Антикварная площадка онлайн

Фабрика братьев Грачевых («Бр. Грачевы»), 1866-1918 г.г.

Фабрика братьев Грачевых («Бр. Грачевы»), несомненно, считается одним из самых известных, выдающихся и самобытных предприятий дореволюционного Санкт-Петербурга по производству изделий из серебра, золота и гальваники. Родоначальником всемирно известного семейного бизнеса стал Грачев Гавриил Петрович. Будучи мастером серебряного дела и проработав довольно продолжительное время в фирме «Гассе» в 1866 году Гавриил Петрович открывает собственный бизнес по производству серебряных изделий. И уже через год, в 1867 году, уникальное серебро с именным клеймом «ГРАЧЕВЪ» и именниками работавших на фирму мастеров ценители покупают в собственной лавке фирмы под Думою №1 и №2.

Гавриил Петрович подготовил достойную смену, и его сыновья - Михаил, Алексей, Григорий, Семен, Николай, Гавриил, Петр, Иван - продолжили дело отца с огромным успехом. Так, в 1892 году фирма получила заслуженное звание придворного поставщика и исключительное доверительное право клеймить свои изделия законным изображением двуглавого орла, а в 1901 году звание поставщика Высочайшего двора было безоговорочно подтверждено.

Семейный бизнес развивался семимильными шагами и из небольшой мастерской к 1895 году вырос в фабрику «Братья Грачевы» с численностью персонала 87 человек и стабильным годовым товарооборотом в сто двадцать пять тысяч рублей. В 1900 году Михаил и Семен, следуя экономическим тенденциям предприятий-лидеров того времени, в качестве полных товарищей, с участием вкладчиков, остальных братьев, открывают торговый дом «Братья Грачевы».

К этому времени изделия фабрики братьев Грачевых уверенно завоевывают награды всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставок, в т.ч. выставок Чикаго и Нижнего Новгорода. На выставке в Копенгагене фирмой получена Золотая медаль на Станиславской ленте. Невозможно недооценить и влияние личных достижений братьев на развитие семейного дела. Так, Семен Гаврилович с отличием окончил Коммерческое училище доктора Видемана (его закончил также и Агафон К. Фаберже). Михаил Гаврилович с 1892 года являлся штатным оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

В 1917 году в связи с кардинально изменившейся политической ситуацией ассортимент производимой продукции на фабрике сузился до столового серебра и ручных гранат. 2 марта 1918 года, как и многие предприятия царской России, фабрика братьев Грачевых со всеми входящими в нее структурными подразделениями была закрыта.

Выпускаемая продукция

Уникальные по красоте предметы культа, бытовые изделия, туалетные принадлежности, кабинетная скульптура, посуда и другие изделия фабрики братьев Грачевых были приветливо узнаваемы не только при дворе, но и широкой публикой.

Изделиям Грачевых свойственны общие тенденции серебряного и золотого дела ХIХ века в виде украшения предметов живописными эмалевыми дробницами (портреты, пейзажи, антикизированные сцены) или покрытия тончайшим слоем полупрозрачной эмали вырезанного на золотой или серебряной основе сложно сплетенного орнамента или изображения.

Техника эмали по скани представлена в нашей галерее изумительным антикварным набором кофейных ложек, изготовленных из серебра 88-й пробы в мастерской «НА» для фирмы Грачевых в последней четверти XIX века. Набор включает 12 кофейных ложечек, сформированных из двух комплектов, одинаковых по форме и различных по узору.

Набор кофейных ложек. Мастерская - НА, фирма братьев Грачевых, Санкт-Петербург, последняя четверть XIX века
Набор кофейных ложек.
Мастерская - НА, фирма братьев Грачевых,
Санкт-Петербург, последняя четверть XIX века

Технику эмали по скани на изделиях петербургские мастера второй половины ХIХ века используют значительно реже московских, что делает сохранившиеся произведения братьев Грачевых этого периода еще более значимыми для ценителей.

Благодаря механизации труда на фабриках к концу века прием эмали по скани получил широкое развитие: гильошированные узоры резного орнамента мастера Грачевых покрывают эмалью ярких выразительных, и, в то же время, прозрачных, цветов. Характерной особенностью, придающей изделиям фирмы Грачевых еще большую историческую уникальность, являются выполненные мастерами на высочайшем профессиональном уровне плоские узоры паутинчатой скани с эмалью уже не таких выразительных, более блеклых тонов, преимущественно желтого и зеленого оттенков.

Серебряная посуда фирмы братьев Грачевых представлена в нашей галерее великолепно сохранившимися редкими изделиями. Серебряный чайный сервиз в неорусском стиле работы мастера Ольсониуса 1886 года изготовлен по заказу фирмы Братьев Грачевых из серебра 84-й пробы. Состав сервиза классический: заварной чайник, изящные сахарница и молочник. Позолота изнутри всех изделий придает сервизу царственный шик.

Чайный сервиз. Мастерская - Ольсониус Иоган Фердинанд, фирма братьев Грачевых, Санкт-Петербург,1886 год.
Чайный сервиз.
Мастерская - Ольсониус Иоган Фердинанд,
фирма братьев Грачевых,
Санкт-Петербург,1886 год

Особый статус фирме Грачевых, а также определяющим одно из ее стилистических направлений, является тот факт, что братья Грачевы в Петербурге были исполнителями заказов церкви. Поэтому композиция художественного замысла мастеров зачастую напрямую зависела от исторически сложившейся, диктуемой канонами церкви, формы самого предмета и от четкой гармонии, пропорциональности, в расположении на нем различных рисунков.

Икона «Святая Зинаида» в серебряном окладе и футляре, размер 24,3х17,2 см. с 1899 по 1908 г., оклад серебро 84 пробы, фирма Братьев Грачевых
Икона «Святая Зинаида»
в серебряном окладе и футляре,
размер 24,3х17,2 см. с 1899 по 1908 г.,
оклад серебро 84 пробы,
фирма Братьев Грачевых

В процессе работы над своими произведениями мастера фабрики зачастую в качестве образца-модели изучали какой-либо исторический предмет ювелирного зодчества, и, вдохновленные им, воплощали свой вариант авторского видения в новом изделии. Преемственность школы известных художественных схем прошлого прослеживается, в основном, в работах, выполненных с помощью классических техник – эмали по скани и резьбе. Новая для того периода техника витражной эмали, применяемая при создании изделий, позволяла исключить прямые ассоциации с предметами старины, как по форме, так и по декорированию. Тем не менее, фирма братьев Грачевых даже в более поздних своих работах, которые по пластике формы были близки к модерну, оставалась верной традициям русской школы. Таким образом, «русскость» в стилистике также можно отметить, как особенность исполнения различных изделий фабрики братьев Грачевых.

Великолепный образец серебряного изделия начала ХХ века фирмы братьев Грачевых, выполненный в русском стиле, представлен в галерее Лермонтов в виде большой чаши. Чаша изготовлена из серебра 84-й пробы и украшена ярко выраженным «русским» орнаментом.

Чаша большая. Фабрика «Братьев Грачевых», Санкт-Петербург, 1903-1908 гг.
Чаша большая.
Фабрика «Братьев Грачевых»,
Санкт-Петербург, 1903-1908 гг.

Согласно оценкам экспертов (классификация команды заслуженного деятеля декоративно-прикладного искусства, эксперта Министерства культуры Российской Федерации Александра Николаевича Иванова) фабрика братьев Грачевых относится к первой высшей категории ювелиров и фирм золотого и серебряного дела дореволюционной России. Это означает, что произведения фабрики, как по рабочим характеристикам, так и по стоимости, равнозначны именитым произведениям Фаберже.

Клейма фабрики

Исторические особенности организации золотого и серебряного дела в России ХIХ века нашли отражение и в клеймении серебряных изделий того времени.

Для всех городов в ХVIII и ХIХ в.в. клеймение пробирерами клейма включало три типа клейм. Первое клеймо изображало герб города и год производства (или без года), заключенные в прямоугольник. Второе клеймо содержало инициалы имени и фамилии («именник») пробирного мастера и год клеймения (или без года), заключенные в прямоугольник. Третье клеймо обозначало пробу в виде двух цифр, заключенных в прямоугольник.

grachev-kleymo-bg.jpg

Отдельным мастерам и владельцам небольших мастерских было чрезвычайно трудно конкурировать со стремительно развивающимся крупным производством. Многие мастера предпочитали работать на более крупные фирмы.

До предъявления изделий государственному пробиреру мастера и фабрика обязаны были ставить свои клейма-именники.

Так, известный петербургский мастер-ювелир, золотых дел мастер, купец 2-й гильдии Иоганн Фердинандович Ольсониус (работы мастера представлены в галерее Лермонтов), выполняя изделия для фабрики Грачева, ставил на изделии и клеймо фабрики (БР.ГРАЧЕВЫ, БР.ГР., ГРАЧЕВЪ) и именник мастера (JO).

grachev-kleymo-jo.jpg

Фабрика братьев Грачевых, будучи придворным поставщиком, вместе с именником с 1892 года имела право клеймить свои изделия законным изображением государственного герба.

С начала 1899 года Новым пробирным уставом 1896 года для всех мастеров и предприятий России было установлено дополнительное единое клеймо, изображающее женскую голову в кокошнике, взгляд которой направлен влево.
grachev-kleymo.jpg

Уважаемый ценитель! Если вам интересны антикварные изделия фирмы Братьев Грачевых, но вы не нашли нужный предмет на нашем сайте, оставьте заявку, и специалисты галереи Лермонтов помогут вам с поиском.

Свежие записи

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции

875-я проба серебра относится к числу стандартных проб, действующих на территории России и в ряде других стран. На антикварном рынке серебряные изделия этой пробы пользуются спросом, особенно выпущенные в советское время

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно