Антикварная площадка онлайн

Империя Фаберже

Великий триумф

1900 год. Пасхальные императорские яйца и копии царских регалий, представленные Фаберже в Париже на Всемирной выставке, покорили европейцев. Экспонаты выставлялись вне конкурса, поскольку глава фирмы был членом жюри. От французского правительства российский мастер получил звание Почетного Легиона и мэтра от парижской гильдии ювелиров. Поставщик Высочайшего Двора России, короля Швеции и Норвегии, обладатель нескольких золотых медалей, высочайших наград теперь получил признание Европы.

После этого, имея филиалы в Москве, Одессе, Киеве, он откроет в 1903 г. магазин в Лондоне, где на протяжении десяти лет изделий будет продано более 10 тысяч. Его фирма с 1906 г. станет единственной в Сиаме (Тайланд), а сам мэтр - придворным ювелиром и эмальером короля Сиамского. В 1910 г. маэстро станет придворным ювелиром в России, приняв звание от Николая II.

В том же году будет закончен четырехэтажный особняк на Большой Морской улице. Построенный всего за год он обойдется в полмиллиона рублей золотом. Отцовский дом стал мал для ведения бизнеса. Новое здание превратилось в центр фирмы. Первый этаж занял великолепный магазин. Он стал модным местом Петербурга. С четырех до пяти, после обеда, здесь собиралась питерская знать, чтобы посплетничать и обменяться новостями, сделав новые заказы.

Второй этаж и дворовые корпуса были заняты под мастерские с современнейшим техническим оборудованием. В это время здесь трудилось около 600 работников. Мастерские работали с семи утра и до одиннадцати вечера, даже по воскресеньям. Поток заказов был огромен и не иссякал. По скромным подсчетам, Фаберже, за время своей деятельности, создал около 120 тысяч уникальных ювелирных изделий ручной работы. Такое было под силу только массовым производствам.

Начало

В подвале улицы Большая Морская, на которой обитали питерские золотых и серебряных дел мастера, в 1842 г. открыл свою мастерскую и магазинчик Густав Петрович Фаберже. Он недавно переселился с женой из Перново (Пярну, Эстония), год назад закончив обучение и став ювелирных дел мастером. Спустя четыре года родился старший сын Петр-Карл, который за 45 лет управления фамильным предприятием станет одним из искуснейших мировых ювелиров и непревзойденным русским мастером.

Отцовское дело развивались удачно. Вскоре после открытия магазин занял сначала первый этаж здания, а затем семье стал принадлежать весь дом. Густав Петрович был состоятелен дать сыновьям Карлу и Агафону лучшее европейское ювелирное образование. Карл, как будущий преемник делопроизводства, окончил Дрезденскую торговую школу, Парижский коммерческий колледж и практиковался у лучшего немецкого ювелира Йозефа Фридмана.

Вернувшись домой, 24-летний Карл стал трудиться в семейной мастерской. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий. Основатель фирмы к этому времени удалился от дел, перебравшись в Дрезден, а делами управлял заведующий Зайончковский. С 1872 г. Карл в возрасте 26 лет возглавил дело отца.

Он оставался оценщиком и реставратором Эрмитажа, в хранилищах которого находилась коллекция керченских золотых украшений, найденная на крымских раскопках. Для ювелиров оставалась загадкой техника мастеров четвертого века до н. э. Не удавалось понять, как припаяны тонкая золотая нить и едва заметная мелкая зернь, чтобы при этом припоем не был залит декор. Эту загадку раскрыл Карл с Агафоном. Тайна скифских мастеров стала секретом фирмы Фаберже.

К московской выставке 1882 г. Петром-Карлом, его братом, лучшим мастером Эриком Коллином и несколькими работниками была создана точная копия ювелирных керченских изделий. Над шейным украшением этой коллекции 120 дней работали семь умельцев. Экспозиция копий скифского клада, до этого просто успешному дому Фаберже, принесла восхищение посетителей и жюри, золотую медаль, известность. На выставке присутствовал император с супругой, которых заворожили произведения реставратора Эрмитажа.

Но небывалый успех и внимание царского двора преподнесли предприятию Фаберже подарочные пасхальные яйца, что стали символом и особенностью фирмы.

История пасхальных яиц

Перед Пасхой 1885 г., пребывая с семьей в Гатчине, Александр III получил от своего брата письмо. В нем описывалось драгоценное яичко с сюрпризом, выставленное Фаберже на продажу. Цена была 4151 рубль, что равнялось приблизительно десятой части стоимости целого дома в центре Петербурга. Но богатых людей в России, готовых купить великолепную безделицу в канун Пасхи, хватало. Царь, поощрявший русских зодчих, велел тотчас приобрести искусную поделку для пасхального сувенира императрице Марии Федоровне. C 1885 г. Карл Густавович удостоился звания Поставщика Высочайшего Двора, что дозволяло на изделиях и вывесках магазинов ставить Российский герб. С тех пор Царский дом ежегодно с нетерпением ждал от искусника пасхальный сувенир с сюрпризом. Эту традицию после смерти Александра III продолжил Николай II, заказывая два подарка - для супруги и матери. Подарочные яйца Фаберже и их содержимое с каждым годом становились все изощреннее. А с 1900 г. сюрпризы стали заводными.

Первое яйцо, купленное императором, было исполнено ювелиром высочайшего уровня Михаилом Перхиным. Он имел право рядом с клеймом Фаберже ставить свое. В его мастерской, впоследствии, выполнялись все заказы на императорские пасхальные яйца, вплоть до смерти мастера. С 1903 г. его место занял Генрих Вигстрем, умелец такого же класса.

На протяжении тридцати лет Карл Густавович создал императорской семье свыше 50-ти подарочных яиц. Кроме них известно только о тринадцати изделиях того же уровня, на изготовление которых уходило по несколько месяцев. Десять яиц было изготовлено для богатейшей купчихи Базановой (Кельх в замужестве), которая, выехав из России до революции, вывезла в Париж все свои ювелирные изделия от Фаберже. По одному подобному произведению было изготовлено для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, одно заказал Альфред Нобель для своего племянника.

faberge.png

faberge1.png

faberge3.png
Одно из первых яиц-сюрпризов
К.Фаберже

faberge4.png

faberge5.png
Яйцо «Гатчинский дворец»
1901 г. Ювелир М. Перхин

Мастера и изделия

С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.

faberge6.png
Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем

Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.

faberge7.png
Золотая корзинка с ландышами
1901 год

faberge8.png

Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.

faberge10.png
Ковш. Витражная эмаль.
Ф.Рюккерт

По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.

Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.

faberge11.png

На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

faberge12.png

faberge13.png

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

faberge14.png

faberge15.png

В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.

Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.

Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.

Закат

В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений. Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице. Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.

Клейма Фаберже

Отличалась фирма великого мэтра многообразием клейм. Выделяются несколько вариантов оттисков. Это могла быть буква «К», инициалы «КФ», полная фамилия «ФАБЕРЖЕ», с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», инициал и фамилия с точкой между ними «К.ФАБЕРЖЕ». Каждое из этих клейм могло находиться на изделиях центрального петербургского отделения. Оттиск «Faberge» латиницей, ставился на изделиях для европейских заказчиков и для лондонского филиала.

Кроме тогО известно множество подлинных произведений от Фаберже без наличия всяческого клейма по причине хрупкости материала или слишком тонкой работы. Каменные резные фигурки животных, людей и драгоценные композиции растений далеко не всегда имели клеймение. Выбивая фирменный именник, имелся риск расколоть поделочный камень, из которого делались фигурки. Потому один из оттисков «ФАБЕРЖЕ», «КФ», «К», ставился на металлических деталях фигурок, если таковые имелись, но далеко не всегда. Чаще это было пробирное клеймо Петербурга и никогда не было изобилия оттисков и гербов. То же относится и к цветам. Детали часто бывали столь мелкими и тонкими, что не только клеймо, но инициалы ставить было негде.

С 1885 г. на изделиях стал появляться государственный герб. Но в петербургских изделиях он в основном ставился на работах для императорского двора, семьи монарха, заказах, поступивших через Кабинет его Величества, для именитых гостей, высоких чиновников, на государственных заказах таких, как ордена и монаршие регалии.

Выдающиеся мастера имели право рядом с фирменным клеймом ставить свой именник. Таких мастеров, в общей сложности, было около двадцати.

Часто на изделии стоял оттиск мастера без клейма фирмы. Пуансоны мастеров приходили в негодность, каждый новый имел мельчайшие, вовсе не заметные отличия от предыдущего. Но именно микроскопические особенности именников мастеров позволяют уточнить, в какой период сделано изделие, а порой и их подлинность.

В открывшемся московском отделении с 1887 г. на клейме кириллицей была вытеснена фамилия владельца с инициалом «К.ФАБЕРЖЕ», с точкой или без нее, но с обязательным двуглавым орлом. В отличие от центрального отделения, на изделиях московской фабрики мастера свои именники не оставляли.

В 1924 г. Фаберже Александр и Евгений с несколькими, эмигрировавшими мастерами фирмы, в Париже открыли фирму «Faberge et Cie». Реставрировались и продавались изделия отца, реализовывались работы по собственным эскизам, заказывались в других мастерских фигурки животных в традициях Фаберже. Группа проработала до середины пятидесятых годов, ставя оттиск «Faberge». Там же работал талантливый племянник Карла Фаберже, Федор Агафонович. Имея свой пуансон со старославянской буквой фита «ϴ», он ставил его и клеймо «ФАБЕРЖЕ» на свои изделия. Правда, предприимчивые антиквары, стирая именник Федора, продавали эти произведения, как работы К. Фаберже позднего периода.

faberge-kleyma.png

faberge-kleyma2.pngfaberge-kleyma3.png

Свежие записи

Количество подделок на рынке ювелирных изделий растет год от года. Как лучше разбираться в предлагаемом ассортименте, читайте в нашей статье.

Сложно привести пример ювелирной компании, которая развивалась так стремительно, как это происходило с Van Cleef & Arpels, и бизнес которой находился на непрерывном подъеме. Компания процветала даже в сокрушительные периоды мирового кризиса и годы войны

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно