Антикварная площадка онлайн

Самые известные русские художницы и их картины

Художница Тамара де Лемпицка и ее картины
Художница Наталья Гончарова и ее картины
Художница Зинаида Серебрякова и ее картины
Художница Соня де Лоне и ее картины
Художница Варвара Степанова и ее картины
Художница Вера Рохлина и ее картины
Художница Любовь Попова и ее картины
Художница Александра Экстер и ее картины

При упоминании известных русских художников чаще всего всплывают фамилии Шишкина, Айвазовского, Малевича и других мужчин. Тем не менее, в русской живописи трудилось немало женщин, которые привнесли в нее свои нотки. Одни выражали через искусство свою женственность и мягкость, другие глубокую любовь к родине и русскому быту, третьи показывали свое видение мира. Далее мы рассмотрим известных русских художниц XIX-XX веков и расскажем об особенностях творчества каждой из них. Также мы расскажем и о самой дорогой картине каждой художницы, проданной на официальных торгах с 2000 года.

Художница Тамара де Лемпицка и ее картины

Тамара де Лемпицка устраивала свою жизнь самостоятельно, так как еще в детстве отец оставил ее семью. Удачный брак с состоятельным человеком в тяжелые революционные времена пошел по швам, поэтому юной Тамаре пришлось бежать в Париж и там пытаться устроить свою судьбу. Она брала уроки рисования и проявила талант не только в живописи, но в и продаже своего мастерства. Яркая, эффектная женщина в экстравагантных нарядах, которая не стеснялась называть значительные суммы за свои картины, быстро очаровала французское общество и набрала популярность.

Тамара де Лемпицка (1898–1980).
Тамара де Лемпицка (1898–1980).

Проявляла смелость она и в картинах, сочетая самые различные стили и течения от кубизма и ар-деко до классической школы и придя к своему оригинальному стилю. При этом персонажи ее картин получались удивительно чувственными, что и манило к ней дорогих заказчиков. Саму же чувственность так ярко выражать в картинах ей помогали многочисленные любовные романы как с мужчинами, так и с женщинами. В качестве примера ее работ назовем «Женщина в зеленом Бугатти», «Святая Тереза Авильская», «Кизетта на балконе».

Тамара де Лемпицка. «Женщина в зеленом Bugatti». 1925 г.
Тамара де Лемпицка. «Женщина в зеленом Bugatti». 1925 г.

Тамара де Лемпицка является на сегодня не только известной, но и самой дорогой русской художницей среди женщин. Она также входит в топ-100 русских художников с самой дорогой картиной, занимая в нем седьмую позицию. Речь идет об официальный продажах на аукционах за период с 2000 по начало 2022 года. Выход на такую позицию в рейтинге художнице обеспечил уход картины Portrait de Marjorie Ferry за 21 млн долларов в феврале 2020 года.

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.
Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

Художница Наталья Гончарова и ее картины

Наталья Сергеевна Гончарова пришла к живописи не сразу, а после долгих поисков себя в разных видах деятельности. Значительное влияние на ее решение оказала встреча с художником Михаилом Ларионовым. Ее художественный стиль формировался под влиянием учителя Константина Коровина, французских представителей различных течений XX века и, конечно, ее супруга авангардиста Ларионова. Наталья принадлежала к числу тех, кто не боялся критики и непонимания общества, и это стало одной из причин выработки собственного стиля и успеха ее холстов. Ее картины неоднократно арестовывали по самым разным причинам: обвиняли в порнографии за то, что женщина посмела изображать обнаженные тела, за использование авангардистских приемов в религиозных сюжетах и многое другое. Но всякий раз за Наталью заступались те или иные представители общества, что говорит о его готовности принимать новое.

Наталья Гончарова (1881–1962).
Наталья Гончарова (1881–1962).

Во многих ее произведениях прослеживаются черты неопримитивизма с ярко выделенными контурами объектов и упрощением изображения, что заставляет зрителя меньше искать сходство с реальностью, но больше ощущать. Помимо него Гончарова творила в стиле кубизма, вслед за мужем пробовала себя в лучизме, фовизме, модерне и других. Но все эти течения накладывались на ее любовь к родине, к русскому быту, что и породило на свет много удивительных картин. Среди ее работ назовем произведения «Автопортрет с желтыми лилиями», «Испанка» и «Сирень».

Н. Гончарова. «Испанка». 1916 г.
Н. Гончарова. «Испанка». 1916 г.

Наталья Гончарова также принадлежит к числу наиболее дорогих русских художниц и находится на втором месте после упомянутой выше Тамары де Лемпицки. К числу самых дорогих аукционных продаж ее картин относится уход работы «Цветы». Это произведение появилось на торгах аукционе Christie`s в 2008 году и было продано за 10,9 млн долларов. В списке русских художников с самой дорогой продажей она занимает 12-е место.

Художница Зинаида Серебрякова и ее картины

Зинаида Евгеньевна Серебрякова унаследовала свой дар от именитых предков. Ее отец Евгений Лансере был известным скульптором и художником, а материнская линия шла от художников Бенуа. Конечно, девочка получила хорошее художественное образование, однако в годы революции потеряла все семейное состояние и оказалась в нужде. На долю художницы выпало много трудностей: нужда, необходимость одной кормить четверых детей и престарелых родственников, жизнь вдали от родины. Родственники получили возможность общения с Серебряковой, эмигрировавшей в Париж, только во время хрущевской оттепели. С 1960-х годов ее картины стали очень популярными в СССР, а сегодня они за миллионы долларов уходят с аукционов.

Зинаида Серебрякова (1884–1967).
Зинаида Серебрякова (1884–1967).

Картины Зинаиды привлекли внимание общества еще до революции. Она любила изображать крестьян за их повседневной работой, себя и своих близких за обыденными делами, передавать чувственность в обнаженной натуре, рисовала пейзажи и пробовала себя в других жанрах. Художница во всем видела красоту и гармонию, которыми были пронизаны и ее картины. Передавать их помогали смешанные приемы импрессионистов, классиков, модернистов и представителей других направлений. Мягкие образы, светлые тона глубоко трогали зрителей, что объясняет такую популярность ее работ. Сегодня часть из них находится в таких крупных музеях как Государственная Третьяковская галерея, Петергоф, Государственный Русский музей и другие. К числу ее известных работ относятся «За туалетом. Автопортрет», «Беление холста», «Портрет Ольги Константиновны Лансере» и другие.

З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909 г.
З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909 г.

Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, на сегодня считается холст «Спящая девочка». В 2015 году она появилась на Sotheby`s и была продана за 5,9 млн долларов. В упомянутом выше списке самых дорогих картин Серебрякова находится на 22 позиции.

З. Серебрякова. «Спящая девочка». 1923 г.
З. Серебрякова. «Спящая девочка». 1923 г.

Художница Соня Делоне и ее картины

Соня Делоне воспитывалась в семье своего состоятельного дяди, еще в юности проявила склонность к рисованию и получила художественное образование в академиях Германии и Франции. На ее становление как художницы повлияли путешествия по Европе, изучение живописи в разных музеях и галереях мира, а также знакомство с художником Робером Делоне и вхождение в круг живописцев Франции.

Соня Делоне (1885–1979).
Соня Делоне (1885–1979).

В жизни и творчестве Соня Делоне занимала активную позицию. Она открыла свое ателье, иллюстрировала книги, создавала декорации и костюмы для театральных постановок, выступала в роли организатора ряда выставок, а также стала первой художницей, у которой прошла персональная выставка в Лувре. Работать она начинала с предметной живописи, но постепенно перешла к абстракциям. Особенно ценятся ее работы в стиле кубизма. Одним из его течений стал орфизм: если кубисты раскладывали на составляющие форму, чтобы затем собрать ее иначе, то орфисты раскладывали свет. Они демонстрировали на холстах, как цвет может двигаться в свете. Это изображалось в виде цветных кругов, которые как бы двигались, пульсировали на полотнах. В качестве примеров ее работ разных периодов приведем картины «Электрические призмы», «Спящая девушка», «Коллаж» и «Игральные карты».

Соня Делоне. «Коллаж».

Соня Делоне. «Коллаж».

В плане аукционных продаж наиболее дорогой на сегодня считается картина «Рынок в Миньо». Она была продана в 2002 году на торгах Calmels Cohen Paris за внушительную сумму 4,3 млн долларов. Сама Соня Делоне входит в топ-100 русских художников с самыми дорогими картинами и занимает в нем 31-ю строчку.

Соня Делоне. «Рынок в Миньо». 1915 г.
Соня Делоне. «Рынок в Миньо». 1915 г.

Художница Вера Рохлина и ее картины

Вера Николаевна Рохлина жила и училась в разных местах: в Москве, Киеве, Тифлисе, Париже. Ее учителями в живописи были авангардисты Илья Машков и Александра Экстер, которые оказали значительное влияние на творчество художницы. В связи с разными местами жительства ее работы также выставлялись в разных странах. Больше всего ей приглянулся Париж, куда она переехала на постоянное место жительства. Во Франции художница быстро стала популярной и участвовала в разнообразных выставках, а также была членом Общества Осенних салонов, Союза деятелей русского искусства во Франции и других организаций. Общественности нравилась ее особенная живописная манера, о ней высоко отзывались критики и пресса, ее удостаивали премий, а поклонники помогали в организации персональных выставок. К большой печали общества, в возрасте 38 лет на пике славы художница покончила с собой.

Вера Рохлина (1896–1934).
Вера Рохлина (1896–1934).

Как и многие художники, Вера Рохлина работала в разных стилях. Одним из них был кубизм, который позволял разложить реальность на детали и словно бы собрать ее заново, но уже с другими акцентами. Это помогало зрителю полнее ощутить нагромождение домов или конкретные черты характера на портрете. Другим излюбленным стилем живописи художницы был импрессионизм. Особенно она любила рисовать в нем обнаженные натуры, и эти полотна тоже вызывали восторг зрителей. Ее творчество хорошо иллюстрируют такие работы: картины серии «Обнаженные», работы о Тифлисе, картины о Париже и другие.

В. Рохлина Nu Alonge. 1925 г.
В. Рохлина Nu Alonge. 1925 г.

Самой дорогой картиной Веры Рохлиной считается холст «Картежники», который несколько раз появлялся на аукционах. Последняя продажа этой картины состоялась в 2008 году на торгах Christie`s, причем холст купили с десятикратным превышением эстимейта и отдали за него 4 млн долларов. Если говорить о названном выше топ-100 дорогих картин, то среди русских художников она занимает 33-е место.

В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.
В. Рохлина. «Картежники». 1919 г.

Художница Любовь Попова и ее картины

Любовь Сергеевна Попова была дочерью состоятельного и просвещенного мецената, который с малых лет привил ей любовь к искусству. Будучи материально обеспеченной, девочка училась в частных художественных школах в России и за рубежом. В частности, среди ее учителей были К. Юон и В. Татлин. Путешествуя по Европе, Попова, как и многие художники двадцатого века, была увлечена новыми авангардистскими течениями. Она с интересом пробовала себя в кубизме и кубофутуризме, осваивала конструктивизм, работала вместе с супрематистами. Также художница оказалась талантлива и в плане художественного оформления спектаклей и разработки дизайна тканей. Она хорошо разбиралась в особенностях текстильного производства, которым владел ее отец. С учетом этой специфики художница разрабатывала оригинальные принты, благодаря чему ткани с необычными узорами быстро раскупали. К сожалению, прожила она еще меньше Веры Рохлиной и скончалась в возрасте 35 лет от скарлатины.

Любовь Попова (1889–1924).
Любовь Попова (1889–1924).

Любовь Попова много экспериментировала в своих картинах. Она исследовала различные фигуры, их пространственное построение, использовала разные фактуры в рисовании. В том числе среди них были и картины в стиле кубофутуризма, где в предметную живопись врезались формы и создавали новое видение. Среди таких работ отметим кубофутуристическую картину ««Человек + воздух + пространство», работы серии «Живая архитектоника» и холст «Пространственно-силовая конструкция».

Л. Попова. «Пространственно-силовая конструкция». 1921 г.
Л. Попова. «Пространственно-силовая конструкция». 1921 г.

Рекордной с точки зрения аукционных продаж сегодня является картина «Натюрморт с подносом», которая была выставлена на Sotheby`s в 2007 году. Это абстракция, которая относится к числу значительных работ художницы и потому уже на старте претендовала на пару миллионов долларов. Продана она была за 3,5 млн долларов. Попова в топ-100 художников с самыми дорогими картинами занимает 39-ю строку.

Л. Попова. «Натюрморт с подносом». 1915 г.
Л. Попова. «Натюрморт с подносом». 1915 г.

Художница Варвара Степанова и ее картины

Творческому становлению Варвары Федоровны Степановой способствовало обучение в художественной школе Казани и знакомство с живописцем и скульптором Александром Родченко. Супружеская пара переселилась из Казани в Москву, где им приходилось много работать в самых разных сферах, чтобы прокормить себя. В то же время оба активно проявляли себя в живописи и примкнули к русскому авангарду. Варвара погрузилась в станковую живопись, готовила декорации для спектаклей, иллюстрировала книги и позже перешла к производственному искусству. Она имела свое видение того, как должна выглядеть советская молодежь, и много труда вложила в разработку эскизов тканей и моделей одежды для советского гражданина. Эта увлеченность сложилась еще в период станковой живописи, когда художница проводила многочисленные опыты по движению тела человека.

Варвара Степанова (1894–1958).
Варвара Степанова (1894–1958).

Степанова мечтала о выпуске в больших объемах такой одежды, которая в первую очередь была бы функциональной. И ей это удалось, так как по ее эскизам создавали одежду для спорта, конкретных профессий и повседневности. Больше того, в 1920-е годы она стала профессором текстильного отделения ВХУТЕМАСа, а разработанная ею одежда была в советское время весьма популярной. Примерами ее известных произведений могут служить многочисленные работы цикла «Фигуры»: «Три фигуры», «Три фигуры. Музыканты», «Танцующие фигуры на белом фоне» и другие.

В. Степанова. «Три фигуры». 1921 г.
В. Степанова. «Три фигуры». 1921 г.

Наиболее дорогим произведением Варвары Степановой стала картина «Фигура с гитарой», которая появилась на аукционе на Sotheby`s в 2014 году. Участники торгов по достоинству оценили это произведение и поднимали цену, пока она не достигла 2,8 млн долларов. В топ-100 живописцев с дорогими картинами художница занимает 51-е место.

В. Степанова. «Фигура с гитарой».
В. Степанова. «Фигура с гитарой».

Художница Александра Экстер и ее картины

Александра Александровна Экстер еще в детстве проявила склонность к рисованию и обучалась в Киевской рисовальной школе, а затем в Киевском художественном училище и в академии Гранд-Шомьера во Франции. Большое влияние на расширение ее художественного круга оказали брак с Н. Экстером и организация в своем доме мастерской. В последней нередко собирались представители авангарда. Александра жила в разных местах и много путешествовала. Она была знакома с П. Пикассо, с ведущими авангардистами Италии, активно принимала участие в выставках и сама выступала в роли организатора. Талантливая женщина оформляла постановки, создавала рисунки для одежды и бытового текстиля, оформляла интерьеры и многое другое.

Александра Экстер (1882–1949).
Александра Экстер (1882–1949).

В живописи Экстер была сторонницей авангардизма, в частности, работала в стиле кубофутуризма и супрематизма. Ее картины и эскизы костюмов для постановок отличались яркостью, смелостью, свободой движения и форм. Этому во многом способствовала активная жизнь с постоянными путешествиями, знакомство с новостями в мире живописи и участие в выставках. Она была вхожа во многие круги, и даже прославленный Малевич ей единственной доверил посещение своей мастерской в пору создания им супрематизма. Ее творчество можно проиллюстрировать следующими работами: «Город ночью», «Синий, черный, красный», «Дизайн костюма для Саломеи», «Женщина с рыбой» и многими другими.

А. Экстер. Работа «Дизайн костюма для Саломеи». 1917 г.
А. Экстер. Работа «Дизайн костюма для Саломеи». 1917 г.

Самой дорогой картиной Александры Экстер, проданной на аукционах, на сегодня является холст «Венеция». Это важное произведение, написанное художницей при переезде во Францию, которое участвовало в нескольких выставках. На торгах оно ушло за внушительную сумму в 1,7 млн долларов. В топ-100 самых дорогих картин русских живописцев художница находится на 64-й позиции.

А. Экстер. «Венеция». 1925 г.
А. Экстер. «Венеция». 1925 г.

На этом мы завершим наш список известных русских художниц XIX-XX веков, но заметим, что он не является полным. Мы рассмотрели в первую очередь тех из них, чья живопись не только известна, но и высокого ценится сегодня на арт-рынке. Вы можете самостоятельно познакомиться с такими русскими художницами, как Мария Якунчикова, Елена Поленова, Мария Башкирцева, Ольга Розанова, и многими другими. Также существует большая плеяда современных художниц, которые активно участвуют в выставках, содержат галереи, создают интерактивные инсталляции, произведения мобильного искусства и других течений.


Свежие записи

Отношение к Илье Сергеевичу Глазунову весьма противоречивое. Одни считают его гениальным русским художником, который показал Россию и мир так, как никто до него этого не делал. Другие называют его работы вульгарными, примитивными, лишенными вкуса и свободными от совести

Двойная фамилия появилась у Баранова после поездки в Париж, где на выставках он ставил под картинами подпись «Даниэль Россине». По возвращению в Россию художник соединил фамилию и псевдоним и до конца жизни подписывался как Баранов-Россине

Многие века картины художников демонстрировали реальность почти с фотографической точностью. Всех, кто пытался рисовать вне рамок академических канонов, остро критиковали и объявляли безграмотными художниками

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно