Антикварная площадка онлайн

Гравюра Российской империи: история, граверы, продажи

История русской гравюры
Известные граверы России
Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов

История русской гравюры

В XVI-ом веке Иван Грозный велел обустроить в Российском царстве типографию и размножать важные книги с целью упрочения государственной цензуры, развития торговли и ремесел. Одновременно с книгопечатанием появились и первые гравюры, которые в то время использовались только для иллюстрации книг, а не как самостоятельный вид искусства. Лучшие граверы переезжали в Москву и трудились в Оружейной палате Московского Кремля.

С голландской гравюры «Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии».
С голландской гравюры «Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии».

Новый виток в развитии граверного дела в России произошел в эпоху царствования Петра I. Талантливый правитель осознал огромный потенциал гравюры с точки зрения просвещения и велел гравировщикам всячески прославлять в гравюрах достижения России, а также перейти с отвлеченных образов на объекты повседневной жизни. Одновременно с этим Петр I пригласил в страну опытных голландских гравировщиков, которые положили начало образованию школы русских граверов.

Граверы обязаны были гравировать карты, чертежи, посещать места сражений и на основе пережитых событий делать гравюры. Именно в этот период гравюру стали использовать не только для популяризации картин и размножения книг, но и как отдельный вид искусства. Новое направление способствовало и развитию коллекционирования оригинальных эстампов (оттисков с печатной формы).

П. Пикарт. «Врата триумфальные при дворе его светлости князя Меншикова». Офорт, резец. 1710 г.
П. Пикарт. «Врата триумфальные при дворе его светлости князя Меншикова». Офорт, резец. 1710 г.

После смерти Петра I гравировальное ремесло перенесли в Академию наук в гравировальный департамент, где зародилась новая школа русских граверов. Но уже с середины восемнадцатого века, когда была открыта Академия художеств, центром художественной гравюры стал ее гравюрный класс. С этого времени граверы Академии наук занимались только научными изданиями.

На указанное время приходится пик развития русской гравюры. С середины XVIII века большой популярностью стали пользоваться гравюры с видами городов, особенно Санкт-Петербурга.

А. Леметр. Гравюра на стали «Вид на Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге». 1838 г.
А. Леметр. Гравюра на стали «Вид на Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге». 1838 г.

Параллельно с этим в России начали применять разнообразные виды гравюр. Если до восемнадцатого века преобладала резцовая гравюра, то во второй его половине граверы все чаще прибегали к офорту. Постепенно началось использование различных вариаций офорта, появились другие механические способы создания гравюры, которые в начале ХIХ века начали массово вытесняться изобретенной литографией.

Появление литографии породило множество вариантов плоской печати. Интерес к глубокой печати начал угасать. С развитием фотомеханики репродукционные гравюры все более уходили в прошлое, зато оригинальные гравюры ценились высоко. В конце XIX — начале XX веков интерес к гравюре вырос вновь, особенно с изобретением новых приемов гравировки.

Известные граверы России

Первыми значительными граверами в России были братья Зубовы. Старший Алексей и Младший Иван учились вначале резьбе по металлу в Оружейной палате, а затем гравировке у приглашенных Петром I голландцев. Иван работал в резцовой технике, а Алексей кроме резца предпочитал технику офорта.

А.Ф. Зубов. «Летний сад». Резцовая гравюра, офорт.
А.Ф. Зубов. «Летний сад». Резцовая гравюра, офорт.

Братья Зубовы стали первыми, кто превращал документы вроде чертежей и карт в художественные произведения, выдерживая при этом их точность. Одновременно с этим Алексей стал одним из первых граверов, кто создавал гравюры с видами Санкт-Петербурга. Хотя первые виды принадлежат приглашенному царем голландцу П. Пикарту, Зубов создал более детальную и масштабную панораму города. Позже появился отдельный жанр с изображениями видов городов и гравировальный класс Академии художеств, создавший серию гравюр с видами дворцовых районов Санкт-Петербурга и его пригорода.

А.Ф. Зубов. Панорама Санкт-Петербурга. Гравюра. 1716 г.
А.Ф. Зубов. Панорама Санкт-Петербурга. Гравюра. 1716 г.

Большой вклад в развитие видового жанра внесли также русские граверы М.И. Махаев, Я.В. Васильев и Г.А. Качалов, работающие в гравировальном департаменте Академии наук. В частности, они создали гравюры для «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Работа велась под управлением талантливого гравера И.В. Соколова на основе рисунков М.И. Махаева в группе с граверами Е.Г. Виноградовым, И.П. Еляковым, Е.Т. Внуковым и другими. Проспекты Петербурга этих мастеров не были столь детализированными, как у Зубова, но были хороши в общей композиционной построенности.

Г.А. Качалов Лист из «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Резцовая гравюра. 1753 г.
Г.А. Качалов Лист из «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Резцовая гравюра. 1753 г.

С открытием в 1799 году в Академии художеств класса ландшафтной гравюры в России появилась целая плеяда прекрасных граверов городских пейзажей. Это С.Ф. Галактионов, братья Иван и Козьма Ческие, А.Г. Ухтомский и многие другие. Они не только переводили пейзажи живописца Семена Щедрина с видами пригородного Петербурга, но и достигали более живописных образов, нежели сам художник.

И.В. Ческий. «Вид Большого каскада в Петергофе». Офорт, резец. 1805-1806 гг.
И.В. Ческий. «Вид Большого каскада в Петергофе». Офорт, резец. 1805-1806 гг.

А.Г. Ухтомский. «Вид крепости города Павловска при лунном сиянии». Офорт, резцовая гравюра. 1800 г.
А.Г. Ухтомский. «Вид крепости города Павловска при лунном сиянии». Офорт, резцовая гравюра. 1800 г.

Из портретистов отметим одного из самых выдающихся граверов девятнадцатого века Ф.И. Иордана, гениального гравера В.В. Матэ, руководителя гравировального класса Академии Художеств Е.П. Чемесова и многих других.

В XIX веке война с Наполеоном привела к росту патриотизма российских граверов. Многие из них путешествовали по старым российским городам и затем отражали свой опыт в видовых гравюрах. Среди них были А.Е. Мартынов, С.Ф. Галактионов, К.П. Бегров и другие опытные мастера своего дела. С 1820-х годов стали популярными литографии с видами разных российских городов. Помимо Санкт-Петербурга граверы обратили свой взор на Москву, Нижний Новгород, Владимир, Казань и многие другие города.

С.Ф. Галактионов. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Офорт, резец. 1816 г.
С.Ф. Галактионов. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Офорт, резец. 1816 г.

Большой вклад в развитие русского гравировального искусства внесли и те граверы, которые осваивали узкие направления. Так, Л.А. Серяков проявил большой талант в ксилографии, Я.К. Афанасьев первым в России освоил технику гравюры на стали, А.Ф. Зубов был хорош в черной манере и т.д.

Помимо русских мастеров виды контрастного Петербурга притягивали и иностранных граверов. Одни из них были покорены Петербургом при его первом же посещении и даже оставались здесь жить навсегда. Например, это был Бенжамен Патерсен, создавший около сотни гравюр с видами города (хранятся в Государственном Эрмитаже и музее Пушкина).

Б. Патерсен. «Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова». Гравюра очерком, акварель. 1799 г.
Б. Патерсен. «Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова». Гравюра очерком, акварель. 1799 г.

Другие приезжали в Россию по приглашению и работали в Гравировальной палате Академии наук. Среди них, например, О. Эллигер, П. Пикарт, А. Шхонебек, П. Шенк и другие. Так, на русских граверов заметное влияние оказал барочный стиль работы голландца Адриана Шхонебека, ставшего учителем для многих русских граверов, включая и братьев Зубовых.

А. Шхонебек. Гравюра «Осада Азова в 1696 г.». 1696 г.
А. Шхонебек. Гравюра «Осада Азова в 1696 г.». 1696 г.

Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов

Гравюры представляют собой желанные объекты для коллекционирования. И хотя они не уходят за десятки миллионов долларов, как картины известных художников, все же на аукционах к ним традиционно проявляют интерес, а цена шедевров гравюры может превышать несколько миллионов долларов. Приведем в пример уходы гравюр иностранных и русских мастеров.

Так, из работ крупнейшего в Европе мастера ксилографии Альбрехта Дюрера три гравюры ушли 29 января 2013 года с аукциона Christie`s по цене, превышающей полмиллиона долларов. Это картины «Адам и Ева» (продана за 662 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов), «Сент-Юстас» (продана за 722 тыс. долларов), «Носорог» (продана за 866 тыс. долларов при эстимейте 100-150 тыс. долларов).

А. Дюрер. Гравюра «Сент-Юстас». Около 1501 г.
А. Дюрер. Гравюра «Сент-Юстас». Около 1501 г.

Гравюры виртуозного художника Пабло Пикассо уходили за еще большую цену. Среди самых дорогих назовем гравюры «Минотавромахия» и «Плачущая женщина».

Первая из них относится к числу наиболее значимых графических работ XX века и главным достижением Пикассо в области печати. Она была создана в 1935 году и попала на аукцион Sotheby`s в ноябре 2014 года. При эстимейте 2-3 млн долларов ее продали за 2,4 млн долларов.

П. Пикассо «Минотавромахия». Офорт. 1935 г.
П. Пикассо «Минотавромахия». Офорт. 1935 г.

Гравюра «Плачущая женщина» также относится к числу выдающихся графических работ прошлого столетия. Она была продана на торгах Sotheby`s в феврале 2014 года и установила рекорд для гравюр. При эстимейте 1,2 млн-1,8 млн фунтов стерлингов гравюра ушла за 3,2 млн фунтов (5,2 млн долларов по курсу того года).

П. Пикассо. «Плачущая женщина». Офорт, акватинта, сухая игла. 1937 г.
П. Пикассо. «Плачущая женщина». Офорт, акватинта, сухая игла. 1937 г.

Отметим, что многие русские художники также занимались гравюрой. Сегодня эти работы представляют большую ценность и периодически появляются на крупных аукционах. Среди них, например, графические работы Ивана Шишкина, считающегося одним из лидеров по ликвидности на российском рынке аукционов. При этом большая часть его проданных работ — это офорты, в исполнении которых он достиг высокого мастерства.

Одной из причин ликвидности считается доступность с точки зрения цены, так как приобрести отдельные листы Шишкина по силам практически любому коллекционеру. Например, наиболее дорогой его офорт «На реке после дождя» ушел с молотка «Кабинета» за 100 тыс. рублей, а другие офорты уходили за меньшие суммы.

И. Шишкин. «На реке после дождя». Офорт. 1887 г.
И. Шишкин. «На реке после дождя». Офорт. 1887 г.

Регулярно уходят и коллекции гравюр. Например, в 2007 году на аукционе Christie`s продали альбом «Шесть гравюр» Л.С. Поповой. При эстимейте 40-60 тыс. фунтов стерлингов работа ушла за 228 тыс. фунтов.

Л.С. Попова. Альбом «Шесть гравюр» с литографиями. 1917-1920 гг.
Л.С. Попова. Альбом «Шесть гравюр» с литографиями. 1917-1920 гг.

Детальнее познакомиться с разными приемами создания гравюр вы можете в статье «Техники гравюры с примерами работ».

Свежие записи

Живописи юноша учился в Императорской академии художеств, где у него завязалась тесная дружба с живописцем Василием Шухаевым. В результате их дружбы даже родился совместный автопортрет, где художники нарисовали себя в образе Арлекина и Пьеро

Крымов изначально избрал для себя путь пейзажиста и стал продолжателем традиций классической школы. Как бы ни менялась ситуация в стране, он на всю жизнь остался верен тому, что и как хотел изображать

Ладо трудился в разных техниках и жанрах, но его стиль легко узнать в картинах любой направленности. В качестве примера его работ назовем картины «В вихре танца», «Празднование», «Актрисы», «У черного ручья» и другие

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно