Направление деятельности мастера
Аукционные рекорды, цена картин Певзнера
Как оценить картину Певзнера
Где и как продать картину Певзнера
Кинетическое искусство абстракциониста Антуана Певзнера
Певзнер родился в 1884 году в еврейской семье инженера и при рождении получил имя Нота Беркович, которое на русский манер звучало как Антон Абрамович, а при переезде во Францию превратилось в «Антуан». Его братом является известный художник-авангардист Наум Габо.
Обучался мальчик вначале в художественном училище Киева, а затем поступил в училище при Академии художеств. Так как на дворе был 1909 год, для евреев действовали ограничения: в академию брали лишь 3% евреев, а тот, кто поступал сверх нормы, должен был выдержать трехмесячный испытательный срок. Отменили эти ограничения только в 1917 году. Попав в этот сверхнормативный список, Антуан через три месяца был отчислен.
Притеснения по национальности стали одной из причин того, что Певзнер сблизился с неформалами-авангардистами «Бубнового валета». В 1910-е годы художник жил в самых разных местах: в Брянске у родителей, затем в Париже, Москве, Копенгагене и Осло. В ходе этих поездок молодой человек увлекся кубизмом и начал создавать абстрактные полотна и скульптуры.
В период с 1917 по 1923 годы Антуан жил в России и активно участвовал в художественной деятельности страны. Он преподавал во ВХУТЕМАСе, выпустил вместе с братом Наумом один из первых манифестов конструктивистов, представлял свои работы на выставках в Москве и Берлине.
С 1923 года начался зарубежный период жизни и творчества художника, когда он переехал в Берлин, а затем в Париж. Через несколько лет проживания в Париже Певзнер окончательно обосновался на новой земле, приняв французское гражданство.
Этот период характеризуется еще большей художественной активностью. В 1946 году Певзнер стал одним из организаторов салона Новых реальностей, а в последующие годы работал там вице-президентом и президентом. Он представлял свои работы в Осеннем салоне и салоне Независимых, в Биеннале 1958 года и других известных выставках, а также проводил персональные выставки в разных городах мира.
Во французский период художник перешел от абстрактной и фигуративной живописи к созданию конструкций из металла и пластмассы. Среди них «Взлетающая птица», «Динамическая проекция под углом в 30 градусов» и другие.
Скончался художник в 1962 году в Париже.
Направление деятельности мастера
Живописные работы и абстракционизм
Антуан Певзнер вместе с братом Наумом стояли у истоков абстрактного искусства. В период 1910 — начала 1920-х годов в его творчестве фигурировала предметная и абстрактная живопись. Например, картина «Портрет. Карнавал», созданная в 1917 году, представляет собой ироничное изображение персонажа на карнавале, в которых сам Певзнер участвовал неоднократно. Хотя зритель и видит здесь вполне опознаваемую человеческую фигуру, привычные взору пышные костюмы и яркие цвета уступают место символическому изображению, упрощенным формам и ограниченной цветовой гамме.
Интересно, что художник создавал свои абстрактные композиции, опираясь на используемую академистами таблицу цилиндров и конусов. Однако если для академиста такие фигуры являлись меркой для приближения изображаемых предметов к общепринятым нормам и идеалам, то Певзнер превращает эти элементы в алфавит, чтобы затем собирать его «буквы» в самые разные группы.
Конструкции и кинетическое искусство
Еще до переезда во Францию художник создавал первые картины со слабовыраженным рельефом. Позже он полностью ушел в разворачивающиеся в пространстве конструкции. Привычные взгляду предметы превратились у него в плоскости или пустоты, а форма уступила место ритму. Для демонстрации движения мастер использовал поверхности из прозрачного пластика и тонкие металлические нити, причудливо переплетая их в пространстве.
Вместе с братом Наумом Антуан провозгласил базой искусства безграничное пространство и время. В работах Антуана это проявилось в виде разнообразных конструкций, которые сложно разворачивались в пространстве. Они то раскрывались, как веер, то сворачивались, то закручивались по спирали, то изгибались, многократно меняя направление.
Так, братья постепенно от конструктивизма пришли к так называемому кинетическому искусству. Его суть сводится к тому, что произведение должно демонстрировать какие-либо признаки «жизни». Для этого оно приводится в движение рычагами, моторами, определенным образом освещается и так далее. Например, Наум представил композицию «Стоящая волна» — одну из первых в зарождающемся кинетическом искусстве. Это была закрепленная вертикально пластина, которая при помощи моторчика раскручивалась вокруг своей оси, что создавало эффект объемной фигуры.
Во многих конструкциях Антуана Певзнера базой была ажурная поверхность, образованная изогнутыми поверхностями, стрежнями или металлическими нитями. В плане формы он создавал как настенные рельефы, так и скульптуры.
Со временем скульптуры становились все более монументальными. С 1940-х годов у художника появилось много заказов на крупные конструкции. Он создает такие монументальные сооружения, как «Динамическая проекция под углом в 30 градусов» (построена в Каракасе в 1950-1951 гг.), «Взлетающая птица» (установлена перед одним из зданий General Motors в американском городе Уоррен в 1955 г.).
Аукционные рекорды, цена картин Певзнера
Живопись и скульптуры художника были популярны как при его жизни, так и востребованы сегодня. Понять, сколько стоят картины Певзнера на современном рынке, нам помогут данные с аукционов.
Самой крупной считается продажа работы «Два конуса в одной плоскости», представленной на Christie`s в феврале 2018 года. Это настенная скульптура, выполненная из меди и латуни. Искусствоведы относят это произведение к числу наиболее важных в серии рельефных скульптур, созданных Певзнером в парижский период творчества. Работа одновременно является прекрасным образцом конструктивистской рельефной скульптуры и настенного произведения. Ее демонстрировали на выставках в Цюрихе, Париже и Каракасе.
На торги рельеф вышел с высоким эстимейтом 400-700 тысяч фунтов стерлингов и был продан с превышением верхней границы за 789 тыс. фунтов (1,1 млн долларов).
На Christie`s были проданы и две другие скульптуры: в 2013 году за 386 тыс. фунтов купили «Феникс», а в 2015 году за аналогичную сумму ушла работа «Пространственная конструкция в третьем и четвертом измерении». Обе скульптуры выставлялись с эстимейтом 100-150 тыс. фунтов стерлингов.
Рассмотрим еще одну интересную работу мастера, представленную на Sotheby`s в 2005 году. Это картина «Женщина с птицей», которая ценна уже по той причине, что относится к числу редких примеров фигуративной живописи художника. Холст был написан в трудные годы Первой мировой войны и посвящен теме гармонии человека и природы. В начале 21 века картину демонстрировали в Германии и Швейцарии. С торгов она ушла за 154 тыс. фунтов (265 тыс. долларов) при эстимейте 130-180 тыс. фунтов.
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Певзнера. Если верхний порог превышает миллион долларов, то нижний не превосходит 5 тысяч фунтов стерлингов. О том, как определить цену конкретной статуэтки или холста, как и где продать картину Певзнера, мы поговорим в следующем разделе.
Как оценить картину Певзнера
Цена конкретного произведения является наиболее сложным параметром при продаже картины. Вот только некоторые характеристики и явления, которые на нее влияют. Размеры, материалы, красочность работы, затраченное время, состояние, оценка обществом (критика, награды, попытка подражать, заказы на аналогичные работы, уходы в крупные коллекции), редкость, оригинальность и многое другое. Оценить картину Певзнера по этим и другим параметрам помогут эксперты. Самому сделать это довольно сложно, так как нужно не только прекрасно разбираться в конкретных эпохах, художественных стилях и творчестве самого мастера, но и иметь оборудование для исследования картины.
Провести экспертизу картины Певзнера можно, например, в Центре независимой экспертизы им. Бенуа.
Где и как продать картину Певзнера
Продать холст вы можете через наш сайт «Лермонтов». Для этого вам нужно подготовить материалы (фото и описание) и прислать их нам, предварительно ознакомившись с условиями продажи картин. Чтобы работой заинтересовалось большее количество потенциальных покупателей, рекомендуем включить в описание название стилей, техник художника, указать временной период и сведения о ценности полотна.
Для продажи или заказа экспертизы картины Певзнера позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05 или напишите на почту info@lermontovgallery.ru.