Сен-Дэни – небольшой французский городок, расположенный на правом берегу Сены и живущий размеренной жизнью города-трудяги. На протяжении всего 19 столетия Сен-Дени считался развитым промышленным центром и неудивительно, что именно тут благополучно развивалось производство стекла. Одно из предприятий в 1864 году было выкуплено Огюстом-Жаном-Франсуа Легра и превращено в успешное коммерческое производство Legras & Cie. Кроме стабильного дохода стекольное производство вскоре принесло семье Легра известность, Гран-при на выставках, а сегодня их изделия находятся в частных коллекциях и музеях Франции, Германии, Америки.
Истоки
Фаворитом декоративного стекла на стыке веков считался Эмиль Галле. Огюст Легра почитал талант признанного художника. Многие работы фабрики Legras & Cie были навеяны сюжетами Галле, активно пропагандировавшего новый стиль ар-нуво. Однако, вобрав хорошее, дому Легра удалось сделать стеклянные изделия по-своему стильными, красивыми, изысканными и отличными от современника.
В 1900 году Огюст Легра (Legras & Cie) экспериментально стал выпускать изделия в новом стиле – модерн. Через девять лет он отошел от дел и передал главенство сыну Шарлю, которому удалось успешно продвигать свою продукцию. С 1914 до 1925 года стекольная фабрика Легра постоянно расширяла ассортимент продукции, внося неподражаемые особенности в обработку и декорирование изделий. Успеху также способствовала совместная работа Шарля Легра с Рене Лалликом. Последний был искуснейшим дизайнером и предпринимателем, который поражал фантазией, воплощая ее в ювелирных украшениях и изделиях из стекла. Совместная работа над флаконами для духов принесли предприятию Легра успех и признание. Они выпускались из прозрачного или матового стекла, отличались пластичными формами, рельефным узором, украшались полудрагоценными камнями и уходили в частные коллекции с выставок, не задерживаясь.
Изделия фабрики Легра
Расширяя производство, стекольная фабрика в начале ХХ века насчитывала 150 человек. Совершенствуя технику и привлекая к работе дизайнеров, мастерские Легра и К° успешно существовали, выпуская стекло для рядового потребителя и изготавливая эксклюзивные образцы для знати. Для публики представляли интерес вазы в стиле cameo. Этот эффект использовался при создании стекольных изделий из нескольких слоев. Нижний слой стекла – один цвет, например, темный, на него накладывалось изображение из более светлого материала. Контрастные цвета давали возможность сделать изображение объемным, а включение в рисунок драгоценных/полудрагоценных камней, отделка золотом, эмалью создавали поистине шикарные произведения искусств.
Активно использовалась технология художественного травления стекла. Сам процесс был многоступенчатым и сложным, поэтому Ш. Легра контролировал работу, лично проверяя качество изделий, а сложные этапы делал самостоятельно, особенно это касалось частных заказов. Необходимо было подготовить стекло, обезжирить поверхность, нанести защитные покрытия, сделать гравировку рисунка, травление, промывку, удалить защитные покрытия, окончательно промыть изделие и только затем выставлять на публике. Но труды окупались сполна.
![Декоративная ваза Легра, 1900 Декоративная ваза Легра, 1900](/upload/medialibrary/c1c/c1c643dacaa3836a5a6bd641f54630fc.jpg)
![A Legras Cameo glass vase Circ,.1910 A Legras Cameo glass vase Circ,.1910](/upload/medialibrary/1a9/1a9d5c09e5d15a90beb0e28cbd704615.jpg)
![Vase. Легра и Кmit Pfau Legras & Cie. Verreries de Saint Denis, um 1910 Vase. Легра и Кmit Pfau Legras & Cie. Verreries de Saint Denis, um 1910](/upload/medialibrary/125/1255bad3692ad574cb0d135795ed5428.jpg)
Традиционные вазы представляли сосуды стандартной формы: широкое тулово, переходящее в более узкое горло. Трудно представить, сколько сил ушло, чтобы приобрести мастерскую технику, которая послужила для воплощения разнообразных творческих замыслов. Морской пейзаж на вазоне восхитителен. Лавандово-розовое небо, и тепло-оливковая река невероятно живописны. Водная рябь более похожа на рисунок акварелью, столь она прозрачна и воздушна. Глядя на вазон, появляется ощущение легкости и сохраняется иллюзия движения. Кажется, мгновение и охристая лодочка уплывет на другую сторону вазы.
![Ваза 'Sailing Boats' bowl Circa 1900 Ваза 'Sailing Boats' bowl Circa 1900](/upload/medialibrary/1df/1df493d6de4b3a34e6cabf9cd9defc34.jpg)
Ваза 'Sailing Boats' bowl Circa 1900
![Начало. XX в. Высота 12,7 см, диаметр 14,2. Рисунок и обработка фона - травление Начало. XX в. Высота 12,7 см, диаметр 14,2. Рисунок и обработка фона - травление](/upload/medialibrary/2fb/2fbaade075cb8b2514a530f4aad628cb.jpg)
Кроме ваз интересны жардиньерки и флаконы для духов. Изначальное понятие «жардиньерка» – (франц. jardiniere) – невысокая корзинка для цветов. Для создания композиции стебли подрезались достаточно коротко и заполняли плотно емкость вазона.
![Art Nouveau Legras & Cie., Verreries de St. Denis Art Nouveau Legras & Cie., Verreries de St. Denis](/upload/medialibrary/31c/31cfa6e8b5ece826c8e0b57fc902d9ee.jpg)
Мастерские Легра оставили привычную форму жардиньерки, однако технология отвечала современным требованиям времени. Изделие выполнено из нескольких слоев непрозрачного, цвета бордо стекла, на внешнем слое которого вытравлен растительный рисунок и покрыт позолотой. Утонченная гравировка, прописывая еле уловимые прожилки, делает листья живыми.
Самые известные флаконы для духов были выполнены на фабрике Legras & Cie по эскизам Рене Лаллика. В 1908 году был сделан первый заказ дизайнеру от парфюмерного магната Ф. Коти.
![Флакон для духов, 1908 Флакон для духов, 1908](/upload/medialibrary/816/816aeb1d5d4f3f58937e8e27dd4f76f4.jpg)
![duhi-legras-2.jpg duhi-legras-2.jpg](/upload/medialibrary/193/193febc07c59f328275ece891dbc155b.jpg)
![Флакон "Fougeres" ("Папоротники"), 1912 Флакон "Fougeres" ("Папоротники"), 1912](/upload/medialibrary/407/40739e234000fabb07850c8890c95bd8.jpg)
![flakon-Fougeres2.jpg flakon-Fougeres2.jpg](/upload/medialibrary/e22/e22b8c6438b9e06058cc5d0be37514a2.jpg)
1912
Настоящий парфюм всегда доступен только обеспеченным людям. Бутылочки для ароматов должны были соответствовать содержимому, поэтому фабрики искали дизайнеров, которые могли к каждому благоуханию сделать неповторимую внешнюю оболочку. Фабрика Легра имела технические возможности для прессования и декорирования флаконов, а совместная работа с художниками позволяла выпускать оригинальную продукцию.
Флакон из матового изумрудного стекла ручной работы с ажурной резкой украшен медальоном с изображением лесной нимфы. Кроткий поворот головки, убранные кудрявые локоны, девичья грудь – привлекают внимание изяществом и искусным женским барельефом.
Клейма фабрики Legras & Cie
В период I Мировой войны стекольное производство Легра было закрыто, а с 1919 года стало выходить под маркой Веррери-де-Сен-Дени, выпуская вазы, чаши, лампы в стиле GallÃ.
Изделия фабрики Legras & Cie сегодня можно увидеть в каталогах, монографиях, но полного описания коллекции не существует. Идентификация стекольных оригиналов происходит путем анализа, основывается на внешних отличительных признаках, а также, на подлинности клейма предмета. Оно везде отчетливо проставлено, как правило, контрастным цветом.
Legras & Cie.,Verreries et Cristalleries de Saint-Denis
Legras & Cie., Saint-Denis. Vase with landscape, 1910