Семья Lalique
Изделия Lalique
Клейма Lalique
Его называли гением при жизни, таковым считают и сейчас. Художник, мастер, изобретатель, ювелир стиля модерн и производитель стекла эпохи ар-деко. Он запатентовал 16 изобретенных им технологий, произвел невероятное количество предметов, считающихся мировыми шедеврами, ввел новые нетрадиционные материалы и сюжеты в ювелирное дело. Ряд его изображений в стиле ар-нуво, были подхвачены в иллюстрациях, текстиле, интерьерном декоре. Свободный в действиях и вымыслах он не приспосабливался к мнению общества, а изменял его восприятие, вкус и устои согласно своим фантазиям.
Рене Жюль Лалик родился в семье виноторговца и портнихи, живших в провинции Шампань, местности, прославленной виноделием и бесконечными виноградниками.
В 1862 г., когда мальчику было два года, семья переехала в предместье Парижа. Дела отца, очевидно, были успешными, поскольку Рене первое образование получил в престижном лицее Тюго, где в 12 лет заработал свою первую награду по рисованию.
1876 – 1880
С 1876 года, после кончины отца, шестнадцатилетний Лалик поступил учеником к известному парижскому ювелиру Луису Ококу, у которого осваивал знания и навыки мастерства. Вечерами он ходил на занятия в школу декоративного искусства (Ecole des arts decoratifs). В 1878 г. Рене уезжает в Англию и обучается в колледже искусств Сиденхама (теперь часть Большого Лондона). Там юный Лалик совершенствуется в графике и дизайне, а также вырабатывает уникальный натуралистический стиль, который станет особенностью его ювелирных творений.
Вернувшись в Париж в 1880 году, двадцатилетний Лалик завершил свое образование, изучая скульптуру, керамику, искусство эмалей, глазурей и живописи по стеклу Бернара Палисси. В то же время он создает эскизы для обоев и тканей по заказу родственника его родителей, работает внештатным дизайнером для нескольких известных ювелирных фирм: Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron. Одновременно изготавливает ювелирные предметы для пополняющегося списка частных заказов.
1885 – 1900: ювелирный мастер
В 1885 г. он открыл свою первую студию на Гайон (Gaillon), в бывшей мастерской Жюля Дестапе. Именно в это время, обретя независимость, Лалик отходит от классической техники своих ранних работ и претворяет сюжеты, отвечающие стилю модерн, который только зарождался в Европе. Он начинает создавать женские украшения, где рядом с бриллиантами, в обрамлении цветного золота, эмалей появляются недорогие поделочные камни, слоновая кость, черепаховый панцирь, рог. Умело примененные, эти материалы лучшим образом передают фактуру растений и трехмерную перспективу за счет легких тональных переливов и богатства оттенков. Свободный в своем творчестве и фантазиях Лалик продолжает работать и для других ювелирных домов. Нагрудное украшение с изображением полета ласточек он создал для Boucheron именно в этот период. В 1887 году, Лалик перенес бизнес на Rue du Quatre-Septembre, недалеко от первой мастерской, а в следующем году зарегистрировал собственную марку «RL».
В 1889 г. на выставке в Парижском салоне дю Шан-де-Марс Лалик выставил коллекцию предметов, где в причудливой манере искусно переплелись драгоценные материалы с недорогими поделочными камнями, слоновой костью, черепаховым панцирем. Критики настроены были скептически. Но неординарная фантазия и виртуозное мастерство привлекли к художнику еще больше внимания, особенно людей творческих кругов.
Наконец, в 1890 г. на Рю Терезы в районе Opera Лалик приобрел для фирмы со штатом 20 человек, помещение под мастерскую и магазин. Год стал особым в творчестве мастера. С этого времени ювелир начал создавать сценические украшения для Сары Бернар, в большом количестве используя стекло. Великая актриса почитала и одновременно вдохновляла гениальность Рене.


Способность стекла ярко передавать цветовые нюансы, формы, объем завораживает, и Лалик начинает иногда включать его в драгоценных украшениях. До полного развития уникального стиля Lalique, когда стекло, с его фантастическими качествами станет неотъемлемым в изделиях, пройдет несколько лет.
В 1891 г. Рене изобрел и запатентовал «pâte de verre», что приблизительно переводится, как «стеклянная паста», уникальный способ для формирования стекла.
Ювелир изготавливает не только женские украшения, но экспериментирует с выражением формы именно для них. Насекомые и рептилии, придуманные для театральных украшений Бернар, присутствуют в других предметах. Наряду с прекрасными, словно живыми, цветами, в украшениях возникают изображения мха, корневищ, чертополоха, еловых лап, усеянных шишками, голых древесных ветвей.
В произведениях Рене появляются фигуры обнаженных женщин, которые были допустимы в живописи, скульптуре, интерьерном декоре, но ни в коем случае не в украшениях, предназначенных для женщин. Это было странно и неприлично. Изобретательность Лалика не принимала в расчет ни мнения критиков, ни общественных устоев. Как он сам говорил, стоит пробовать что-то новое и возмутительное, не игнорируя любые возможные идеи. Рассматривая гиперреалистичных насекомых и размер некоторых изделий мастера, невольно думаешь, что его вовсе не волновал вопрос, будет ли это вообще кто-нибудь носить. Он претворял неуемную фантазию в образы, неприемлемые ранее, заставляя публику с восторгом принимать каждый его шедевр. Все чаще художник использует приемы символизма, метаморфоз, мифологические сюжеты и персонажи. Многие украшения до сих пор заставляют задумываться над идеей и содержанием изображения. Прекрасные же линии нагих женских форм навсегда останутся во всех областях деятельности художника. Женщины и природа — так Лалик определит источник своего вдохновения, в 1925 году, дав интервью французскому искусствоведу Максимилиану Готье.
В 1895 г. Лалик вновь выставил свою коллекцию в художественном салоне du Champ-de-Mars, где впервые присутствовали украшения из рога. Собственно, рог, который использовал художник, был от индийских и южноамериканских буйволов и коров, поскольку имел более глубокие и разнообразные оттенки. Высочайшего мастерства ювелирные украшения больше напоминали живопись. Смелые, порой вызывающие сюжеты, необычайно тонкая, объемная, высокохудожественная работа, сочетание драгоценных и нетрадиционных материалов со стеклом вызвали восхищение посетителей. Критики отметили, что хоть предметы и прекрасны, но носить их можно на сцене, а не в повседневной жизни, чему доказательством служат украшения Бернар. Но публика решила иначе, популярность Лалика возрастает, ему подражают, а его неумолимый гений находится в постоянных поисках новых изобретений, приемов и техник. Он становится наиболее смелым и дерзким новатором в ювелирном искусстве рубежа XIX и XX веков. Продолжает работать для лучших ювелирных фирм и магазинов Парижа.
В 1897 г. Лалик получает первую премию за гребень для волос из рога и слоновой кости, выставленный в Парижском салоне. В том же году, после участия в Брюссельской Всемирной выставке, его награждают орденом Почетного Легиона. В этот период постоянным покупателем и поклонником Лалика становится богатейший магнат Галуст Саркис Гюльбенкян. У этого выдающегося человека было два основных пристрастия: нефть, источник его миллиардов и собирательство шедевров искусства. Бывало, что Гюльбенкян скупал целиком новую коллекцию ювелира, едва вышедшую в продажу. В Лиссабонском художественном музее, наследии предпринимателя, сегодня хранятся самые выдающиеся и красивые ювелирные творения Рене Лалик.
В 24 милях от Парижа, в местечке Clairefontaine Лалик владел кое-какой недвижимостью с хорошим участком земли. Эта красивейшая местность дала ему богатый материал для зарисовок природных объектов. Увлекшись в конце века фотографией, он делает в Clairefontaine много снимков, по которым создает эскизы, а затем украшения: пруд с лебедями, деревья в тумане, заснеженные ели. Лебедей Рене фотографировал часто, чтобы с максимальной точностью передать их грацию в движении.


фотографии Лалик воспроизвел
в дальнем плане подвески
«Зимний пейзаж» 1899-1900 гг.
Золото, укрывистая эмаль,
стекло, жемчуг.


в Clairefontaine и
его подвеска «Два лебедя»
1897-1899 гг.
Чеканка, золото,
эмаль укрывистая,
эмаль plique-a-jour,
бриллианты
1900: вершина ювелирного искусства
Наивысший триумф и всемирную славу художнику принесло участие в 1900 г. во Всемирной Парижской выставке. На рубеже столетий технические, политические, экономические аспекты стремительно меняли мир. Возникновение модерна обязано этим изменениям. Все, что производилось в тот период, классифицировалось, как ар-нуво. Парижская Всемирная выставка 1900 года, самая посещаемая и грандиозная в истории человечества, стала отображением и вершиной модерна. Посреди Парижа был выстроен целый город с улицами, павильонами, воссоздавшими разные уголки планеты. Сорок различных наций представляло свою продукцию и технологии. За время работы выставки, на протяжении семи месяцев, ее посетило около 48 миллионов людей.

Великолепный стенд Рене Лалика, который он сам проектировал, особо выделялся в павильоне ювелирных изделий. Ко времени выставки стиль и техника мастера утвердились и были выражены в полной мере. Витрину окружала решетка из выкованных бабочек-женщин, которые соединялись кончиками крылышек и образовывали ограждение.


Слоновий бивень, рог, недорогие камни, миниатюрные витражи цветного стекла, обрамленные в золото, эмаль в сочетании с бриллиантами и неправильной формы жемчугом, были сполна представлены в его экспозиции. Немыслимая виртуозность мастерства, утонченность и диковинные формы изделий произвели фурор и сенсацию. Среди гребней, тиар, корсажных и нашейных украшений находилась знаменитая огромная «Стрекоза» и петушок, держащий в клюве крупный желтый бриллиант. Лалик был признан ведущим художником-ювелиром, законодателем стандартов ар-нуво, новатором нового века. Кроме украшений, были выставлены другие изделия из серебра, бронзы и стекла, в том числе серебряный со стеклом кубок «Жуки-носороги». Этот предмет 15 октября 2015 г. Парижский аукционный дом Fauvre выставил для продажи с начальной ценой 40 000 € - € 60 000.

О Рене писала пресса, им восторгались, ему подрожали, он оказал влияние на живопись, иллюстрацию, дизайн и моду в одежде того времени. Стиль женской одежды 1900 г. был весьма консервативным, платья не допускали открытых частей тела, глухой воротник-стойка закрывал шею до самого подбородка. Многие украшения Лалика были созданы, чтобы подчеркнуть женственные линии обнаженной шеи, плеч, декольте. Желание носить эти шедевры, заставили модниц высшего света выходить за рамки принятого стандарта, увеличивая вырез платьев. Салоны модной одежды немедленно подхватили новую тенденцию, и женская мода начала века быстро изменилась: платья стали более открытыми, легкими, с обильной вышивкой и рисунком в стиле ар-нуво. Женские украшения по примеру Лалика изготавливались довольно крупного размера.
Успех на выставке создал огромный международный спрос на работы Рене, что способствовало его процветанию. Позиция Лалика, как величайшего ювелира современности, являлась бесспорной. Это дало ему еще больше свободы для экспериментов, и он постоянно изобретает нечто новое для создания дополнительных эффектов своих творений. Для удовлетворения потребительского спроса Лалик вынужден расширять производство. В 1902 г. на Cours La Reine он приобретает здание, где размещает новые цеха, выставочный зал и жилые помещения. Свои опыты со стеклом при помощи четырех работников он продолжал в Clairefontaine, где находилась стекольная мастерская. Здесь Рене работал около десяти лет.
1907-1912: переход к стеклу
В 1905 г. Лалик открывает розничный магазин на Вандомской площади №24 рядом с парфюмерным заведением Франсуа Коти. А в 1907 г. начинается выпуск фирмой Легра ярлыков и парфюмерных флаконов, разработанных Лалик для успешного бизнеса Коти. В 1909 году, Лалик получил патент на новый способ формирования стеклянных бутылок, графинов и ваз. Новая методика оказалась наиболее полезной для парфюмерных емкостей. Тогда же Рене арендует стекольный завод в маленьком городке Комбс-ла-Виль, который через год выкупает и вводит механизированное производство изделий. Рене создает парфюмерные флаконы и пудреницы для продажи в своем магазине, а также знаковые бутылочек под отдельные ароматы таких знаменитых парфюмеров, как Coty, Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. Разрабатывая элегантный дизайн, Лалик выпускает стаканы, некоторую посуду, аксессуары для туалетного столика и другое.

1911 г. Оттиск по стеклу,
кислотное травление,
патинирование.
Лалик решил выставлять все стеклянные изделия в его демонстрационном зале на Вандомской Площади. В декабре 1912 г. он организовал открытие экспозиции своей коллекции, для чего разработал и разослал медальоны темно-зеленого стекла в качестве приглашений. Поскольку дело было под Рождество, то на одной стороне медальона находился рельеф омелы, а на другой надпись: «Приглашение на выставку стекла Р. Лалика в декабре 1912 года, 24 Площадь Вандом, Париж».

В итоге Рене обнаружил, что стекло было его любимым сырьем, таящим наибольший потенциал для выражения художественных фантазий. Увлеченность свойствами материала была настолько велика, что между 1909 и 1912 годами Лалик полностью прекращает создавать украшения и начинает новую карьеру стеклодела. Возможно, он дошел до приделов ювелирного искусства, и его увлекла новая идея. Рене весьма вовремя обратился к стеклу, чтобы избежать смерти стиля модерн. Пришло время новых направлений модернизма и сюрреализма. Многие художники и производственники легко приняли свежие веяния, другие не смогли приспособиться. Рене подобное не беспокоило, он следовал только одному направлению — стилю Lalique, добившись не меньшего успеха в стеклоделии, чем в мастерстве ювелира.
1913 – 1925: мастер стекла
В 1913 г. Лалик нанял скульптора Мориса Бергелина для управления выделки стекла по технологии «жидкого воска». Этот способ Рене изначально изобрел для металлоформ своих драгоценностей. В 1914 году, с помощью Бергелина, Лалик подает заявку, а в 1915 г. получает патент на технологию «жидкого воска» для изготовления стекла. Свое стекольное предприятие Лалик закрыл в начале Первой мировой войны и вновь начал работу в 1918 г.
В Эльзасе (восток Франции), с 1919 г. началось строительство стекольной фабрики в Винжан-Сюр-Модер (Wingen-sur-Moder). Планы предприятия Лалик изложил в середине 1920 годов, дав интервью репортерам. Рене сообщил, что благодаря новой линии, он хочет производить много различных конструкций, снизив стоимость изделий, не уменьшая при этом их артистических достоинств. Он хотел, чтобы предметами художественного стекла мог обладать любой. На Комбс-ла-Виль, кроме парфюмерных флаконов, Лалик производит вазы, кувшины, графины, подсвечники, светильники, посуду, религиозные предметы, часы и многое другое. Большую часть, увеличившегося ассортимента, Рене перенес на открывшуюся в 1921 г. фабрику в Винжан-Сюр-Модер. На этом заводе использовался более эффективный метод изготовления, известный как прессование стекла и механизированный процесс производства. Вместе с тем Лалик изготавливает уникальные предметы с применением ручной резьбы, полировки, эмали, глазури, патины (его собственной технологии, которая остается секретом по сей день).

Wingen-сюр-Модер
в 1924 г.

стекла в студии
Эльзасского завода.
1923 г.
В конце 1920-х годов Лалик начинает изготовление талисманов для капотов машин. Всего было 29 конструкций для автомобилей Hispano Suiza, Isotta Fraschini, Bugatti, Bentley и других. Все талисманы делались из высококачественного стекла и устанавливались в специальные металлические крепления с вмонтированной подсветкой.
1925 год: новая выставка и еще одна слава
В 1925 году со всего мира съезжались в Париж участники и гости Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. В дополнение к строительству своего павильона, Лалик создал 40-футовой высоты стеклянный фонтан «Les Sources De France» с подсветкой. Его украшали 13 больших стеклянных статуэток, стилизованных женских фигур древнегреческой мифологии. Стенд Лалик представлял много изделий, в том числе его знаменитых ваз, сделанных в технике жидкого воска. Экспозиция принесла Рене славу художника-стеклодела, не меньшую, чем ювелира.

Интерьерное и архитектурное стекло (1926-1945)
Стеклом в интерьерном и архитектурном дизайне Лалик увлекся с 1902 г., когда оформлял стеклянными дверными панелями свой выставочный зал на Cours La Reine. Еловые лапы с шишками на стекле повторяли рельефное изображение на фасаде.
Стеклянный декор входных дверей в салон Лалика на Cours La Reine 1902 г.
Лалик создал немало дверей, декорированных стеклом. В ноябре 2011 года выставленный на аукционе дверной набор, достиг мирового ценового рекорда для одного пункта Р. Лалик и составил € 1,750,000!
В 1911 году Рене создает знаменитые окна для здания Coty на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Лалик реализует проекты интерьеров для крупнейших французских лайнеров: «Париж» в 1929 году, «Иль де-Франс» в 1927 г. и «Нормандия» в 1935 г.
После выставки 1925 г., Рене создал еще много фонтанов для выставок, интерьеров, частных и муниципальных заказов. Самый знаменитый из этих фонтанов был установлен на Елисейских Полях в Париже, но позже был демонтирован из-за дороговизны обслуживания. Самый дорогой фонтан был куплен с аукциона в ноябре 1991 г. Девидом Вайнштеном за $ 1,100,000.
Фонтан Рене Лалика на Елисейских Полях в Париже, установленный в 1936. Снято в 1958 году Роджером Шаля
Рене разработал множество архитектурных компонентов для здания Oviatt в Лос-Анджелесе, куда через панамский канал было доставлено 30 тонн изделий, в том числе панелей и вставок желтого архитектурного стекла.

В 1927–1928 годах он создает стеклянный декор вагона-ресторана и некоторых других вагонов для Blue Train («Голубой экспресс») по заказу компании Orient Express.
Один из вагонов «Голубого экспресса» со стеклянным декором Лалик

для Blue Train
В 1929 году Лалик сделал стеклянное оформление для знаменитого Peace Hotel в Шанхае. А в 1932 году создал большое пескоструйное панно для мужского универмага Wanamaker в Филадельфии.

С начала 1930-х годов Рене Лалик работает над проектами для нескольких церквей. Самый крупный заказ был от леди Трент для церкви Святого Матфея в Милбруке штат Нью-Джерси. Работа продлилась до 1934 г. В стиле ар-деко были выполнены: алтарный крест, запрестольный образ, стол для причастия, оконные и дверные панели, несколько экранов, столбы, ангельские фигуры, и шрифт для надписей.

в Дувр-ла-Деливранд,
украшенный Рене Лаликом
в 1931 году.
В Токио член императорской фамилии князь Асака, после пребывания в Европе, возводил новый дворец в стиле ар-деко с невиданной роскошью и размахом (дворец стал национальным музеем, японцы называют его «асакоманией»). По заказу князя Лалик сделал двери, люстры, оконные вставки, другие интерьерные украшения для императорского дворца. Это далеко не полный перечень архитекторских проектов дизайнера, а только самая знаменитая их часть.
Входная дверь в императорский дворец, выполненная Лаликом

окон первого этажа
дворца по заказу Асака
С началом Великой депрессии 1930-х годов спрос на международном рынке предметов роскоши снизился. Завод в Комбс-ла-Виль проработал до 1937 г., но мировой кризис заставил Рене закрыть его. В начале Второй мировой войны закрылся и завод в Вингене. Рене Лалик умер в 85 лет за день до объявления победы союзниками. Вингенский завод был открыт в тот же год Марком Лалик, что позволило выжить компании, поддерживая традиции великого маэстро, по сей день.
Семья Лалика
В 1887 году Рене женится на Мари-Луи Ламбера, своей первой супруге. У пары в1888 г. родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 г. Брак распался довольно скоро, но юридический разрыв состоялся в 1893 году, по некоторым данным, развод тянулся до 1898 года. Находясь в первом браке, Лалик сблизился с Августиной-Алисой, другом Родена и дочерью скульптора Огюста Ледрю. Эта женщина станет музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии. Союз подарит паре двух прекрасных талантливых детей: в 1892 году Сюзанну, а в 1900 Марка. Юридически брак будет зарегистрирован лишь в 1902 году и продлится до смерти Алисии в 1909.

Августина-Алиса Ледрю
Во время пребывания в Лондоне 1904-1905 гг., у Лалика разыгрался бурный роман со встреченной там француженкой. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как «Поцелуй», на обратной стороне которой находится памятная надпись: «Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!». В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль. В 1960 году брошь матери г-н Мениль передал музею декоративного искусства в Париже.

В середине 1920 годов у Рене Лалик были продолжительные отношения с Мари Анере, которая родила ему двух детей: в 1925 сына Жана Раймона (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанну Жоржетту в 1927 году. Всего у Лалик было шестеро детей.
Преемники
На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не успела отдохнуть. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень престижа семейной фирмы.

Рене постоянно прибегал к творческим советам своей дочери Сюзанны. С 1910 года она начнет создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора. Также она приложила свой талант в области текстиля и живописи. Создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей лучших театров Франции. Среди ее друзей были Поль Моран и Жироду.

Марк окончил школу декоративного искусства в Париже, затем сотрудничал с отцом. После смерти Рене стал во главе семейного бизнеса. Модернизировал завод в Wingen, в итоге отказался от производства стекла в пользу хрусталя, применив к нему некоторые технологии отца.

Продолжая работу отца и деда с 1977 г. Мари-Клод, была сама отличным мастером-стекольщиком, знающим с детства весь процесс. Она возобновила традицию ювелирного дизайна и разработала фирменный аромат «Lalique de Lalique» в 1992 г.

В 2008 г. фирму приобрел швейцарский концерн Art & Fragran под руководством Сильвио Денз.
В июле 2011 года открыт музей Рене Лалик в Wingen-sur-Moder.
Изделия Лалик
Украшения
Колье «Лесной пейзаж у озера», первый предмет, приобретенный Гюльбенкяном для своей коллекции в 1899 г. Изделие было выставлено на Всемирной выставке в 1900 году. Колье состоит из трех частей, скрепленных шарнирами. Деревья выполнены в золоте, плющ — эмаль, озеро — радужные опалы, изделие обогащено серией небольших бриллиантов. Размер: 5 х 12.5 см
Колье «Кошки», пожалуй, одно из самых элегантных произведений художника, приобретенных Гульбенкяном. Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие цвета, изделие представляет собой по-настоящему потрясающее сочетание уникальной техники и высшего мастерства. Колье состоит из связанных золотой сеткой ряда небольших квадратов горного хрусталя с выгравированными изображениями кошек и листвы. Мельчайшие шарниры скрыты под мелкими бриллиантами, а верх и низ колье обрамлен золотой каймой, покрытой белой эмалью. Создано в 1906–1908 гг., приобретено Гульбенкяном в 1920 г. Размеры: 5.4 х 33.8 см.
Нагрудная подвеска «Змеи» является одной из парадигм производства Рене не только для этого украшения. Рептилии были темой, повторенной Лалик многократно в украшениях, стекле, бронзе.
Золотая с эмалью подвеска состоит из девяти атакующих змей, переплетенных в узел. Украшение было в комплекте с жемчужными нитями, которые цеплялись в открытые змеиные пасти. Именно в таком виде украшение было представлено на выставке в 1900 г. Местонахождение жемчужной части неизвестно. Изготовлена подвеска и приобретена Гюльбенкяном в 1908 году. Размеры: 21 х 14,3 см.
Моделями для диадемы «Орхидея» послужили два цветка, которые переплелись в единую композицию: один из рога, другой из слоновьей кости. В центре последнего появляется маленькая капля из топаза. Вся композиция крепится золотым шарниром на трезубом гребне из рога. Создана в 1903–1904 гг., размеры: 18 х 16 см.
Колье «Орлы и сосны» создано в 1899-1901 гг. из золота с зеленой и синей эмалью, в середине — кабошон из опала.
Нагрудное украшение «Dragonfly» (стрекоза), без сомнения, одно из самых зрелищных, прекрасных и одновременно ужасных драгоценностей, когда-либо созданных Рене Лалик. Брошь была представлена с огромным успехом на Всемирной выставке в 1900 году, содержит золото, эмаль, хризопраз, халцедон, лунные камни, бриллианты. Женский бюст сделан из хризопраза, прическа женщины, в виде двух жуков, создана из красного золота с эмалью. Для крыльев делались прорези в тонкой золотой пластине, затем вставлялась тончайшая опаловая эмаль. Чтобы большой размер украшения (23 х 26,5 см) не мешал движениям того, кто будет его носить, крылья крепились на крохотных шарнирах, что делало их подвижными.
В нагрудном украшении «Павлин» перья птицы сформированы эмалью от белого цвета с постепенным переходом до зеленого и синего. Опалы и бриллианты завершают композицию. Павлин, наиболее выражает дух модерна, является постоянной темой в работах Лалик. Предмет изготовлен в 1898-1900 гг., Приобретен Гюльбенкянам 11 мая 1900 г. Размер: 9.2 х 19 см.
Парфюмерные флаконы
Намного больше коллекционерам повезло с бутылочками для духов. На аукционах они встречаются значительно чаще. Каждая модель флакона могла выполняться в разных цветовых вариантах. Количество выпущенных единиц, вариант дизайна, для какого аромата и по чьему заказу произведена емкость, технология обработки стекла, все это влияет на цену лота.










Автомобильные талисманы
Первый Лалик-талисман был введен в эксплуатацию компанией Citroen в 1925 году «Пять лошадей» для модели 5CV, затем последовали остальные. Все талисманы делались в основном из прозрачного стекла с матовой отделкой, но имели варианты различной степени тонирования: под аметист розовых оттенков, под коричневый топаз, фиолетовое, синее, янтарное, серое, а также опалесцирующее стекло с переходом от синего к молочно-белому тону. Иногда окрашивание было добавлено для контрастности отдельных линий. Желтая опалесценция, с рубиновым топазом в центральном ядре, была использована для малого петуха.
Лучший дизайн для освещения у «Большой стрекозы». Очень редкий талисман — «Лиса», его сохранилось несколько экземпляров. Самый известный и крупный — «Дух Ветра», установленный на Minerva, впервые использован в 1928 на Парижском автосалоне. «Голова орла» — самый печально известный талисман, поскольку часто устанавливался на автомобили нацистских офицеров. Некоммерческая модель Greyhound («Борзая») первоначально разработан для автомобилей принца Уэльского и выглядел иначе. Это самый редкий из всех талисманов Lalique. Известны два экземпляра, один из них сильно поврежден.


Более дорогие талисманы изготавливались в меньшем количестве и сегодня встречаются редко, такие, как: «Лиса», «Сова», «Гвинейская курица», «Эпсом», «Комета», «Голова павлина» и «Голова барана». В больших количествах покупались и являются наиболее распространенными: «Сокол», «Кабан», «Святой Кристофер» и «Малый петух». Некоторые талисманы производились, как пресс-папье, к примеру «Петух». После войны фирма LALIQUE стала выпускать семь моделей пресс-папье, которые первоначально были задуманы, как автомобильные талисманы: «Хрисида», «Голова орла», «Малый петух», «Кабан», «Окунь», «Святой Кристофер», и «Голова петуха».
30 талисманов






Монтажные крепления для установки и подсветки талисманов
Вазы
Пожалуй, вазы стали наиболее заметной работой Лалика XX в. Первые пробы он начал проводить уже 1898 г., когда в металлические формы выдувал стекло, производя кубки и чаши, где стеклянная емкость находилась внутри металлической.
В коллекции Музея декоративного искусства в Париже хранится коллекция первых уникальных ваз Лалика 1909 года, выпущенных в единичных экземплярах. А также модели 1910–1912 гг., которые имеют не более нескольких копий. Наибольшая коллекция стекла Lalique хранится в Corning Museum of Glass.
За тридцать лет, начиная с 1911 г., фирмой выпущено множество конструкций ваз, которые переходили от природных форм модерна к ар-деко и геометрическим конструкциям 1920 годов. Копии производились фирмой и после смерти основателя. Большинство моделей выполнялись разнообразных цветов и оформлений так, что каждый экземпляр кажется неповторимым.
Модель «Лучники» 1921 г., имеет более десятка вариантов цвета и типа стекла, цена экземпляров колеблется от € 2000 до € 5000.
Armorique 1927 г. Ваза в форме артишока из серого прозрачного стекла с патиной. Различных вариантов известно мало: флюоресцентное и матированное стекло. На аукционе Кристис экземпляр выставлен за £ 2500 - £ 3000.
Alicante 1927 г., с изображением трех пар попугаев, была выпущена в нескольких вариациях, модель применялась также для производства ламп. Стоимость изделий колеблется от €2500 до € 8500.
Acanthes (вид растения с колючими листьями) 1921 г. Также выпускался в нескольких цветах. Acanthes желтого янтаря с листьями, флюоресцентного стекла, выставлена за £ 15,000 – £ 20,000. Красного стекла ваза с белым налетом патины обойдется в £ 10,00 – £ 15,000. Голубой сосуд из прозрачного стекла с матовыми листьями аканта можно найти за € 7500 – € 8000.
Тема «Вакханки» неоднократно использовалась Лалик в изделиях. Ваза, выпущенная впервые в 1927 г., производилась много лет и повторяется во множестве вариаций. Цена экземпляров колеблется от нескольких сотен долларов до 20 000 £.
Наиболее привлекательный и дорогой (£ 2000 - £ 3000) вариант вазы модели Лошади 1930 г., выполнен из матового стекла с патиной. Однотонные варианты матового, флюоресцентного, прозрачного стекла нередко встречаются за несколько сотен евро.
Courges 1914 г. Выполнена с рельефными линиями по контуру тыкв и побегов с десятком различных вариантов. Матового серого стекла с патиной экземпляр стоит € 2000 - € 3000. Ваза лиловых оттенков матового стекла выставлена на аукционе за £ 6000 - £ 8000. Можно встретить варианты прозрачного цветного стекла до 1000 €.
Средняя цена «Данаид» 1926 г. приблизительно 4000 £. На фотографиях: матированное с патиной стекло на полированной базе и полированным ободом; матовое стекло с эффектом сепии; опаловое стекло.
Dryades 1937 г., в форме колокола, достаточно дорогая модель, возможная стоимость на аукционах £ 8000 – £ 12000.
«Аваллон» 1927 г., очаровательная модель, выполненная из матового и прозрачного стекла, с изображением птиц среди виноградных лоз. Цветовой диапазон невероятно богат, в некоторых вариантах применено патинирование. Цена колеблется от сотен долларов до нескольких тысяч фунтов.
Courlis 1931 г., с изображением полета уток представлена не во многих вариантах (всего близко четырех) стоимость модели от 3000 до 7500 евро.
Основание вазы Aigles 1938 г., удерживают стилизованные орлы. Модель встречается нечасто, некоторые разновидности декора крайне редки. Наименьшая стоимость: 10 000 £.
«Змея» 1024 г. одна из самых востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, цена колеблется в пределах 12000 – 58000 $.
Клейма Lalique
Точно по годам сложно проследить изменения подписей. Часто с появлением нового клейма, продолжают ставиться предыдущие. Незначительных различий вообще множество. Особенно различия прослеживаются на стекле.
До 1914 года:
После Первой мировой войны Лалик создает аббревиатуру VDA, что значит, стекло Эльзас.
До 1925 – 1926 года
На посуде в подписях «R» часто отсутствовала.
1925 – 1045 гг.
После 1925 года ставилась гравированная подпись, которая могла проходить по кругу. После 1926 к тому же клейму часто прибавлялось число, которое обозначало номер в каталоге Lalique.
С 1926 года появилось новое трафаретное клеймо:
Что касается клейм на талисманах, то на большинстве таких изделий четко обозначено «R. LALIQUE», при помощи формовки, травления либо с пескоструйной обработкой. Послевоенные автомобильные талисманы Lalique делались с таким клеймом: пескоструйная надпись «LALIQUE», иногда «LALIQUE FRANCE» по матовому стеклу базы.
Relief Moulded
Intaglio Moulded