- Натюрморты великих русских художников — на пути перемен
- Нетипичные натюрморты самых известных русских художников
В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции. Натюрморты импрессионистов вызвали живой интерес у русских художников, что привело буквально к повальному выбору этого жанра многими знаменитыми живописцами от реалистов до абстракционистов.
Натюрморты великих русских художников — на пути перемен
Наверное, было бы странно, если бы все русские живописцы взялись рисовать классические натюрморты, красиво выкладывая на столе предметы, скрупулезно обеспечивая фон и правильное освещение. Поскольку каждый мастер работал в своем направлении и манере, это привело к рождению на свет и самых необычных картин-натюрмортов. Посмотрим, как это проявилось у художников разных стилей.
Натюрморты русских импрессионистов, реалистов и модернистов
Значительный шаг вперед в русском натюрморте сделал импрессионист И. Грабарь. Хотя этот вид работ все еще оставался средством для оттачивания художественных навыков, в процессе создания натюрморта мастер ставил разнообразные живописные задачи, проводил эксперименты и всякий раз достигал чего-то нового в композиционном плане, плане форм или цветовых решений. Так появились на свет многие прекрасные картины, такие как «Сирень и незабудки», которые вдохновили многих других художников продолжить эти эксперименты.
Яркое наложение импрессионизма на неодушевленные предметы прослеживается и в работах А. Арапова. Размывая фон и избавляя зрителей от необходимости всматриваться в детали, художник сосредотачивается на эмоциях. Мы не увидим на его полотнах тончайшей прорисовки цветков или предметов, но без труда наполнимся эмоцией радости и ощутим дыхание жизни в его ярких работах.
Импрессионист К. Коровин и представитель модерна В. Серов буквально вдохнули в натюрморт жизнь, вписав его в пейзаж или какой-либо сюжет. Так, у Коровина рождается натюрморт с портретом В.В. Перцовой, в котором он уделил одинаковое внимание натурщице, прекрасным букетам и волшебному солнечному дню. А у Серова это соседство особенно ярко проявилось в знаменитой картине «Девочка с персиками», где можно одинаково полно любоваться очаровательной девочкой и бархатистыми персиками, подчеркивающими нежность юного создания.
У импрессиониста К. Петрова-Водкина большинство натюрмортов имеют такую особенность: в качестве предметов к традиционным цветам или фруктам он использовал какие-то вещи трудящегося человека. Так, на его известном полотне «Черемуха в стакане» изящная веточка черемухи окружена вполне житейскими мелочами — коробком спичек, письмами, журналом, посудой и другими вещами. Многие такие предметы повторялись в разных натюрмортах автора и использовались неспроста, так как художнику нравилось противопоставлять цвета, поверхности разной фактуры и изображать все объекты в сферической перспективе.
Художник-реалист Н. Богданов-Бельский использовал богатые композиции, в каждой из которых любой детали и цветовому решению уделяется максимум внимания, что делает натюрморт очень живописным.
У представителя модерна Н. Сапунова цветочные композиции буквально стали частью его жизни. Он создавал многочисленные композиции из ваз и букетов или одних цветов, которые могли словно узоры заполнять все полотно его картин. Отсюда и разнообразие работ, которые помогают зрителю глубоко почувствовать красоту и грандиозность момента, пережитого художником. Его натюрморты по большей части лишены прорисовки деталей, что помогает зрителю больше погрузиться в чувства, нежели в обдумывание сюжета.
Художник-реалист Б. Кустодиев при написании натюрмортов продолжал следовать своему живописному видению. Он любил рисовать отдельные букеты, создавал определенные композиции предметов или органично вписывал неодушевленные объекты в естественную среду. Многие его работы этого жанра очень реалистичны и детализированы.
Натюрморты русских абстракционистов
Не обошли вниманием натюрморт и представители абстракционизма, показав миру совсем другое видение реальности. Так, для И. Машкова натюрморт стал одним из его любимых видов работ. Будучи эксцентричным художником, он также непредсказуемо проявлял себя и в натюрмортах, работая в разных стилях от примитивизма до соцреализма. В результате на свет появились многочисленные колоритные «Хлебы», весьма реалистичная картина «Рыбы, овощи, фрукты», картина с мощными линиями «Фрукты на блюде (Синие сливы)» и многие другие. Натюрморты Машкова приковывают к себе внимание и вызывают разнообразные эмоции.
Не менее многогранно к работе с натюрмортами подошел и абстракционист В. Баранов-Россине. Так, мы видим, как в обычный сюжет «Натюрморт с цветами и фруктами» вторгаются плоскости и грани, искажающие пространство. А в работе «Натюрморт со стулом» уже прослеживается характерное для кубизма дробление картины на детали.
Уход от привычных форм и цвета проявился и в работе Никола де Сталя. Он использует в своих натюрмортах как характерную условность форм и цвета, так и разбиение на плоскости. Это позволяет взглянуть на представленную композицию совершенно с другой стороны. Например, в работе «Цветы» образ поверхности и букета в вазе легко узнаваем, но отказ от реалистичности заставляет воспринимать эту картину иначе. Заметим, что у художника было много натюрмортов с цветами подобного характера, в которых он экспериментировал с фоном, тонами и формами.
Дробление пространства и необычную для натюрморта цветовую гамму использует и В. Рохлина, которая много творила в стиле кубизма. В частности, в картине «Натюрморт с яблоками» зритель невольно вынужден отвлечься от привычных образов и погрузиться в новую атмосферу темных тонов и смещенных граней.
Натюрморты русских экспрессионистов
Экспрессионисты, как и импрессионисты, были сосредоточены на передаче чувств, причем им важен был максимальный накал этих чувств. Одним из художников, который создал в этом стиле множество натюрмортов, стал А. Явленский. Изучая его живопись, мы увидим яркие тона, часто несочетаемые друг с другом, угловатые формы, толстую черную обводку и искаженные очертания. Такие работы побуждают зрителя отойти от рассматривания, сравнения и оценивания и переключиться на переживание эмоций.
Наиболее сильно эмоции проявились в работах Х. Сутина. Реалистичные ужасающие туши животных или мрачные цветы в темных тонах многих заставят содрогнуться. Его работы неспроста вызывают такой эффект, так как они выстраданы всей его тяжелой жизнью. Сутин голодал настолько, что порой по ночам стучал соседям и клянчил хотя бы кусок хлеба, но когда ему что-то давали, терзаемый жутким голодом вначале рисовал натюрморт и только потом позволял себе съесть скудную еду. Но страдания в конце концов оправдали себя, так как и сегодня его натюрморты никого не оставляют равнодушным и уходят с аукционов за огромные деньги.
Мы рассмотрели далеко не всех русских мастеров, которые пробовали себя в новом для них жанре натюрморта. Интересные композиции неодушевленных предметов встречаются также у М. Ларионова, П. Кузнецова, Л. Поповой, Р. Фалька, В. Шухаева и некоторых других живописцев.
Нетипичные натюрморты самых известных русских художников
Если многие русские художники занимались натюрмортами регулярно и преследовали свои изобразительные цели, то некоторые именитые мастера могут удивить переходом к неодушевленному объекту. Рассмотрим несколько всем известных имен.
Начнем с совершенно неожиданной работы И. Шишкина, написанной им в 1855 году. Сложно представить, что «поэт русского леса» вдруг взялся за изображение посуды. Однако ничего странного в этом нет, так как это как раз одна из ученических работ, выполненных художником во времена обучения в Московском училище живописи и ваяния. Работа хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике, куда она поступила в дар вместе с коллекцией Н. Соркина. Кстати, великого художника все же куда больше волновала живая природа, так как в этом же 1855 году его ученический этюд «Сосна на скале» купил Государственный Русский музей.
Не менее интересна работа И. Репина «Яблоки и листья». Но это вовсе не ученическая работа, так как к 1879 году маэстро уже был в звании академика и создал немало шедевров. Однако натура его была многогранной, он легко брался и за исторические, и за жанровые картины, и за пейзажи или портреты. Картина «Яблоки и листья» лишь подчеркивает эту многогранность — мастер изобразил мертвую природу в нетипичной манере. Здесь нет красивого стола, опрятных салфеток или аккуратной выкладки фруктов и цветов. Яблоки словно бы показаны в их естественной среде, о которой мы можем лишь догадываться по темному фону вдалеке. Тем не менее, художник-реалист не изменяет своим взглядам и показывает неживую природу невероятно реалистично с естественными вмятинами и увяданием.
Любопытно, что эту работу можно перепутать с одноименной картиной В. Серова. Но и тут нет никаких случайностей. Будучи учителем Серова, Репин дал ему задание нарисовать представленную композицию из яблок, но сам так вдохновился ею, что нарисовал свой вариант. Поэтому теперь мы имеем возможность сравнить мастерство двух именитых живописцев.
Нечасто брался за натюрморты и художник-реалист И. Левитан, но все они проникнуты глубокой нежностью и словно бы лучатся светом. Левитан любил после прогулки по лесу с учениками ставить перед ними цветы. Но эта процедура обычно ограничивалась лишь постановкой вазы с цветами на стол, а не длительным созданием композиции. Если присмотреться к натюрмортам живописца, то в них нет никаких отвлекающих от самого букета деталей. Зато каждому цветку и их общей композиции уделялось максимум внимания. Здесь проявлялось все мастерство художника-реалиста, который заставлял жить, играть множеством оттенков и заставлять даже с полотна источать утонченные ароматы каждый цветок, каждый лепесток и как будто случайную травинку всей композиции. От того так зачаровывают его «Одуванчики», «Васильки» или «Лесные фиалки и незабудки».
Также небольшое количество работ этого жанра встречаются и М. Врубеля, которого многие считают мастером «демонической» темы. Однако художник был неординарным и проявлял себя в самых разных темах и направлениях. Большинство его натюрмортов представляет собой цветочные композиции, в которых мы видим все то же рваное пространство, угловатые формы и мрачные тона, что и на картинах с изображением демонов.
Не менее любопытен и натюрморт К. Малевича. Сложно представить, что основатель супрематизма предпочел потратить время на изображение фруктов и цветов, чем окунуться в очередную серию геометрических фигур. Однако работа «Натюрморт» была выполнена художником в 1911 году, то есть еще до того, как он нарисовал свой знаменитый «Черный квадрат» и основал супрематизм. Зато к этому времени он уже участвовал в выставках авангардистов «Бубнового валета» и увлекался новыми веяниями.
Если сравнить его «Натюрморт» с натюрмортами других представителей этого сообщества, например, с работой «Синие сливы» И. Машкова или картиной «Поднос и зеленка картонка» П. Кончаловского, то мы увидим сходство в густых черных контурах и контрастных цветах. Хотя у Малевича картина более динамична и разнопланова: одни фрукты вырисованы едва ли не детально, другие лишь обозначены, изображены плоскими с угловатыми формами, объемная ваза соседствует с плоскими тарелками, а яркие плоды с темной листвой.
Если внимательно изучить коллекции самых известных русских художников, то мы найдем натюрморты у В. Сурикова, В. Васнецова, М. Шагала, В. Кандинского и ряда других авторов. Как мы видим, в руках русских мастеров самых разных стилей натюрморт заиграл новыми красками и показал зрителю новые возможности взгляда на реальность. Наверняка каждый найдет в этом многообразии творчества то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в картину.