Антикварная площадка онлайн

Самые известные русские художники-кубисты и их картины в стиле кубизма и кубофутуризма

Кратко о кубизме и кубофутуризме
Художник К. Малевич и его картины в стиле кубизма и кубофутуризма
Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художница мягкого кубизма Т. Лемпицка и ее картины
Художница А. Экстер и ее кубистические картины
Художница В. Рохлина и ее картины в стиле кубизма
Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Художник-кубист Алексей Моргунов и его картины

Кубизм зародился во Франции в начале XX века, но очень быстро был подхвачен многими художниками по всему миру. Не обошли его вниманием и русские мастера: одни увлеклись кубизмом во время своих поездок во Францию, другие узнали об этом новом направлении искусства благодаря таким коллекционерам, как С. Щукин. Далее мы рассмотрим ряд известных русских художников, творивших в стиле кубизма и кубофутуризма, а также приведем примеры их характерных работ в этом направлении.

Кратко о кубизме и кубофутуризме

С изобретением фотографии точное отражение мира больше не было прерогативой художников. Реализм и классицизм постепенно перестали быть главенствующими стилями и уступили место живописи, которая сместила акценты на постижение цвета и форм. Кубизм стал одним из новых направлений, который с начала XX века пользовался огромной популярностью. Кубисты раскладывали изображение на отдельные элементы и затем собирали его заново, чтобы показать мир уже в каком-то новом свете. Даже само слово «кубизм» появилось на свет в результате того, что критик Луи Воссель назвал картины одного из основоположников кубизма «кубическими причудами».

Кубофутурзим стал следующим этапом кубизма и соединился с футуризмом, который воспевал эпоху индустриализации и бешенного темпа жизни. Для него характерно нетипичное расположение объектов, пересечение разных плоскостей, контрастные цвета и уход от классических форм.

Художник К. Малевич и его картины в стиле кубизма и кубофутуризма

Важнейший вклад в развитие русского кубизма и кубофутуризма внес знаменитый автор «Черного квадрата» Казимир Северинович Малевич. Новое искусство увлекло художника в 1912 году и стало для него важным этапом на пути к созданию супрематизма. Упомянутые нами выше «кубические причуды» отчетливо прослеживаются в первых картинах Малевича этого периода.

К. Малевич (1879–1935).
К. Малевич (1879–1935).

Одной из известных его картин в этом стиле является работа «Точильщик», где на первый взгляд мы видим лишь нагромождение деталей. Но при внимательном рассмотрении не трудно увидеть точильный инструмент, контуры самого работника, рассмотреть его руку, прижимающую к инструменту острый предмет, и нажимающую на педаль ногу. Самое главное ощущение от этой работы — это бесконечное повторение движений, цикл повторяющихся действий, который Малевич выразил в дублирующих изображениях. Именно отказ от реалистичности и изображение на одной картине многократно повторяемых в разных положениях силуэтов рук, ног, точильного круга и других предметов помогает глубоко ощутить эту цикличность.

К. Малевич. «Точильщик». 1912 г.
К. Малевич. «Точильщик». 1912 г.

Аналогичное нагромождение деталей, повтор объектов и контрастные цвета позволяют почувствовать силу движения поезда в кубистической картине «Станция без остановки». Груда металла с фонарем, ступенями и клубами дыма словно бы мчится куда-то, рассекая пространство. Такое разрушение целостного мира и исчезновение реальности как таковой стало важным шагом к тому, чтобы вовсе отказаться от всех существующих канонов живописи и перейти к так называемому чистому искусству или супрематизму, где базовыми объявлялись простейшие фигуры (супремы).

К. Малевич. «Станция без остановки. Кунцево»
К. Малевич. «Станция без остановки. Кунцево». 1913 г.

Среди прочих работ в стиле кубизма и кубофутуризма Казимира Малевича назовем такие: «Портрет М.В. Матюшина», «Самовар», «Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна)», «Письменный стол и комната» и другие.

К. Малевич. Портрет художника М.В. Матюшина. 1913 г.
К. Малевич. Портрет художника М.В. Матюшина. 1913 г.

Мастер оптимистического кубизма А. Лентулов и его картины

Аристарх Васильевич Лентулов был по своей природе энергичным и смелым. Из-за своей дерзости он так и не сумел попасть в академическую школу живописи, зато именно смелость помогла ему организовать скандально известное художественное объединение авангардистов «Бубновый валет». Его создание как раз пришлось на годы, когда художник учился у французских живописцев и основательно увлекся кубизмом. Но Лентулов не копировал местных мастеров, а пришел к собственному варианту, называемому оптимистическим кубизмом.

А. Лентулов (1882–1943).
А. Лентулов (1882–1943).

Такое необычное название возникло в связи с тем, что огромная жизнерадостность художника буквально окутывала зрителя, разглядывающего любую его картину. Какую бы тему он ни брал, изображения получались яркими и утопающими в свете. Когда же дело дошло до экспериментов с кубизмом, изображения рассыпались на множество форм, но в них по-прежнему остались яркие цвета и динамичность самой жизни. К этому добавилась и сама тематика картин, так как Лентулов увлекся русским фольклором, иконами и древней архитектурой. Так, зрителя может поразить многоцветием картина «Василий Блаженный», он может услышать целую симфонию звуков при знакомстве с работой «Небозвон (Декоративная Москва)» или почувствовать всю мощь многовековой столицы в произведении «Москва».

А. Лентулов. «Небозвон (Декоративная Москва)», 1915 г.
А. Лентулов. «Небозвон (Декоративная Москва)», 1915 г.

Сам же художник в шутку называл свой стиль орнеизмом из-за того, что его полотна напоминали орнаменты и даже содержали кроме красок различные материалы типа фетра, бересты, фольги, бархата и других. Писал он свободно и вызывающе, что стало одной из причин популярности как в его время, так и сегодня. Среди других работ в данном стиле назовем «Астры», портрет художника И.С. Малютина и «Красный мост в Царицыно».

А. Лентулов. «Астры». 1913 г.
А. Лентулов. «Астры». 1913 г.

Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины

Художник Роберт Рафаилович Фальк, как и Аристарх Лентулов отказался от монохромности французских кубистов и делал свои картины в стиле кубизма яркими и в то же время мягкими. Фальк был от природы очень чувствителен к цветам и воспринимал их малейшие оттенки. В то же время он проявлял большой интерес к психологизму в живописи, что нашло свое отражение в том числе и в его работах в стиле кубизма.

Р. Фальк (1886–1958).
Р. Фальк (1886–1958).

Лиричность проявлялась где-то в смягчении форм, где-то в мягких цветовых переходах или акценте на психологическую составляющую героев. Например, интересна картина «Мулатка Амра». Когда смуглая стройная девушка Амра позировала художнику, он никак не мог придумать, как на бумаге передать ее удивительную пластику. На помощь ему пришел лирический кубизм, в котором ему удалось передать одновременно грациозность, сильный дух и пластичность девушки.

Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.
Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.

Смягчение форм и тонов сделало многие его кубистические полотна более гармоничными, лиричными. Например, в картине «Сиена» привычное для кубистов нагромождение домов принимает более плавные очертания, а тона плавно перетекают один в другой. Картина «Солнце. Крым. Козы», напротив содержит контрастные оттенки, но очертания сохраняют мягкость, а в паре с необычным колоритом солнца холст может вызывать у зрителя чувство радости, пробуждения, любви.

Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.
Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.

Также в этом стиле написаны некоторые его автопортреты и натюрморты, «Турецкие бани», «Дама в красном», «Красная мебель» и другие произведения. Так как Фальк пробовал себя в разных стилях, во многих картинах кубизм использовался лишь как один из них для достижения поставленных автором художественных задач.

Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.
Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.

Художница мягкого кубизма Т. Лемпицка и ее картины

Существенно преобразился кубизм и в руках эпатажной художницы Тамары де Лемпицки. Попав в трудные жизненные условия, Тамара не согласилась с ожидавшей ее судьбой нищеты и нужды. Чтобы пробиться в ряды элиты, Лемпицка сама себе придумала образ талантливой модной художницы, которая блистала на вечеринках и запрашивала за свои картины отнюдь не скромные деньги. Однако одной бравады ей не хватило бы для славы, поэтому Тамара работала каждый день по десять часов без перерыва, создавая собственный стиль и оттачивая мастерство.

Тамара де Лемпицка (1898–1980).
Тамара де Лемпицка (1898–1980).

Живя в Париже и изучив все модные в те времена стили живописи, художница использовала в числе прочих кубизм. Причем ее кубизм стал мягким, чувственным. Рисовала она в первую очередь портреты, и в них традиционное для кубизма дробление на формы сочеталось с небывалой чувственностью, сексуальностью персонажей. Такой тандем приводил к тому, что к ней стояла очередь состоятельных клиентов, желающих заполучить портреты в таком необычном представлении.

Часто кубизм Лемпицка использовала в паре с другими стилями, например ар-деко или классицизмом. Это позволяло ей для придания чувственности использовать плавные линии, а интерьер делать граненым. Такой прием хорошо прослеживается, например, в картине «Кизетта на балконе». Плавность фигуры и мягкие цветовые переходы позволяют выразить расслабленность и женственность девушки, а кубистические фигуры на дальнем плане делают интерьер оригинальным и на контрасте еще больше подчеркивают ее мягкость и нежность.

Тамара де Лемпицка. Картина «Кизетта на балконе». 1927 г.
Тамара де Лемпицка. Картина «Кизетта на балконе». 1927 г.

Мягкий кубизм в сочетании с другими стилями обеспечил Тамаре де Лемпицка известность не только в годы ее жизни. Сегодня ее картины стоят больших денег, а коллекционеры бьются на аукционах, чтобы заполучить их в своих коллекции. В стиле кубизма выполнены многие ее картины: «Женщина в зеленом Bugatti», портрет доктора Букара, «Портрет мужчины (Мистер Тадеуш де Лемпицки)», «Синяя женщина с гитарой» и другие.

Тамара де Лемпицка. «Синяя женщина с гитарой». 1929 г.
Тамара де Лемпицка. «Синяя женщина с гитарой». 1929 г.

Художница А. Экстер и ее кубистические картины

Не меньше смелости было и у другой представительницы кубизма и кубофутуризма — Александры Александровны Экстер. Она была знакома с одним из основателей кубизма — Пабло Пикассо и многими именитыми авангардистами своего времени, ей доверял Казимир Малевич, а сама она внесла определенную лепту в развитие этого направления. Интересно, что обучение Александры во французской Academie de la Grande Chaumiere закончилось скандалом, так как именитый профессор академии был возмущен далеким от классического цветовым решением картин Экстер. Александра проявляла себя не только в картинах, но и в оформлении спектаклей, за что даже получила прозвище «Пикассо сценографии», причем сами декорации и костюмы называли «праздничным парадом кубизма».

А. Экстер (1882–1949).
А. Экстер (1882–1949).

Картины и эскизы костюмов Экстер в стиле кубизма характеризуются яркой палитрой, смелостью идей и свободой композиции. Она не боялась выходить за грани норм, разрывать шаблоны и демонстрировать миру свое видение. Например, в работе «Натюрморт» предметы одновременно и статичны, и подвижны. Кажется, что все предметы вот-вот сорвутся с шаткой поверхности, образуя новую комбинацию в пространстве. В этой же картине прослеживается любимая художницей цветодинамика, когда цвета картины то сгущаются, то разрежаются. Эта же шаткость, контрастные цвета и их движение наблюдается и во многих других натюрмортах художницы.

А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.
А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.

Помимо традиционной для кубистов скученности предметов художница использовала и другие приемы. Так, в картине «Вид Парижа» часть объектов теряет привычные формы и перспективу, а другая часть становится менее прозрачной, из-за чего город воспринимается более многогранным и наполненным. Безусловно, в начале XX века нужна была смелость, чтобы представлять публике такое видение реальности. Но оно того стоило, так как Александра Экстер стала широкой известной и в дальнейшем повлияла на своих учеников, а ее картины сегодня ценятся высоко. Среди других ее работ в стиле кубизма и кубофутуризма назовем: «Натюрморт с яйцами», «Вид на мост», «Город ночью» и другие.

А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.
А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.

Художница В. Рохлина и ее картины в стиле кубизма

Вера Николаевна Рохлина училась у художницы А. Экстер, и под ее влиянием тоже увлеклась кубизмом. Если ее импрессионистские работы полны плавных линий и воздушности, то кубистические картины созданы при помощи резких линий, острых форм и сильного дробления пространства.

В. Рохлина (1896–1934).
В. Рохлина (1896–1934).

Многие из полотен в стиле кубизма Рохлина писала практически монохромными, отдавая предпочтения темным тонам. Иные были контрастными также с преобладанием темных оттенков. От этого эмоциональное влияние на зрителя усиливается. Так, в картине «Картежники» мы можем почувствовать всю напряженность обстановки, когда от одного неудачного хода чьи-то судьбы разлетятся, слово осколки. К слову сказать, полотно «Картежники» является показательным примером дорогих картин в стиле кубизма, так как в 2008 году на аукционе Christie`s оно было продано за 4 миллиона долларов.

В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.
В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.

Как и другие художники, Вера Рохлина нередко прибегала в своих работах и к смешению стилей. В частности, кубизм у нее соседствовал с неоимпрессионизмом, что позволяло по-новому передавать эмоции и расставлять акценты. Примерами ее работ в стиле кубизма служат такие картины: «Вид Тифлиса», «Окрестности Тифлиса», «Молодая женщина с синим веером» и другие.

В. Рохлина. «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.
В. Рохлина. «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.

Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма

Еще одним смелым кубистом, который не боялся пойти против устоев общества и живописи, стал Юрий Павлович Анненков. Только упорство и свобода взглядов помогли ему добиться успеха на художественном поприще, так как его исключили из гимназии за политические карикатуры, а затем не взяли и в Академию художеств. Он обучался в частных художественных мастерских, в том числе и во Франции. Возможно, именно эта свобода от канонов классики позволила художнику импровизировать на полотнах и добиваться того, что каждая следующая картина становилась для критиков полной неожиданностью.

Ю. Анненков (1889–1974).
Ю. Анненков (1889–1974).

Смешивая самые разные стили и приемы, он часто использовал в своих картинах принципы кубизма и кубофутуризма, показывая объекты с новых сторон. Одним из любимых его жанров был портрет, в котором он достиг больших успехов и прославился своей серией острохарактерных портретов известных людей. Именно в них можно часто наблюдать характерную для кубизма фрагментарность объектов и изображение многочисленных граней. Это позволяло ему точнее передавать психологическую составляющую героев, причем он спокойно применял множество других стилей в одной и той же картине. Так, при написании портрета А. Тихонова Анненков активно использует приемы кубизма при создании головы героя, чем удачно передает состояние задумчивости, размышлений известного литератора. В то же время фон и костюм кубизм затрагивает лишь частично, а картина на стене уже выполнена в классическом стиле. Заметим, что в 2014 году портрет Тихонова был продан на торгах за 6,2 млн долларов.

Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Интересно, что именно Анненков полностью иллюстрировал известную поэму Александра Блока «Двенадцать» шедевральными кубистическими рисунками. Блок вначале отнесся настороженно к идее доверить иллюстрацию свободному в художественном самовыражении Анненкову, но первые рисунки оказались ему так близки, что в итоге книга была отпечатана в крупноформатном тираже, рассчитанном на ценителей книг и коллекционеров. Сам же выпуск был назван критиками исключительным событием для русской графики и поэзии.

Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»
Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»

В числе других его картин в стиле кубизма и кубофутуризма назовем такие работы: «Портрет З. Гржебина», «Портрет В. Мейерхольда», Portrait of photographer M.A. Sherling и пр.

Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.

Художник-кубист А. Моргунов и его картины

Еще одним эпатажным художником, который нередко шокировал общество разнообразными выходками и неожиданными картинами, является Алексей Алексеевич Моргунов. Будучи внебрачным сыном известного живописца Саврасова, Моргунов предпочел пойти против канонов традиционного искусства и увлекался самыми разными стилями. Значительное влияние на его становление как художника оказало знакомство с работами французских мастеров, а также тесное сотрудничество с Казимиром Малевичем.

А. Моргунов (1884–1935).
А. Моргунов (1884–1935).

Для работ Моргунова в стиле кубизма и кубофутуризма характерно нагромождение объектов с использованием всей плоскости холста, изобилие острых граней и нередко темные или контрастные тона. Так, на картине «Натюрморт с гребнем» объекты натюрморта погружены в мир с многочисленными гранями, где лишь сам гребень является отчетливо узнаваемым. Это создает у зрителя новые ощущения от натюрмортов и более погружает в эмоции, нежели в размышления. Тем не менее, картины автора не являются чистой абстракцией, в ходе их создания он размышляет над какими-то идеями, снабжая свои кубистические холсты символами и изображая узнаваемые образы, как в картине «Кубофутуристическая композиция с двумя головами».

А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с двумя головами. 1915 г.
А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с двумя головами. 1915 г.

Яркими примерами работы мастера в этом жанре могут служить картины: «Кубизм», «Кубофутуристическая композиция с цифрой 11», «Кубофутуристическая композиция с кружкой пива» и многие другие.

А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с кружкой пива. 1915 г.
А. Моргунов. Кубофутуристическая композиция с кружкой пива. 1915 г.

В данной статье мы привели около десятка известных представителей русского кубизма и кубофутуризма. Однако этот список можно пополнить немалым количеством других русских художников, которые пробовали себя в этом стиле и создали не менее интересные полотна. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться также с работами В. Баранова-Россине, А. Волкова, А. Богомазова, Л. Поповой, Д. Бурлюка, Н. Удальцовой и других мастеров.


Свежие записи

Зданевич с интересом экспериментировал в самых разных направлениях: пробовал свои силы в академизме, увлекался футуризмом, кубизмом, примитивизмом и сезаннизмом. Много размышляя на тему разных направлений и стилей, он вместе с соратниками-авангардистами пришел к идее всёчества и оркестровой живописи

Среди ее известных работ «Женщина в зеленом Bugatti», «Прекрасная Рафаэлла», «Святая Тереза Авильская» и другие.

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно