Сен-Дэни – небольшой французский городок, расположенный на правом берегу Сены и живущий размеренной жизнью города-трудяги. На протяжении всего 19 столетия Сен-Дени считался развитым промышленным центром и неудивительно, что именно тут благополучно развивалось производство стекла. Одно из предприятий в 1864 году было выкуплено Огюстом-Жаном-Франсуа Легра и превращено в успешное коммерческое производство Legras & Cie. Кроме стабильного дохода стекольное производство вскоре принесло семье Легра известность, Гран-при на выставках, а сегодня их изделия находятся в частных коллекциях и музеях Франции, Германии, Америки.
Истоки
Фаворитом декоративного стекла на стыке веков считался Эмиль Галле. Огюст Легра почитал талант признанного художника. Многие работы фабрики Legras & Cie были навеяны сюжетами Галле, активно пропагандировавшего новый стиль ар-нуво. Однако, вобрав хорошее, дому Легра удалось сделать стеклянные изделия по-своему стильными, красивыми, изысканными и отличными от современника.
В 1900 году Огюст Легра (Legras & Cie) экспериментально стал выпускать изделия в новом стиле – модерн. Через девять лет он отошел от дел и передал главенство сыну Шарлю, которому удалось успешно продвигать свою продукцию. С 1914 до 1925 года стекольная фабрика Легра постоянно расширяла ассортимент продукции, внося неподражаемые особенности в обработку и декорирование изделий. Успеху также способствовала совместная работа Шарля Легра с Рене Лалликом. Последний был искуснейшим дизайнером и предпринимателем, который поражал фантазией, воплощая ее в ювелирных украшениях и изделиях из стекла. Совместная работа над флаконами для духов принесли предприятию Легра успех и признание. Они выпускались из прозрачного или матового стекла, отличались пластичными формами, рельефным узором, украшались полудрагоценными камнями и уходили в частные коллекции с выставок, не задерживаясь.
Изделия фабрики Легра
Расширяя производство, стекольная фабрика в начале ХХ века насчитывала 150 человек. Совершенствуя технику и привлекая к работе дизайнеров, мастерские Легра и К° успешно существовали, выпуская стекло для рядового потребителя и изготавливая эксклюзивные образцы для знати. Для публики представляли интерес вазы в стиле cameo. Этот эффект использовался при создании стекольных изделий из нескольких слоев. Нижний слой стекла – один цвет, например, темный, на него накладывалось изображение из более светлого материала. Контрастные цвета давали возможность сделать изображение объемным, а включение в рисунок драгоценных/полудрагоценных камней, отделка золотом, эмалью создавали поистине шикарные произведения искусств.
Активно использовалась технология художественного травления стекла. Сам процесс был многоступенчатым и сложным, поэтому Ш. Легра контролировал работу, лично проверяя качество изделий, а сложные этапы делал самостоятельно, особенно это касалось частных заказов. Необходимо было подготовить стекло, обезжирить поверхность, нанести защитные покрытия, сделать гравировку рисунка, травление, промывку, удалить защитные покрытия, окончательно промыть изделие и только затем выставлять на публике. Но труды окупались сполна.
Традиционные вазы представляли сосуды стандартной формы: широкое тулово, переходящее в более узкое горло. Трудно представить, сколько сил ушло, чтобы приобрести мастерскую технику, которая послужила для воплощения разнообразных творческих замыслов. Морской пейзаж на вазоне восхитителен. Лавандово-розовое небо, и тепло-оливковая река невероятно живописны. Водная рябь более похожа на рисунок акварелью, столь она прозрачна и воздушна. Глядя на вазон, появляется ощущение легкости и сохраняется иллюзия движения. Кажется, мгновение и охристая лодочка уплывет на другую сторону вазы.
Кроме ваз интересны жардиньерки и флаконы для духов. Изначальное понятие «жардиньерка» – (франц. jardiniere) – невысокая корзинка для цветов. Для создания композиции стебли подрезались достаточно коротко и заполняли плотно емкость вазона.
Мастерские Легра оставили привычную форму жардиньерки, однако технология отвечала современным требованиям времени. Изделие выполнено из нескольких слоев непрозрачного, цвета бордо стекла, на внешнем слое которого вытравлен растительный рисунок и покрыт позолотой. Утонченная гравировка, прописывая еле уловимые прожилки, делает листья живыми.
Самые известные флаконы для духов были выполнены на фабрике Legras & Cie по эскизам Рене Лаллика. В 1908 году был сделан первый заказ дизайнеру от парфюмерного магната Ф. Коти.
Настоящий парфюм всегда доступен только обеспеченным людям. Бутылочки для ароматов должны были соответствовать содержимому, поэтому фабрики искали дизайнеров, которые могли к каждому благоуханию сделать неповторимую внешнюю оболочку. Фабрика Легра имела технические возможности для прессования и декорирования флаконов, а совместная работа с художниками позволяла выпускать оригинальную продукцию.
Флакон из матового изумрудного стекла ручной работы с ажурной резкой украшен медальоном с изображением лесной нимфы. Кроткий поворот головки, убранные кудрявые локоны, девичья грудь – привлекают внимание изяществом и искусным женским барельефом.
Клейма фабрики Legras & Cie
В период I Мировой войны стекольное производство Легра было закрыто, а с 1919 года стало выходить под маркой Веррери-де-Сен-Дени, выпуская вазы, чаши, лампы в стиле GallÃ.
Изделия фабрики Legras & Cie сегодня можно увидеть в каталогах, монографиях, но полного описания коллекции не существует. Идентификация стекольных оригиналов происходит путем анализа, основывается на внешних отличительных признаках, а также, на подлинности клейма предмета. Оно везде отчетливо проставлено, как правило, контрастным цветом.
Legras & Cie.,Verreries et Cristalleries de Saint-Denis
Legras & Cie., Saint-Denis. Vase with landscape, 1910