Антикварная площадка онлайн

Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ», 1871-1916 г.г.

История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года. Согласно сохранившимся документам в 1910 году на фабрике работало двадцать два рабочих, а годовой оборот составлял двадцать пять тысяч рублей. В 1885 году в доме №4 Купеческого общества на Кузнецком мосту был открыт магазин фирмы, просуществовавший вплоть до 1917 года. Само здание живо до сих пор.

Магазин «Ф.А.ЛОРIЕ», Кузнецкий мост, дом №4
Магазин «Ф.А.ЛОРIЕ»,
Кузнецкий мост,
дом №4

Примечательной особенностью, оказавшей неоспоримое влияние на ценность произведений фирмы, обладает история создания торгового дома «Ф.А.ЛОРIЕ». Вообще в Москве, впрочем, как и в Петербурге, существовали дома и даже целые улицы с постоянно проживающими на них ювелирами и мастерами. Дома ювелирных фирм кочевали от одного собственника к другому, волшебным образом создавая тем самым «магию места». Так совладельцы московского отделения фирмы Фаберже Джулио Гверриери (Юлий Акимович) и Алексей Лемкуль учредили в 1912 году описываемый нами торговый дом «Ф.А.ЛОРIЕ». Помещение же непосредственно самого магазина «Ф.А.ЛОРIЕ» находилось в том же здании по улице Кузнецкий мост, что и магазин фирмы Фаберже, через стену.

Можно предположить, что еще до обозначенного 1912 года фирма Фаберже активно участвовала в управлении процессами производства и сбыта изделий фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» и непосредственно руководило ее ассортиментной и номенклатурной политикой. Во всяком случае, по мнению экспертов, уровень мастерства изготовленных предметов фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» позволяет достаточно уверенно говорить об этом.

Изделия предприятия были замечены экспертами-историками на различных художественно-промышленных выставках. Например, Первая Международная Художественно-промышленная выставка изделий из металла и камня, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна, проходившая в Санкт-Петербурге в 1904 году, была покорена предметами искусства «Ф.А.ЛОРIЕ». И фирма вернулась в Москву с серебряной медалью.

Яркой экономико-исторической особенностью организации ювелирного производства того периода являются специальные заказы на изготовление различных золотых, серебряных и ювелирных изделий торговыми домами крупным ювелирным фабрикам и отдельным мастерам. Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ» тесно сотрудничала с торговым домом «Бейлин и Сын», а также с известным московский мастером, Егором (Георгием) Кузьмичом Черятовым, имевшим собственную фабрику по производству золотых и серебряных изделий.

В 1916 году фирма перешла во владение Алексея Ивановича Соколова, а в 1917 году, как и большинство предприятий царской России, прекратила свое существование.

Выпускаемая продукция

Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ» всемирно известна своими серебряными изделиями, столовым серебром, художественными чеканными оправами хрустальных столовых предметов, а также ювелирными украшениями: брошами, серьгами, кольцами, медальонами, жетонами и прочими изделиями.

Мастер-ювелир Черятов Егор (Георгий) Кузьмич изготавливал для фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» главным образом столовые приборы и серебряную посуду. Также известно, что его изделия охотно приобретало Московское отделение фирмы Фаберже. Изделия производились небольшими партиями. Встречаются не часто.

Серебряная ложка. Серебро, литьё, позолота. «Ф.А.ЛОРIЕ». Мастер Черятов
Серебряная ложка.
Серебро, литьё, позолота.
«Ф.А.ЛОРIЕ».
Мастер Черятов

Предметы столового серебра конца девятнадцатого - начала двадцатого веков было принято орнаментировать различными узорами в виде лавровых венков, крыльев, факелов и т.п. рисунками.

Хрустальные вазы, кувшины, рюмки и т.п. предметы стола рассматриваемого нами периода зачастую обрамлялись художественными оправами, исполненными в техниках чеканки, басменного тиснения, гравировки, литья и оксидирования.

Чеканка является одной из самых трудных техник украшения серебряных изделий, подвластной далеко не всякому мастеру. В XIX в. трудоемкую чеканку, где каждая мельчайшая деталь делалась вручную, а потому уникальна, крупные фабрики начали заменять механической штамповкой и вальцовкой. Ручная чеканка хрустальных изделий «Ф.А.ЛОРIЕ» в данном ключе делает их по истине бесценными.

Техника басменного тиснения ни в одной другой стране мира не нашла такого широкого применения, как на Руси. Тиснение различных изображений и узоров, выполненное вручную на тоненьких листках золота или серебра, которые в результате передают пластические формы более расплывчатым и мягким рельефом, чем и отличаются от чеканки.

Литье, практически, как и ковка, считается самой древней техникой золото-серебряного искусства. Благодаря легкоплавкости золота и серебра, литье активно используется в ювелирных изделиях, различных по величине и содержанию металла, как целых предметах, так и их частей (это могут быть ручки, украшения на крышках сосудов, скульптурные фигурки и другие детали).

Ваза, Серебро, «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва
Ваза, Серебро,
«Ф.А.ЛОРIЕ», Москва

Кувшин. 1910 г. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва
Кувшин. 1910 г.
Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ»,
Москва

Кувшин. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва
Кувшин. Серебро. «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва

Ладья «Химера», «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва,Мастер Черятов
Ладья «Химера»,
«Ф.А.ЛОРIЕ», Москва,
Мастер Черятов
1908 – 1917

Представленная на фотографии хрустальная ваза-ладья авторства Егора Черятова, выдающегося русского мастера. Серебряная литая оправа химеры с глазами из натурального камня, безупречно отшлифованным в технике «кабошон», исполнена в традициях русского модерна с его неуемной тягой к изысканным линиям и ярким футуристическим образам. Обратную сторону оправы венчает картуш фигурной формы с чеканкой в виде еще одного излюбленного мотива русского современного стиля в развевающихся одеждах.

Брошь-кулон «Ф.А.ЛОРIЕ», Москва, 1899-1908 гг
Брошь-кулон «Ф.А.ЛОРIЕ»,
Москва,
1899-1908 гг

В качестве примера ювелирных изделий фирмы «Ф.А.ЛОРIЕ» Вы видите фотографию броши-кулона со съемными петлями для подвешивания, булавкой и крючком. Брошь выполнена из золота и серебра, с бриллиантами, в технике выпиловки и монтировки.

Клейма Ф.А.ЛОРIЕ

Как уже было сказано выше, многие мастера работали не только на свою мастерскую или фабрику, но и выполняли заказы крупных фирм, что напрямую отразилось и в способе клеймения изделий того времени, на которых очень часто мы можем встретить изображения сразу двух клейм — именника мастера, изготовившего данную вещь, и клеймо фирмы, заказ которой он выполнял.

Так, на приведенных примерах изделий, Вы можете увидеть клейма известного мастера-ювелира Черятова («Г.Ч.», «ЕЧ», «Г.ЧЕРЯТОВ»), работавшего на фирму «Ф.А.ЛОРIЕ» и непосредственно клеймо самой фирмы («ЛОРIЕ», «Ф.А. ЛОРIЕ», «Ф. ЛОРIЕ»).

kleyma-lorie3.pngkleyma-lorie.png

kleyma-lorie6.pngkleyma-lorie4.png

Для ценителей важно помнить, что, несмотря на то, что мастером-ювелиром Черятовым было изготовлено немало изделий для московского отделения фирмы Фаберже, эксперты утверждают, что никогда не может встречаться вместе на одном изделии его именник и клеймо фирмы Фаберже.

Свежие записи

О жизни большинства ювелирных фабрикантов и мастеров царской России сбереглись крохотные сведения. Но биография Николая Васильевича Немирова-Колодкина хорошо известна, прежде всего вследствие его благих деяний

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

Серебряный сплав 916-й пробы не входит в число стандартных современных проб, однако ранее он был достаточно популярен. Из него создавали посуду, украшения, ритуальные предметы и иные изделия в СССР, Финляндии, Испании, Португалии и ряде других стран

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно