Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина
Батальная живопись в картинах А. Боголюбова и В. Верещагина
Религиозная живопись в картинах Н. Рериха, М. Врубеля и А. Иванова
Античная живопись в картинах Г. Семирадского
Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой
К прошлому живописцы обращались в самые разные исторические эпохи и с разными целями. В древности изображали героев различных мифов, которых считали реально существовавшими. В военные времена часто историческая военная живопись украшала щиты воинов, чтобы подчеркнуть их несокрушимость. Также к этому жанру прибегали для формирования морали, укрепления духа общества, для поднятия острых социальных вопросов и в других случаях. Из-за такого многообразного проявления историческая живопись делится на различные виды. Это могут быть масштабные мифологические картины, батальное искусство, религиозная живопись, фольклор и другие направления. Раскрывали себя через историческую живопись и многие русские художники, творчество которых мы рассмотрим далее.
Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко
Основателем русской исторической живописи считается Антон Павлович Лосенко, который учился в Императорской Академии художеств. Талантливый ученик стал одним из первых пенсионеров, которых направляли для совершенствования навыков за границу. Там он с успехом обучался у мастеров Парижа и Рима, а по возвращению в Россию написал картину о Владимире и Рогнеде, которая и положила начало русской исторической живописи.
Художник выбрал исторический сюжет, описанный М.В. Ломоносовым, посвященный противостоянию новгородского князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Картина написана в 1770 году по канонам классицизма и описывает характерный для своего времени сюжет. Разозленный отказом Рогнеды, Владимир захватывает Полоцк, убивает близких княжны и силой делает ее своей женой. Но на картине запечатлен момент, когда он раскаивается в совершенном злодеянии. Это произведение принесло Лосенко известность и звание академика.
Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина
Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.
Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.
Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.
Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении. Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.
Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.
Батальная живопись в картинах А. Боголюбова и В. Верещагина
Особый интерес в жанре исторической живописи представляют баталии, которые особенно мастерки получались у Алексея Боголюбова и Василия Верещагина. Алексей Петрович Боголюбов служил на флоте и был художником Главного морского штаба Российской империи. Значительные успехи в Императорской Академии художеств и большая увлеченность морскими сюжетами помогли ему создать внушительную серию картин по истории русского флота. К каждой новой работе Боголюбов подходил очень серьезно, долгие годы изучая исторические документы каждого боя, внимательно осматривая корабли и не упуская ни одной значительной детали. Соблюдая историческую достоверность, художник сумел создать целую морскую летопись, повествуя зрителям о подвигах русского флота. Не зря его картины в жанре батально-исторической живописи относятся к числу лучших во второй половине XIX века. Среди них «Синопский бой 18 ноября 1853 года», «Гангутский бой», «Гренгамское сражение» и другие.
Если Боголюбов служил на флоте и писал о морских баталиях, то Василий Васильевич Верещагин участвовал в сухопутных сражениях. Он принимал участие в ряде войн и даже погиб в одной из них в возрасте 61 года. Войны оставили глубокий след в его жизни, и потому именно этот мотив часто звучал в его работах. Имея талант к живописи и получив образование в Академии художеств Петербурга, художник создал много интересных с точки зрения истории картин. Это многочисленные работы, посвященные русско-турецкой войне 1877—1878 годов, Палестинской серии (1883—1885), испано-американской войне 1898 года, а также Отечественной войне 1812 года.
Баталии Верещагина — это отнюдь не картины о лихих воинах, которых запечатлели в пылу битвы. Это горькая правда об ужасах войны в таких известных работах, как «Апофеоз войны», «В покоренной Москве», «Смертельно раненный» и многих других холстах. Это летопись поможет потомкам понимать, какова расплата за любую войну.
Историю можно изучать не только по военным работам Василия Верещагина, но и по его многочисленным картинам о разных народах мира. Путешествуя по всему миру, художник глубоко проникся бытом людей самых разных стран и регионов мира. Примером таких картин служат работы «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Прогулка в лодке», «Двери Тимура (Тамерлана)» и другие.
Религиозная живопись в картинах Н. Рериха, М. Врубеля и А. Иванова
Николай Константинович Рерих внес огромную лепту в развитие исторической живописи благодаря своим путешествиям, открытости миру и неоспоримому таланту. Он не просто бывал в разных странах, но и сам организовывал экспедиции, справляясь со всеми сложностями дальних походов через горы и другие нехоженые места. Будучи тонким наблюдателем с широким мировоззрением и философскими взглядами, художник отражал в своих работах множество нюансов разных мест, народностей и их религий. Рерих мечтал о возрождении художественной Руси, о том, чтобы перейти к изображению в искусстве общества и культуры в целом, а не отдельных персонажей. И не просто мечтал, а активно действовал в этот направлении, создав более семи тысяч картин и написав несколько значительных трудов. В отличие от академистов, Рерих часто творил в стиле модерна.
Немало внимания Рерих уделял народной тематике и религии. Многие его известные картины полны глубокого смысла, описывают духовные искания, как например работы «Святые Глеб и Борис» или «Святой Сергий Радонежский». Особенно выделяется из картин религиозной тематики «Матерь Мира» — полная символов картина, от которой зрители подолгу не могут оторвать глаз. В этой картине художник воплотил сокровенное — приход на Землю Матери Мира и наступление Новой Эпохи, которое описала в учении «Живая Этика» супруга художника Елена Рерих. Это учение направлено на восстановление гармонии между человеком и природой, и большая роль здесь отводится именно женской духовности. Интересно, что многие полотна Рериха воспринимаются жизнеутверждающими в том числе благодаря особым краскам, рецепт которых он разработал самостоятельно.
Михаил Александрович Врубель пошел еще дальше в использовании стиля модерн, перемещаясь в своем воображении в мистику и отражая на холстах свое необычное видение мира. Как и многим модернистам, пошедшим против канонов классической живописи, Врубелю пришлось продираться сквозь заросли непонимания. Работа без отдыха с огромным напряжением, нападки критиков и трагедия в семье подорвала его здоровье настолько, что он много лет провел в психиатрических больницах. Тем не менее, душевное состояние не мешало ему создавать картины, многие из которых были признаны шедеврами.
Особенный интерес представляет серия картин о демонах. Многолетние рассуждения на эту тему и художественная смелость позволили Врубелю создать более десятка уникальных картин, полных подлинного демонизма, который никого не оставит равнодушным. Демоны сидящие, летящие, поверженные, демоны неразделенной любви — все они отражали страдания самого художника и заставляли его выражать свои глубокие чувства на холстах.
В отличие от Рериха и Врубеля, Александр Андреевич Иванов творил свои религиозные полотна в академическом стиле. Он считается художником одной картины, хотя при жизни создал немало интересных произведений, за которые в свое время получал медали и похвалы. Свой главный труд «Явление Христа народу» мастер писал целых двадцать лет, создав около шестисот эскизов (они тоже представляют сегодня большую ценность). Такой огромный период работы над одним холстом был связан с тем, что при изучении Священного Писания Иванов задумал написать великую картину о Мессии. А великая работа и трудов требовала соответствующих.
Полотно получилось просто гигантским, ведь его длина составила более семи метров, а высота — более пяти метров. Работа произвела неизгладимое впечатление на общество: многие именитые художники и критики считали и считают картину гениальным творением, а некоторые называют даже иконой истории. Однако по достоинству этот шедевр оценили не сразу, так как Иванов представил ее в 1957 году, когда всех будоражила тема отмены крепостного права.
Античная живопись в картинах Г. Семирадского
Генриху Ипполитовичу Семирадскому пришлось буквально пробиваться в искусстве, так как и семья была против его художественного поприща, и в Академию художеств двадцатилетнего молодого человека брать не хотели по причине уже солидного по меркам образовательного заведения возраста. Тем не менее, упорство и талант помогли юноше все же стать учеником и с большим успехом завершить академию. Писал он в академическом стиле и особое внимание уделял античной истории и мифологии. Хотя мастер творил в общепринятом стиле, его достижением стало совмещение природы и античности, что заставило древние мотивы звучать по-новому. Слияние античных персонажей с природой, а также виртуозное владение техниками изображения света рождало на свет оригинальные произведения, которые вызывали восторг у зрителей.
Однако творчество Семирадского было по нраву отнюдь не всем. Многие критиковали его за неестественность и сумбурность композиций, которые художник порой собирал, словно конструктор из однотипных героев. Известный коллекционер Павел Третьяков даже принципиально не хотел покупать работы художника, полагая их слишком далекими от истинной русской живописи. Однако это не мешало славе картин Семирадского: одни из них уходили в царскую семью, а некоторые в конце концов все равно попали в Третьяковскую галерею. Среди его известных картин жанра исторической живописи назовем «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей», «Светочи христианства. Факелы Нерона», «Грешница» и другие.
Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой
Историю можно выражать по-разному, в том числе в виде былин и сказаний. Казалось бы, они относятся к вымыслу, но те же знаменитые богатыри жили на Руси в разное время на самом деле, а каждое сказание очень точно выражало их дух и силу. Виктор Михайлович Васнецов стал одним из первых художников, который не побоялся представить обществу свое художественное видение русских героев. Как и другим первопроходцам, ему приходилось сталкиваться с недоумением и неприятием при обращении к былинам вместо изображения реальных персонажей. Но он поставил перед собой колоссальную задачу — передать физическую и духовную мощь русского народа.
Как и Иванов, Васнецов рисовал свою знаменитую картину «Богатыри» более двадцати лет. Это было крайне трудно, ведь ему пришлось глубоко проникнуться бытом русского народа, много изучать, много искать и еще больше экспериментировать на холстах. И такая долгая напряженная работа себя оправдала, так как зрители испытывали потрясение при виде картины, а сегодня она украшает многие заведения, обсуждается на школьных уроках и продолжает волновать умы людей от мала до велика.
Собирательный образ русского народа ярко продемонстрирован в картинах «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и многих других. Много внимания художник уделил и религиозной тематике, рассуждая над темами рая и ада, смерти, страшного суда, добра и зла. В этом направлении интересны монументальные работы «Радость праведных о Господе», «Крещение Руси», «Положение во гроб» и другие.
Огромная увлеченность Васнецова народным творчеством повлияла и на русскую художницу Елену Поленову. Хотя она не училась у Васнецова, но, по ее словам, набиралась у него понимания русского народного духа. Чем больше она знакомилась с народным искусством и национальным складом жизни, тем активнее хотела проявлять себя в этой сфере. Она участвовала в организации музеев и мастерских, в которых обучала ребят русским ремеслам и создавала эскизы для прикладного искусства.
Проводя много времени с детьми, художница обратила внимание, с каким интересом они листают зарубежные книжки с яркими картинками. Тогда Поленова загорелась идеей создать такие же красочные детские книги у себя на родине. Причем дело было не столько в наличии иллюстраций, сколько в том, чтобы они тонко передавали особенности древнерусского склада. Она стала одной из первых в России художниц, которые иллюстрировали детскую литературу.
В конце девятнадцатого века создать красочные иллюстрации было непросто из-за ограниченных возможностей полиграфии. Для получения удовлетворительного качества печати художнице приходилось упрощать как рисунки, так и колористические решения. Ее картины на тему фольклора не относятся к монументальным в привычном понимании этого слова, тем не менее, ее работа стала большим вкладом в дальнейшее развитие книжной иллюстрации в России, а также помогла не одному поколению детей изучать русские сказки. Среди ее работ назовем иллюстрации к сказкам «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-бурка», «Волк и лиса» и прочие. Из других работ отметим картины «Иконописная мастерская XVI века», «Князь Борис перед убиением» и другие.
Мы рассмотрели ряд русских художников, которые внесли большой вклад в развитие исторической живописи. Однако этот список намного больше, так как немало русских мастеров уделяли внимание русской истории. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться с исторической живописью И. Акимова, Г. Угрюмова, А. Егорова, В. Поленова, П. Филонова, И. Глазунова, А. Певзнера и многих других русских художников разных веков.