Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины Василия Кандинского с названиями и фото

Лучшие картины художника Кандинского
Самые дорогие картины Кандинского

Василия Кандинского по праву считают отцом абстракционизма, ведь он не просто создал большое количество абстракций, но и много сделал для распространения нового направления. Кандинский создавал художественные объединения, писал трактаты, много путешествовал и активно представлял свои работы на выставках. И в этой статье мы рассмотрим наиболее известные его картины, а также самые дорогие холсты и суммарный оборот продаж работ художника за последние двадцать лет.

Лучшие картины художника Кандинского

Картина «Синий всадник»

Эта работа была написана в начале 1900-х годов после путешествия Кандинского по Европе и знакомства с живописью зарубежных авторов. В те годы художник увлекался жанром пейзажа и уже начал задумываться о том, чтобы холст передавал чувства, а не точно повторял детали действительности. И эти мысли нашли свое выражение в «Синем всаднике», где мы видим характерные для постимпрессионизма размытые очертания и свободные мазки. Здесь так же использована техника пуантили, то есть рисования точками. Позже этот уход от формы и переход в чувства выразится в чистых абстракциях, которыми так знаменит художник.

В. Кандинский. «Синий всадник». 1903 г.
В. Кандинский. «Синий всадник». 1903 г.

Хотя всадник занимает незначительную часть картины, все же он является интересной фигурой этого холста. Во-первых, Кандинскому нравилось изображать всадников, что он позже скажет своему другу Францу Марку. Во-вторых, художник следовал своей теории цветов, описанной в работе «О духовном в искусстве». Синий для него обозначал небесный полюс, связанный с бесконечностью, мотивирующий человека ко всему чистому, духовному. Позже именно «Синим всадником» В. Кандинский и Ф. Марк назовут созданное ими объединение представителей экспрессионизма.

Картина «Осень в Мурнау»

«Осень в Мурнау» принадлежит к циклу картин, посвященных видам живописного городка Мурнау, расположенного неподалеку от Мюнхена в так называемых Баварских Альпах. Ниже мы расскажем еще об одной работе из этой серии, которая была продана на аукционе за внушительную сумму. Кандинский снимал в течении нескольких лет в этой местности дом и приглашал в него будущих известных абстракционистов. Именно там художнику впервые придут идеи, которые затем лягут в основу русского абстракционизма. И эти идеи уже начали проявляться в картинах о Мурнау: Кандинский переходит все к более яркой и плохо сочетаемой палитре, характерной для экспрессионистов, и все более уходит от предметности. Так, в работе «Осень в Мурнау» горный пейзаж со спускающейся вниз дорогой все еще узнаваем, но деревья, горы и облака приобретают уже условные очертания, а листва и другие элементы написаны в экспрессивной манере.

В. Кандинский. «Осень в Мурнау». 1908 г.
В. Кандинский. «Осень в Мурнау». 1908 г.

Картина «Ахтырка. Красная церковь»

Подмосковное имение Ахтырка изображали на своих полотнах многие художники: Виктор Васнецов, Аполлинарий Васнецов, Василий Поленов и другие. Летом Кандинский бывал в этих местах и тоже не устоял от изображения живописных видов. На картине «Ахтырка. Красная церковь» изображен известный храм этой местности, построенный во имя явления Ахтырской иконы Божией Матери. Этот интерес к пейзажу с видами церкви отражал тот факт, что Кандинский был верующим человеком и был глубоко привязан к родине. Даже его дом в Мурнау был расписан в русском народном стиле, от чего его прозвали «русским» домом.

В. Кандинский. «Ахтырка. Красная церковь». 1908 г.
В. Кандинский. «Ахтырка. Красная церковь». 1908 г.

Первая абстрактная акварель

Абстракции и сегодня многие скептики не могут понять и считают мазней, неумением рисовать, а не полноценным искусством. Однако за переходом от предметов к беспредметности стоит нечто большее. В частности, у Кандинского еще с детства была синестезия — явление, которое не относится к патологии, но характерно для немногих людей. Проявляется оно так: при воздействии на один орган чувств автоматически реагирует другой орган чувств. Например, каждый звук у человека ассоциируется с конкретным цветом или при воспоминании событий он ощущает конкретные вкусы. Кандинский еще с детства слышал какое-то странное шипение, когда смешивал краски. А во взрослом возрасте на опере Вагнера при звучании разных музыкальных инструментов у него вдруг начали вставать перед глазами все его краски, а в уме бешено рисовались разнообразные линии.

В. Кандинский. Первая абстрактная картина (акварель). 1910 г.
В. Кандинский. Первая абстрактная картина (акварель). 1910 г.

Такая особенность восприятия в конце концов привела его к желанию уйти в живописи от предметности и в прямом смысле наслаждаться симфонией, возникающей при работе с цветами и линиями вне рассуждений. Свою первую чистую абстракцию художник создал в 1910 году в Германии. В ней он попытался выразить так называемые порывы души через гармонию цветов. Так как на картине не было изображено конкретных предметов, он оставил ее без названия.

Эта работа сегодня является как одной из самых популярных в живописи Кандинского, так и отправной точкой интенсивного развития в России абстракционизма. Ее называют первой абстрактной картиной или первой абстрактной акварелью, так как работа создана при помощи туши, акварели и карандаша. Она принадлежит к пятилетнему периоду в жизни художника, когда он работал наиболее интенсивно и много экспериментировал. В результате на свет появилось более двухсот оригинальных работ.

«Композиция VI», «Композиция VII» и другие абстрактные композиции

Казалось бы, что у хаотично изображенных на полотне фигур, линий и цветовых пятен не могло быть будущего. Однако новое направление трудами Кандинского и других художников, подхвативших идею беспредметности, стало интенсивно развиваться. Погрузившись в новую живопись, Кандинский осознал, что даже с помощью абстракций можно выражать себя по-разному. Можно рисовать бессознательно под действием первого впечатления — такую живопись он назвал импрессией. Сознательное выражение внутренних переживаний — это импровизация, а высшей формой абстракции является композиция.

В отличие от импрессий, абстрактные композиции Кандинский тщательно обдумывал. Так как он был верующим человеком, то нередко размышлял над хаосом, на Судным днем, Всемирным потопом и другими религиозными понятиями. Все это он и пытался выразить в своих композициях, создавая многочисленные эскизы перед работой с оригиналом. Так, одна из известнейших его работ под названием «Композиция VI» была посвящена Всемирному потопу и призвана показать величие акта творения и рождения нового через разрушение старого.

Если внимательно присмотреться к композиции, она не полностью беспредметна. В ней можно различить образ парусной лодки, волны и другие элементы, хотя большую часть работы художник заключил все же в цвете. Он дал развернутые пояснения к картине, по которым можно понять, что означает то или иное цветовое пятно на холсте, и почему автор решил его изобразить.

В. Кандинский. Композиция VI. 1913 г.
В. Кандинский. Композиция VI. 1913 г.

Вслед за шестой композицией родилась седьмая, которая считается вершиной творчества художника. Перед ее созданием Кандинский нарисовал около тридцати эскизов и в конечном итоге создал, по его словам, холст с самой сложной за всю его художественную деятельность структурой. В этой картине к теме Всемирного потопа добавляются и другие библейские темы. Картина была создана в Германии и представлена вначале на выставке в Кельне, а затем в других городах. Огромный холст размером 2 на 3 метра, производил глубокое впечатление на зрителей, а вблизи еще усиливал его благодаря разнородной структуре мазков. Не зря картина считается шедевром абстрактной живописи и до сих пор будоражит умы ценителей искусства. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.

В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г.
В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г.

Помимо названных работ автор создал множество других композиций в период с 1910 по 1939 годы. Не все они сохранились, так как часть была уничтожена в военное время. Эти работы представляют большой интерес с точки зрения развития абстрактной живописи в целом и живописи Кандинского в частности.

В. Кандинский. Композиция V. 1911 г.
В. Кандинский. Композиция V. 1911 г.

Квадраты с концентрическими кругами

1913 год был богат не только на появление ряда композиций, сделавших художника широко известным. В этом же году Кандинский активно исследовал тему влияния цветов на зрителя. Он обратил внимание, что каждый цвет может не только вызывать какое-то ощущение в теле, но и душевный отклик, так называемую вибрацию души. Это могло быть переживание скорби или ощущение возвышенности, не вызванное каким-то сюжетом и рассуждениями над ним. Дополнительные ощущения появлялись и при рассмотрении самих красок, поэтому художник много внимания уделял созданию мазков разных структур: гладких, шероховатых, блестящих, матовых и так далее. Все это ярко проявилось в картине «Квадраты с концентрическими кругами».

Помимо цвета в этой работе фигурирует любимая форма художника — круг, которая часто встречается и в других его абстрактных работах. По ощущениям Кандинского, в круге заключена огромная внутренняя сила, в нем есть огромное напряжение, а когда к нему добавляется цвет, то это уже сумма многих напряжений. Так, создавая круги в кругах и насыщая их разными цветами, художник сравнивал возникающие при этом ощущения.

В. Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами». 1913 г.
В. Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами». 1913 г.

Картина «Москва. Красная площадь»

После начала Первой мировой войны Кандинский вернулся в Москву и был захвачен динамичной жизнью столицы. По его словам, Москва им воспринималась как нечто очень подвижное, где происходит бесконечное переплетение внутренней жизни и жизни внешней. Он любил эту двойственность и считал город своим живописным камертоном. На картине «Москва. Красная площадь» вы видим целый вихрь этой внутренней и внешней жизни. В центре холста расположилась пара влюбленных, захваченная круговоротом стремительной столичной жизни. Многочисленные дома, мостовые, храмы, стаи птиц, лучи солнца, снова дома и снова храмы…

В отличие от абстрактных композиций здесь прослеживается предметность, однако здесь нет привычных деталей, логичного расположения улиц или знакомых сюжетов. Зритель может, скорее, почувствовать огромный город с кипучей жизнью через это нагромождение элементов и буйство красок.

В. Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916 г.
В. Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916 г.

Картина «Жёлтое-красное-синее»

Эта работа создана уже в более поздний период, когда художник продолжает размышлять над восприятием цветов. Сам автор советует зрителю при рассмотрении картины вначале сконцентрироваться на каком-то одном цвете, а затем наблюдать, как цвета взаимодействуют между собой, и какой отклик это вызывает. Внимательно рассмотрев полотно «Желтое-красное-синее», мы увидим характерные для многих абстракций Кандинского элементы: изогнутые жирные линии, повторяющиеся линии, концентрические круги, яркие контрастные цвета и неоднородность фона.

В. Кандинский. «Жёлтое-красное-синее». 1925 г.
В. Кандинский. «Жёлтое-красное-синее». 1925 г.

Хотя в картине все же больше речь идет о цветах и их влиянии на самого художника и зрителя, многие искали в ней скрытый смысл. Одни разглядели на холсте абстрактное изображение самого Кандинского с прорисовкой контуров лица, очков и воротничка, другие различают среди абстрактных линий символ Одессы Воронцовский маяк (Кандинский жил какое-то время в Одессе вместе с родителями). Третьи полагают, что художник выразил самого себя через базовые цвета его цветовой теории.

Самые дорогие картины Кандинского

Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.

Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.

В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.

В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.

Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie's за 23,3 млн долларов.

В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.

В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.

В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.

Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.


Свежие записи

Еврейское происхождение послужило серьезным препятствием в жизни и деятельности Левитана. По распоряжению властей его вместе с другими евреями дважды высылали из Москвы, а по блестящему окончанию художественного училища дали только диплом учителя чистописания

В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции

Русские живописцы нередко обращались в своих работах к образу женщины. Одни через него выражали самые сокровенные чувства от любви до глубокой печали, другие создавали свой образ русской женщины — хранительницы очага, третьи просто любовались ими

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно