Стремительное развитие
Легендарные изделия, коллекции, новаторские изобретения компании
Индийская экзотика
Балерины и феи
Serti Mysteriex (Mystery Set™); Vitrage Mystery Set
Многофункциональные украшения
Жеманницы Minaudière
Легендарный браслет Jarretière
Клеймо
Сложно привести пример ювелирной компании, которая развивалась так стремительно, как это происходило с Van Cleef & Arpels, и бизнес которой находился на непрерывном подъеме. Компания процветала даже в сокрушительные периоды мирового кризиса и годы войны. Фирма всегда стремилась уловить малейшие модные изменения и мгновенно отразить их в своих тематических сериях. Но самая удивительная особенность Van Cleef & Arpels — изделия компании всегда находились вне моды и времени. Украшения, популярные десятилетия назад, также актуальны сегодня. Их, давние и нынешние, невозможно сравнивать — они одинаково прекрасные и современные.
Происхождение компании
Фирма родилась от союза двух состоятельных коммерческих семейств, принадлежащих к парижской буржуазии израильского происхождения. Соломон Ван Клиф и Соломон Луи Арпельс находились в родстве путем женитьбы на дочерях парижского торговца одеждой господина Майера. Оба занимались продажей и поставками текстиля, тканей и других товаров. Их дети, двоюродные брат и сестра, Альфред Ван Клиф и Эстер (Эстель) Арпельс поженились 9 июня 1895 г. Это была красивая пара — ему исполнилось 23, ей 18 лет. Красавец Альфред был покорен очаровательной миниатюрной брюнеткой.
Фотография супругов, сделанная в 1896 г., их брачное свидетельство от 9 июня 1985 г.
Семейное акционерное общество Van Cleef & Arpels возникло еще в 1896 г. между Альфредом Ван Клифом и его тестем Соломоном Леоном Арпельс. После смерти отца Альфред работал в компании отчима, занятой поставками драгоценных камней. И потому деятельностью семейного предприятия Ван Клифа и Арпельса стала продажа ювелирных изделиями. Возможно, это были просто брокерские, то есть посреднические поставки. После смерти Леона Арпельса в 1903 г. его место занял сын Соломон (1880-1951), который взял имя Чарльз в 1926 г. Но истинным появлением Van Cleef & Arpels считают 1906 год, когда на Вандомской площади открылся первый ювелирный магазин компании. Два других брата Альпреса Жюльен (1884-1964) и Луи (1886-1976) вступили в компанию с 1914 года.
Рассказ о руководстве многочисленными филиалами, и переходе акций путем наследования, довольно долгий и запутанный. Следует лишь упомянуть, что в браке Альфреда и Эстер родилась единственная дочь Рейчел Рени (1896-1942), у которой не было детей. После смерти Альфреда Ван Клифа в июне 1938 г. все его акции Van Cleef & Arpels по завещанию перешли к дочери. Светская дама и большая модница, овдовев, она с 1926 г. активно участвовала в делах фирмы, фактически была художественным руководителем VCA с 1926 по 1940 год, оказала немалое влияние на выбор и создание моделей. Так считал даже великий дизайнер VCA Рене Сим Лаказ и был не единственным в подобном утверждении. Рейчел была единственной наследницей со стороны Ван Клифов. После ее смерти акции распределились между членами семьи Арпельс, включая Эстер.
Эстель Ван Клиф была, безусловно, выдающейся личностью, выполняющей не просто роль жены. Она активно занималась общественной деятельностью. Работала медсестрой в Первую мировую войну, участвовала в антифашистском сопротивлении во Вторую мировую, награждена медалью французского Красного креста в 1916 г., Золотой медалью за борьбу с эпидемией в 1918 г., Военным крестом в 1919 г., орденом Почетного легиона в 1921 г. Но в делах фирмы она, скорее всего, не участвовала и не вела бухгалтерию, как утверждают многие публицисты. Тому не было никаких устных подтверждений сотрудников и письменных упоминаний среди архивов. Всегда во всех документах она обозначалась как Эстер.
Акварельный портрет Мадам Эстер Ван Клиф (1877–1960), сделанный в 1954 г. (здесь ей 77 лет) и фотография ее дочери Рене от 1942 г., когда той исполнилось 46 лет.
Стремительное развитие
Van Cleef & Arpels стал одним из первых ювелирных магазинов, расположенных на Вандомской площади. Тогда это место было символом парижской роскоши, международным ориентиром французской элегантности. Вандомская объединяла престижнейшие банки, лучшие рестораны, самые изысканные магазины и салоны. Отрыть здесь бутик было превосходным стратегическим решением. Двадцать второй номер находился прямо напротив роскошного отеля Ritz, где останавливались русские, европейские аристократы и американские миллионеры.
До Первой мировой войны один за другим открывались филиалы компании в лучших местах наиболее фешенебельных курортов Франции.
1912 г. Открыт филиал в Довиле. Это был уже довольно известный курорт и пункт автомобильных гонок. С 1912 г началось строительство новых трибун на гоночной трассе и нескольких роскошных казино. Магазин фирмы находился в известном кафе La Potinière и работал в курортный сезон с весны.
В 1916 г. открыт филиал в Виши. С 1913 г. к фирме присоединился Луи Арпельс, который и основался в этом курортном городе, чтобы заведовать отделением.
В 1927 г. Филиал в Ле Туке. Модный курорт, облюбованный мировыми знаменитостями. Один из лучших отелей в городе становится местом международных встреч для деловой элиты. Город после войны бурно застраивается великолепными отелями, виллами, дворцами. К сожалению этот пляжный рай не пережил кризиса 1929 года.
В 1935 г. Открыт фирменный магазин на территории казино Opera Garnier в Монте-Карло.
Клод, старший сын Жюля Арпельса, который несколько лет учился в Гарварде, в 1939 г. представлял стенд фирмы на выставке в Нью-Йорке, после чего остался в США и основал в Рокфеллер-центре первый офис компании. В Европе оставаться было небезопасно и в Соединенные Штаты переехали Жюль, Соломон Арпельсы и большая часть семьи. Луи Арпельс, дядя Клода присоединился позже, в начале войны, фактически спасаясь от преследований и притеснений фашистами французских евреев. Он захватил 10 килограммов золота и большую партию драгоценных камней, преимущественная часть акций компании осталась в Париже. Именно Клод и Луи Арпельсы начали успешный бизнес в Америке. В 1840 г. открыт филиал в Палм-Бич.
Луис Арпельс в 1940 г. Его племянник Клод в 1947 г. со своей второй супругой египетского происхождения. Как только Париж был освобожден от фашистов, Клод бросился во Францию восстанавливать семейный бизнес.
Другие отделения в Лондоне, Беверли Хилз, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Гонконге стартуют после войны.
Легендарные изделия, коллекции, новаторские изобретения компании
Великолепие украшений создается мастерами, талантливыми ювелирами и художниками. Для Van Cleef & Arpels в разное время работали лучшие специалисты. Это, прежде всего, Рене Сим Лаказ, посвятивший всю жизнь работе в компании, автор многих ювелирных технологий и проектов, запатентованных VCA. Ланглуа, мастерские которого работали только для Van Cleef & Arpels. Мастерские «Пери и сын», братьев Sellier Dumont и Dumont Bouchard, Freres. Компании «Страусс Аллард и Майер», «Розенфельд и Рубель», Orchard. Мастера Альберт Мирра и Пери Семнар, которой работал для серии Zip.
В Париже начала XX века проходили выставки японских, китайских, индийских произведений искусства, египетских древностей. Экспозиции вызвали живейший интерес, восхищение, оказали существенное влияние на европейское искусство и моду. Европа была увлечена путешествиями, экзотикой дальних стран, романтикой археологии. Это мгновенно отразилось в тематических сериях украшений Van Cleef & Arpels 1920-х годов и навсегда осталось мотивами для многих следующих коллекций.
Индийская экзотика
Магия индийского творчества завораживающе действовала на многих покупателей Van Cleef & Arpels, как и на дизайнеров компании, и ее владельцев. Потому экзотические мотивы этой страны неоднократно повторялись в изделиях. Индия — страна не только неисчерпаемого вдохновения, а также источник лучших драгоценных камней, в поисках которых братья Клод и Пьер Арпельсы неоднократно ездили туда. Из одной таких поездок в 1956 г. Клод привез знаменитый 114-каратный сапфир «Голубая принцесса», который в дальнейшем стал украшением в ожерелье известной тогда светской львицы Флоренс Джей Гудл.
Иногда вдохновение индусской архитектурой преобразовывалось в предметах весьма необычной формы, как, например, в этом браслете, сделанном 1924 г. Из архивов Cleef & Arpels.
Одна из клиенток фирмы, известная светская модница того времени Дейзи Феллоуз, в поисках красивых драгоценных камней много раз путешествовала в Индию и привозила множество идей для своих украшений. По описаниям дамы и ее эскизам Van Cleef & Arpels изготовили для нее и своих магазинов прекраснейшие произведения.
1926-1928 гг. Колье и браслеты Manchettes с изумрудами и бриллиантами — часть изделий, изготовленных фирмой по заказу Дейзи Феллоуз.
Мастерам и дизайнерам фирмы так тонко удалось понять и переосмыслить особенности культуры этой страны, что фирма получала многочисленные индивидуальные заказы от именитых особ. Безупречная чистота камней, превосходное ювелирное мастерство и удачная стилизация традиционных мотивов привлекли в среду эксклюзивных клиентов немало индийских принцесс и махараджи. Для них компания в разное время изготовила множество драгоценностей.
Принцесса Махарани Барода была одной из самых знаменитых индийских заказчиц VCA. Ее прозвали «индийской Уоллис Симпсон» за неутолимое пристрастие к драгоценностям. Она жадно выискивала, скупала и заказывала великолепнейшие и редкие изделия с лучшими камнями. Ее коллекция насчитывала более трехсот единиц ювелирных изделий, начиная от предметов эпохи великих Моголов и включая произведения Van Cleef & Arpels
1951 г. страница из специальной книги заказов принцессы Махарани Бароды и ожерелье, выполненное по ее заказу. Частное собрание.
Искусство Индии регулярно вдохновляло дизайнеров компании. Тематика осталась актуальной и доныне.
Колье 1970 г. и брошь 1966 г. имитируют удивительно тонкую индийскую вышивку.
Это ожерелье Panka Set с клипсами 1974 г. известный пример высокого ювелирного искусства, где также ярко выражены индийские мотивы. Круглой и овальной формы бирюзовые кабошоны, бриллианты, смонтированы в желтом золоте.
Балерины и феи
В мрачные военные дни 1940-х годов появилась чудесная коллекция балерин. Она стала знаковой для Cleef & Arpels, а также символом радости, надежды в тяжелые времена. Инициатором серии был Луи Арпель, страстный поклонник балета. Под его руководством Нью-йоркский филиал создал целую труппу балерин. Их позы запечатлели различные балетные па, костюмы сверкали бриллиантами и были акцентированы другими драгоценными камнями, а бриллианты огранки «роза» определяли лица. И началось долгое балетное представление от Cleef & Arpels, длящееся от 1941 года до наших дней.
Эскизы первой коллекции балерин. Из архивов Cleef & Arpels.
1941 г. Espagnole танцовщица. Эта брошь была первой из фирменной труппы. Коллекция Cleef & Arpels.
Примеры из серии балерин 1940-х годов.
Три балерины из коллекции 2007 г. «Балет драгоценностей»:
Элоиза с изумрудами, Сильвия только с бриллиантами и Глория, пачка которой выполнена в виде розы, акцентированной рубинами.
Украшения-феи начали появляться с 1940 года. Источником вдохновения послужили американские комиксы тех лет. Феи с крылышками бабочек и стрекоз не были похожи на женские фигуры, модные в период модерна. Это крохотные сказочные существа, живущие в чашечках цветов. Изделия очень полюбились покупательницам. Балерин и фей носили в виде брошей, кулонов, украшений для волос. Они стали в одинаковой степени символом фирмы, их мотивы повторялись для многочисленных коллекций и отдельных предметов.
Феи из коллекции 2003 г. «Сон в летнюю ночь»
Мотивы балерин и фей в коллекциях часов Lady Arpels Ballerine Enchantee 2013 г.
Serti Mysteriex (Mystery Set™); Vitrage Mystery Set
Ювелиры всегда стремились создать поверхность изделия из вплотную подогнанных драгоценных камней, делая крепления более незаметными. В 1933 г. Ланглуа впервые разработал технику потайного крепления Serti Mysteriex, но запатентована она была, как Mystery Set значительно позже. Тыльную сторону камней, в которых проделаны крохотные канавки, удерживает сетка из драгоценного металла, видимого только по контуру предмета. Такой метод крепления стал началом новой эстетики в ювелирном дизайне. Компания создавала бесподобные произведения, блистающие сплошной поверхностью драгоценных камней. В 1938 технология была усовершенствована для применения на изогнутых поверхностях и запатентована как Vitrage Mystery Set.
Технология Serti Mysteriex
Два цветка пионов, закрытый и открытый, составляют набор Pivoine (1937) и являются виртуозным примером технологии Serti Mysteriex. Этот исключительный набор создан из 706 рубинов (71 карат) и 239 бриллиантов (29,72 карата), заключенных в платину. Махмуд Фахри Раша, посол Египта в Париже, купил его в 1946 г. для сестры египетского короля Фарука принцессы Фаузии. Закрытый пион сейчас находится среди коллекции шедевров Cleef & Arpels, открытый содержится в частном собрании.
Изделия в технике Serti Mysteriex из частной коллекции Cleef & Arpels, показанные на выставке Galliera в 1995 г. Экспозиция, организованная президентом компании Жаком Арпельсом, представила более 350 фирменный ювелирных изделий разных лет. Затем показ прошел в 2011 г. в Нью-Йорке, в 2012 г. в Шанхае, и снова в Париже, музее Les Arts Decoratifs в 2012 г.
Многофункциональные украшения
Особая техника, позволяющая сделать из одного украшения несколько, всегда привлекала покупательниц компании. Сам процесс преобразования изделия походит на творческую игру и позволяет разнообразить свой гардероб. Если броши имеют один штифт, то в зажимах их два, а для кулонов необходимы особые крепления. Многие украшения Van Cleef & Arpels содержат все необходимые устройства для трех разных видов изделий, их можно использовать как брошь, кулон, зажим для волос. Подобный прием, не редкий в ювелирном деле, использовался еще с 19-го века. Но именно броши от Van Cleef & Arpels наиболее часто сделаны подобным образом. Называются они клипами, и подобрать аналогичное русскоязычное определение к ним сложно. Клипы всегда присутствовали в каждой коллекции компании. Некоторые из них можно было преобразовать в пряжку для шляпной ленты или пояса. Практически все украшения в виде фей, балерин, птиц, цветов, животных это клипы. Со временем Van Cleef & Arpels начали делать предметы со съемными деталями, которые могут служить серьгами или клипсами, подвесками, дополняя основное изделие. Преобразовываться могут не только броши, но и браслеты, колье, тиары.
Этот крупный камень Ganna Walska в 1971 г. появился на аукционе Sotheby's. Название получил в честь, оперной певицы Ганны Вальской, владевшей бриллиантом в 1930-е годы, она носила его в виде кулона. Заказчица попросила Van Cleef & Arpels объединить этот великолепный камень с брошью. В 1972 г. изображение драгоценной сказочной птицы, парящей над Вандомской площадью, украсило каталог компании.
Метаморфозы этого индийского комплекта из коллекции принцессы Бегум Ага Хан, прекрасный пример многофункциональных произведений Van Cleef & Arpels. Если расстегнуть застежку, из колье получится на два браслета. Съемный кулон можно использовать, как брошь или украшение в прическе. Уникальные камни сделали эту драгоценность исключительной: 44 изумруда18-го века (478 карат) и круговой огранки чистейшие бриллианты (52 карата).
В 1938 г. фирмой запатентованы изделия Passe Partout, способные видоизменяться в предметы нескольких назначений. Это был с цветочным украшением из драгоценных камней гибкий золотой шнур, который жестко фиксировался в том положении, которое ему хотел придать владелец. Особая технология позволяет свернуть цепь в любую форму ожерелья, колье, браслета, пояса, а цветы-клип можно снять и также многофункционально применить. Passe Partout стал самым известным и востребованным изделием с конца 30-х и на протяжении 40-х годов.
Варианты метаморфоз Passe Partout
В 1930-х годах на военных принадлежностях, морских и летных формах начала применяться застежка-молния. Она еще не была популярна для гражданской одежды. В одной из нередких бесед Эрл Спенсер Уинфилд попросила Рейчел Рене Ван Клиф придумать некий гибкий воротник в виде «молнии». Будущая герцогиня Виндзор видела такую застежку на одежде своего первого мужа летчика. Фантазия Рейчел пошла дальше, и в1938 г. появился эскиз изделия Zip, одновременно браслета и ожерелья. Но реализован проект был только в 1951 г. Конструкция считалась всегда весьма оригинальной и стала очень известным изделием фирмы. Количество и стилевое разнообразие модели на протяжении 50-х годов было ограничено и потому на аукционах подобные экземпляры появляются чрезвычайно редко, за все время их выставлялось не более десяти.
Первый Zip из желтого золота и бриллиантов, созданный в 1951 году. Архивы Van Cleef & Arpels.
Жеманницы Minaudière
Несессер 1935 г. Считается шедевром из золота, эмали, черного лака, украшенного бриллиантами.
Другие примеры Minaudière
Легендарный браслет Jarretière
Многочисленные изделия компании связаны с именами титулованных и знаменитых особ. Это бесконечный ряд безупречных изделий, которыми Van Cleef & Arpels украшали множество самых звездных и богатых людей планеты. Но если бы среди подобных украшений пришлось выбрать наиболее примечательный предмет, таким, безусловно, стал браслет Minaudière Марлен Дитрих.
Приблизительно в 1937 г. кинодива заказала браслет в парижском бутике компании. Актриса была дружна с Луи и Хелен Арпельс. Своеобразный образ Марлен вдохновил Луи создать особое украшение, и результатом явилось произведение ювелирного искусства Jarretière. Браслет был слишком крупным для хрупкого запястья актрисы и потому становился еще более заметным, броским, эффектным, особо подчеркивая утонченность Марлен. Jarretière стал частью жизни Дитрих, она часто фотографируется с ним, надевает его для съемок фильма Хичкока «Боязнь сцены» в 1950 г., предпочитает другим украшениям. Это был своего рода талисман великой актрисы. Последние 17 лет жизни Дитрих были сложными, постепенно ей приходилось распродавать свои украшения. Но браслет был единственным предметом, с которым актриса не хотела расставаться. Все же в 1992 г. украшение было продано с аукциона Sotheby's за $ 990,000 и с тех пор находится в приватной коллекции. Вскоре после этого актриса умерла.
Марлен Дитрих в любимом украшении. Платиновый Jarretière состоит из нескольких конструктивных фрагментов. Подушкообразные ряды рубинов обрамлены бриллиантами багетной огранки, застежку образует лепесток из крупных бриллиантов, а шарнирный ремень содержит круглые и багетной огранки бриллианты.
Приведенные изделия не передают в полной мере стиль Van Cleef & Arpels. Это ничтожная крупица произведений фирмы. Но именно эти отдельные предметы, коллекции, инновационные технологии стали вехами в истории компании.