Антикварная площадка онлайн

Купец, фабрикант, коллекционер А.М. Постников

В московской торговле иконами, православными изделиями из серебра и золота, фамилия Постниковых известна с 1826 г. Купец третьей гильдии от 1825 г. Михайло Алексеевич Постников долгие годы держал в Иконном ряду Городской части торговые лавки. Сведений не найдено, была ли при них какая-либо мастерская, но А. И. Иванов в труде «Мастера золотого и серебряного дела в России» указывает, что существовало клеймо фирмы с инициалами М. П. (Михайло Постников). Семья купца проживала в сороковом доме первого квартала Мещанской части. Там же родились два сына Михайла Алексеевича, которые прославили фамилию отца.

Михайло Постников был не простым торговцем, а знатоком и собирателем старинных икон, его деятельность определила судьбу детей. Николай Михайлович, старший сын, стал известным коллекционером древних русских икон. Часть его богатого собрания находится в Третьяковской галерее, Московском Кремле, других российских музеях. Младший брат Андрей Михайлович Постников, родившийся в 1830 (1835) г., также собирал русские иконы на протяжении почти пятидесяти лет. Его коллекция была значительно меньше и насчитывала 211 экземпляров, среди них были не только старинные, но и XIX в., писанные в стиле XV–XVII вв. Главной заслугой Андрея Михайловича стало создание известного предприятия серебряных, золотых и особенно бронзовых изделий.

Постников Андрей Михайлович (1835-1890)
Постников Андрей Михайлович
(1835-1890)

Купец второй гильдии с 1865 г., Постников Андрей Михайлович в родительском доме в 1868 г. открывает фабрику изделий из бронзы, серебра, золота. Отец его почил к тому времени. Производство начиналось с 50 работниками, включая учеников, имея один токарный станок, одну давильную машину, две машины для гильоширования. Плавильный горн и кузнечный мех находились отдельно. К 1870 г. годовой оборот предприятия с 63 рабочими и 24 учениками составлял 250 000 р., имелись кузница и мастерские: столярная, модельная, поддельных камней.

Школа

Фабрикант организовал в 1870 г. школу на 47 мест для шестилетнего курса с общеобразовательными дисциплинами, а также обучению рисунку, черчению, скульптуре, ювелирному ремеслу. Школе покровительствовал Великий Князь Сергий Александрович, пятый сын Александра II. Все ученики сдавали экзамены в думе после каждого двухлетнего курса, имели льготы по военному призыву.

Класс в школе при фабрике Постникова
Класс в школе при
фабрике Постникова

С 1877 г. фабрикант становится поставщиком Высочайшего Императорского двора, великой княгини Марии Павловны, великого князя Владимира Александровича и английского королевского двора.

В конце семидесятых годов Постников отстроил отдельное капитальное здание, оборудованное для исполнения габаритных работ. В начале восьмидесятых за Тверской заставой на Санкт — Петербургском шоссе фабрикант покупает участок земли, где выстраивает основное здание и корпуса новой современно оборудованной фабрики. К 1882 г. на предприятии служило около 150 работников, а годовой оборот был до 500 000 р.

Фасад новой фабрики
Фасад новой фабрики

В 1886 г. создано «Товарищество фабрики металлических изделий А. М. Постникова» с основным капиталом 330 000 р. На Тверской улице в здании, некогда известном как дворец Долгоруковых, после изменения фасада архитектором С. Ф. Воскресенским, был открыт пассаж, в котором располагалась не только торговая площадь с продукцией Постникова, но другие магазины и конторы. За домом закрепилось название «Постниковского пассажа».

Постниковский пассаж 1890 г.
Постниковский пассаж
1890 г.

Умер Постников Алексей Михайлович в 1900 г. Сыновья Дмитрий Андреевич и Алексей Андреевич руководили предприятием, которое закончило деятельность в 1917 г.

Выставки и награды

Предприятие участвовало в выставках с 1879 г. и получило немало знаков отличий. На Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге 1870 года впервые привлекла внимание и обеспечила Постникову бронзовую медаль, произведенная фабричными мастерами церковная утварь из серебра. Спустя два года на московской Политехнической выставке, затем на Всемирной выставке 1873 г. в Вене и в Филадельфии на международной выставке 1876 г., предприятие получило высшие награды. На венской выставке Андрей Михайлович представил серебряные кабинетные вещи, столовые приборы, а также принадлежности православного богослужения. В Филадельфии были выставлены сервизы, ковши, чарки, чаши, кружки, корзина для хлеба, шкатулка, альбом, скульптурная композиция под названием «Квартет Крылова», другие мелкие предметы. Все было выполнено из серебра, золота, исключительно в богатом исполнении русского стиля.

Витрины предприятия А. М. Постникова на московской выставке 1882 г.vitriny-postnikova2.png
Витрины предприятия
А. М. Постникова
на московской выставке
1882 г.

В Москве 1882 года с колоссальным размахом развернулась Всероссийская художественно-промышленная выставка, где было создано множество великолепно оформленных павильонов для каждой отрасли. Витрины Постникова экспонировали два паникадила. Одно было громадных размеров стоимостью в 10 000 р., второе с эмалью стоило 6 000 р. Представлены были кресты, евангелия, образы, сосуды, другие серебряные, золотые, бронзовые предметы: вазы, солонки, шкатулки стоимость которых составляла от 8 р. до 7 000 р. Среди предметов были вещи удивительной филигранной (скань) работы, особо выделялось четыре иконы, евангелие и пара стаканов в индийском стиле с красной эмалью на черном фоне и тончайшим сканным декором. Изделия принесли владельцу золотую медаль.

proizvedeniya-postnikov.png

proizvedeniya-postnikov1.png

Из иллюстрированного описания всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. По центру вверху — фасад фабрики. Слева в овале — школа, справа — фабричный музей. Левое изображение в кругу — отливочная, правое — кузница. В правом и левом прямоугольниках —витрины предприятия на московской Всероссийской выставке 1882 г. Внизу отображены мастерские.

На этой же выставке демонстрировал изделия сын главы предприятия Дмитрий Андреевич Постников. То был театральный реквизит, сделанный на фабрике, впервые произведенный в России (ранее его заказывали за рубежом), и заказанный дирекцией Императорских театров на сумму 50 000 р.. Мечи, кольчуги, доспехи, шпаги, щиты были искусно и с исторической правдивостью изготовлены из тонкого металла с золочением, чеканкой, великолепной имитацией драгоценных каменьев.

Было еще много наград и грамот, выпавших на благоприятную судьбу предприятия.

Производимые изделия

В 1850–1860 годы XIX века в Москве оставалось пять производств художественной бронзы. Изделия с пятидесятых до девяностых годов не имели широкого спроса. Создавая фабрику, Андрей Михайлович Постников, знаток икон и православных культовых принадлежностей, принял дальновидное решение работать не только с серебром и золотом, но и с бронзой для изделий довольно крупных размеров. Исполнение было в русском стиле, при этом наряду с новыми приемами исследовалось и воспроизводилось искусство старых мастеров. Отличалась фирма особо виртуозной ажурной сканью, работами в византийском, русском стиле XV–XVII вв., также производством крупных бронзовых люстр. Предприятие не было обделено заказами, особенно теми, что поступали для храмовых украшений.

Оклад для иконы Николая Можайского. Вторая половина XIX века. Серебро, золочение, чернь, гравировка в торцах и углах сцен жития святого, чеканка в технике высокого орнамента «гречкой», выемчатая эмаль.
Оклад для иконы Николая Можайского.
Вторая половина XIX века.
Серебро, золочение, чернь,
гравировка в торцах
и углах сцен жития святого,
чеканка в технике высокого
орнамента «гречкой»,
выемчатая эмаль.

Удивительна история чайно-кофейного дорожного сервиза, заказанного в 1873 г. Андрею Михайловичу императрицей Марией Александровной для супруги американского посла в Гонконге. Когда Великий князь Алексей Александрович в 1872 г. приехал с визитом в Гонконг, леди Кеннеди радушно приняла сына императора на период его пребывания. Не известно, какие приключения претерпел сервиз, но в 1990 г. во время визита М. С. Горбачева в Италию, драгоценное произведение Постникова было подарено Итальянским миллионером и меценатом Марко Датрино президенту Советского союза. Теперь этот шедевр находится в музее Московского Кремля. Сервиз выполнен из серебра с рисунком и золочением в русском стиле. В него входят десять предметов: массивное блюдо с панорамой Кремля, сахарница, сливочник, чайник, кофейник, ложечка-ситечко, две чайные ложки, щипчики для сахара.

Дорожный сервиз 1873 г. Серебро, золочение, перламутр, чернь, канфарение, оброн
Дорожный сервиз
1873 г.
Серебро, золочение, перламутр,
чернь, канфарение, оброн.

Под заказ и для продаж в магазине производились сервизы, кубки, вазы, все виды столовых приборов и посуды, кабинетные принадлежности, часы, изящные настольные папки (бювары), альбомы, портсигары, скульптурные композиции, всевозможные церковные принадлежности, иконы. В изделиях сочеталась искусная серебряная скань, позолота и великолепные орнаменты. Также делались медали, наградные и форменные знаки отличия, пуговицы.

Ковш в псевдорусском стиле, 1877 г. Серебро, золочение, литье, гравировка
Ковш в псевдорусском стиле,
1877 г.
Серебро, золочение,
литье, гравировка.

Туалетный прибор, состоящий из двух флаконов, двух емкостей для пудры, шкатулки для гребня и зеркала в раме. 1870 г., Серебро, позолота, хрусталь, зеркало
Туалетный прибор,
состоящий из двух флаконов,
двух емкостей для пудры,
шкатулки для гребня и
зеркала в раме.
1870 г.,
Серебро, позолота, хрусталь, зеркало.

Ваза в форме ладьи. Начало 1880 годов. Хрусталь, серебро. Эскиз и серебряные части сделаны предприятием А. М. Постникова
Ваза в форме ладьи.
Начало 1880 годов.
Хрусталь, серебро.
Эскиз и серебряные части
сделаны предприятием А. М. Постникова.

Изделия для храмов

Предприятие Постникова создало немало драгоценных иконных окладов, предметов убранства церквей и храмов. Многие заказы были государственными, одним из таковых был сделан фирме в начале восьмидесятых годов на изготовление отдельных деталей для интерьера храма Христа Спасителя в Москве.

Общий вид храма Христа Спасителя в Москве 1881 г. и его интерьер в 1902 гhram-postnikov2.png
Общий вид храма
Христа Спасителя в Москве
1881 г. и его интерьер в 1902 г.

Для Благовещенского храма, одного из старейших в Москве, построенном в 1397 г., Постникову был сделан государственный заказ на проект с изготовлением большой бронзовой раки для размещения в ней 28 ковчегов с храмовыми святынями, оградительной решетки к ней и двух напольных подсвечников. Проект и эскизы, сделанные сыном фабриканта Дмитрием Андреевичем, который участвовал в планировании конструкций, предоставлены в 1891 г. на Высочайшее утверждение. В 1894 г. резные предметы в древнем русском стиле были переданы храму. Великолепно сработанной ракой, в форме каменной старорусской гробницы, можно полюбоваться сегодня, находится она в диаконнике собора. Вся ее поверхность покрыта чеканными рельефными узорами, в соответствии со стилистикой XVI века.

Рака Благовещенского храма 1894 г
Рака
Благовещенского
храма
1894 г.

С предприятием Постникова в 1894 г. было заключено при Высочайшем утверждении еще одно соглашение. Для воздвигнутого на Шаболовке храма Троицы Живоначальной, товариществом создавались предметы по эскизам и под личным наблюдением архитектора Чичагова. Из вызолоченной бронзы для храмовых икон были созданы 14 подсвечников, два для запрестольных икон, два паникадила с 50 свечами из посеребренной бронзы.

г. Москва, Шаболовка, Храм Живоначальной Троицы
г. Москва,
Шаболовка,
Храм
Живоначальной
Троицы

В 1894–1896 гг. Фабрика Постникова выполнила для киевского Владимирского собора наружные западные врата, паникадила, подсвечники, другие работы на общую сумму около 70 000 р. Этот храм известен самой монументальной работой Виктора Михайловича Васнецова. Над ней художник трудился свыше десяти лет, создав на 4 000 м ² пятнадцать потрясающей красоты композиций и тридцать обособленных образов.

1890 г. Владимирский собор в г. Киеве
1890 г.
Владимирский собор в г. Киеве.

Часть современного интерьера собора
Часть современного интерьера собора.

Памятники

Для церквей фабрика делала произведения как по заказанным эскизам, так и по собственным, либо для этого привлекались талантливые архитекторы и художники. Но памятники фирма Постникова создавала только по готовым проектам. Товариществом отливалось несколько памятников и бронзовых частей для них. Две работы созданы по замыслу и чертежам выдающегося русского скульптора, архитектора и живописца Владимира Осиповича Шевруда.

Статую известного русского полководца и героя Русско-турецкой войны Фёдора Фёдоровича Радецкого товарищество отливало для памятника, заказанного вдовой героя. В 1891 г. готовую статую по модели В. О. Шевруда и цепь для ограды доставили в Одессу. Там и был возведен монумент.

Памятник Федору Федоровичу Радецкому в г. Одессе
Памятник
Федору Федоровичу
Радецкому
в г. Одессе.

В 1895 г. в Казани состоялось торжество в честь открытия памятника Александру II. Проектом также руководил академик В.О. Шервуд, все бронзовые части, включая решетку, произведены фабрикой Постникова.

Памятник Александру II в г. Казани. 1990 г
Памятник Александру II
в г. Казани. 1990 г.

Клеймо Михаила Постникова

Клеймо Михайла Постникова с инициалами «МП» встречается до начала 1860 годов. С 1868 г. используется несколько вариантов клейма, которые до закрытия фабрики не менялись: инициалы «АП» в овале либо в квадрате, инициалы «А.П» изображенные через точку, заключенные в квадрат и «А.Постников» в длинном прямоугольнике.

kleyma-postnikov.jpg

kleyma-postnikov2.jpg

Галерея «Лермонтов» располагает некоторыми изделиями предприятия А. М. Постникова и продолжает подыскивать новые экземпляры для своих покупателей.


Свежие записи

Орест Федорович Курлюков (год рождения 1845) — имя одного из самых молодых ювелирных предпринимателей Москвы, который открыл самостоятельное производство на исходе XIX в., создав репутацию конкурентную престижнейшим фирмам России

Одним из выдающихся московских эмальеров был Клингерт Густав Густавович, потомственный ювелир из колонии немецких переселенцев. Его фабрика выпускала множество серебряных, в дальнейшем золотых изделий, но эмалевые работы особо поражают утонченностью и безупречным исполнением

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно