Никто не сможет назвать даже приблизительное количество цветовых оттенков, типов и фактурных особенностей стекол, производимых фабрикой Тиффани. Все это разнообразие было, прежде всего, направлено для создания витражей. Л.К. Тиффани выполнял наибольшее количество оконных заказов, чем кто-либо из его современников-витражистов. Для изображений лиц, рук, рисунка складок, деталей Тиффани применял сложную монохромную живопись специальными стеклянными красками с последующим обжигом. Не добившись нужного цвета в производстве стекольной массы, Тиффани накладывал стекла слоями, получая необходимый тон, кроме того, такой прием создавал особую глубину изображения. В отличие от большинства витражистов, создававших витражи с цветными прозрачными стеклами, Луис Комфорт применял полупрозрачные стекла сложной текстуры. Такой материал пропускал меньше света, но работы выглядели объемнее и более походили на живопись.
В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.
![Окно в прихожей Окно в прихожей](/upload/medialibrary/279/2794ce58bbe235cfefc84c27352fa9ef.png)
В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, который, к сожалению, вскоре сгорел.
В 1879 г. он формирует бизнес-группу «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.
С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.
Его произведения можно классифицировать по трем тематикам и назначениям:
- витражи с религиозно-философским содержанием, предназначенные для культовых, некоторых общественных и медицинских сооружений;
- работы на историческую и социально культурную тему для публичных и учебных заведений;
- особенно привлекательные романтические сюжеты, созданные для различных интерьеров.
Наиболее знаменитые религиозные произведения находятся в 48 крупнейших церквях по всей территории США. Наибольшее число витражей (62) содержит Пресвитерианская церковь в Ричмонде штата Индиана.
![Вознесение Вознесение](/upload/medialibrary/feb/febb4b4e2ace61f3e71057e44861edec.png)
![Священный город. Видение св. Иоана на острове Патмос Священный город. Видение св. Иоана на острове Патмос](/upload/medialibrary/d54/d540f2bc01b3b94605e01b75d0c47cc8.png)
![Нагорная проповедь Нагорная проповедь](/upload/medialibrary/7d0/7d058fade89790fa30c055e1ed002f6d.png)
![Пастырское окно Пастырское окно](/upload/medialibrary/ba4/ba436aea3971d85fb055c54a5d9c548f.png)
![Виноградные лозы и розы Виноградные лозы и розы](/upload/medialibrary/6c5/6c5b05566028faa1820e5675bd05c618.png)
![Розетка в Епископальной церкви Голгофы в Нью-Джерси Розетка в Епископальной церкви Голгофы в Нью-Джерси](/upload/medialibrary/032/0321a248b19e7e116655b4660b6202d1.png)
Триптих из трех окон в зале Совета управляющих Американского Красного Креста, заказанный для национальной штаб-квартиры в 1917 г. Считается крупнейшим витражным комплектом Тиффани для светского учреждения.
Образование. Витраж, заказанный для Йельского университета в Нью-Хейвене и установленный в читальном зале.
![Кормящая фламинго Кормящая фламинго](/upload/medialibrary/0bd/0bd923ea4b1aa1de8bff4babd928e4ae.png)
![Окно, заказанное Loren D. Towle Окно, заказанное Loren D. Towle](/upload/medialibrary/07b/07b1a5b7fcc73d39ed29395514291c06.png)
![Пейзаж сада. 1900–1910 гг. Музей Richard H. Driehaus в Чикаго Пейзаж сада. 1900–1910 гг. Музей Richard H. Driehaus в Чикаго](/upload/medialibrary/646/6463ce86eab6281ca104d8d29b9cf50e.png)
![Магнолия. 1900 г. Магнолия. 1900 г.](/upload/medialibrary/644/644bd6b3bda60d9186590ca674375008.png)
![Окно «Розы и крест» из этилированного стекла Окно «Розы и крест» из этилированного стекла](/upload/medialibrary/198/1981fca83f6b6bcf2d4ae60933944246.png)
Крупнейший в мире стеклянный купольный потолок (диаметр — 38 футов, площадь — более 1000 квадратных футов) выполнен Tiffany Studios для Престон Брэдли Холла в публичной библиотеке Чикаго (нынче чикагский культурный центр). Проект разработан Я.А. Хольцером. Верхняя часть купола, с витражными знаками зодиака и полупрозрачная, из Тиффани Favrile стекол в форме рыбьей чешуи, насчитывают 30 000 стеклянных деталей, распределенных в 243 секциях. Опорная рама сконструирована чикагской фирмой Decorating Iron Company.
Витражное искусство существовало задолго до того, как к нему обратился Л.К. Тиффани. Однако мастеру удалось вдохнуть в витраж новую жизнь, сделать его более живым, воздушным. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Витражи, изготовленные на фабрике Тиффани, превосходно сохранились до наших дней. Свет, проходящий через витражные окна, наполняет смотрящего умиротворением, чистотой и преклонением перед талантом.