История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года. Согласно сохранившимся документам в 1910 году на фабрике работало двадцать два рабочих, а годовой оборот составлял двадцать пять тысяч рублей. В 1885 году в доме №4 Купеческого общества на Кузнецком мосту был открыт магазин фирмы, просуществовавший вплоть до 1917 года. Само здание живо до сих пор.
![Магазин «Ф.А.ЛОРIЕ», Кузнецкий мост, дом №4 Магазин «Ф.А.ЛОРIЕ», Кузнецкий мост, дом №4](/upload/medialibrary/38f/38f0d5f127bbf37bdb1c8d92f997c525.jpg)
Кузнецкий мост,
дом №4
Примечательной особенностью, оказавшей неоспоримое влияние на ценность произведений фирмы, обладает история создания торгового дома «Ф.А.ЛОРIЕ». Вообще в Москве, впрочем, как и в Петербурге, существовали дома и даже целые улицы с постоянно проживающими на них ювелирами и мастерами. Дома ювелирных фирм кочевали от одного собственника к другому, волшебным образом создавая тем самым «магию места». Так совладельцы московского отделения фирмы Фаберже Джулио Гверриери (Юлий Акимович) и Алексей Лемкуль учредили в 1912 году описываемый нами торговый дом «Ф.А.ЛОРIЕ». Помещение же непосредственно самого магазина «Ф.А.ЛОРIЕ» находилось в том же здании по улице Кузнецкий мост, что и магазин фирмы Фаберже, через стену.
Можно предположить, что еще до обозначенного 1912 года фирма Фаберже активно участвовала в управлении процессами производства и сбыта изделий фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» и непосредственно руководило ее ассортиментной и номенклатурной политикой. Во всяком случае, по мнению экспертов, уровень мастерства изготовленных предметов фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» позволяет достаточно уверенно говорить об этом.
Изделия предприятия были замечены экспертами-историками на различных художественно-промышленных выставках. Например, Первая Международная Художественно-промышленная выставка изделий из металла и камня, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна, проходившая в Санкт-Петербурге в 1904 году, была покорена предметами искусства «Ф.А.ЛОРIЕ». И фирма вернулась в Москву с серебряной медалью.
Яркой экономико-исторической особенностью организации ювелирного производства того периода являются специальные заказы на изготовление различных золотых, серебряных и ювелирных изделий торговыми домами крупным ювелирным фабрикам и отдельным мастерам. Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ» тесно сотрудничала с торговым домом «Бейлин и Сын», а также с известным московский мастером, Егором (Георгием) Кузьмичом Черятовым, имевшим собственную фабрику по производству золотых и серебряных изделий.
В 1916 году фирма перешла во владение Алексея Ивановича Соколова, а в 1917 году, как и большинство предприятий царской России, прекратила свое существование.
Выпускаемая продукция
Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ» всемирно известна своими серебряными изделиями, столовым серебром, художественными чеканными оправами хрустальных столовых предметов, а также ювелирными украшениями: брошами, серьгами, кольцами, медальонами, жетонами и прочими изделиями.
Мастер-ювелир Черятов Егор (Георгий) Кузьмич изготавливал для фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» главным образом столовые приборы и серебряную посуду. Также известно, что его изделия охотно приобретало Московское отделение фирмы Фаберже. Изделия производились небольшими партиями. Встречаются не часто.
![Серебряная ложка. Серебро, литьё, позолота. «Ф.А.ЛОРIЕ». Мастер Черятов Серебряная ложка. Серебро, литьё, позолота. «Ф.А.ЛОРIЕ». Мастер Черятов](/upload/medialibrary/09a/09a06996ae5c3d461e2cb868ac540e02.jpg)
Серебро, литьё, позолота.
«Ф.А.ЛОРIЕ».
Мастер Черятов
Предметы столового серебра конца девятнадцатого - начала двадцатого веков было принято орнаментировать различными узорами в виде лавровых венков, крыльев, факелов и т.п. рисунками.
Хрустальные вазы, кувшины, рюмки и т.п. предметы стола рассматриваемого нами периода зачастую обрамлялись художественными оправами, исполненными в техниках чеканки, басменного тиснения, гравировки, литья и оксидирования.
Чеканка является одной из самых трудных техник украшения серебряных изделий, подвластной далеко не всякому мастеру. В XIX в. трудоемкую чеканку, где каждая мельчайшая деталь делалась вручную, а потому уникальна, крупные фабрики начали заменять механической штамповкой и вальцовкой. Ручная чеканка хрустальных изделий «Ф.А.ЛОРIЕ» в данном ключе делает их по истине бесценными.
Техника басменного тиснения ни в одной другой стране мира не нашла такого широкого применения, как на Руси. Тиснение различных изображений и узоров, выполненное вручную на тоненьких листках золота или серебра, которые в результате передают пластические формы более расплывчатым и мягким рельефом, чем и отличаются от чеканки.
Литье, практически, как и ковка, считается самой древней техникой золото-серебряного искусства. Благодаря легкоплавкости золота и серебра, литье активно используется в ювелирных изделиях, различных по величине и содержанию металла, как целых предметах, так и их частей (это могут быть ручки, украшения на крышках сосудов, скульптурные фигурки и другие детали).
![Ваза, Серебро, «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва Ваза, Серебро, «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва](/upload/medialibrary/ac6/ac60dd6e1ad6f2f5b145ff58ea517412.jpg)
«Ф.А.ЛОРIЕ», Москва
![Кувшин. 1910 г. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва Кувшин. 1910 г. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва](/upload/medialibrary/142/1428c5492381d2dfecf2f2f2ef24100b.jpg)
Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ»,
Москва
![Кувшин. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва Кувшин. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва](/upload/medialibrary/539/5391963f608f3b01a9bb2abfbf1adef3.jpg)
Москва,
1899-1908 гг
В качестве примера ювелирных изделий фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» Вы видите фотографию броши-кулона со съемными петлями для подвешивания, булавкой и крючком. Брошь выполнена из золота и серебра, с бриллиантами, в технике выпиловки и монтировки.
Клейма Ф.А.ЛОРIЕ
Как уже было сказано выше, многие мастера работали не только на свою мастерскую или фабрику, но и выполняли заказы крупных фирм, что напрямую отразилось и в способе клеймения изделий того времени, на которых очень часто мы можем встретить изображения сразу двух клейм — именника мастера, изготовившего данную вещь, и клеймо фирмы, заказ которой он выполнял.
Так, на приведенных примерах изделий, Вы можете увидеть клейма известного мастера-ювелира Черятова («Г.Ч.», «ЕЧ», «Г.ЧЕРЯТОВ»), работавшего на фирму «Ф.А.ЛОРIЕ» и непосредственно клеймо самой фирмы («ЛОРIЕ», «Ф.А. ЛОРIЕ», «Ф. ЛОРIЕ»).
Для ценителей важно помнить, что, несмотря на то, что мастером-ювелиром Черятовым было изготовлено немало изделий для московского отделения фирмы Фаберже, эксперты утверждают, что никогда не может встречаться вместе на одном изделии его именник и клеймо фирмы Фаберже.