Л.К Тиффани – тот редкий случай, когда имя дало названию стилю искусства, которой более сотни лет, испытывая взлеты и падения, удерживается на арене культуры.
Путешествуя по Франции в 1889 году, Тиффани посетил небольшой городок Нанси, где с успехом творил Эмиль Галле. Вдохновившись необычайно красивыми вазами французского стеклодела, Тиффани окончательно утвердился в необходимости иметь собственный завод с грамотными специалистами, которые позволят делать стекло, полностью удовлетворяющее требованиям художника.
Спустя всего четыре года, получив одобрение семьи, он покупает заводскую постройку и переоборудует ее в стекловаренное производство – Tiffany Glass and Decorating Company («Компания стекла и декорирования Тиффани»). Тиффани налаживает экспериментальное производство художественно-декоративного стекла. Конечно, основной упор был сделан на витражи, однако художник пробует изготавливать и предметы быта: лампы, абажуры, парфюмерные флаконы, вазы. Последние больше напоминают футуристические эксперименты, столь необычна техника исполнения.
Вазы Тиффани – это творческий союз дизайнеров, химиков, стеклодувов. В них запечатлена хрупкая красота природы, остановленные мгновения жизни. Знакомясь с произведениями художника, мы видим не предмет, а некий миг, увековеченный в стекле: бирюзовую рябь воды, плеск рыбешки, играющей в солнечных бликах, шепот распускающихся лепестков.
Ваза (1811–1912) выполнена методом, создающим иллюзию движения воды в маленьком пруду с кувшинками. Все это сделано из аквамаринового и цветного стекла. Технология была одной из последних, разработанных
Tiffany Studios. В другие подобные изделия были заключены рыбки, моллюски, водоросли, морские анемоны.
Ваза «Ипомеи» создана из пяти различных видов стекла и создает голографический эффект благодаря многослойному расположению цветного рисунка в прозрачной среде. На Парижской выставке 1914 года в салоне La Societe des Artistes Francais изделие получило первую премию. Предварительная оценка лота на аукционе Michaan составляла 80 000–120 000$.
Эта ваза выполнена в многослойной технике Millefiore (буквально «Тысяча цветов»), известной уже несколько веков. Также здесь хорошо прослеживается Streamer glass со стеклянными нитями, которыми выполнены трава и стебли. Начальная стоимость лота на аукционе Michaan составляла 80 000$.
Cameo — техника резьбы по стеклу, широко применялась в Европе. Тиффани поначалу неохотно использовал ее в изделиях, не желая подражать большинству стекольщиков. В 1898 г. на его производстве работает венский виртуозный гравер, но Cameo применяется все равно редко. Эта ваза представляет прекрасный образец цветовых растяжек.
Эта ваза — шедевр Tiffany Studios из коллекции музея сада Мацуэ, выставлялась в Галерее Ренвика Смитсоновского института (Вашингтон, округ Колумбия) и в Метрополитен музее искусств (Нью-Йорк). Начальная стоимость лота на аукционе Michaan: 250 000–350 000$.
Сосуд всего 8 см высотой из Favrile glass с креплением из золоченого серебра. Предмет находился среди личных вещей Зигфрида Бинга, эксклюзивного дистрибьютора Tiffany Studios в Европе. Из коллекции Такео Хориучи.
Ваза высотой 14 1/2 дюйма «Виноградная лоза» вмонтирована в крепление из стерлингового серебра Tiffany & Co.
Клейма на стекле
Примеры маркировок на выдувном стекле Tiffany Glass and Decorating Company и Tiffany Studios (1881–1928).