Антикварная площадка онлайн

Известные русские художники-абстракционисты и их картины

Самые известные русские художники-абстракционисты
Самые дорогие картины известных русских художников в стиле абстракционизма
Самые известные абстрактные картины русских художников

Так как всяческие каноны и нормы сдерживают развитие живописи, рано или поздно появляются смельчаки, идущие против них. Одними из таких решительных художников стали абстракционисты. Им было непросто шокировать публику кубическими формами, цветовыми пятнами или полным отсутствием формы и цвета. Они вынуждены были скрываться и переезжать на новые места, когда начались преследования за так называемое дегенеративное искусство, но остановить новый способ выражения себя в живописи уже было невозможно. В этой статье мы рассмотрим самых известных русских художников-абстракционистов и их знаменитые картины с точки зрения популярности и продаж на аукционах.

Самые известные русские художники-абстракционисты

У истоков русского абстракционизма стоит Василий Кандинский. Как и большинство русских художников, он находился в постоянном поиске себя, изучал труды иностранных мастеров и увлекался новыми стилями. В этом бесконечном поиске он хотел найти ответ на вопрос, как можно в живописи уйти от формы. И внезапно он нашел этот ответ в собственной мастерской. Погрузившись в очередные размышления, он вдруг заметил какую-то странную картину, на которой ничего не было понятно, но ее красочность вызвала у него глубокие переживания. Тут художник понял, что смотрит на собственное полотно, повернутое на бок. Это озарение и легло в дальнейшем в его три формы абстракции: композицию, импровизацию и импрессию.

В 1910 году в Германии он создал свою первую абстрактную картину, которая под таким названием и известна. В дальнейшем аналогичные работы художник называл композициями с разными номерами.

В. Кандинский. Первая абстрактная картина (акварель). 1910 г.
В. Кандинский. Первая абстрактная картина (акварель). 1910 г.

В. Кандинский. «Композиция VI». 1913 г.
В. Кандинский. «Композиция VI». 1913 г.

К пионерам русского абстракционизма относится и известный художник Казимир Малевич, который удивил мир своим черным квадратом. Живописец пробовал себя в разных стилях, не хотел мириться с навязываемыми канонами и в конечном итоге в 1915 году пришел к теории супрематизма. Эта теория стала центральной для русского авангарда и выражалась в комбинировании простых геометрических фигур. Внешне казалось, что это обычные фигуры на плоскости, например квадраты, круги, прямоугольники. Они изображались по отдельности или собирались в композицию. Однако при детальном рассмотрении картин зритель мог наблюдать сложный переход одного тона в другой в каждой фигуре. Малевич использовал собственные приемы наложения одних тонов на другие, по которым его работы легко отличить от подделок. С помощью этих тонов создавалось впечатление движения внутри фигур, что уводило зрителя от необходимости традиционно оценивать картину.

К. Малевич. «Супрематизм». 1915-1916 гг.
К. Малевич. «Супрематизм». 1915-1916 гг.

У Казимира Малевича было много учеников, которые прониклись идеями супрематизма и развивали его в дальнейшем. Это Николай Суетин, Илья Чашник, Любовь Попова, Лев Юдин и многие другие. Одним из самых преданных его учеников был Илья Чашник. Молодой художник прожил всего 26 лет, но за эти годы успел создать множество прикладных проектов, благодаря которым супрематические картины стали появляться на фарфоре, тканях, обложках книг и других практичных вещах. Он же активно развивал космический супрематизм и динамизм. Первый из них выражался в том, что геометрические фигуры наделялись космическим смыслом (вертикальный прямоугольник обозначал движение в космос, горизонтальный — Землю).

И.Г. Чашник. Композиция с красной полосой
И.Г. Чашник. Композиция с красной полосой

Ученица Малевича Любовь Попова использовала свое видение — она заполняла полотна разнообразными фигурами и таким образом создала серию работ из цикла «Живописная архитектоника».

Л.С. Попова. Живописная архитектоника в оранжевом
Л.С. Попова. Живописная архитектоника в оранжевом

В одном ряду с Кандинским и Малевичем стоит и Марк Ротко — художник, который возглавляет рейтинг самых дорогих русских живописцев за последние двадцать лет. Ротко из всех геометрических фигур выбрал только одну — прямоугольник, называемый им цветовым полем. Такие цветовые поля изображались по размерам больше человеческого роста, чтобы оказать наибольшее влияние на зрителя. При создании цветовых полей Ротко использовал уникальный стиль: наносил десятки слоев самодельных красок, особенным образом оформляя края. В выставочных залах картины ставились без рам и использовалось специальное освещение, чтобы ничто не отвлекало зрителя от эмоций. Именно сильные эмоции самого художника и зрителя были той целью, ради которой он писал картины. И ему это сполна удавалось, так как зрители могли засмеяться или даже заплакать при созерцании его работ.

М. Ротко. «№10». 1958 г.
М. Ротко. «№10». 1958 г.

Идеи абстракционистов повлияли на Михаила Ларионова и Наталью Гончарову, которые также интересовались созданием новых форм. В 1912 году Ларионов пришел к идее лучизма, согласно которому формы получались путем пересечения лучей, отраженных от разных поверхностей. Идеей вдохновилась и его супруга Наталья Гончарова, которая не просто создала ряд картин в стиле лучизма, но оставалась приверженцем русского быта, русского народа. Проникнувшись теорией Ларионова под названием всёчество (любой стиль признавался подходящим для творчества художника), она использовала самые разные стили, но неизменно выражала это через любовь к русскому народу.

Н. Гончарова. Портрет М. Ларионова. 1913 г.
Н. Гончарова. Портрет М. Ларионова. 1913 г.

Не менее известен художник Никола де Сталь, в творчестве которого наблюдались периоды чистой абстракции и так называемой предметной абстракции. Если вначале художник изображал полотна, в которых невозможно определить какой-то сюжет, то постепенно абстракции стали опредмечиваться, то есть в них можно узнать конкретные предметы. Например, это работы «Крыши Парижа», «Цветы» или «Футбольный матч». В последней работе легко различить фигуры бегущих по полю футболистов, но в то же время картина остается абстрактной — состоит из отдельных фигур и модулей, соединить которые в знакомый сюжет помогает лишь название картины и наше воображение.

Никола де Сталь. «Футбольный матч».
Никола де Сталь. «Футбольный матч».

Если многие абстракционисты отказывались от размышлений над картиной и рисовали интуитивно, то Павел Филонов, напротив, считал необходимым тщательное размышление в процессе создания каждой картины. Такой подход он назвал аналитическим искусством и провозгласил так называемую сделанность, то есть максимальную работу художника над каждой ячейкой картины. В некоторых его картинах холст заполнен настолько, что не остается ни одного свободного кусочка.

П.Н. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.
П.Н. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.

Эффект максимального заполнения картины цветовыми ячейками встречается и у Евгения Чубарова. В своих работах он концентрировался на энергии, исходящей из полотна. Заметим, что прославился художник именно благодаря своим абстрактным работам, которые сегодня высоко ценятся на аукционах.

Е.И. Чубаров. Холст без названия. 1994 г.
Е.И. Чубаров. Холст без названия. 1994 г.

Если Малевич использовал в качестве базовых элементов картины простые геометрические фигуры вроде круга и квадрата, то у Антуана Певзнера был целый алфавит из цилиндров и конусов. Он собирал их в причудливые группы, что рождало на свет новые необычные картины. Позже Певзнер изобрел кинетическое искусство, смысл которого заключался в том, что любая композиция должна жить (вращаться, двигаться). Это привело к появлению разнообразных объемных конструкций, которые с помощью разных механизмов закручивались, сворачивались, вращались или двигались как-то иначе.

А. Певзнер. «Два конуса в одной плоскости». 1936 г.
А. Певзнер. «Два конуса в одной плоскости». 1936 г.

Самые дорогие картины известных русских художников в стиле абстракционизма

Посмотрим, насколько высоко оценивается сегодня беспредметное искусство русских художников на международных аукционах. Для этого рассмотрим несколько самых дорогих продаж за период с 2000 по 2020 годы.

Хотя далеко не каждый человек воспринимает абстрактную картину как нечто ценное в искусстве, тройку лидеров по продажам заняли именно работы абстракционистов. Самой дорогой картиной русских художников, ушедшей с торгов за последние двадцать лет, стала работа Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». Это холст внушительных размеров более двух метров в высоту и ширину, созданный мастером в 1961 году. Картины этой серии художник писал с целью пережить глубокие эмоции при их создании и вызвать такие же переживания у зрителей. Надо сказать, что своей цели он достигал сполна, возможно, поэтому его полотна сегодня столь высоко ценятся. Работа была представлена в торговом доме Christieʼs в 2012 году и ушла с молотка за 87 миллионов долларов.

М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 236×206. 1961 г.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 236×206. 1961 г.

Второй по стоимости ухода является «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Интересно, что мы могли никогда не увидеть эту работу, так как общество не всегда готово принимать такие вещи. Автор возил ее на выставку в Германию, где картина застряла и могла быть уничтожена представителями нацистского режима. Как известно, последние абстракционизм не признавали и отнесли его к так называемому дегенеративному искусству. Тем не менее, картину удалось спасти в музее, а позже она попала в руки наследников и за последние десятилетия уже дважды появлялась на аукционах. В 2008 году она ушла с торгов на Sothebyʼs за 60 млн долларов, еще через десять лет ее выставили на торгах Christieʼs и продали за 85,8 млн долларов.

К. Малевич. Супрематическая композиция. 1916 г.
К. Малевич. Супрематическая композиция. 1916 г.

Замыкает тройку еще одна абстрактная работа — «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского. Эту картину художник создал в Мюнхене в 1913 году, который стал фактически революционным в искусстве. Именно в этом году в Нью-Йорке прошла Арсенальная выставка, организованная с целью преодоления косных требований традиционной школы. На выставке были в том числе представлены абстрактные работы, вызвавшие большой общественный резонанс. Именно в этом году Кандинский написал свою известную серию абстрактных полотен, признанных одной из самых значительных в искусстве ХХ века. Наиболее важной работой этой серии является «Картина с белыми линиями». Вполне ожидаемо, что при попадании такой масштабной работы на аукцион, она имела большой успех и была продана на Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.

В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

Из других уходов известных абстракционистов отметим такие. Картина «Стадион “Парк де Пренс”» Никола де Сталя продана за 22 млн долларов, картина «Цветы» Натальи Гончаровой ушла за 10,9 млн долларов, а работу Spherical suprematism Ивана Клюна продали за 6,2 млн долларов. Это примеры самых крупных продаж, помимо которых есть множество уходов по меньшим ценам.

Самые известные абстрактные картины русских художников

Начнем с культовой работы, о которой наслышан каждый. Это картина «Черный квадрат» Казимира Малевича, созданная автором в 1915 году. Это произведение произвело настоящий переворот в сознании художников и зрителей, поэтому его называют и нулевой точкой живописи, и образцом новой формы живописи, и символом всей живописи в целом. Политики полагали, что черным квадратом живописец отрекается от буржуазного строя России и называли его народным художником, а противники высмеивали и называли невеждой, который просто не умеет рисовать (Малевича дважды не приняли в Московское училище живописи). Так или иначе, но автор «Черного квадрата» сегодня входит с список самых дорогих русских художников, картины которых уходят с аукционов за десятки миллионов долларов.

К. Малевич. «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г.
К. Малевич. «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г.

Следующее известное творение принадлежит Кандинскому. Как мы писали выше, 1913 год стал революционным в плане рождения нового искусства. Именно в этом году Кандинский создал картину, которая считается вершиной его творчества. Это «Композиция VII», созданная после работы «Композиция VI». Скептики считают, что такую картину можно нарисовать за двадцать минут, не особенно стараясь. Однако в картине не просто был филигранно вырисован каждый ее участок, автор создал три десятка эскизов, прежде чем приступил к воплощению своего видения и ощущений на холсте. По словам самого Кандинского, картина имеет самую сложную структуру, которую ему когда-либо приходилось создавать.

Работу он написал в библейском ключе. Если «Композиция VI» была посвящена Всемирному потопу, то в следующей версии к этой тематике добавились другие. Так, автор рассуждал на тему райского сада, Судного дня и других религиозных понятий, пытаясь объединить эти темы в одной картине. Он неспроста выбрал цветовые пятна и линии вместо знакомых образов, так как именно они наилучшим образом демонстрировали стихию жизни. Душа находится в некоем круговороте, который словно воронка затягивает в себя любые формы, разбегающиеся по всему полотну многочисленными метаморфозами. При столкновении последние объединяются или разбиваются друг от друга, создавая новое движение.

В. Кандинский. «Композиция VII». 1913 г.
В. Кандинский. «Композиция VII». 1913 г.

Недоумевать зрителей заставляет не только «Черный квадрат» Малевича, но и картины Марка Ротко, расположенные в часовне Rothko Chapel. Основатели часовни поручили Ротко создать своеобразный центр медитации, для чего мастер написал 14 картин. Но когда посетители заходят в часовню, они неизменно задают один и тот же вопрос: «А где картины?». Все дело в том, что все четырнадцать полотен выполнены разными оттенками черного цвета, с разными текстурами, что никак не соответствует ожиданиям зрителей. Однако часовня Ротко действительно стала центром медитации, центром международных собраний и святым местом, доступным человеку любой религии.

Черные картины Марка Ротко в Часовне Ротко
Черные картины Марка Ротко в Часовне Ротко

У каждого из названных мастеров есть и другие широко известные работы. Так, у Малевича это «Красная конница», «Белое на белом», «Красный квадрат», «Черный круг» и другие. Интересно, что в США картина «Белое на белом» больше известна, чем «Черный квадрат», так как ее оригинал доступен американской публике.

К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н. Суетин. «Чёрный круг». 1923 г.
К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н. Суетин. «Чёрный круг». 1923 г.

У Кандинского это такие работы, как «Квадраты с концентрическими кругами», «Импровизация 10», «Первая абстрактная акварель», «Импровизация 31 (Морской бой)» и другие. Кандинского не зря считают отцом абстракционизма, так как благодаря своему нестандартному видению искусства и социальной активности он быстро собирал вокруг себя единомышленников и способствовал расцвету в России этого направления.

В. Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)». 1913 г.
В. Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)». 1913 г.

У Ротко помимо названных ранее картин это работы «Белый центр», №61 («Ржавый и синий»), «Чёрное на тёмно-бордовом», «Четыре темные отметины на красном» и другие. Популярность некоторых из них возросла после определенных событий. Так, в 2012 году во время просмотра картины вандал сделал надпись на холсте «Чёрное на тёмно-бордовом», пытаясь привлечь внимание к своему художественному течению. Незадачливый художник был уверен, что с его подписью шедевр будет стоить еще дороже. Однако его выходку не оценили: реставрация заняла полтора года, так как краска пропитала холст насквозь, а самому автору подписи дали два года тюрьмы.

М. Ротко. «Чёрное на тёмно-бордовом»
М. Ротко. «Чёрное на тёмно-бордовом»

Известные картины русских абстракционистов можно перечислять еще долго, так как многие из художников смело шли против устоев общества и выражали себя так, как чувствовали. В результате этого мы имеем большое наследие абстракций, в которых каждый найдет для себя что-то удивительное и волнительное.


Свежие записи

Еврейское происхождение послужило серьезным препятствием в жизни и деятельности Левитана. По распоряжению властей его вместе с другими евреями дважды высылали из Москвы, а по блестящему окончанию художественного училища дали только диплом учителя чистописания

Юлий Клевер всю жизнь работал в основном над пейзажами. Реже среди его холстов встречаются натюрморты и портреты. Пейзажи художника можно условно разделить на две группы: в одних он находил новые мотивы для построения композиций, другие являлись повтором первых

Родченко можно отнести к числу тех новаторов, которые не боялись экспериментировать и быть неугодными обществу. В плане живописи он был сторонником авангардизма, который ввел такие самостоятельные формы живописи, как линии и точки, экспериментировал с плоскостью, увлекался скульптоживописью

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно