- Картина К. Малевича «Черный квадрат»
- Картина В. Кандинского «Композиция VII»
- Картина М. Шагала «Я и деревня»
- Картина М. Ларионова «Петух (лучистый этюд)»
- Картина М. Ротко «Оранжевый, красный, желтый»
- Картина Н. Гончаровой «Автопортрет с желтыми линиями»
Многие века картины художников демонстрировали реальность почти с фотографической точностью. Всех, кто пытался рисовать вне рамок академических канонов, остро критиковали и объявляли безграмотными художниками. Однако живопись требовала развития, новых взглядов и многочисленных экспериментов, что стало возможным благодаря появлению авангардистов. Это плеяда художников, которые не боятся быть непринятыми, идут впереди своего времени и делятся с миром своим оригинальным видением. Русский авангардизм сформировался под влиянием западных веяний и был широко представлен многочисленными течениями: абстракционизмом, супрематизмом, лучизмом, и многими другими. Далее мы рассмотрим ряд известных произведений русского авангарда и приведем примеры наиболее дорогих картин этого направления.
Знаменитые картины русского авангарда
Картина К. Малевича «Черный квадрат»
Об этом произведении слышал каждый и видел его на репродукциях, хотя с оригиналом знакомы немногие. Именно картина «Черный квадрат» прославила Казимира Малевича на весь мир и до сих пор не дает покоя современникам. Казалось бы, в чем искусство изобразить на картине черный квадрат? Такая задача посильна каждому. Однако за простотой сюжета стоит нечто большее, ведь тем самым Малевич бросил вызов всему искусству, объявив отказ от старой и переход к новой живописи. Свою новую живопись художник назвал супрематизмом, в котором предметность уступала место вначале цвету, а затем простейшим фигурам — супремам (см. самые известные картины Малевича).
Само рождение гениального творения проходило в сложных условиях. В 1915 году в Петербурге должна была пройти выставка под названием «0,10», на которой Малевич планировал представить обществу открытое им направление супрематизма. Нужного количества картин у него не было, поэтому мастер трудился не покладая рук. В один из моментов такого творческого погружения ему внезапно пришла в голову идея, что не цвет, а именно черный квадрат должен стать основной фигурой супрематизма — главным символом отказа от традиционной живописи. Художника так потрясло это открытие, что долгое время он не мог ни спать, ни есть, и продолжал обдумывать эту идею. Сама же картина была в итоге размещена в так называемом красном углу выставки (на самом видном и почетном месте).
«Черный квадрат» принес Малевичу мировую славу, а его идеи вдохновили многих зарубежных авангардистов. Однако на родине его картины долгое время оставались под запретом и были представлены общественности лишь в конце 1970-х годов, а после этого были показаны и на зарубежных выставках. Эта картина волнует многие умы и сегодня, причем нередко на выставках для нее выделяют отдельный зал, чтобы зрители могли сполна насладиться удивительным произведением.
Картина В. Кандинского «Композиция VII»
Василий Кандинский внес огромный вклад в развитие абстракционизма и по праву считается одним из его основателей. Его заслуга заключается не только в изображении абстрактных полотен, но и активной деятельности: создании различных художественных организаций и музеев, активном участии в выставках, преподавании, кропотливом описании своих идей в книгах, организации охраны памятников и многом другом. Вся эта работа способствовала активному распространению его взглядов.
Одним из ярких примеров абстрактного видения художника стала картина под названием «Композиция VII». Она считается вершиной его творчества и ярко характеризует всю серию его абстрактных композиций.
При первом создании беспредметных полотен Кандинский пришел к выводу, что они могут быть различными и зависеть от того, в каком именно состоянии с ними работать. Так, под влиянием только что пережитых впечатлений рождается одна форма абстракции, при обдуманном выражении переживаний — другая. Наивысшей формой абстракции он считал композицию. Так как в композициях сюжета как такового не было, художник не давал им названий, а только добавлял номера. Тем не менее, сюжетные линии в его произведениях были. Например, шестая композиция стала плодом его размышлений и переживаний на тему Всемирного потопа, творения и рождения нового на месте старого.
Картина «Композиция VII», по словам художника, оказалась самой сложной за всю его творческую деятельность. Она стала продолжением предыдущей композиции, но включила в себя еще больше тем библейского характера. Чтобы полно выразить все свои чувства и представления на эту тему, Кандинский вначале подготовил примерно три десятка эскизов, а само полотно было впечатляющих размеров 2 на 3 метра. Находясь рядом с таким монументальным произведением, зрители были поражены необычными формами и цветами, их переходом друг в друга, а также сложной текстурой мазков, которые вблизи создавали еще более глубокое впечатление. Работа «Композиция VII» считается пиком абстрактного творчества Василия Кандинского.
Картина М. Шагала «Я и деревня»
Одним из самых известных представителей художественного авангардизма двадцатого столетия считается Марк Шагал. Он всегда хотел выражать себя в живописи особым образом, но наталкивался на непонимание русских коллег и зрителей. В заграничных поездках он был весьма впечатлен зарубежной живописью и решил, что русское искусство нуждается в серьезном обновлении.
Одним из показательных примеров его необычного живописного видения является работа «Я и деревня». В ней художник отходит от традиционного способа построения композиции: зритель может одновременно видеть пересечение разных плоскостей и образов, прямые и перевернутые объекты и в этом причудливом слиянии чувствовать передаваемые художником эмоции. А последние были глубокими, ведь даже на чужбине Шагал изображал столь дорогие его сердцу сельские виды. Картина «Я и деревня» в то же время символична, так как в ней показано несколько важнейших жизненных круговоротов «человек-животное», «мужчина-женщина» и других. Это бесконечно повторяющиеся в природе и обществе процессы, которые так тонко почувствовал художник.
Картина М. Ларионова «Петух (лучистый этюд)»
Михаил Ларионов внес немалую лепту в развитие живописного авангардизма. Одним из значительных его открытий стало создание нового направления под названием лучизм. Согласно его теории, основным элементом живописи признается луч как первооснова всех пространств и форм. Именно из отражаемых предметами лучей и стоит строить картину, отказавшись от изображения самих этих предметов. Тем самым и зритель уводится больше в ощущения, чем простое рассматривание. По словам самого художника, лучизм стирает границы между натурой и плоскостью холста и в этом смысле он похож на мираж в знойном воздухе пустыни.
Одной из самых известных картин Ларионова в стиле лучизма стала работа «Петух (лучистый этюд)». При изображении птицы художник отказался от идеи скрупулезного изображения каждой ее детали. Вместо этого он сосредоточился на лучах, отражающихся от поверхности петуха и идущих в разные стороны. Фактически картина не только стала загадочной (каждый пытался в ней разглядеть петуха и даже усматривал какой-то свой сюжет), но и позволяла зрителю больше сосредоточиться на ощущениях, чем на осмыслении. Сама эта возможность, эта свобода от детализации картины столь поразила его, что Ларионов с большой радостью погрузился в создание этой и многих других картин в открытом им стиле лучизма. В дальнейшем его идеи подхватили другие художники, в частности известная русская художница Наталья Гончарова.
Картина М. Ротко «Оранжевый, красный, желтый»
Марк Ротко стал очень популярным благодаря собственному оригинальному стилю цветовых полей. Познакомившись с произведениями многих других авангардистов, среди которых были абстракционисты, сюрреалисты и другие, художник все более хотел в живописи погружаться в эмоции. По этой причине от узнаваемых образов он постепенно перешел к изображению цветовых прямоугольников.
Одним из ярких примеров его живописи цветовых полей является картина «Оранжевый, красный, желтый». Она же прославилась еще и тем, что стала самой дорогой картиной русских художников, которые продавали на торгах с 2000 года. Сумма ее ухода с аукциона составила баснословные 87 млн долларов. Изображая на больших холстах целые цветовые поля, Ротко обратил внимание на то, какие сильные эмоции испытывает. Это привело его к желанию погружать в такие же эмоции и зрителей. С этой целью он создавал огромные полотна, а края всех своих прямоугольников делал размытыми, чтобы у зрителя создавалось ощущение их невесомости в пространстве. В частности, на названной картине представлен яркий красный, который художник считал цветом жизни и изображал на многих своих холстах.
Чтобы ничто не отвлекало зрителя от влияния такого огромного красочного холста, и он мог всем телом ощутить влияние на себя цвета, художник создавал в выставочных залах специальную атмосферу: окна тщательно закрывались, свет был неярким, а сами картины размещали без рам. И ему это удалось с лихвой, так как зрители испытывали на его выставках глубочайшие эмоции.
Картина Н. Гончаровой «Автопортрет с жёлтыми лилиями»
Наталья Гончарова пробовала себя в разных стилях. В разные периоды в ее работах можно встретить элементы лучизма, кубизма, неопримитивизма и других. Но характерным стилем художницы стало смешение модных в то время направлений с неизменной преданностью родине. Какой бы стиль она ни выбирала для очередной работы, сама картина отражала дух, традиции, быт, сказания русского человека. За самобытность и смелость ее даже прозвали амазонкой авангарда. Кстати, талантливая художница является родственницей Натальи Гончаровой — жены А.С. Пушкина.
Одной из известных ее работ является автопортрет с желтыми лилиями, который находится в Третьяковской галерее. Эта картина служит хорошим примером описанного выше слияния течений и тем. С одной стороны, сама художница и фон вокруг нее написаны в мягких тонах и мазках, характерных для импрессионизма. С другой стороны, внимание зрителя буквально захватывают яркие красно-желтые лилии, написанные уже в стиле экспрессионизма. Все элементы картины выполнены в стиле неопримитивизма с характерными для него упрощенными формами и грубыми контурами. И в то же время все это многообразие стилей не мешает зрителю почувствовать в картине нечто родное и знакомое по народным сказаниям и образам.
Самая дорогая живопись русского авангарда
Многие не желают признавать полноценным творчество абстракционистов, кубистов, экспрессионистов и прочих представителей авангардизма. Тем не менее, самые дорогие с точки зрения официальных аукционных продаж картины русских художников относятся именно к авангарду. Далее мы приведем примеры таких уходов за период с 2000 по начало 2022 года.
Самой дорогой на сегодня русской картиной, ушедшей с аукциона, считается описанное нами выше творение Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». До появления на торгах это полотно принадлежало известному американскому коллекционеру Дэвиду Пинкусу, который купил ее у лондонской галереи Marlborough Fine Art. Картина несколько раз появлялась на выставках и попала на торги Christie`s в мае 2012 года после смерти Пинкуса. Эстимейт был заявлен огромный и составил 35-45 млн долларов. Однако желание заполучить удивительную картину оказалось у коллекционеров столь сильным, что ставки называли более шести минут, пока цена не взлетела до космической суммы в 87 миллионов долларов.
К слову сказать, эту продажу сложно считать счастливым случаем, так как еще несколько картин Марка Ротко были проданы по схожим суммам в несколько десятков миллионов долларов. Сам же он лидирует среди русских художников по объему продаж за период с 2000 по начало 2022 года. Его оборот за указанный период составляет 1,6 млрд долларов, в то время как у ближайших к нему художников эта цифра составляет 1,25 млрд для М. Шагала и 0,7 млрд для В. Кандинского.
На втором месте расположился Казимир Малевич с одной из его супрематических композиций. Многие крупные работы русских художников, которые в последние десятилетия попадали на торги, имеют не простую историю и в свое время чудом избежали уничтожения. То же произошло и с картиной «Супрематическая композиция», которую в конце 1920-х годов не удалось вернуть с выставки в Германии из-за обвинений в адрес Малевича. Во времена нацизма картину едва не сожгли вместе с другими полотнами непринятого искусства, но она вовремя попала в музей, а в дальнейшем через суд вернулась к наследникам Малевича. Они и выставили ее на продажу, причем с торгов Sotheby’s в 2008 году холст ушел за 60 млн долларов, но уже через десятилетие на аукционе Christie's эта же картина ушла за 85,8 млн.
Топ-3 замыкает Василий Кандинский с абстракцией «Картина с белыми линиями». Этой работе тоже посчастливилось избежать уничтожения в числе работ «дегенеративного» искусства, хотя некоторые картины Кандинского все же были сожжены и сохранились только в виде эскизов и описаний. В 1913 году необычная «Картина с белыми линиями» была представлена на выставке в Нью-Йорке, вызвала резонанс в обществе и была названа одной из самых значительных среди картин двадцатого столетия. Конечно же, такая крупная работа была встречена на торгах с большим воодушевлением и привела к жарким торгам. В результате долгого повышения ставок картина ушла с молотка Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.
На четвертом месте самых дорогих картин русских живописцев расположилась работа «Влюбленные» Марка Шагала. Тема влюбленных ярко прошла через творчество художника, который души не чаял в своей любимой жене Белле. Шагал прожил почти целый век (97 лет) и за этот огромный период пережил немало войн и других кризисных ситуаций. Но даже в самые трудные времена он продолжал на своих картинах буквально парить в воздухе вместе со своей любимой или растворяться в ее нежных объятиях. Картина «Влюбленные» является значительным и показательным произведением его творчества и сразу привлекла внимание на Sotheby’s в 2017 году. Владелец картины и организаторы торгов посчитали, что такая серьезная работа может претендовать как минимум на те же суммы, что и самые дорогие его полотна и выставили ее с эстимейтом 12-18 миллионов. И они не ошиблись, ведь в ходе торгов нижний порог не только был преодолен, но и превышен вдвое. Окончательная цена ухода составила 28,45 млн долларов.
Замыкает топ-5 сложная картина в стиле экспрессионизма Хаима Сутина «Бычья туша». Довольно неожиданный объект для изображения был выбран художником по вполне определенным причинам. С малых лет он остро переживал смерть убитого отцом животного и посещение бойни. Потрясение было столь глубоким, что повзрослевший Хаим пытался при помощи изображения туш выплеснуть из себя все накопившиеся эмоции и поделиться с ними зрителями. И ему это удалось, так как виды кровавых туш и сегодня заставляют зрителя содрогаться и испытывать глубокие переживания. Одна из картин с этим сюжетом была представлена на торгах Christie`s в 2015 году и была продана за 28,2 млн долларов при начальной цене 20-30 млн долларов.
В этой статье мы привели примеры самых дорогих на сегодня картин русских художников-авангардистов, а также примеры их известных работ. При построении списка знаменитых работ мы выбирали наиболее яркие картины, характеризующие стиль каждого художника. В то же время многие из них работали в разных стилях и жанрах, поэтому по одному произведению невозможно судить об их творчестве. Для более детального знакомства мы приглашаем изучить соответствующие статьи по каждому автору в нашем разделе «Живопись». Познакомиться с другими русскими авангардистами поможет статья «Топ-100 самых известных русских художников в истории».