Антикварная площадка онлайн

Самые знаменитые картины Валентина Александровича Серова с названиями

Популярные картины художника Валентина Серова с описанием
Самые дорогие картины Валентина Серова

Валентин Серов в годы своего творчества прославился как проницательный портретист, у которого делали заказы многие титулованные особы и деятели культуры. Но работа талантливого мастера не ограничивалась одними портретами: он создавал жанровые картины, исторические иллюстрации, работы на мифологическую тему, о которых мы расскажем в этой статье. Мы рассмотрим его самые знаменитые картины и наиболее дорогие из тех, что уходили с аукционов.

Популярные картины художника Валентина Серова с описанием

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем»

Одной из самых известных работ Валентина Серова считается картина «Девочка с персиками», написанная в усадьбе Саввы Мамонтова. Именно с нее пошла его слава как гениального портретиста, который за свою творческую деятельность успел подарить миру множество прекрасных портретов и других картин.

В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.
В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.

Хотя на момент написания картины художнику было всего 22 года, к этому времени он уже имел значительный художественный опыт, учился у известных художников, таких как Репин, и создал ряд портретов, среди которых были портреты Л.А. Мамонтовой, П.П. Чистякова, О.Ф. Трубниковой и другие. Однако «Девочка с персиками» стала особенным произведением, которое ознаменовало приход в Россию импрессионизма. Главной отличительной чертой картины является то, что художнику удалось буквально остановить мгновение и запечатлеть его так, словно бы оно произошло только что. И это было невероятно, ведь на деле модели Вере Мамонтовой пришлось позировать художнику несколько месяцев, терпеливо оставаясь в одной и той же позе и с одним и тем же выражением лица. Концентрация на текущем моменте — это одна из основных задач, которую ставили себе импрессионисты. Добиться этого Серову помогли в том числе свободные мазки, столь характерные для импрессионизма. С их помощью художник еще более подчеркнул нежность и юность девочки и красоту самого момента.

Через год Серов написал еще одну значительную работу, которой суждено было тоже стать известной. Это произведение «Девушка, освещенная солнцем», в котором художнику тоже удалось запечатлеть все очарование момента. Подробнее почитать о том, кто позировал для обеих картин, как холсты встретила публика и как они повлияли на живопись русских художников, вы можете в статьях «Самые известные русские художники-импрессионисты» и «Самые известные женские портреты».

В. Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888 г.
В. Серов. «Девушка, освещенная солнцем». 1888 г.

Портрет Мики Морозова

Еще одним замечательным портретом, любимым и узнаваемым публикой, является портрет Мики Морозова. На нем Серов запечатлел сына известного промышленника и коллекционера М.А. Морозова. В отличие от 12-летней Веры Мамонтовой, с которой можно было договориться, заставить усидеть непоседливого Мику было почти невозможно. Художнику приходилось рисовать короткими сессиями, внимательно наблюдая за подвижным ребенком. В свои четыре года Мика был очень любознательным и непоседливым. У него была прекрасная память и интерес ко всему происходящему, которые сохранились на всю его жизнь. Таким и удалось запечатлеть мальчика Серову: подвижным и взволнованным от очередного открытия. Сама поза ребенка говорит о том, что он вот-вот соскочит со стула и стремительно побежит за тем, что так заинтересовало детский ум. Чтобы сосредоточить внимание зрителя именно на этой детской любознательности, художник задает неброский фон.

В. Серов. Портрет Мики Морозова. 1901 г.
В. Серов. Портрет Мики Морозова. 1901 г.

Близкие были впечатлены созданным Серовым портретом и спустя годы заметили, что художнику удалось очень точно запечатлеть самое важное в Мике, что было характерно и для взрослого Михаила. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а Серова назвали виртуозом как взрослых, так и детских портретов.

Картина «Петр I»

В 1907 году издатель Иосиф Кнебель задумал выпустить серию наглядных пособий для школьников «Картины русской истории». К работе над серией он привлек лучших художников, среди которых были В. Серов, Б. Кустодиев и В. Васнецов. Серову нужно было написать портрет Петра I, и он с головой погрузился в это дело, так как личность великого русского царя давно не давала живописцу покоя. В частности, ему не нравилось, что художники изображали царя всегда красивым и стройным. Серов изучил множество исторических документов на разных языках, которыми он отлично владел, так как хотел максимально точно показать многогранную личность императора.

В. Серов. «Петр I». 1907 г.
В. Серов. «Петр I». 1907 г.

В результате у Серова получился настоящий шедевр, в котором зритель может почувствовать всю силу русского царя. Император предстает перед нами не пропорционально сложенным красавцем, а высоким, с худыми ногами и небольшой головой. Тем не менее, он создает ощущение невероятно энергичного человека, сильного и уверенного в себе. Человека, которому некогда красоваться перед художником, некогда наряжаться и надевать напудренные парики, он занят строительством флота, который виднеется на заднем фоне. И эту мощь Серов удачно подчеркивает слабыми придворными, скрюченными от ветра и холода и едва поспевающими за Петром I. Если внимательно разглядывать оригинал, то станет понятна та огромная работа, которую проделал художник в портрете, придав смысл каждой его детали. Многие помнят эту картину еще по школьным учебникам, а сегодня оригинал находится в Третьяковской галерее.

Картина «Яблоки и листья»

Многие с недоумением читают под этой картиной фамилию Репина, хотя неоднократно видели под ней фамилию Серова. Нет, это не путаница, просто учитель и ученик зарисовывали одни и те же яблоки, хотя каждый из них увидел сюжет в своем свете. Однажды Репин дал своему ученику Серову задание нарисовать композицию из принесенных им яблок и листьев. Но сам так был заворожен видом свежих яблок, что приступил к их зарисовке и в итоге создал полотно немалых размеров 75,5 x 64 см. И при работе в столь редком для него жанре, как натюрморт, великий художник остался верен себе: его яблоки не лишены естественных изъянов, от чего выглядят еще более реалистично.

И. Репин. Натюрморт «Яблоки и листья». 1879 г.
И. Репин. Натюрморт «Яблоки и листья». 1879 г.

Картина Серова получилась поменьше размером 21,5 x 51 см, так как он взял более близкий угол зрения и сократил передний и задний фон до минимума. По одним источникам картина Серова называется «Яблоки и листья», по другим «Яблоки на листьях». Каждый может сам для себя решить, какая из картин ему больше по душе, правда, для сравнения оригиналов придется посетить разные музеи. Картина Репина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, а работа Серова в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» недалеко от Москвы.

В. Серов. «Яблоки и листья». 1879 г.
В. Серов. «Яблоки и листья». 1879 г.

Портрет Иды Рубинштейн

Эта картина выглядит весьма странно на фоне утонченных портретов художника: странная неестественная фигура обнаженной женщины, непривычный однообразный фон и плоскость изображения. Именно такой она и показалась его коллегам, привыкшим к совершенно иным работам. Портрет в свое время наделал много шума, причем сам Серов создал его в таком стиле намеренно.

Ида Рубинштейн была известной танцовщицей, которой одни восхищались, другие называли бездарностью. Противники отмечали, что у нее не было ни театрального, ни балетного образования, а в танце она вульгарна. Поклонники же приходили в восторг от ее высокой угловатой фигуры и не менее угловатой пластики, непохожей на движения других танцовщиц. Впрочем, Ида могла себе позволить быть собой, так как получила от отца огромное состояние. Такой и решил ее изобразить Серов — неформатной, не вписывающийся в традиции и ожидания публики. И помог ему в этом уход в символизм — он намеренно сделал ее фигуру более нескладной, чем в реальности, и перешел к изображению на плоскости. Чтобы достичь большей провокации, художник изобразил Иду обнаженной, что уже само по себе было вызовом для общества, хотя в жизни танцовщица нередко появлялась на публике полуголая.

В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г.
В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г.

По словам Серова, он был рад реакции публики, так как в душе чувствовал себя скандалистом. И провокация ему удалась, так как после попадания картины в музей императора Александра III (сегодня Русский музей), зрители стали требовать удалить ее. Учитель Серова Илья Репин недовольно заявил, что его ученик изобразил гальванизированный труп, Суриков посчитал работу безобразием, другие коллеги по цеху и зрители видели в картине и грязный скелет, и зеленую лягушку, и что угодно. Однако было немало и тех, кто близко знал танцовщицу и счел задумку художника оригинальной, верно передающей образ женщины. Так как Серов скончался через год после создания картины, толпы людей пожелали взглянуть на скандальный портрет и сочли его уникальным произведением, которое нужно отнести к классике живописи.

Картина «Похищение Европы»

В этом же 1910 году Серов написал еще одну необычную работу в стиле символизма и модерна — «Похищение Европы». Может показаться странным уход художника от портретов в мифологическую тему. Однако нужно учитывать, что происходило в годы его жизни. В 1900 году археолог Артур Эванс сделал сенсационные раскопки на острове Крит. С помощью нескольких десятков нанятых рабочих археологу удалось раскопать грандиозный дворцовый комплекс и по сути открыть целую цивилизацию, которую он назвал минойской. Многие журналисты, искусствоведы, художники в те годы отправились на Крит, чтобы воочию увидеть это чудо. Среди них оказался и Серов, который вместе с художником Л. Бакстом в 1907 году посетил Крит. Он был весьма впечатлен необычными росписями, сосудами и с этого момента задумал создать серию картин на античный сюжет. В результате этого на свет появилось шесть версий картины «Похищение Европы».

В. Серов. «Похищение Европы». 1910 г.
В. Серов. «Похищение Европы». 1910 г.

Чтобы выразить свое впечатление от знакомства с новой культурой, Серов решил вновь отклониться от канонов академический школы. Он использовал необычную яркую палитру, изобразил Европу спокойной и уверенной даже в момент похищения. Символичными являются даже рога животного, напоминающие лиру, на которой играет постигшая тайну мироздания девушка. Отойдя от канонов, которые использовались до него в мифологической живописи, Серов подчеркнул, что академическая живопись осталась в прошлом. Картина также относится к числу наиболее известных работ мастера и в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Картина «Баба с лошадью»

Серов обожал русскую деревню и с большим трепетом обращался к ней в жанровых картинах. Он частенько куда-то опаздывал из-за того, что мог подолгу разглядывать простую крестьянскую сцену стирки, работы в поле или любоваться деревенским пейзажем. Одной из ярких и узнаваемых работ о деревенской жизни является картина «Баба с лошадью». Перед зрителем предстает девушка в простом наряде, за спиной которой стоит небогатая изба. Но сколько жизни в этом моменте и настоящих чувств в этой простоте! Известные особы нередко при позировании Серову держали на лице фальшивую улыбку. Но надолго их не хватало, они возвращались к привычному выражению, и вот тогда художник рисовал их истинное лицо к неудовольствию моделей. Здесь же все происходило естественно, достаточно было оставаться чутким наблюдателем.

В. Серов. «Баба с лошадью». 1898 г.
В. Серов. «Баба с лошадью». 1898 г.

Интересны условия, в которых была создана картина «Баба с лошадью». В тот день на улице был сильный мороз, и художнику пришлось убрать масляные краски, так как они попросту замерзли. Он начал рисовать пастелью и вскоре заметил, как вокруг него собираются крестьяне. То и дело он слышал радостные возгласы о том, какую деталь он рисует, слова восхищения и удивления. Художник был счастлив от этого одобрения простыми людьми и позже признался, что такое одобрение ему дороже признания коллегами. Он даже назвал цикл работ о русской деревне «Крестьянский Серов».

Самые дорогие картины Валентина Серова

Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.

Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.

Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.

В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.

Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.

В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.

Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.

Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.


Свежие записи

Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора

Переехав вместе с Ларионовым в Париж, Гончарова приняла и его художественные взгляды, что ярко отразилось на ее творчестве. Этому же способствовало и знакомство с французскими художественными веяниями

Успех художника во многом объясняется отличным образованием и большим трудолюбием. Он великолепно проявил себя в годы обучения в Императорской Академии художеств под руководством Клодта

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно