О жизни большинства ювелирных фабрикантов и мастеров царской России сбереглись крохотные сведения. Но биография Николая Васильевича Немирова-Колодкина хорошо известна, прежде всего вследствие его благих деяний. Трудности с младых лет преследовали этого волевого человека. Своего благосостояния, известности, положения он добился не благодаря, а вопреки судьбе с помощью усердия, целеустремленности, и невероятного таланта к милосердию.
Жизнеописание
В 1819 г. у вологодского купца Немирова Василия Александровича и его супруги Ольги Андреевны родился младший сын Николай. Всего в семействе росло восемь детей. Отец был зажиточным потомственным купцом, семья имела двухэтажный дом, владела свечным, масляным, кожевенным, войлочным заводами, двумя каменными магазинчиками, а торговлей отец семейства занимался кроме Вологды в Архангельске и Санкт-Петербурге. Детство Николая проходило благополучно, не было предпосылок для существенных жизненных изменений, казалось, что его судьба совершенно предсказуема: продолжить с братом отцовское делопроизводство и стать достойными вологодскими купцами.
Но в 1827 г. смерть 35 летней матери меняет жизнь всех домочадцев. Николаю исполнилось восемь лет и он был не самым младшим ребенком. Промаявшись четыре года с восемью детьми, отец женился вторично на овдовевшей мещанке 29 лет Анне Харитоновой. В том же 1831 г. был разделен семейный капитал между Василием Александровичем и братом его Константином, что, вероятно, пошатнуло финансовую стабильность купца. Спустя два года отец умирает, оставив невыплаченные кредиты, которые привели семью к разорению. Некоторые кредиторы отказались от долгового возмещения в пользу осиротевших купеческих дочерей. В 1835 г. после рассмотрения дела и признания умершего купца Немирова несостоятельным, имущество было описано и распродано для погашения вексельных долгов. Семья лишилась всего, в том числе дома и купеческого статуса. От лихорадки вскоре умирает старший брат Николая Саша. Шестнадцатилетний Немиров остался в семье старшим мужчиной.
Жизнь Николая Васильевича не известна до 1843 г. Упоминается, что он с четырнадцати лет обучался серебряных дел мастерству и работал в ювелирном деле после смерти отца, возымев к 23 годам неплохую репутацию в среде покупателей. Что побудило Немирова в 24 года переехать в Москву также неизвестно. В столице всегда имелись большие перспективы, но устроится было трудно без наличного капитала, знакомств и протекции.
Тем не менее в 1843 г. Николай Васильевич, остановившись на Пятницкой улице в доме купца Голяшкина, поступает работать приказчиком к Артемию Колодкину, купцу, имеющему на Ильинке в торговом ряду магазины изделий драгоценных металлов. Так проработал Немиров десять лет, женившись в пятидесятых годах на дочери Колодкина Дарье Артемовне, женщине умной, красивой и чрезвычайно чуткой. Именно супруга стала для Колодкина воздаянием за предыдущие лишения. Она поддерживала мужа всю совместную жизнь и также стала источником состояния, необходимого для успеха в собственном деле. Приблизительно к 1853 г. Немиров собрал 8 000 рублей, положенный для вступления в купечество наличный капитал, позволявший стать купцом третьей гильдии. После свадьбы Николай Васильевич прожил остальную жизнь в доме тестя на Большой Ордынке. Испытывая уважение и доверительность к Немирову, Колодкин делает зятя партнером и приемником.
Предположительно в 1868 г. Николай Васильевич присоединил фамилию тестя к своей. В период 1862–1870 гг. он становится купцом первой гильдии, владеющим большим состоянием и в документах начинает фигурировать его двойная фамилия. Возможно, это связано со смертью тестя, чье имя имело вес в ювелирных и торговых кругах, и от которого остался существенный наследственный капитал. Возникновение двойных фамилий было не редкостью, чтобы не угасало родовое имя и было передано потомкам, фамилию супруги присоединяли к фамилии мужа. Николай Васильевич в московских списках купцов за 1870 г. числится купцом первой гильдии, владельцем «Торгового дома Н. В. Немирова-Колодкина», занимающегося продажей золотых, серебряных и бриллиантовых вещей. Тогда и начинаются его крупные пожертвования.
Фирма процветала, получая множество церковных заказов и от столичных богатейших семей. В 1872 г. Николай Васильевич переделывает интерьер усадьбы на Большой Ордынке, заказав для новой обстановки великолепную мебель красного дерева и супружеские портреты кисти лучших художников, обустраивает во дворе каретное помещение с двумя выездными экипажами.
![Нынче снесенная часть усадьбы Немировых-Колодкиных Нынче снесенная часть усадьбы Немировых-Колодкиных](/upload/medialibrary/a37/a37ecf88913e11e6ea2cb7699bedf3c2.jpg)
часть усадьбы
Немировых-Колодкиных
Тогда же приобретается неподалеку от дома здание, где ювелир открывает фабрику производства золотых, серебряных и церковных изделий. Судьба обделила супругов Немировых-Колодкиных детьми, потому на должность управляющих и для дальнейшего правопреемства купец приглашает из Вологды своих племянников: Дружининых Александра и Николая, Лапина Ивана, Давыдова Алексея.
С 1876 г. стали регулярно поступать заказы на поставки серебряной посуды от дворцовой московской конторы для императорского дворца. Помимо магазинов в торговых рядах крупнейшей российской Нижегородской ярмарки, московских Верхних рядах, к 1880 г. открывается еще один магазин в столице на Ильинке.
![Так выглядел магазин Н. В. Немирова-Колодкина в восьмидесятых годах XIX в. Так выглядел магазин Н. В. Немирова-Колодкина в восьмидесятых годах XIX в.](/upload/medialibrary/26d/26da7d56f9d3e6e9920affe7a72c970f.png)
Н. В. Немирова-Колодкина
в 80х годах XIX в.
В 1881–1883 гг. Николай Васильевич создает фабрично-торговое товарищество Н. В. Немирова-Колодкина, в котором партнерами выступают его племянники. Почил Николай Васильевич в марте 1886 г., похоронен в московском Донском монастыре.
Товарищество наследников
Немиров-Колодкин оставил миллионное состояние племянникам. Унаследованное ими предприятие продолжало процветать и расширяться. В 1891 г. создано «фабрично-торговое товарищество преемников Н. В. Немирова-Колодкина». Тогда же товариществом приобретена земля на М. Ордынке (нынче дом № 17). Там было выстроено до 1895 г. архитектором Иваном Ивановичем Мочаловым заводское двухэтажное здание.
![М. Ордынка М. Ордынка](/upload/medialibrary/320/320e169d4bbd69bae92c24d44c93e27a.jpg)
Бывшая фабрика, выстроенная продолжателями Немирова-Колодкина, имела два этажа. Остальные этажи были пристроены в 1948–1952 гг. военнопленными немцами, максимально сохранилась стилистика фасада, форма, размер окон.
Предприятие обеспечено было современнейшим оборудованием, паровыми машинами, электрическими двигателями. К 1907 г. трудилось 39 рабочих и произведено на 43 000 р. изделий. Обособленный фабричный отдел изготавливал православную церковную продукцию для заказов Святейшего Синода, духовенства, частных лиц. К началу двадцатого века товарищество было поставщиком Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны. К 1909 г. производственный объем составлял 120 000 р., основной капитал — 500 000 р., рабочих — 48 человек. Фирма закрылась в 1917 г.
Благотворительные деяния
Память о Немирове-Колодкине связана большей частью с его многочисленными крупными вложениями на благотворительность. О них нам известно больше, чем о жизни мецената.
С 1860 г. Николай Васильевич состоял агентом при Московском комитете. Помимо обязательного ежегодного взноса 300 р. и трудоустройства бедноты, ювелир переводил деньги для учебных и воспитательных учреждений, обедневших и лишившихся кормильца семей. Был одним из попечителей Александро-Мариинского Замоскворецкого училища для приходящих детей всех сословий.
![Так выглядел в 1913 г. учебный корпус Александро-Мариинского Замоскворецкого училища Так выглядел в 1913 г. учебный корпус Александро-Мариинского Замоскворецкого училища](/upload/medialibrary/62c/62c6707387f9d9e7921290cb14e2b30f.jpg)
учебный корпус
Александро-Мариинского
Замоскворецкого училища
Первые крупные денежные вклады начались с 1870 г. Неизвестно с какого года ослепла любимая супруга мецената Дарья Артемовна, но это обстоятельство повлияло на целенаправленность его благотворительных капиталовложений.
В 1870 г., узнав, что из-за уменьшения финансирования, причт вологодской церкви Иоанна Предтечи будет сокращен, 2 000 р. Николай Васильевич передал этому храму, в котором был некогда окрещен.
![Построенная в 1653 и снесенная в 1932 годах, церковь Иоана Предтечи в Дюдиковой пустыни на берегу Вологды Построенная в 1653 и снесенная в 1932 годах, церковь Иоана Предтечи в Дюдиковой пустыни на берегу Вологды](/upload/medialibrary/d43/d4385b4bcfd5da03c871d4196dd49236.png)
и снесенная в 1932 годах,
церковь Иоана Предтечи
в Дюдиковой пустыни
на берегу Вологды.
Фабрикант никогда не прекращал пожертвования церквям и благотворительным организациям Вологды. Зная по опыту юных лет, как тяжело приспосабливаться к нищете людям среднего класса, потерявшим все имущество, ювелир в 1879 г. создал богадельню для граждан Вологды престарелых и неимущих из купеческих, мещанских и ремесленных сословий. Учреждению передано имущества на 30 000 р.: жилой флигель, прачечная, баня, сарай, амбар, земельный участок. Содержание осуществлялось за счет процентов от 42 000 р., внесенного капитала. Внимание особо уделялось людям, утратившим зрение и слух.
Напротив усадьбы семьи Немировых-Колодкиных на Большой Ордынке возвышался храм Иверской иконы Божьей Матери, на ремонт и благоустройство которого фабрикант пожертвовал крупную сумму. Там же меценат был членом попечительского совета и старостой. Николай Васильевич регулярно вносил пожертвования в попечительский бюджет. Собранные советом деньги распределялись для помощи малоимущим, инвалидам, благотворительным учреждениям и богадельне, содержащейся приходом.
![Так выглядел Храм Иверской иконы Божией Матери в начале XX в Так выглядел Храм Иверской иконы Божией Матери в начале XX в](/upload/medialibrary/174/174a1aff8d7e62ca535d4ad7e3687cd2.png)
Иверской иконы
Божией Матери
в начале XX в.
Кроме этой деятельности, в одном из Флигелей своего московского дома ювелир обустроил богадельню для глухих и ослепших женщин. Вся усадьба поступила в распоряжение богадельни после смерти купца, а на расширение учреждения и содержание слепых любого сословия были внесены 40 000 р., согласно завещанию мецената. На завещанные 11 300 р., по его распоряжению была организована богадельня в Иверском переулке для 15 женщин, преимущественно из числа престарелой прислуги.
![Так выглядела богадельня на Ордынке, обустроенная по завещанию мецената в его усадьбе Так выглядела богадельня на Ордынке, обустроенная по завещанию мецената в его усадьбе](/upload/medialibrary/0c6/0c6accf5a9cd23cd4b0867aa4184af50.png)
богадельня на Ордынке,
обустроенная по завещанию
мецената в его усадьбе
![Здание в Иверском переулке бывшей богадельни для прислуги Здание в Иверском переулке бывшей богадельни для прислуги](/upload/medialibrary/775/77544a67578653bff677276c043dae18.png)
переулке бывшей
богадельни для прислуги
Последней волей благотворителя было завещано учреждениям и ряду церквей родной Вологды: десять икон в окладах из золоченого серебра с алмазами, сапфирами, жемчугом для передачи церкви Иоанна Предтечи и Немировской богадельни; значительные суммы завещаны вологодскому Александровскому детскому приюту; врачебному обществу лечебницы приходящих больных; благотворительному обществу; 10 000 р. внесены в вологодскую думу для выдачи процентных денег беднейшим жителям города дважды в год к Рождеству и Пасхе. И это лишь часть его благодеяний, которая широко известна нашим современникам.
Личные награды Н. В. Немирова-Колодкина:
- За основание вологодской богадельни — орден св. Анны 3-й степени.
- Золотые медали «За усердие» (особая награда за неслужебные отличия) — все пять степеней: на Станиславской, Анненской, Владимирской, Александровской, Андреевской лентах.
- Дважды получал благословение и грамоты, множественные благодарности от Святого Синода.
- Удостоен званием почетного гражданина Вологды и Москвы.
Изделия, выпускаемые предприятием Немирова-Колодкина
Ассортимент фирмы был настолько разнообразен и велик, что нельзя назвать преимущественного стиля, в котором создавались изделия либо сказать, какие ювелирные вещи и в какой технике не изготавливало производство. Единственное, что можно с уверенностью утверждать: на фирму работали весьма талантливые мастера и художники, по эскизам которых создавалась продукция. Антикварами высоко оцениваются ювелирные предметы Немирова-Колодкина, потому появляется немало их фальсификаций. Галерея «Лермонтов» с увлечением отыскивает подлинники этой фирмы и проводит доскональное исследование каждой вещи, попавшей в галерею.
![Дарохранительницы, начало XX в. Серебро, позолота, художественная чеканка, гильоширование, резьба, эмаль. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г Дарохранительницы, начало XX в. Серебро, позолота, художественная чеканка, гильоширование, резьба, эмаль. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г](/upload/medialibrary/483/483b64706e578e2cc94eefe95fd71459.png)
начало XX в.
Серебро, позолота,
художественная чеканка,
гильоширование, резьба,
эмаль
![Различная церковная утварь. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г Различная церковная утварь. Изображение приведено из прейскуранта товарищества за 1905 г](/upload/medialibrary/658/658141e1c780e399cb7c7b6a3ea66ed8.png)
![Икона Феодоровской Божьей матери, начало XX в. Дерево, темперное письмо по левкасу. Оклад: серебро, чеканка Икона Феодоровской Божьей матери, начало XX в. Дерево, темперное письмо по левкасу. Оклад: серебро, чеканка](/upload/medialibrary/a45/a45ae02e89db24edaaf3e33d5870e7d6.jpg)
Феодоровской Божьей матери,
начало XX в.
Дерево, темперное письмо
по левкасу.
Оклад: серебро, чеканка
![Нагрудные церковные иконки-медальоны, 1899–1908 гг. Эти два шедевра находятся среди экспонатов ГИМ Нагрудные церковные иконки-медальоны, 1899–1908 гг. Эти два шедевра находятся среди экспонатов ГИМ](/upload/medialibrary/7f2/7f2bc904b24ed920cdfd7b8fae26c591.png)
иконки-медальоны,
1899–1908 гг.
Эти два шедевра
находятся среди
экспонатов ГИМ
Слева — «Несение креста». Смелое, но гармоничное выполнение Панагии в стиле модерн. Золото, эмаль. Справа — «Богоматерь “Знамение”», 1899 г. Золото, рубины, центральная вставка — золотистый топаз с резным изображением Богоматери.
![Подвеска «Феодоровская Божья Матерь», 1899–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль. Подвеска «Феодоровская Божья Матерь», 1899–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль.](/upload/medialibrary/e9c/e9c4b0d52d3ee2cb90a7ca15999a7ea2.jpg)
«Феодоровская Божья Матерь»,
1899–1908 гг.
Серебро, золочение,
эмаль.
![Кадило, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль, скань Кадило, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль, скань](/upload/medialibrary/6ae/6ae701f773e86b056a4de00f8c7545ef.jpg)
1908–1917 гг.
Серебро, эмаль, скань
![Ваза «Лебедь» в стилях модерн и русском, 1908–1917 гг Ваза «Лебедь» в стилях модерн и русском, 1908–1917 гг](/upload/medialibrary/552/552ecd5371c85cf355da17ea08f643e2.png)
в стилях модерн
и русском,
1908–1917 гг.
Серебро, золочение,
Чеканка, литье, гравировка.
Вставки: альмандин,
родонит, родусит,
живопись по бисквиту
![Ваза в форме ладьи 1908–1910 гг. серебро, золочение, хрусталь, чеканка, гранение, резьба, полихромная холодная эмаль Ваза в форме ладьи 1908–1910 гг. серебро, золочение, хрусталь, чеканка, гранение, резьба, полихромная холодная эмаль](/upload/medialibrary/de0/de0c9b54efaf6201c86ab65430593aa2.png)
1908–1910 гг.
серебро, золочение,
хрусталь, чеканка,
гранение, резьба,
полихромная холодная эмаль
![Ковш, 1908–1917 гг. Серебро, золочение, эмаль Ковш, 1908–1917 гг. Серебро, золочение, эмаль](/upload/medialibrary/d77/d77ad2cf4321d28b1568c1d583ebd518.jpg)
Серебро, золочение, эмаль
![Ковш, подстаканник, молочник. Серебро, золочение, перегородчатая и художественная эмаль Ковш, подстаканник, молочник. Серебро, золочение, перегородчатая и художественная эмаль](/upload/medialibrary/6f2/6f2bd8d9ca54969a18534487f866f5e8.jpg)
молочник. Серебро,
золочение, перегородчатая
и художественная эмаль
![Кофейная чашка и блюдце, 1896–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль Кофейная чашка и блюдце, 1896–1908 гг. Серебро, золочение, эмаль](/upload/medialibrary/0c2/0c230b48db5cda59ae11f1ff25b96a58.jpg)
1896–1908 гг.
Серебро, золочение, эмаль
![Юбилейная чаша, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль Юбилейная чаша, 1908–1917 гг. Серебро, эмаль](/upload/medialibrary/a1b/a1bb61183de31641cce8f61d69e37a88.jpg)
1908–1917 гг.
Серебро, эмаль
![Десертная ложка 1908–1917 гг. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль Десертная ложка 1908–1917 гг. Серебро, золочение, перегородчатая эмаль](/upload/medialibrary/c9d/c9d9a8c0e8b804089e8e24075994ec9e.png)
1908–1917 гг.
Серебро, золочение,
перегородчатая эмаль
![Чайный набор в стиле ар-деко с растительным рисунком, 1899–1908 гг. Серебро, золочение, теснение, штамповка Чайный набор в стиле ар-деко с растительным рисунком, 1899–1908 гг. Серебро, золочение, теснение, штамповка](/upload/medialibrary/aa2/aa263f97af9463fc6d694caa9fcfea4d.png)
в стиле ар-деко
с растительным рисунком,
1899–1908 гг.
Серебро, золочение,
теснение, штамповка
![Самовар, 1899–1908 гг., Серебро, золочение, кость, гравировка, резьба Самовар, 1899–1908 гг., Серебро, золочение, кость, гравировка, резьба](/upload/medialibrary/a89/a89697382970ba478ba3aa8fe2f7275a.png)
1899–1908 гг.,
Серебро, золочение,
кость, гравировка, резьба
![Портсигар и спичечница в фирменном футляре. Серебро, гравировка Портсигар и спичечница в фирменном футляре. Серебро, гравировка](/upload/medialibrary/ef1/ef154da5db4d86d932456b89e39987c9.png)
в фирменном футляре.
Серебро, гравировка
![Портсигар в стиле ар нуво. Серебро, Перегородчатая эмаль Портсигар в стиле ар нуво. Серебро, Перегородчатая эмаль](/upload/medialibrary/665/665b2648af6e90a7060a016b872660d9.png)
Серебро,
Перегородчатая эмаль
![Шкатулка в стиле классицизма, 1899–1908 гг. Серебро, эмаль, скань Шкатулка в стиле классицизма, 1899–1908 гг. Серебро, эмаль, скань](/upload/medialibrary/004/0046d47e9b791efc4db9b1d9c08dad3e.jpg)
1899–1908 гг.
Серебро, эмаль, скань
![Запонки, конец XIX в. Золото, бриллианты Запонки, конец XIX в. Золото, бриллианты](/upload/medialibrary/b17/b17203432cce2ea2abbafc97c065a8f6.png)
конец XIX в.
Золото, бриллианты
Клейма
![kleyma-nemirov-kolodkin.png kleyma-nemirov-kolodkin.png](/upload/medialibrary/2e6/2e6e55cf7b0ade89976701f100d41666.png)
![kleyma-nemirov-kolodkin3.png kleyma-nemirov-kolodkin3.png](/upload/medialibrary/cf5/cf558d9899ecbff7fc320445078f9c82.png)
![kleyma-nemirov-kolodkin2.png kleyma-nemirov-kolodkin2.png](/upload/medialibrary/b1e/b1ef889c7e5005bb2e76372ff1137bd6.png)