- Картина «В лодке»
- Картина «Геммерфест. Северное сияние»
- Картина «Зимой»
- Картина «Северная идиллия»
- Картина «Москворецкий мост»
- Картина «Бумажные фонари»
- Портрет Шаляпина
- Картина «Париж. Кафе де ла Пэ»
Константин Коровин относится к числу смелых художников, которые решительно пошли против устоев общества, не боясь быть осмеянными и отвергнутыми. Его импрессионистские полотна казались странными в России и были высоко оценены далеко не сразу. В этой статье мы рассмотрим его наиболее известные картины, а также посмотрим, насколько его живопись востребована на крупных аукционах.
Лучшие картины Коровина
Картина «В лодке»
В 1887 году Константин Коровин впервые посетил Париж, где был заворожен работами импрессионистов. С этого периода в картинах художника начали появляться первые признаки импрессионизма, который в России приняли с недоумением. В частности, написанный яркой палитрой свободными мазками портрет некрасивой девушки под названием «Портрет хористки» даже сняли с выставки (подробнее об этом в статье «Самые известные русские художники-импрессионисты»). Такие же признаки наблюдаются и в работе «В лодке», написанной в 1888 году в доме Поленова.
Летом упомянутого года Коровин гостил у своего учителя Василия Поленова и в это время создал несколько работ, среди которых была и картина «В лодке». Позировал художнику сам Поленов, а также его родственница художница Мария Якунчикова.
На этом полотне все внимание зрителя невольно сосредотачивается на событии в лодке: мужчина читает книгу, а девушка с волнением слушает его речь. И фон изображен так, чтобы не отвлекать зрителя от настоящего момента: листва словно завеса аккуратно скрывает задний план, лодка изображена только частично, да и сама манера широких мазков не располагает к изучению деталей. По композиционному решению, манере исполнения и желанию запечатлеть момент картину сравнивают с одноименной работой французского импрессиониста Эдуарда Мане, хотя воспринимаются холсты совершенно по-разному. В настоящее время картина «В лодке» Коровина находится в Третьяковской галерее.
Картина «Геммерфест. Северное сияние»
Еще более ярко импрессионистская манера живописи Коровина выразилась в так называемом северном цикле работ, особенно в картине «Геммерфест. Северное сияние». В 1894 году дальновидный меценат Савва Мамонтов отправился в путешествие по северным городам России, северным странам и предусмотрительно взял с собой художников Коровина и Серова. Самым северным в их поездке был норвежский город Геммерфест, где путешественники имели удовольствие увидеть северное сияние. Но как же было передать на холсте это причудливое явление удивительной красоты?
На помощь художнику пришли живописные приемы импрессионизма. Он филигранно вырисовал большую часть холста маленькими разноцветными мазками, из-за чего картина сама превратилась в небольшое чудо. На полотне в свете ярких небесных всполохов и сама темная лодка засияла причудливым светом, и стены домов озарились светом, и в воде заплясали разноцветные огоньки.
Картина «Зимой»
Работа «Зимой» также входит в северный цикл работ и отражает один из уголков любимой родины. Эту картину Коровин написал по возвращению домой из Парижа. Хотя пред нами предстает зимний пейзаж, в работе художника это вовсе не дикий необжитый север с лютыми морозами. Мы видим уютный деревенский уголок с такими знакомыми русскому человеку березками, домом, оградой, санями и лошадью, ожидающей деловитого хозяина. Цветовая гамма этой картины на первый взгляд кажется схожей с другими «северными» картинами автора. Однако серебристо-серые оттенки здесь намного спокойнее и светлее, в них нет северной сумрачности, а больше теплого звучания. Такого эффекта художнику удалось добиться смешением определенных теплых и холодных тонов, которые в конечном итоге создают эффект перламутрового сияния. Теплоту придают розоватые оттенки развешанных на изгороди вещей, и желтые сани. Если рассматривать картину вблизи, то можно увидеть, как она переливается в лучах света самыми разными оттенками от золотых до фиолетовых.
Картину «Зимой» Коровин написал в 1894 году, а в 1900 году в Совете Третьяковской галереи сочли ее очередным шедевром и приобрели ее у художника. В знаменитой галерее она находится и по сей день, периодически путешествуя по выставкам. В частности, в 1899 году ее демонстрировали на 6-й выставке Московского товарищества художников, а в 2012 году показали на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения».
Картина «Северная идиллия»
Хотя название картины отсылает нас к северу, однако в те годы северных путешествий у Коровина еще не было. Зато были спектакли, в которых он выступал художником-декоратором, в частности, спектакль «Снегурочка». Яркость декораций, безусловно, повлияла на творчество художника и отразилась в ряде его работ, включая и «Северную идиллию». Однако была и другая причина, по которой Коровин предпочел буйство красок унылым невзрачным тонам. Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и с удивлением наблюдал за теми, кто работал в жанровой живописи. Они словно бы не замечали радости жизни и были погружены только в то, чтобы поучать и наставлять своими мрачными картинами. «Северная идиллия» с ее красотой, ощущением праздника и яркостью палитры никак не вписывалась в такую концепцию. Но художник никогда не менял своих взглядов в угоду толпе, и эту смелость сполна оценили потомки.
Надо отметить, что при всей яркости красок художник остается тонким колористом, способным соединить яркое с приглушенным. Внимательный зритель заметит, как аккуратно сотнями оттенков вырисована зелень, богатое красками небо, луговые цветы, с виду неброские, но устилающие все пространство, и даже костюмы главных героев. Здесь одновременно ощущается и радость от встречи девушек с пастушком, и покой от гармоничного природного уголка.
Картина «Москворецкий мост»
Холст «Москворецкий мост» уникален тем, что принадлежит к числу немногих работ Коровина о Москве и является панорамным. И в этом произведении он в полной мере выразил всю свою любовь к городу и огромную жизнерадостность. Столица предстала перед зрителем яркой и многогранной, полной красоты и движения.
Идея нарисовать старый город возникла у художника задолго до ее воплощения. Так, еще за год до создания основного произведения он нарисовал этюд «Старая Москва», на котором все внимание перенесено на мост. В итоговой работе внимание так же остается на мосту, однако художник сделал его переднюю часть пустой, словно бы переводя взор зрителя вдаль и демонстрируя меняющуюся Москву. И жизнь в залитом солнцем городом кипит сегодня, и будет еще более кипеть завтра с расширением города.
Работа была написана в 1914 году и ценна также тем, что отражает старые виды с прежним Москворецким мостом, который в середине XX века был заменен Большим Москворецким мостом. Позже эта картина попала на почтовые марки, выпущенные в честь 150-летнего юбилея со дня рождения художника, а сама картина в настоящее время украшает Государственный исторический музей в Москве.
Картина «Бумажные фонари»
«Бумажные фонари» — широко известная картина художника, ознаменовавшая переход к новой гамме цветов. Особенностью этой работы являются в первую очередь контрастные цвета, не характерные для других его картин. Ярко-красный, розовый и голубой существенно выделяются на общем фоне. И все же не они призваны привлекать к себе внимание, а лицо девушки, увлеченной этим занятием. Чтобы зритель не отвлекался от рассматривания посторонних предметов, Коровин вновь прибегает к скрытию заднего плана листвой и вертикали, чтобы отсечь все лишнее. И это позволяет зрителю пережить всю красоту и магию этого момента, когда сумерки еще только мягко спускаются на землю и вот-вот сменятся полной мглой. А вместо дневного света загорятся цветные фонарики, создающие атмосферу домашнего тепла и уюта.
Эксперты считают, что на картине художник изобразил свою будущую жену Анну Фидлер. И, хотя на долю супружеской пары выпадут тяжелые испытания, пока они еще беспечны и могут насладиться прекрасным вечером, освещенным бумажными фонариками… Репродукция украшала обложку каталога, подготовленного к выставке в честь 150-летия со дня рождения Коровина. Оригинал желающие могут изучить в Третьяковской галерее.
Портрет Шаляпина
Константин Коровин в одно время сдружился с известным певцом Федором Шаляпиным и за время общения написал несколько портретов знаменитости. Будучи творческими натурами, оба обдумывали совместные постановки оперы и вместе с этим учились талантам другого: художник у певца учился петь, и у него это неплохо получалось, а певец под чутким руководством живописца начал рисовать и даже создал карандашный портрет Коровина.
В те годы портретисты сместили свое внимание с передачи сходства и статуса модели на ее внутреннее состояние. Например, В. Серов сосредоточился на психологических чертах героя картины, Врубеля волновали трагизм и драматизм моделей. А Коровина больше всего волновало впечатление текущего момента, которое он считал наиболее правдивым. Поэтому на его портрете Шаляпин словно бы сфотографирован в какой-то счастливый момент его жизни, когда он расслабленно погружен в очередные творческие думы или созерцание чего-то прекрасного. И в этом моменте художнику удалось передать все характерные Шаляпину черты: его энтузиазм, широту души, открытость миру и творческую составляющую. Портрет Коровин написал в своей характерной манере: здесь одновременно и целая гамма полутонов, и свободные мазки, и яркие краски, и много солнечного света, передающего большую любовь к жизни самого художника.
В годы жизни живописца его импрессионистские жизнерадостные портреты понимали и принимали не всегда. Зато их по достоинству оценили потомки. Портрет Шаляпина был признан одним из лучших произведений художника, и в настоящее время он находится в Государственном Русском музее.
Картина «Париж. Кафе де ла Пэ»
Константин Коровин был впечатлен работами французских импрессионистов и самим Парижем, куда он приезжал неоднократно. Внимательно изучая местные виды, наблюдая жизнь французов и тонко подмечая красоту, художник создал большую серию картин, посвященных Парижу. Одним из ярких произведений этой серии является работа «Париж. Кафе де ла Пэ». Кафе с таким названием появилось во французской столице еще до рождения Коровина и вскоре стало известным. Сюда приезжали многие знаменитые люди со всего мира, поэтому в этом местечке всегда бурлила жизнь.
Именно таким его и решил показать художник — полным движения и утопающим в огнях. Зрителю трудно рассмотреть детали картины, но он может почувствовать ее ритм, темп, когда подъезжающие экипажи сменяют отъезжающие, а новых путников манят тысячи ярких огней, рассыпанных по всему окружающему пространству. Чтобы передать этот ритм, в котором даже воздух пульсирует, художник применял самые разные движения кистью от ударов по полотну до длинных мазков. Картина сегодня находится в Третьяковской галерее.
Наиболее дорогие картины Коровина
Живопись Константина Коровина высоко ценят на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ в период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. За обозначенный период было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов. Если говорить об обороте за последний год, то он составляет 3,9 млн долларов за 26 проданных холстов (восьмая позиция среди русских живописцев). Помимо этого, рассмотрим и наиболее дорогие продажи его картин.
Рекордная цена принадлежит картине «Вид с терассы. Гурзуф». Гурзуф был особенным местом для Коровина, где, по его словам, излечивался любой, включая и его самого. Именно здесь художник построил себе дачу по совету А. Чехова и обустроил в ней очередную мастерскую. Дачу посещали многие известные люди, например, художники Репин и Суриков, певец Шаляпин, писатель Горький и многие другие. Сам Коровин любил здесь работать и нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.
В результате чуткого наблюдения и большого трудолюбия на свет появилась целая серия картин о Гурзуфе, среди которых и упомянутый «Вид с террасы». Это произведение написано в характерной для художника импрессионистской манере, с морем цветов, ярких красок и солнечного света. И оно не осталось незамеченным на торгах Sotheby's в 2008 году и было продано за 1,3 млн фунтов (2,95 млн долларов) при эстимейте 600-800 тысяч фунтов стерлингов.
Еще один крупный уход состоялся в 2020 году на аукционе Christie's. Здесь была выставлена очередная солнечная картина художника под названием «В саду». В 1920-е годы художник бывал в Берлине, который в то время фактически стал культурным центром для русских иммигрантов. Такая яркая личность, как Коровин, с его самобытным импрессионизмом, не мог остаться незамеченным. В 1923 году он принял участие сразу в нескольких художественных выставках Берлина, среди которых была и его персональная выставка. Мероприятия привлекли широкое внимание общественности, о них писали различные издания, включая и журнал «Жар-птица», который выходил в Берлине и Париже на русском языке. Журнал посвятил Коровину отдельную статью и напечатал в ней репродукцию картины «В саду», как одного из показательных произведений его живописи. Картина вызвала такой интерес на аукционе, что с первоначальной стоимости в 200-300 тысяч фунтов цена взлетела до 1,2 млн фунтов.
Также отметим другие произведения, стоимость которых приближается к миллиону фунтов. Это работы «Розы и яблоки» (продана на Christie's в 2010 году за 937 тыс. фунтов), «Дама в белом сидит в саду» (продана на Christie's в 2010 году за 892 тыс. фунтов), «На веранде» (продана на Sotheby's в 2007 году за 894 тыс. фунтов), «Натюрморт с розами и фруктами» (продана на Sotheby's в 2007 году за 804 тыс. фунтов) и многие другие. Если посмотреть продажи на отмеченных аукционах, то среди них будет довольно много уходов по ценам, превышающим полмиллиона фунтов стерлингов.
Как мы видим, сегодня живопись известного русского художника Константина Коровина оценена по достоинству. Его картины украшают крупные музеи, они являются желанными для коллекционеров и продолжают волновать умы художников и зрителей разных возрастов. В этой статье мы рассказали лишь о некоторых значительных произведениях мастера, которыми вовсе не ограничивается его масштабное творчество. И каждый сумеет найти в нем множество не менее замечательных картин.