Антикварная площадка онлайн

Знаменитая батальная живопись Уильяма Симпсона (Крымского)

Краткая биография
Творчество художника
Стоимость картин Симпсона, уходы с аукционов
Как оценить и продать картину Симпсона

Краткая биография

Уильям Симпсон родился в 1823 году в крупном шотландском городе Глазго. Рос мальчик в бедном квартале в семье отца, страдающего алкоголизмом. Из-за тяжелых условий ребенок не получил необходимого образования, а с одиннадцати лет жил у бабушки в Перте.

Художник Уильям Симпсон (1823–1899).
Художник Уильям Симпсон (1823–1899).

Однако все изменилось, когда Уильям погрузился в мир литографии. В четырнадцать лет он выполнял работы для одной шотландской литографской фирмы, что и стало поворотным событием его жизни. По словам художника, именно учеба литографии изменила его детские мечты и представления. По-настоящему увлекшись этим направлением, юноша поступил в Андерсонский университет в Глазго, где учился после рабочего дня. Получив образование, Симпсон устроился иллюстратором в местную газету, с чего и началась его творческая карьера.

Несмотря на бедное происхождение и трудности с получением образования, амбициозный молодой человек не желал мириться с существующим положением. В 1851 году он отправился покорять Лондон и устроился в самую известную в те времена издательскую компанию Уильяма Дэя Day & Son Ltd. Но подлинный успех ему принесло сочетание сразу нескольких факторов: активный ход военных кампаний, талант художника и военного корреспондента, а также смелость бывать в местах сражений.

Слава пришла к мастеру после поездки в центр военных действий в Крыму. Видя воочию то, что происходило на полях сражений, талантливый художник создал большую серию картин, выпущенных позже в виде альбома. Этот альбом обрел такую популярность, что Ульям Симпсон получил прозвище Крымского.

У. Симпсон. Литография «Вид на городские батареи Севастополя». Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1855-1856 гг.
У. Симпсон. Литография «Вид на городские батареи Севастополя». Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1855-1856 гг.

В 1850-1870-х годах художник принимал участие в разных военных кампаниях и отправлял работы в известные издательства. Он с большим интересом изучал военные события, развернувшиеся в Индии, Абиссинии, участвовал во Франко-прусской войне, бывал на позициях войны в Афганистане, Персии, Палестине и других местах. Часто Симпсону приходилось рисковать жизнью и здоровьем. Так, в 1870 году, когда он прибыл во Францию для изучения войны с Пруссией, его арестовали по подозрению в шпионаже. Художнику стоило больших усилий убедить французские власти в обратном и оказаться на свободе. А в Афганистане талантливый живописец едва не был убит шальной пулей.

Кроме этого, художник освещал известные события, например бракосочетание и коронацию императоров, путешествие коронованных особ, крупные раскопки, представлял достопримечательности Кавказа, Индии, Тибета и прочих мест. Его работы пользовались популярностью и регулярно издавались. В частности, были изданы альбомы «Колоритные люди: представители всех частей света» и «Индия древняя и современная».

В 1890 году во время очередной работы на улице Симпсон сильно простудился, что негативно сказалось на его здоровье. В 1899 году, достигнув 76-летнего возраста, Уильям Симпсон скончался в своем доме в Лондоне и был похоронен на местном кладбище.

Творчество художника

Знаменитые гравюры о Крымской войне

Именно гравюры о Крымской войне прославили Симпсона и помогли ему стать ведущим художником-баталистом своего времени. Во время Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Симпсон получил задание создать картины со сценами захвата Севастополя. Популярнейшая в Англии иллюстрированная газета The Illustrated London News планировала выпустить их сразу после того, как город будет взят.

Так как художник затруднялся сделать зарисовки без натуры, в 1854 году он отправился на место сражений. Пропустив первые баталии, он пытался воссоздать их с помощью очевидцев и столкнулся с большими трудностями, ведь точки зрения разных людей порой бывали противоположны. По этой причине Симпсон старался сам наблюдать сражения и в итоге провел на этой войне целый год.

Именно по его рисункам британцы судили о реалиях Крымской войны. Это побудило Симпсона тщательно зарисовывать не только сами баталии, но и будни военных, поразивших его своим тяжелым положением, а также русские земли, которые не были знакомы англичанам. Так наряду со сценами сражений появились зарисовки о подготовке к битвам, празднованиях, посещении кладбищ и пр. А также ценные материалы с видами на Байдарскую долину, Херсонесский маяк, дворец Воронцова, мысы Айя и Фиолент, дорогу от Балаклавы к Севастополю и другие достопримечательности Крыма.

У. Симпсон. Литография «Маяк на мысе Херсонес». Из альбома The Seat of War in the East. 1855-1856 гг
У. Симпсон. Литография «Маяк на мысе Херсонес». Из альбома The Seat of War in the East. 1855-1856 гг.

По ходу войны автор отсылал свои рисунки в Лондон компании «Колнаги и сыновья», которая создавала из них литографии. В 1855 году компания объединила восемьдесят работ Симпсона о Крымской войне в издании The Seat of the War in the East (в переводе «Театр военных действий войны на Востоке»). Двухтомное издание с литографиями было выпущено в количестве двух тысяч и содержало описание каждой из них. Именно благодаря ему Уильяма стали называть Симпсоном Крымским.

У. Симпсон. Литография «Штурм Малахова кургана 27 августа 1855 года». Из альбома «Театр военных действий на Востоке». 1855-1856 гг.
У. Симпсон. Литография «Штурм Малахова кургана 27 августа 1855 года». Из альбома «Театр военных действий на Востоке». 1855-1856 гг.

Гравюры о других военных событиях

После успеха альбома гравюр о войне на Востоке по заданию компании Day & Son Ltd художник отправился в Индию, где в 1857-1859 годах разгорелась первая в стране война за независимость. Симпсон прибыл в страну в октябре 1859 года, когда только-только отгремели выстрелы последнего штурма. Он посетил многие индийские города, включая и те, где проходило восстание. Чтобы лучше понимать происходящие события, живописец много времени провел в местных библиотеках.

В результате значительной работы Симпсон создал 250 прекрасных гравюр о жизни индийского народа и отправил их своему издателю. Однако компания Day & Son Ltd к этому моменту находилась в состоянии финансового краха и не смогла выпустить альбом с новыми гравюрами. Лишь пятьдесят работ были опубликованы в сборнике «Индия древняя и современная», а остальные распродали как несостоятельный запас.

Уильям Симпсон. Акварель «Вид на Бомбей».
Уильям Симпсон. Акварель «Вид на Бомбей».

В 1868 году Симпсон по заданию редакции отправился в Суэц, где наблюдал завершающуюся Англо-эфиопскую войну. Рисунки этой войны поставлял военный Бэйгри, однако он создавал по большей части пейзажи. Поэтому издатели и послали талантливого Симпсона, который мог грамотно осветить военные события. В результате летом этого же года газета The Illustrated London News издала альбом по Англо-эфиопской (абиссинской) войне, в который включили многие работы Симпсона и Бэйгри.

Кроме этого мастер реализма сделал множество зарисовок с военных событий в Палестине, Афганистане, Персии, Франции и ряде других стран. По большей части его картины отражают военные баталии, однако он создал немало работ в жанровой, исторической и пейзажной живописи. Картины Симпсона поражали зрителей в первую очередь своей огромной детализацией и той виртуозностью, с которой он соединял масштабное сражение с эпическим пейзажем. Такой подход помогал зрителю почувствовать себя внутри сражения, ощутить всю его грандиозность.

У. Симпсон. «Франко-прусская война: осень Страсбурга — выезд французских заключенных». 1870 г
У. Симпсон. «Франко-прусская война: осень Страсбурга — выезд французских заключенных». 1870 г.

Жанровые картины, пейзажи

В жанровых картинах и пейзажах художник остается неизменен стилю реализма, что проявляется в первую очередь в реалистичности сюжета и деталей. От внимательного наблюдателя не ускользает ни одна тонкость, включая и светотени. Он мастерски работает со светом, передавая каждый штрих даже на мелких предметах.

Уделяется много внимания и персонажам каждого сюжета. Так, в картине «Фудзияма. Япония» на первый взгляд кажется, что люди призваны лишь подчеркнуть масштаб вулкана. Но стоит присмотреться к ним, как можно без труда почувствовать эмоции героев и даже ощутить состояние жаркого дня в горах.

У. Симпсон. Акварель «Фудзияма. Япония». 1889 г
У. Симпсон. Акварель «Фудзияма. Япония». 1889 г.

В картине «Пожар в библиотеке Севастополя» зритель может почувствовать всю напряженность обстановки: хаос вокруг, горящие здания, вой собаки возле убитого человека, напряжение солдат.

У. Симпсон. Литография «Пожар в публичной библиотеке Севастополя». Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». 1855-1856 гг.
У. Симпсон. Литография «Пожар в публичной библиотеке Севастополя».

Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». 1855-1856 гг.

Стоимость картин Симпсона, уходы с аукционов

Гравюры Уильяма Симпсона периодически уходят с таких известных аукционов, как Sotheby`s или Bonhams. Рассмотрим несколько крупных продаж его работ.

Впервые услышав о Великой китайской стене, художник мечтал увидеть это чудо своими глазами. И однажды он получил такую возможность, когда в 1872 году побывал в Пекине для освещения свадебной церемонии юного китайского императора Цай-Шуна. Извивающаяся нескончаемая стена произвела сильное впечатление на мастера, так что он изображал ее неоднократно в разных вариациях.

Одна ее версия была опубликована в лондонском издании 1874 года «Встреча с солнцем: путешествие по миру». Другая была продемонстрирована на международной выставке в шотландском городе Глазго в 1901 году. Именно она и была представлена участникам аукциона Bonhams в 2003 году. Работа имела успех и была продана за 34,6 тыс. фунтов стерлингов.

Уильям Симпсон. Акварель «Великая китайская стена». 1874 г.
Уильям Симпсон. Акварель «Великая китайская стена». 1874 г.

Другая продажа прошла в 2016 году на аукционе Sotheby`s и относится к крымским работам. Это уход акварели «Долина Вардана. Кавказ», начатой художником в 1855 году и завершенной три года спустя. Акварель была создана вместе с теми значительными крымскими работами, которые в дальнейшем вошли в знаменитую серию The Seat of the War in the East. В популярный альбом она не вошла. Эта картина входила в коллекцию Rodney Searight (1909-1991) и в 1993 году была представлена в Лондоне в категории «Великий век британских акварелей 1750-1850». С аукциона работа ушла за 9,4 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 5-8 тыс. фунтов.

Уильям Симпсон. «Долина Вардана. Кавказ». 1855-1858 г
Уильям Симпсон. «Долина Вардана. Кавказ». 1855-1858 г.

А вот картина, вошедшая в серию The Seat of the War in the East, была продана за примерно такую же цену на Bonhams. В 2003 году за 9,3 тыс. фунтов с торгов ушла работа «Новая оборона. Еникале. Крым» от 1855 года.

Уильям Симпсон. Акварель «Новая оборона. Еникале. Крым». 1855 г.
Уильям Симпсон. Акварель «Новая оборона. Еникале. Крым». 1855 г.

Отметим, что гравюры Симпсона по военным событием пользуются спросом и периодически появляются на разных аукционах. Чаще всего это работы упомянутой выше серии «Театр военных действий на Востоке».

Не меньшей популярностью пользуются и его картины на мирную тему. Художник был прекрасным наблюдателем и с большим интересом изучал достопримечательности разных стран. Среди проданных на аукционах работ это, например, акварели об Индии «Читоргарх, Индия» (продана за 6 тыс. фунтов стерлингов), «Раджгур, Центральная Индия» «Соленое озеро. Тибет» (продана за 4,2 тыс. фунтов), «Могила Омара Хайяма. Нишапур, Иран» (ушла за 4,1 тыс. фунтов).

Уильям Симпсон. Акварель «Раджгур, Центральная Индия».
Уильям Симпсон. Акварель «Раджгур, Центральная Индия».

Помимо названных аукционных домов картины Симпсона выставляли на торгах «Литфонда», «Русской эмали», дома «Имперiя» и в других местах. Эта информация позволяет составить примерное представление о спросе на его картины и их стоимости. Далее мы выясним, где и как продать картину Симпсона, надо ли проводить ее экспертизу, а также разберем другие вопросы о продаже.

Как оценить и продать картину Симпсона

Проведение экспертизы

Может возникнуть вопрос, надо ли проводить экспертизу картины Симпсона? Если антиквариат окажется дешевле экспертизы, то ответ очевиден. Однако, как мы видели выше, работа может стоить несколько миллионов рублей, что с лихвой окупит экспертизу. К тому же, без экспертной оценки сложно предположить, стоит ли картина миллионы или всего несколько тысяч рублей. Определить это исключительно по другим продажам затруднительно, так как на цену влияет множество факторов: размер картины, редкость и значимость сюжета, спрос на работы этого мастера, состояние работы и другое.

Провести полную или частичную экспертизу картины Симпсона можно в Центре имени Бенуа.

Подготовка к продаже

Если вы планируете продать картину за небольшие деньги, подготовка может быть минимальной. Однако при высокой стоимости рекомендуется собрать необходимый материал: имеющиеся документы купли-продажи и иные, подтверждающие владение, историю продаж, данные из каталогов, с аукционных продаж и другие. Чем больший след оставила работа в обществе, тем больше за нее можно просить.

Не забудьте о качественных фотографиях и подробном описании. В последнем укажите стиль, жанр художника, историю и период создания, опишите сюжет картины, ее награды и иную интересную покупателю информацию.

Выбор площадок для продажи

Где и как продать картины Симпсона с наибольшей выгодой? Вы можете выставить ее на известные аукционы, представить в галереях или на нашей площадке «Лермонтов» (условия продажи). В последнем случае вам не придется никуда ехать и заботиться о сохранности антиквариата.

Чтобы оценить картину Симпсона в нашей лаборатории или договориться о продаже, позвоните в наш офис по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Достижения Шишкина во многом объясняются его желанием постоянно учиться, постигать новое и в деталях разбираться в своем деле. Еще во время учебы у А.Н. Мокрицкого и С.М. Воробьева молодой художник начал проявлять интерес к пейзажной живописи, а позже прославился с ее помощью на весь мир

Больше всего Серов любил работать над портретами. Для каждого портрета он самостоятельно подбирал интерьер и наилучшую позу, так что в картинах не было повторов. Рисованию именно портретов во многом способствовали постоянно растущие заказы на них, так, что художнику приходилось даже многим отказывать

Крымов изначально избрал для себя путь пейзажиста и стал продолжателем традиций классической школы. Как бы ни менялась ситуация в стране, он на всю жизнь остался верен тому, что и как хотел изображать

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно