по каталогам эксперт определяет все сведения о движении картины: когда и кому была продана, в каких выставках представлялась, какая интересная история с ней связана и другое. Чем больше такой информации будет найдено, тем дороже можно продавать картину. Так как многие полотна этого художника уходят за десятки миллионов долларов, то и потратиться на экспертизу стоит в любом случае.

Оценить картину Ротко можно, например, в Центре независимой экспертизы им. Бенуа.

Где и как продать картину Ротко

Вы можете представить произведение посетителям нашего сайта, заинтересованным в покупке живописи. Для заключения сделки нужно принять условия продажи, прислать нам описание и фотографии картины.

Для заказа экспертизы картины Ротко или обсуждения продажи позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Долгие годы Явленский провел за границей, его больше знали на Западе. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, он именовал там себя Алексеем фон Явленским. Визитной карточкой художника были картины из серий «Абстрактные головы», «Медитации» и «Мистические головы»

Художественное образование Нестерова началось в Московском училище живописи, где его самым любимым педагогом был Василий Перов. Через несколько лет юноша поступил в Академию художеств Петербурга, однако разочарованный вновь вернулся в прежнее училище

Как и других импрессионистов, Арапова более интересовали эмоции картины, то впечатление, которое может произвести сюжет, а не его детали. По этой причине его полотна чаще всего лишены мельчайших деталей и тонкой прорисовки

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно