Антикварная площадка онлайн

Самые известные русские художники-импрессионисты и их картины с названиями

Самые знаменитые русские художники-импрессионисты
Самые знаменитые картины русских импрессионистов

Русский импрессионизм в живописи зарождался в XIX веке под влиянием французских художников-импрессионистов. Необычная техника исполнения и смещение акцента с демонстрации конкретных объектов или сюжетов на показ изменчивости мира привлекли многих именитых художников. Одни из них увлекались импрессионизмом лишь временно, в то время как другие посвятили этому жанру значительную долю своего творчества. Далее мы рассмотрим наиболее известных импрессионистов в русской живописи и назовем их самые популярные картины.

Самые знаменитые русские художники-импрессионисты

У истоков русского импрессионизма стоял Василий Поленов, который путешествовал по Парижу как раз в период первых выставок импрессионистов. Это была вторая половина XIX века, в то время зарождение нового стиля вызывало жаркие споры в обществе, так как импрессионисты выступали против канонов классицизма в пользу передачи эмоций от увиденного. Поленов новым стилем не заинтересовался, однако фактически подготовил почву для появления в России этого направления, так как начал активно искать новые колористические решения. Его поиски в дальнейшем повлияли на его учеников Коровина и Серова.

В. Поленов. «Мельница у истока реки Вель». 1874 г.
В. Поленов. «Мельница у истока реки Вель». 1874 г.

Константин Коровин по праву считается ярким представителем русского импрессионизма, так как он не побоялся погрузиться в новое направление и подал пример целой плеяде других художников. Так, в его «Портрете хористки» мы видим не только широкие мазки, но и расслабленную позу девушки (эту картину мы еще рассмотрим позже). Последнее говорит о том, что художник писал портрет стремительно, пытаясь передать сиюминутное ощущение, впечатление, а не часами филигранно вырисовывать все черты лица и детали. Быстро писать ему помогала любимая техника alla prima — рисование по-сырому, когда художник не ждал высыхания предыдущих слоев.

К. Коровин. «Портрет хористки». 1883 г.
К. Коровин. «Портрет хористки». 1883 г.

На родине работы Коровина не понимали и не принимали. В свете реализма картины с широкими мазками считали этюдами, то есть подготовительными незавершенными работами. Поэтому знакомство с живописью импрессионистов в Париже помогло художнику найти у них то, что отвергала русская живопись. В то время как холсты передвижников отличались темными тонами и передавали унылый реализм, Коровин словно бы распахнул двери солнечному свету и безудержной радости. Хотя сам он имел ослабленное здоровье, художник вел насыщенную жизнь, много путешествовал, встречался с самыми разными людьми и был открыт миру. Даже жизненные трудности не сломили его дух, что отражается и в его жизнерадостных картинах. Хотя современники не понимали Коровина, сегодня он входит в топ-20 русских художников с самым большим оборотом продаж картин на аукционах, а его полотна уходят за миллионы долларов.

К. Коровин. «Зимой». 1894 г.
К. Коровин. «Зимой». 1894 г.

Другой ученик Поленова Валентин Серов также использовал в своих работах характерные для импрессионизма приемы, что нашло отражение в таких известных работах, как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Хотя картины не писались быстро и требовали долгого позирования, все же художнику удалось передать именно впечатление момента. Его кузина Мария ради этого даже часами вынуждена была сохранять на лице одно и то же выражение лица, которое в итоге мы видим на картине «Девушка, освещенная солнцем». Однако и она, и ее брат Валентин делали это с радостью. В результате использования импрессионистских мазков и желания художника вместо тяжелой стороны жизни показать нечто отрадное и светлое, ему удалось создать подлинные шедевры.

В. Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888 г.
В. Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888 г.

У Коровина и Серова учился импрессионизму Александр Герасимов. Ему особенно удавалось изображать в своих картинах настроение, передавать с помощью свободного широкого мазка самые чувственные образы, делать наполненным светом и радостью даже дождливый день. Позднее художник полностью перешел к соцреализму и был неоднократно награжден за свои эталонные картины в этом направлении. Он даже заявлял, что советской живописи «французские духи» не нужны. И это стало одной из причин, по которой при его жизни никто не говорил о его утонченных работах в стиле импрессионизма, а оценивал только нужные власти картины о деятельности политических вождей, крестьян, партизан или колхозов.

Однако по-настоящему счастливым художник чувствовал себя только тогда, когда переходил к работе с пейзажами. Возможно, поэтому ему удавалось так блестяще «останавливать мгновение» в своих импрессионистских картинах.

А. Герасимов. «Летний день». 1950 г.
А. Герасимов. «Летний день». 1950 г.

К числу наиболее видных русских импрессионистов относится и Игорь Грабарь. На него, как и на многих художников этого стиля, повлияли неоднократные поездки в Европу. При этом художник использовал новые живописные приемы по отношению к тому, что было ему так дорого. Так перед нами предстала в импрессионистском стиле суровая русская зима и многочисленные сцены деревенской жизни. Особенно художнику нравилось изображать иней и другие красивые явления холодной зимы. Но работа на воздухе в такое время требовала от Грабаря стремительности, потому что краски на морозе застывали очень быстро. В результате этой стремительности ему удавалось запечатлевать на картинах как самые прекрасные моменты, так и полученные от них впечатление. А это и было главной задачей импрессионистов.

И. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904 г.
И. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904 г.

В начале XX века Грабарь не только стал одним из распространителей импрессионизма, но и сторонником неоимпрессионизма. В частности, он писал в стиле пуантилизма, который предполагает манеру письма отдельными точками круглой, квадратной или какой-то другой формы. Это делало картины более воздушными, легкими и позволяло еще больше насладиться красотой момента, ведь пуантилисты использовали все ту же цветовую гамму, что и импрессионисты.

И. Грабарь. «Иней». 1905 г.
И. Грабарь. «Иней». 1905 г.

Назовем еще одного яркого представителя рассматриваемого стиля, которого считают мэтром импрессионизма. Это московский художник Юрий Пименов, пришедший к светлым импрессионистским картинам после мрачного экспрессионизма. Частые прогулки по Москве, наблюдение за новыми строящимися домами, новыми автомобилями и кипучей жизнью помогло Пименову выбраться из депрессии. Его картины стали светлыми, наполненными радостью и предвкушали счастливые перемены. Так появилась серия картин о новых кварталах, знаменитые работы «Новая Москва», «Свадьба на завтрашней улице» и другие наполненные жизнью холсты.

Ю. Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962 г.
Ю. Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962 г.

Картины Пименова удивительным образом тонко отражали реальность и передавали всю красоту и жизненную силу момента. В то время как сторонники соцреализма пытались представить жизнь идеальной, Пименов показывал самые обыденные моменты, отмечая, насколько необыкновенными они могут быть. Вроде бы простая городская улочка с грязной дорогой, но все здесь попало в вихрь обновления, и совсем скоро улица превратится в комфортабельный ухоженный проспект, по которому радостно помчатся все от мала до велика. Манера письма у художника была уникальной — он использовал короткий полупрозрачный мазок и передавал с его помощью всю радость бытия, которой буквально бурлила разрастающаяся Москва.

Ю. Пименов. «Район завтрашнего дня». 1957 г.
Ю. Пименов. «Район завтрашнего дня». 1957 г.

В стиле импрессионизма трудился и Алексей Алексеевич Арапов. Как и многие другие живописцы, он увлекся новым стилем при посещении Франции. Художнику оказалась близка идея передачи в картинах эмоций, а не прорисовка деталей. Именно свободные широкие мазки и светлые тона помогали почувствовать движение и ту же радость бытия, которые Пименов чувствовал при рассматривании городских улиц. Например, в картине «Гуляющие в парижском парке» мы не можем разглядеть иголки на деревьях, но можем почувствовать ритм этого оживленного места, где все находится в движении, даже деревья и статуи.

А. Арапов. «Гуляющие в парижском парке»
А. Арапов. «Гуляющие в парижском парке»

В стиле импрессионизма пытались выразить себя и многие другие русские художники. В работах Абрама Архипова ярко показан в импрессионистской манере образ крестьян, у Зинаиды Серебряковой это светлый и чувственный образ женщины, у Константина Юона это светлый образ русской земли. Характерные черты импрессионизма есть и в работах В. Борисова-Мусатова, Н. Крымова, А. Богомазова, А. Моргунова и многих других художников.

Самые знаменитые картины русских импрессионистов

Картина Коровина «Портрет хористки»

Картина «Портрет хористки» в свое время вызвала шумиху и стала первым предвестником зарождающегося в России импрессионизма. На фоне реалистичных полотен, призванных отражать реальность и даже во многом воспитывать, нестандартный портрет девушки казался чем-то диким. Некрасивая модель в какой-то непонятной для позирующей девушки расслабленной позе, широкие свободные мазки и нетипичное сочетание цветов. Все это возмутило коллег по цеху, и картину даже сняли с выставки, организованной Московским обществом любителей художеств.

К. Коровин. «Портрет хористки». 1883 г.
К. Коровин. «Портрет хористки». 1883 г.

Учитель Коровина Поленов пытался отговорить ученика выставлять эту работу, так как общество не было готово принять слишком новаторские идеи. Но Коровин все же рискнул выставить картину и даже гордился тем, что стал одним из первых представителей непонятного русскому зрителю искусства. И если вначале его работы казались грубыми, дерзкими и небрежными, то позже целая плеяда русских мастеров окунулась в эту яркую, связанную с эмоциями, живопись.

Картина Серова «Девочка с персиками»

Такая же участь ждала и самую известную работу Валентина Серова «Девочка с персиками». Когда художник гостил в усадьбе мецената Саввы Мамонтова, дочка главы семейства Вера Мамонтова вбежала раскрасневшаяся после уличной игры в столовую и села есть персик. Серов до такой степени захотел остановить это прекрасное мгновение, что упросил ребенка позировать ему. В то время он как раз размышлял над тем, что в реальности любой момент всегда более яркий и живой, чем его получается запечатлеть на картинах. Использование же широких мазков и пастельных тонов, характерных для импрессионистов, позволило лучше передавать именно сам момент, а не характеризовать героя картины.

В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.
В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.

Именно в таком стиле была написана картина «Девочка с персиками», на которой художнику удалось запечатлеть не только красоту юной девчушки, но и всю прелесть этого простого житейского момента. Обитатели усадьбы глубоко прониклись этой удивительной светлой работой и тут же повесили ее на стену. Художник Нестеров даже заметил, что представление картины в Париже могло бы немедленно сделать 22-летнего подающего надежды Серова знаменитостью, но в России лучше было не торопиться с ее демонстрацией. Однако шедевр настолько поражал своей живостью и свежестью гостей усадьбы, что уже на следующий год художника наградили премией Московского общества любителей художеств. Позже картину купил для своей коллекции Павел Третьяков.

Картина Пименова «Новая Москва»

Еще одна известная картина в стиле импрессионизма — «Новая Москва», созданная Пименовым в 1937 году. В эти годы Москва буквально кипела от грандиозной перестройки улиц. Дело в том, что до прихода советской власти Москва представляла собой целую систему переплетенных улочек, закоулочков, в которых легко было заблудиться. Московские купцы могли запросто отгрохать себе купеческие хоромы прямо посреди улицы, и случаев таких было немало по все столице. Однако советскому народу требовался простор, нужны были прямые улицы для организации в первую очередь общественного транспорта. И именно этот этап в становлении новой Москвы и запечатлел художник: широкую улицу, поток автомобилей, людей и женщину за рулем советского автомобиля. Художник как бы смотрит на бурлящий город ее глазами, сосредотачивая наше внимание на том, что происходит в Москве именно сейчас.

Ю. Пименов. «Новая Москва». 1937 г.
Ю. Пименов. «Новая Москва». 1937 г.

Картина была подготовлена для выставки «Индустрия социализма», была сразу же замечена и стала очень популярной, хотя критикам и не понравилась характерная для импрессионизма дробная манера письма. Позже она оказалась в Третьяковской галерее.

Картина Грабаря «Мартовский снег»

Картину «Мартовский снег» Грабаря можно считать классическим произведением импрессионизма. Здесь использован и легкий дробный мазок, и нежные тона с мягкими переходами, и впечатление от особенного мартовского снега. Наблюдение за снегом и инеем и изображение их на холсте было излюбленным делом художника, которому он мог посвящать все свободное время. Интересно, что в картине «Мартовский снег» никакого персонажа не планировалось, однако увидев прошедшую мимо девушку с коромыслом, Грабарь не удержался и добавил в сюжет плавный силуэт сельской девушки.

И. Грабарь. «Мартовский снег». 1904 г.
И. Грабарь. «Мартовский снег». 1904 г.

Картина Герасимова «После дождя»

Еще одной яркой импрессионистской работой является картина «После дождя» Герасимова. Она как раз принадлежит к числу холстов импрессионистов, которые создавались стремительно, под действием ярких впечатлений конкретного момента. Однако на практике все было несколько сложнее, так как возможность быстрой работы потребовала от художника оттачивания мастерства наблюдения и отображения реальности в многочисленных зарисовках. Он много времени проводил на природе, зарисовывал листву, траву, мокрые предметы, прежде чем сумел воплотить все умения в картине «После дождя». Работал он над ней с невероятным вдохновением, что заметили и зрители, для которых впоследствии эта картина стала одной из самых любимых. А на выставке в Париже Герасимова удостоили Гран-при.

А. Герасимов. «После дождя (Мокрая терраса)». 1935 г.
А. Герасимов. «После дождя (Мокрая терраса)». 1935 г.

Известные картины русских импрессионистов можно перечислять еще долго, так как талантливые мастера создали много удивительных работ в этом стиле. И хотя в свое время многих из них не понимали и не принимали, сегодня вклад импрессионистов в искусство оценен по достоинству, а их картины продолжают радовать и вдохновлять благодарных зрителей.


Свежие записи

В своей деятельности художник обращался к самым разным жанрам: истории, религии, монументальной живописи, декорациям для театральных постановок, создавал проекты для храмов, рисовал пейзажи

Художник входил в несколько крупных обществ, таких как Общество им. Куинджи, Общество передвижников. В 1914 году он стал действительным членом Академии художеств.

Кузнецов принимал активное участие в деятельности различных художественных объединений. Он состоял в обществах «Союз русских художников», «Мир искусства», был в числе организаторов «Алой розы», «Голубой розы», стал пожизненным членом «Осеннего Салона», работал председателем общества «Четыре искусства» и в других творческих объединениях

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно