Каждая эпоха имеет свои особенности, а любая продукция наделена чертами того исторического периода, в котором использовалась. Нет лучшего образца, чтобы посмотреть, как видоизменялось, совершенствовалось и укреплялось мощнейшее сегодня предприятие Baccarat. Более двухсот лет творчества и титанического труда. Поистине это заслуживает внимания и уважения!
Начиналось все в небольшой деревушке Баккарат (Франция), где по милости короля Людовика XV приказано было открыть завод для выпуска стеклянных изделий. В 1816 году, спустя 52 года после основания стекольного заводика, промышленник Эмме-Габриэль Д’Артиг приобрел мануфактуру и ввел в работу первую печь для изготовления тяжелого высокопреломляющегося стекла – хрусталя.
Несколько веков назад только околокоронованные особы могли позволить себе хрустальную роскошь, поэтому основными заказчиками завода стали высокородные семьи Франции. Имея поддержку монарха, завод стабильно наращивает производство и выходит за территорию страны. Начиная с 1830 года, он с завидной регулярностью поставляет в Константинополь люстры, канделябры, светильники, сервизы и кальяны.
В 1832 году хрустальные заводы Baccarat, Saint-Louis и Choisy-Le-Roy сливаются в торговое сообщество Launay, Hautin & Cie, которое начинает издавать иллюстрированный каталог продукции. В 1841 году разрабатывается первая коллекция "Харкорт" (Harcourt), существующая и сегодня.
С 1855 по 1978 года бренд Baccarat трижды завоевывал золото на всемирных выставках. В 1857 году происходит очередное расформирование компании и остается лишь Baccarat, которая в 1860 году регистрирует фирменную метку в Коммерческом суде Парижа и неизменно использует ее до 1936 года.
Начиная с середины 80-х годов 19 в. Baccarat открывает отделения в Азии и Америке, а с 1896 года начинает принимать заказы из России.
В 1900 году одна из трех печей и почти тысяча рабочих компании Baccarat занимались выполнением хрустальных заказов, поступающих из Российской Империи. Любителем французского стекла была династия Романовых. Впервые увидев хрустальные люстры, бокалы, вазы в Париже в 1896 году, Император Николай II был навсегда покорен талантом мастеров Baccarat. Для него был создан величественный «Канделябр Царя» на 79 ламп, высота которого составляла 3,25 м. (сегодня экспонируется в парижском музее Baccarat).
К царскому двору поставлялась разнообразная хрустальная посуда, вазы, подсвечники, канделябры. Следуя за императором, придворные заказывали себе аналогичные изделия, приобретая сервизы с алмазными наконечниками или с растительным орнаментом в виде пальмового листа. Изделия из Франции шли в Россию караванами по суше, морю, и были очень популярны. К сожалению, большая часть изделий была разбита и утеряна во время революции.
После становления Советской власти, красивые вещи перестали быть частью жизни людей, рынок был полностью свернут. Лишь в 2001 году в Москве компания открывает бутик, в гигантских витринах которого позируют бокалы, вазы, светильники, ювелирные украшения и духи.
Галерея изделий Baccarat
Компания Баккара более двух сотен лет устанавливает высочайшие стандарты, развивая сильные стороны декоративного искусства. Стекольные мастера в своем стремлении создавать прекрасное превращали в произведения высокого искусства предметы заурядные, сугубо утилитарные: стаканы, вазы, графины, фужеры.
В 1839 году мануфактура впервые выставила изделия из цветного хрусталя. С тех времен красочная палитра сияет мягким аквамарином и розовым танго, аметистовым и янтарным цветом, магическим цветом «оникс» – черный хрусталь. Его составляющие находятся под строгим секретом.
Резные фужеры отличались высокой ножкой с декоративным оформлением, богато украшенные эмалью и позолотой.
![Первая половина 20 в. Первая половина 20 в.](/upload/medialibrary/8cc/8ccd821a0e008da4939adb8346ee05de.jpg)
За многолетнюю историю стили фабрики менялись в соответствии с духом времени, модными тенденциями, совершенствованием технологий. В 1841 году рождается первая творческая манера – Harcourt. Отличительной особенностью изделий стал архитектурный стиль с характерным оформлением обрезанных плоских краев. Классическая форма имеет необходимую Харкорт конфигурацию – правильный многоугольник с шестью сторонами – и изысканные скошенные сокращения. Коллекция Харкорт состоит из графинов, кувшинов, штофов, стаканов и фужеров. Стиль не изменился и сегодня.
![In a variation of Harcourt pattern, mid-20th century. Ок. 1932 г In a variation of Harcourt pattern, mid-20th century. Ок. 1932 г](/upload/medialibrary/d46/d46da49a0846acc953f69c0bed2f6656.jpg)
mid-20th century. Ок. 1932 г.
В 19 веке европейскую территорию покоряет уникальное искусство Японии и Китая. Фабрика Баккарат не осталась в стороне, а логично вписала нетрадиционные образы в свои причудливые изделия. Плавающие карпы, падающая листва, замершее мгновение жизни – все это нашло воплощение в коллекциях japanese style. Одновременно появляются многоцветные эмали, совершенствуется гравировка по стеклу.
![In the Japanese style Ок. 1890 г In the Japanese style Ок. 1890 г](/upload/medialibrary/b9a/b9ab09925eee91f00e95c3b55966aca2.jpg)
Стекольная фабрика старается максимально охватить сферы применения своих изделий. Приняв решение выпускать флаконы для духов, был сделан шаг в будущее. Уже в 1907 году ежедневное их количество доходит до 4 тыс. штук. Для разработки дизайна приглашаются лучшие художники, могущие удовлетворить запросы известных парфюмеров, готовые одеть аромат в шикарные хрустальные наряды. С фабрикой Баккара работал известный дизайнер Рене Лаллик, чья фантазия, легкая рука, оригинальный вкус смогли воплотиться в изящных хрустальных флакончиках.
![Флаконы Рене Лаллик и Баккарат Флаконы Рене Лаллик и Баккарат](/upload/medialibrary/101/10161a49e27db99361d85894ed3a165c.jpg)
![Специально для Нины Ричи Специально для Нины Ричи](/upload/medialibrary/047/0476524174642128eb4c58f1bee77aa7.jpg)
Виртуозная по технике декоративная обработка, достигавшая во многих изделиях уровня подлинных шедевров, позволила фабрике выполнять заказы для Guerlain, Coty, Houbigant, Bourgeois.
Изящество и утонченность хрусталя нашли воплощение в знаменитых ювелирных украшениях Baccarat. Золотые и серебряные ожерелья, серьги, кольца, колье в сочетание с хрусталем принесли фабрике известность и позволили уверенно удерживаться на плаву среди лучших. Секрет успеха в разнообразии и гибкой политике руководства, в умении креативно мыслить, не бояться экспериментировать. Дом Баккара для юных дам выпустил необычную линию украшений в готическом стиле, акцентируя внимание на серебро и черный хрусталь. Но для искушенных дам классика остается неизменной, поэтому жемчуг в сочетании с хрусталем в золоченой отделке будет радовать во все времена.
![signed-Baccarat-2.jpg signed-Baccarat-2.jpg](/upload/medialibrary/5b3/5b3ecc75bcd535abb3a319b50ceaed73.jpg)
signed Baccarat
Сегодня ассортимент продукции Дома Баккара столь широк, что трудно перечислить все позиции. Наряду со столовыми приборами успешно продаются лампы, конфетчицы, пробки для штофа, икорницы, ведра для шампанского, сувениры.
![Стекло и бронза, 1930 г. Стекло и бронза, 1930 г.](/upload/medialibrary/d31/d312909d857ef1e067dd69400d4df5d4.jpg)
![Хрустальная группа для стола, 20 в. Хрустальная группа для стола, 20 в.](/upload/medialibrary/bb6/bb680774e4aa8d835c5e63ff940170c6.jpg)
![Люстра, неоклассический стиль, начало 20 в. Люстра, неоклассический стиль, начало 20 в.](/upload/medialibrary/ee2/ee2d81351dcbc8ff0d5842c7400ca73a.jpg)
К новогодним праздникам можно побаловать близких елочными игрушками, выполненных в стиле "Noel" или хрустальными фигурками.
Светильники, настольные лампы, люстры, подсвечники продолжают пользоваться популярностью, отличаясь совершенством формы и прелестным дизайном.
Клейма Баккара
Несмотря на почтенный возраст, компания Баккара отличается прогрессивностью и концептуальной новизной, что дает ей право не одну сотню лет уверенно отмечать свои изделия фирменным знаком. В 1860 году впервые запатентовывается клеймо Baccarat. Оно оставалось неизменным до 1936 года.
С 1936 года фигурирует новая подпись Баккара – травленая кислотой или шлифовка, полное название компании заглавными буквами, либо строчными.