Антикварная площадка онлайн

Фабрика Daum Nancy – секрет успеха

«Благословлен тот, кто нашел дело в жизни». Именно так выразил свою мысль о ценности бытия английский философ и публицист Томас Карлейль.

Поистине, благословлен оказался род Жана Дома, сумевшего открыть небольшую стекольную мастерскую, которая благодаря наследникам и удачному сочетанию обстоятельств превратилась в известное, почитаемое стекольное производство Daum Nancy.

История Daum Nancy

Когда предприятие успешно живет более сотни лет, создается ощущение, что так было всегда, но… Всегда существует первоначальная точка отсчета. Именно открытие стекольной мастерской в 1878 году Жаном Домом и наследование ее сыновьями Луи-Огюстеном и Антонине стало zero-reference datum. Ординарная мастерская по выпуску традиционных стеклянных вещей превратилась в успешный, амбициозный проект, подаривший нашему взору поистине великолепные вещи: изумительную лампу в форме лотоса (совместное творчество Daum и Луи Мажореля), изящную вазу Cameo Nicotiana, оригинальную чашу Cactus, созданную дизайнером Хилтоном Макконико и огромное количество восхитительных произведений искусств.

В 1891 году счастливое стечение обстоятельств собрало в небольшом французском городке Нанси братьев Огюстена и Антонине Дом, Луи Мажореля, художников Виктора Пруве и, уже известного, Эмиля Галле. Благодаря совместной работе творческих и амбициозных людей, Франция получила возможность первой насладиться стилем ар-нуво, который позднее использовался не только в архитектуре и интерьере, но и в одежде и аксессуарах.

В 1900 году на универсальной Парижской выставке, которая официально признала начало нового стиля ар-нуво, работы Daum получили Grand Prix и стали любимцами публики. Впервые представленные электрические лампы с абажурами из многослойного расписанного стекла произвели фурор. Изделия отличались красотой цвета, изящностью форм, необычной фактурой и использованием растительного орнамента. Год спустя талантливое сообщество привлекло к работе архитектора Эжена Валлена и организовало «Школу Нанси». Следующее десятилетие шедевры из стекла стали достоянием частных коллекций, а сегодня продаются с аукционов за баснословную цену.

Поразительно то, что каждое поколение наследников дома Нэнси вносило изюминку в стиль новых коллекций. Так, в 1925 году, Поль Дом (сын Луи-Огюстена) стал одним из первых приверженцев стиля ар-деко. Плавность растительных орнаментов, каплеобразные формы, прозрачно-матовые краски ар-нуво безболезненно были заменены щедрыми этническими узорами, геометрическими формами и современными материалами. К концу 30-х годов фабрика начала работать не только со стеклом, но и хрусталем, а с 1968 года появилась эксклюзивная техника марки pate de verre, благодаря чему изделия стали еще более походить на произведения искусств.

Однако время диктовало свои правила. Производить только коллекционные изделия стало невыгодно и начали появляться хрустальные шкатулочки, электрические лампы, светильники, статуэтки, доступные не только элите общества.

Страсти декоративного стекла: изделия, техника, мастера

Секрет успеха Дома Нэнси в умении находить талантливых людей, для которых важен творческий процесс, вдохновение, полет фантазии, завораживающий обывателей неповторимостью форм и красок. Именно таким творческим безумцем был Эмиль Галле.

Его вазы с яркими узорами, прихотливыми изгибами чаруют взор. Обладая незаурядной фантазией, он отличался и работоспособностью, умело контролировал процессы создания изделий, а предметы класса «люкс» или заказанные известными людьми, делал собственноручно. Поэтому глядя на вазы в стиле ар-нуво, захватывает дух.

Эмиль Галле. Стеклянная ваза
Эмиль Галле. Стеклянная ваза.

Нежный бутон цветка, словно дышит, готовый раскрыть миру свой секрет. Каплеобразная форма украшена ажурным орнаментом, а зеленые витиеватые стебли кротко оберегают хрупкий дар природы.

Стиль ар-нуво характеризуется:

  • Мягкими волнообразными линиями;
  • Стилизованными растительными узорами;
  • Декоративным изображением насекомых;
  • Пластичными формами.
Эмиль Галле
Эмиль Галле

Создание многослойного стекла – суть работ Дома Нэнси на стыке 19-20 вв. Изящная и простая форма вазы украшена пейзажем. Водяные лилии в вечерней дымке озера словно замерли в ожидании захода солнца. Стрекозы в лучах охристого неба с серебряными крылышками исполняют вальс влюбленных. Кажется, что верхняя часть вазы подсвечивается изнутри – настолько эффектна технология, разработанная и усовершенствованная мастерами.

Во многих работах использовали дублирование стекла, наносили гравировку кислотой (la gravure a l’acide), применяли химическое матирование, расписывали эмалью, золотом, желтым металлом, украшал алмазной гранью. И все это было не дань моде, а настоящая страсть к прекрасному!

Классик французской литературы Шарль Бодлер сказал: – «Странность является необходимым ингредиентом для красоты».

Трудно не согласиться, ибо за годы существования Дом Нэнси создал коллекцию декоративных изделий, которые стали не просто украшением интерьера, а некой замысловатой концепцией красоты и философии.

Лампа Луи Мажореля
Лампа Луи Мажореля

«Водяные лилии» (Мажорель Луи и братья Дом)
«Водяные лилии» (Мажорель Луи и братья Дом)

Сложно обойти вниманием мифически красивые лампы Дома Нанси, выполненные совместно с Луи Можерелем. Его предприятие специализировалось на выпуске мебели, лестничных периллах, балконных решеток, однако совместная работа с братьями Дом вдохновила художника на интерьерный декор.

Для стеклянной коллекции характерно использование цветочного бутона для плафона, и изящной ножки, имитирующей стебель. Легкость, утонченные изгибы металла, детальное исполнение поражает. Это не просто статичные предметы. В их форме запечатлено еле уловимое движение: склоненная под ветерком цветочная чаша, раскрывающийся бутон, тянущаяся вверх лилия. Одна из созданных Луи Можерелем чаш в форме лотоса была продана на аукционе за 2,6 млн. евро, и коллекционеры, ценящие французский стиль, готовы платить немалые деньги за обладание изысканным предметами искусства.

A Zepher Lily. a Fragrant Daphe, a Tulip vase – названия изделий поэтичны, похожи на музыку хризантем, тюльпанов, крокусов, орхидей… Каждое изделие найдет своего обожателя. Их можно встретить в ценовой категории от 11 до 20 тыс. евро, что по меркам любителей декоративного стекла вполне приемлемо.

Середина 20 века стала для Daum Nancy временем свободных экспериментов и сотрудничеством с известными художниками (С.Далли, Ж.Кокто, М. Конико). Работы по их эскизам пополнили экспозиции музеев мира.

Сегодня, как и сто лет назад, основной темой для вдохновения художников стекольной школы Нэнси является природа. Но сейчас акцент сделан на то, КАК человек ее видит в соответствии со своей культурой, традицией, мироощущением. Посмотрите на хрустальную красоту Кеичи Тахара и Кристиан Гион. Здесь не нужны слова: характер и философия жизни авторы отразили в полной мере в своих работах – аскетичная грусть и фонтан страстей.

Кеичи Тахара, проект «12+1»
Кеичи Тахара, проект «12+1»

Кристиан Гион, проект «12+1»
Кристиан Гион, проект «12+1»

В 2000 году в Москве проходила примечательная выставка, на которую приезжал художественный директор Daum Жан-Батист Сибертен-Блан. Представленные коллекции из хрусталя "Роза" в стиле "ар-нуво", а также 80 кг. Рог изобилия, как символ плодородия и процветания поистине ввели публику в эстетический коллапс. Хрустальные чудеса настолько великолепны, что трудно представить, где черпают художники вдохновение.

Современные изделия Дома Нэнси выпускаются небольшими партиями, делаются на заказ и расходятся по частным коллекциям. Темный Tulipe, бирюзово-голубая ваза для фруктов дают некоторое представление о разносторонности художников, сотрудничающих с известной фирмой.

Ваза для цветов коричневая "Tulipe" Daum
Ваза для цветов
коричневая "Tulipe" Daum

Ваза для фруктов "Тюльпан" Daum
Ваза для фруктов "Тюльпан" Daum

Клейма Daum Nancy

Все работы Дома Нэнси изначально имеют авторские клейма. Именно отличительная метка указывает на принадлежность изделия к знаменитому художественному дому. Уважающий себя автор стремился, чтобы его работы были уникальны, и гордился подписью, которое оставлял на изделии.

kleyma-daum-nansy.jpgkleyma-daum-nansy2.jpg

Совершенные стеклянные изделия Daum Nancy имели отличительный штамп на дне ваз, который отражал ее принадлежность к знаменитому производителю, год создания, фамилию автора.

Изделия Дома Нэнси обладают вдохновляющей магией. Невозможно отвести взор от ваз, светильников, шкатулочек, чаш известных коллекций. Сделанные с любовью, поражающие фантазийным тонким ажуром – это не следование модным тенденциям, а настоящая страсть, охватывающая мир.


Свежие записи

История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года. Согласно сохранившимся документам в 1910 году на фабрике работало двадцать два рабочих, а годовой оборот составлял двадцать пять тысяч рублей

Луис Комфорт — второй сын и третий ребенок среди шести детей Чарльза Тиффани, основателя великой ювелирной империи Tiffany & Co. В истории американского искусства Луис Комфорт Тиффани - фигура известная

Большая часть производства Л.К. Тиффани была занята изготовлением витражей, но компания разрабатывала также полный ассортимент предметов интерьера и элементов декора. Мозаичным цехом управлял до 1898 г

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно