Творчество Васильевой с примерами картин
Цены и рекорды уходов картин М. Васильевой
Оценка, продажа и скупка картин Васильевой
Биография художницы Марии Ивановны Васильевой
М.И. Васильева родилась в Смоленске в 1884 году в семье землевладельцев. Поскольку семья имела финансовые возможности дать девочке хорошее образование, в 18 лет Мария уехала на учебу в Санкт-Петербург. Обучалась она медицине и в частной школе постигала азы живописи. К рисованию девушка проявляла куда больший интерес и за успехи в нем даже получила стипендию от императрицы Марии Федоровны для поездки в Париж.
Воспользовавшись возможностью обучаться у французских мастеров, в 1905 году девушка отправилась в Париж, где волею судеб задержалась надолго. Там она постигала таинства живописи у Анри Матисса, училась в художественной академии La Palette, там же была очарована кубизмом и стала одной из первых русских художниц-кубисток. Вообще Мария имела широкий кругозор, много читала, посещала различные выставки, концерты и другие мероприятия, что подвигало ее творить в самых разных стилях.
К этой жажде знаний добавилась невероятная общительность и решительность, благодаря которым девушка не только стала заметной личностью Монпарнаса, но и превратилась в ее легенду. Вокруг нее вертелась вся артистическая жизнь того времени. Это стало возможным в первую очередь благодаря открытой ей так называемой свободной академии искусств, в которой собирались именитые и малоизвестные художники, музыканты, писатели и другие представители парижской богемы. Интересно, что здесь не было классического обучения, и каждый делился своим опытом в свободной форме. Одни читали лекции, другие устраивали дискуссии, третьи играли на музыкальных инструментах или танцевали.
С началом Первой мировой войны академия превратилась в благотворительную столовую, где разорившиеся в трудное время художники могли поесть. Место стало невероятно популярным и позволяло в том числе самой художнице обогащать свою живопись и активно участвовать в выставках в таких крупнейших городах, как Москва, Париж, Лондон, Нью-Йорк и другие. Творчество ее было разнообразным. Она писала картины в стиле кубизма, лучизма, сюрреализма, мистицизма и других направлениях, создала известные гротескные куклы, занималась дизайном мебели, оформляла театральные постановки, расписывала стены и вышивала. Неиссякаемая энергия позволяла ей ярко выражать себя в творчестве.
В качестве примеров ее известных работ приведем картины «Девочка с кошкой», «Танец», «Цирк», «Ребенок с куклой» и другие.
Прожила Мария Васильева 73 года, и в последние пару лет жизни сама была вынуждена переехать в дом для престарелых художников. Скончалась она в 1957 году. Однако мир не забыл ее вклад в искусство, и после ее смерти в ее бывшей мастерской был организован Музей Монпарнаса, который действовал до 2013 года.
Творчество Васильевой с примерами картин
Как мы писали выше, творчество Марии Ивановны Васильевой было разнообразным, так как она пробовала себя в разных направлениях, стилях и жанрах. Однако наиболее известной ее сделали картины в стиле кубизма и гротескные куклы, о которых мы и расскажем далее.
Работы Васильевой в стиле кубизма
Многие знали Марию Васильеву как эпатажную яркую женщину, которая блистала на вечеринках и могла запросто сплясать или погадать на картах. Однако в творчестве она была куда более спокойной, вдумчивой и активно использовала свой широкий кругозор. Свобода взглядов позволяла ей творить вне академических рамок, привнося в мир искусства нечто новое. Она стала одной из первых русских женщин, кто в начале двадцатого века не побоялся окунуться в радикальное для своего времени направление кубизма.
В 1915 году она приняла участие в скандально известной выставке авангардистов «0,10» в Петрограде, где ее кубистические композиции соседствовали рядом со знаменитым «Черным квадратом» Казимира Малевича. Одних этот шаг привел в восторг, в то время как другие были разочарованы им. Так, известный искусствовед и государственный деятель Луначарский с сожалением заявил, что подающая надежды своей твердостью рисунка и фантазией Васильева примкнула к художникам-примитивистам. Однако художницу такая критика не останавливала и в 1916 году она уже демонстрировала свои работы на футуристической выставке «Магазин» вместе с Малевичем, Родченко, Поповой, Экстер и другими известными авангардистами. На рисунке ниже представлены работы, которые она показала на выставке «Магазин».
Кубистические работы Марии Васильевой разнообразны по своему стилистическому исполнению. В них прослеживаются эксперименты с цветом, формами, самим разложением на формы и последующей сборкой. Эксперименты, которые помогали ранним кубистам отражать новые стороны реальности. Например, такое характерное дробление представлено в картинах «Клоун» или «Сидящая женщина». Несмотря на то, что персонажи в этих работах буквально собраны из фигур разнообразных форм, а цвета очень контрастны, зритель сможет распознать цирковой наряд и грим клоуна, а также рассмотреть образ женщины.
Следующим полем для экспериментов стало смешение кубизма с другими течениями. Например, в творчестве Васильевой представлены картины так называемого лирического кубизма или смеси кубизма с примитивизмом. Среди русских художников в этом же направлении творил Роберт Фальк, во многих кубистических картинах которого присутствует мягкость, а упор сделан на психологическую составляющую героев. Мария Васильева также делает немалый упор на психологическую составляющую, например в необычном исполнении портрета Жана Кокто, в картине «Девочка с кошкой» или «В кафе».
Гротескные куклы Васильевой
В начале двадцатого века было модно украшать диваны подушками и куклами. Мария Васильева попробовала создавать свои куклы, использую разнообразные материалы. В ход шли ткань, кожа, папье-маше, клеенка, проволока и другие материалы. В 1916 году она впервые показала свои куклы на выставке, организованной в салоне d’Antin на средства Поля Пуаре. Художнице буквально посыпались заказы, в том числе от ее знаменитых друзей. Например, художник Пабло Пикассо, которых увлекался африканской скульптурой, пришел в восторг от кукол художницы и даже заказал ей гротескную куклу себя. Так на свет появились знаменитые куклы его самого, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других мэтров. Гротескные художница с успехом продавала в магазине украшений Поля Пуаре, что ей позволяло в том числе помогать неимущим художникам.
М. Васильева. Гротескные куклы
Интересно, что в 1920-е годы создание тряпичных кукол и национальных костюмов для них стало одним из популярных способов заработка для русских эмигранток. Толчком для этого послужила благотворительная выставка княгини Марии Павловной в 1921 году. Одни шили куклы на дому, а другие в мастерских. Кукольная мастерская Васильевой считалась в те годы одной из самых крупных в Париже. Куклы прославились в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и других городах, о них писали в прессе. Так, в 1920 году в обзоре Art et Décoration Мари Дормуа высоко оценила куклы Васильевой. Она назвала их подлинными произведениями искусства со своим характером, который легко узнаваем из тысячи других кукол. Сегодня часть этих кукол можно увидеть в музее Монпарнаса в Париже.
М. Васильева. Гротескные куклы
Цены и рекорды уходов картин М. Васильевой
Творческие работы Марии Васильевой высоко ценятся на аукционах. Чаще всего на официальных торгах появляются ее графические работы, скульптуры, коллажи, произведения смешанных техник и живопись. За период с 2000 года по настоящее время (июль 2022 года) на официальных торгах выставляли 407 ее работ, из которых 215 были проданы. Чаще всего картины появлялись в аукционных домах MacDougall, Christie’s и Sotheby’s. Общая сумма продаж составила 12 млн долларов. При этом только за последний год было продано 7 из 12 выставленных произведений на общую сумму 741 тыс. рублей.
Рассмотрим три наиболее дорогие продажи картин художницы. Рекордная на сегодня продажа картин Васильевой состоялась в 2007 году. Тогда на апрельском аукционе Sotheby`s была представлена картина «Ребенок с игрушкой», которая является ярким примером стиля художницы. Работа была выполнена примерно в 1920-х годах, то есть в период расцвета ее авангардистского творчества. На холсте Мария запечатлела своего маленького сына Пьера. Весу картине добавили те обстоятельства, что она находилась в коллекции известного драматурга Артура Миллера, а также попала в кадр фотографа на выставке в ателье «Мартин» в 1922 году. Холст вызвал явный интерес участников аукциона и в разы преодолел эстимейт в 80-120 тысяч долларов. Цена продажи составила 824 тысячи долларов.
Примерно за такую же сумму была продана и картина «Мужчина. Женщина. Двусторонняя работа». Это одно из показательных произведений художницы, в котором ярко выражен ее интерес к кубизму и обнаженной натуре. Картина была выставлена на торгах MacDougall в июне 2007 года с эстимейтом 138-276 тыс. долларов, а ушла с молотка за 790 тысяч долларов.
Замыкает тройку наиболее дорогих уходов произведение «Ребенок с куклой». Это также работа, входящая в серию картин о сыне художницы. Она была представлена в Салоне Независимых в Париже в 1920-е годы и оказалась на фотографии, сделанной в галерее Поля Пуаре в 1923 году. Холст попал на торги Sotheby`s в июне 2008 года и уже выставлялся с эстимейтом 592-986 тысяч долларов. Уход же состоялся за 784 тысячи долларов.
Оценка, продажа и скупка картин Васильевой
В предыдущем разделе мы показали, что картины Марии Ивановны Васильевой могут претендовать на крупные суммы в сотни тысяч долларов. Это означает, что к оценке конкретного холста стоит отнестись серьезно и по возможности воспользоваться услугами эксперта. Именно специалист точно определит, к какому периоду творчества относится полотно, в каком оно находится состоянии, какую коллекционную ценность представляет и на какую сумму может претендовать.
Для получения максимальной прибыли мы рекомендуем потратить время на продажу через аукционные дома. Но если вам срочно нужны деньги, вы можете продать нам картины на условиях скупки. Для обсуждения деталей свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.