Известные граверы России
Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов
История русской гравюры
В XVI-ом веке Иван Грозный велел обустроить в Российском царстве типографию и размножать важные книги с целью упрочения государственной цензуры, развития торговли и ремесел. Одновременно с книгопечатанием появились и первые гравюры, которые в то время использовались только для иллюстрации книг, а не как самостоятельный вид искусства. Лучшие граверы переезжали в Москву и трудились в Оружейной палате Московского Кремля.
Новый виток в развитии граверного дела в России произошел в эпоху царствования Петра I. Талантливый правитель осознал огромный потенциал гравюры с точки зрения просвещения и велел гравировщикам всячески прославлять в гравюрах достижения России, а также перейти с отвлеченных образов на объекты повседневной жизни. Одновременно с этим Петр I пригласил в страну опытных голландских гравировщиков, которые положили начало образованию школы русских граверов.
Граверы обязаны были гравировать карты, чертежи, посещать места сражений и на основе пережитых событий делать гравюры. Именно в этот период гравюру стали использовать не только для популяризации картин и размножения книг, но и как отдельный вид искусства. Новое направление способствовало и развитию коллекционирования оригинальных эстампов (оттисков с печатной формы).
После смерти Петра I гравировальное ремесло перенесли в Академию наук в гравировальный департамент, где зародилась новая школа русских граверов. Но уже с середины восемнадцатого века, когда была открыта Академия художеств, центром художественной гравюры стал ее гравюрный класс. С этого времени граверы Академии наук занимались только научными изданиями.
На указанное время приходится пик развития русской гравюры. С середины XVIII века большой популярностью стали пользоваться гравюры с видами городов, особенно Санкт-Петербурга.
Параллельно с этим в России начали применять разнообразные виды гравюр. Если до восемнадцатого века преобладала резцовая гравюра, то во второй его половине граверы все чаще прибегали к офорту. Постепенно началось использование различных вариаций офорта, появились другие механические способы создания гравюры, которые в начале ХIХ века начали массово вытесняться изобретенной литографией.
Появление литографии породило множество вариантов плоской печати. Интерес к глубокой печати начал угасать. С развитием фотомеханики репродукционные гравюры все более уходили в прошлое, зато оригинальные гравюры ценились высоко. В конце XIX — начале XX веков интерес к гравюре вырос вновь, особенно с изобретением новых приемов гравировки.
Известные граверы России
Первыми значительными граверами в России были братья Зубовы. Старший Алексей и Младший Иван учились вначале резьбе по металлу в Оружейной палате, а затем гравировке у приглашенных Петром I голландцев. Иван работал в резцовой технике, а Алексей кроме резца предпочитал технику офорта.
Братья Зубовы стали первыми, кто превращал документы вроде чертежей и карт в художественные произведения, выдерживая при этом их точность. Одновременно с этим Алексей стал одним из первых граверов, кто создавал гравюры с видами Санкт-Петербурга. Хотя первые виды принадлежат приглашенному царем голландцу П. Пикарту, Зубов создал более детальную и масштабную панораму города. Позже появился отдельный жанр с изображениями видов городов и гравировальный класс Академии художеств, создавший серию гравюр с видами дворцовых районов Санкт-Петербурга и его пригорода.
Большой вклад в развитие видового жанра внесли также русские граверы М.И. Махаев, Я.В. Васильев и Г.А. Качалов, работающие в гравировальном департаменте Академии наук. В частности, они создали гравюры для «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Работа велась под управлением талантливого гравера И.В. Соколова на основе рисунков М.И. Махаева в группе с граверами Е.Г. Виноградовым, И.П. Еляковым, Е.Т. Внуковым и другими. Проспекты Петербурга этих мастеров не были столь детализированными, как у Зубова, но были хороши в общей композиционной построенности.
С открытием в 1799 году в Академии художеств класса ландшафтной гравюры в России появилась целая плеяда прекрасных граверов городских пейзажей. Это С.Ф. Галактионов, братья Иван и Козьма Ческие, А.Г. Ухтомский и многие другие. Они не только переводили пейзажи живописца Семена Щедрина с видами пригородного Петербурга, но и достигали более живописных образов, нежели сам художник.
Из портретистов отметим одного из самых выдающихся граверов девятнадцатого века Ф.И. Иордана, гениального гравера В.В. Матэ, руководителя гравировального класса Академии Художеств Е.П. Чемесова и многих других.
В XIX веке война с Наполеоном привела к росту патриотизма российских граверов. Многие из них путешествовали по старым российским городам и затем отражали свой опыт в видовых гравюрах. Среди них были А.Е. Мартынов, С.Ф. Галактионов, К.П. Бегров и другие опытные мастера своего дела. С 1820-х годов стали популярными литографии с видами разных российских городов. Помимо Санкт-Петербурга граверы обратили свой взор на Москву, Нижний Новгород, Владимир, Казань и многие другие города.
Большой вклад в развитие русского гравировального искусства внесли и те граверы, которые осваивали узкие направления. Так, Л.А. Серяков проявил большой талант в ксилографии, Я.К. Афанасьев первым в России освоил технику гравюры на стали, А.Ф. Зубов был хорош в черной манере и т.д.
Помимо русских мастеров виды контрастного Петербурга притягивали и иностранных граверов. Одни из них были покорены Петербургом при его первом же посещении и даже оставались здесь жить навсегда. Например, это был Бенжамен Патерсен, создавший около сотни гравюр с видами города (хранятся в Государственном Эрмитаже и музее Пушкина).
Другие приезжали в Россию по приглашению и работали в Гравировальной палате Академии наук. Среди них, например, О. Эллигер, П. Пикарт, А. Шхонебек, П. Шенк и другие. Так, на русских граверов заметное влияние оказал барочный стиль работы голландца Адриана Шхонебека, ставшего учителем для многих русских граверов, включая и братьев Зубовых.
Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов
Гравюры представляют собой желанные объекты для коллекционирования. И хотя они не уходят за десятки миллионов долларов, как картины известных художников, все же на аукционах к ним традиционно проявляют интерес, а цена шедевров гравюры может превышать несколько миллионов долларов. Приведем в пример уходы гравюр иностранных и русских мастеров.
Так, из работ крупнейшего в Европе мастера ксилографии Альбрехта Дюрера три гравюры ушли 29 января 2013 года с аукциона Christie`s по цене, превышающей полмиллиона долларов. Это картины «Адам и Ева» (продана за 662 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов), «Сент-Юстас» (продана за 722 тыс. долларов), «Носорог» (продана за 866 тыс. долларов при эстимейте 100-150 тыс. долларов).
Гравюры виртуозного художника Пабло Пикассо уходили за еще большую цену. Среди самых дорогих назовем гравюры «Минотавромахия» и «Плачущая женщина».
Первая из них относится к числу наиболее значимых графических работ XX века и главным достижением Пикассо в области печати. Она была создана в 1935 году и попала на аукцион Sotheby`s в ноябре 2014 года. При эстимейте 2-3 млн долларов ее продали за 2,4 млн долларов.
Гравюра «Плачущая женщина» также относится к числу выдающихся графических работ прошлого столетия. Она была продана на торгах Sotheby`s в феврале 2014 года и установила рекорд для гравюр. При эстимейте 1,2 млн-1,8 млн фунтов стерлингов гравюра ушла за 3,2 млн фунтов (5,2 млн долларов по курсу того года).
Отметим, что многие русские художники также занимались гравюрой. Сегодня эти работы представляют большую ценность и периодически появляются на крупных аукционах. Среди них, например, графические работы Ивана Шишкина, считающегося одним из лидеров по ликвидности на российском рынке аукционов. При этом большая часть его проданных работ — это офорты, в исполнении которых он достиг высокого мастерства.
Одной из причин ликвидности считается доступность с точки зрения цены, так как приобрести отдельные листы Шишкина по силам практически любому коллекционеру. Например, наиболее дорогой его офорт «На реке после дождя» ушел с молотка «Кабинета» за 100 тыс. рублей, а другие офорты уходили за меньшие суммы.
Регулярно уходят и коллекции гравюр. Например, в 2007 году на аукционе Christie`s продали альбом «Шесть гравюр» Л.С. Поповой. При эстимейте 40-60 тыс. фунтов стерлингов работа ушла за 228 тыс. фунтов.
Детальнее познакомиться с разными приемами создания гравюр вы можете в статье «Техники гравюры с примерами работ».