Антикварная площадка онлайн

Самые знаменитые картины художника Архипа Куинджи с названиями, описаниями и фото

Самые известные картины Архипа Куинджи
Самые дорогие полотна Куинджи

Архипа Ивановича Куинджи называли живописным кудесником света за его удивительно тонкое восприятие оттенков и умение передать их на холстах. Его картины словно бы светились, они заставляли зрителей часами простаивать возле его чарующих пейзажей, помогали переживать чувство глубокой радости и наполненности от соприкосновения с природой. В статье мы рассмотрим наиболее яркие работы художника и приведем примеры самых дорогих уходов его полотен с аукционов, а также расскажем истории с похищением картин из музеев.

Самые известные картины Архипа Куинджи

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Одной из самых значительных и загадочных работ Архипа Ивановича Куинджи является произведение «Лунная ночь на Днепре». Изображенная на ней река каким-то непередаваемым образом светилась, чего никогда не наблюдалось на картинах других живописцев. Создана она была в 1880 году, в период расцвета творчества художника. К тому времени он покинул Товарищество передвижников и впервые в истории русской живописи организовал выставку одной картины. Особенностью выставки был не только единственный объект, но и особым образом организованное пространство: в темном помещении на картину был направлен искусственный свет.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.
А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Успех картины был сногсшибательным. Толпы желающих отстаивали длинную очередь, чтобы полюбоваться картиной с невиданным светом. Некоторые даже подозревали Куинджи в том, что он где-то прятал дополнительные источники света, которые заставляли изображение светиться изнутри. Но истинные причины успеха заключались в следующим. Художник обладал удивительной природной чувствительностью глаз к мельчайшим оттенкам, плюс экспериментировал в лаборатории Д. Менделеева и разработал специальные краски на основе битума. Но главной причиной все же было небывалое мастерство, которое помогло добиться такого искусного сияния.

Работа оказала такое неизгладимое впечатление на великого князя Константина Константиновича, что он не просто купил картину, но и два года возил ее с собой в путешествии по океану. Увы, но это привело к неустранимой порче картины, которая потемнела, покрылась пятнами соли и царапинами. Хотя Куинджи ее отреставрировал, вернуть шедевру первоначальный вид не удалось.

Картина Куинджи «Березовая роща»

В начале 1879 года должна была открыться седьмая выставка передвижников. К ее началу Куинджи готовил три картины: «Березова рощу», «После дождя» и полотно «Север». Интересно, что открытие выставки пришлось задержать из-за картин Куинджи, над которыми мастер еще продолжал работу. И. Крамской посчитал эти полотна слишком значительными и заслуживающими того, чтобы отсрочить выставку, а И. Репин решил, что картины можно добавить и после открытия. В итоге работы добавили через пару дней после открытия.

«Березовая роща» тут же привлекла внимание посетителей выставки. Зрители заметили, что в ней есть что-то необычное: какая-то удивительная палитра и ощущение большой радости от солнечного дня и красоты образов. Особенно бросалось в глаза нетипичное для пейзажей обилие зеленого цвета. Одни художники посчитали это дурным тоном, в то время как другие восхитились таким смелым шагом и мастерством в передаче оттенков. Многие коллеги вначале просто потеряли дар речи и лишь спустя время сумели выразить свои чувства: одни не скрывали восхищения, другие же злорадства и подозрений в фокусничестве. Пейзажист М. Клодт даже написал под псевдонимом обличительную статью, из-за чего Куинджи покинул Товарищество передвижных художественных выставок. А известный коллекционер Павел Третьяков уже на выставке купил у художника все три представленные картины для своей галереи.

А. Куинджи. «Берёзовая роща». 1879 г.
А. Куинджи. «Берёзовая роща». 1879 г.

Надо отметить, что у Куинджи действительно была безмерная любовь к природе и жизни. Каждый день он кормил стаи птиц, слетавшихся на крышу его дома, и помогал раненым. Он отогревал у себя дома замерзших, залечивал раны травмированных птиц и щедро помогал людям. Имея огромный доход от продажи своих картин, художник и его супруга по собственному выбору жили скромно, а деньги направляли на помощь начинающим художникам.

Картина Куинджи «После дождя»

Еще одной заметной картиной, которую с восхищением приняла общественность, стала работа «После дождя». Это очередной показательный пример его удивительных светящихся картин, на которых изображение словно бы подсвечено изнутри. Написана она была за год до шедевра «Лунная ночь на Днепре» и представлена вместе с картинами «Березовая роща» и «Север». Толпы любопытных зрителей надолго останавливались возле этой картины на выставке передвижников, любуюсь дивным изображением.

Нашлись среди посетителей этой выставки и злые языки, обвинившие мастера в использовании спецэффектов с целью быстрой славы и обогащения. Впрочем, мастер действительно был таланлив в плане показа своих картин. Он мастерски демонстрировал свои полотна, к нему заходили царские особы, пресса буквально захлебывалась, что, естественно, привлекало к нему толпы любопытных зрителей. Однако делал он это не по умыслу, поэтому обвинения в спецэффектах ранили его и однажды превратили в затворника.

А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.
А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.

Картина Куинджи «На острове Валааме»

Архип Куинджи много слышал от приятелей о заповедном мире острова Валаам и мечтал своими глазами увидеть эту гармонию природы. Проведя там в первую же поездку целое лето и привезя множество эскизов, мастер глубоко раскрыл свое уникальное видение природы и умение передавать его на холстах. Именно работа на живописном острове мотивировала его к созданию трилогии работ о севере, в которую вошла картина «На острове Валааме».

А. Куинджи. «На острове Валааме». 1873 г.
А. Куинджи. «На острове Валааме». 1873 г.

Картину живописец представил на одной из выставок Императорской Академии художеств, где ее тут же заметили. Другие художники отмечали, что мастерство Куинджи достигло уровня выдающихся пейзажистов. О его творении высоко отзывались не только коллеги по академии, но и другие выдающиеся деятели искусства. Полотно было куплено Павлом Третьяковым, а за него и серию других выдающихся картин Куинджи получил звание классного художника первой степени. Это произведение считается лучшим из всей живописи о Валааме.

Картина Куинджи «Ай-Петри. Крым»

Крым стал еще одним местом плодотворного творчества художника, причем здесь он построил себе свой дом с мастерской. Конечно, Куинджи не мог обойти стороной символ Крыма — горную вершину Ай-Петри. Однако точная дата написания посвященного ей полотна неизвестна и вот почему. В начале 1880-х годов знаменитый мастер неожиданно для всех становится затворником, не приглашая больше в свой дом и мастерскую ни учеников, ни кого бы то ни было. Вероятно, нападки критиков и частые обвинения в фокусничестве со спрятанными под картинами источниками света вынудили его глубже погрузиться в работу. Целых тридцать лет художник не выходил в свет, зато оставил потомкам богатое наследие, среди которого был и холст «Ай-Петри. Крым».

А. Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е гг.
А. Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е гг.

В этой работе Куинджи снова использует один цвет, играя на оттенках синего. И этот выбор позволяет создать великолепный образ величественной горы, которую зритель созерцает словно бы с глади моря. Благодаря контрастам синего, гора предстает перед нами одновременно величественной и неприступной, холодной и манящей, такой огромной, что весь холст занимает лишь ее часть. Картина, без сомнения, привлекает внимание зрителя и даже была похищена несколько лет назад, о чем мы подробно расскажем в следующем разделе.

Картина Куинджи «Украинская ночь»

Холст «Украинская ночь» стал первым среди картин Куинджи, после показа которого его стали воспринимать как оригинального художника с особым видением и живописными техниками. Впервые он был представлен публике на пятой выставке передвижников, прошедшей вопреки сложившейся традиции вне рамок Академии художеств. Передвижники становились слишком сильной и независимой организацией, которая стремилась избавиться в своей деятельности и живописи от диктата правительства и монополистической Академии художеств. На пятую выставку Академия отказала товариществу в предоставлении залов, но передвижники не сдались и открыли выставку в неотапливаемой Академии наук. Тем самым они шокировали общество и продемонстрировали ему свой сильный стержень.

А. Куинджи. «Украинская ночь». 1876 г.
А. Куинджи. «Украинская ночь». 1876 г.

Хотя зрителям приходилось рассматривать картины пятой выставки в верхней одежде, это не остановило их от долгого нахождения в холодных залах. В частности, у картины «Украинская ночь» постоянно собирались толпы желающих, которые подолгу простаивали возле нее и испытывали самые глубокие эмоции. Их завораживало звездное небо с поразительными тоновыми переходами фиолетового в черный, они всматривались в дома, которые дивным образом светились на картине так, словно они были настоящими. Многие испытывали настоящее потрясение от этого удивительного свечения, причем у одних оно сменялось восторгом, а другие испытывали зависть и злословили в адрес художника. Эта работа также вошла в серию картин, за которую Куинджи присвоили звание классного художника первой степени.

Картина Куинджи «Радуга»

Спустя долгие годы затворничества, Куинджи все же решился на то, чтобы показать свои картины узкому кругу учеников и друзей. Среди них была «Радуга», которая в дальнейшем была названа очередным шедевром художника. В своем позднем творчестве мастер продолжает прошедшую через всю его деятельность тему света и тьмы, вкладывая в него свое видение и свои переживания. Пока другие художники при изображении радуги более сосредотачивались на ней самой, на ее красоте и переходе одного цвета в другой, Куинджи более сосредоточен на свете. Радуга предстает перед нами не как природное явление невиданной красоты, а, скорее, как вспышка света, озарившая всю красоту земли сквозь мрачные тучи.

Возможно, на многих его картинах такой контраст олицетворял противостояние света и тьмы, добра и зла. С одной стороны, это была безмятежность и покой от красоты и широты мира, которую Куинджи наблюдал и отображал на холстах каждый день. С другой стороны, это были сплетники и завистники, которые очерняли работы мастера, но при этом не могли повторить его мастерства в передаче света. Еще более остро эта тема выразилась в нетипичной для Куинджи работе «Христос в Гефсиманском саду», где в темноте Христа поджидают стражники во главе с Иудой, но даже в трудные минуты он остается пронизанным светом.

А. Куинджи. «Радуга». 1900–1905 гг.
А. Куинджи. «Радуга». 1900–1905 гг.

Над радужными сюжетами мастер работал долгие годы и создал целую серию холстов. Шесть картин с названием «Радуга» сегодня можно найти в российских музеях, а представленная на изображении выше картина является наиболее известной из них.

Самые дорогие полотна Куинджи

При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.

Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.

Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.

Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.

Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).

Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.


Свежие записи

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество

Юлий Клевер всю жизнь работал в основном над пейзажами. Реже среди его холстов встречаются натюрморты и портреты. Пейзажи художника можно условно разделить на две группы: в одних он находил новые мотивы для построения композиций, другие являлись повтором первых

Проявив себя в живописи талантливым портретистом, художник был замечен именитыми особами. В 1810-х годах он работал при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а позднее императрица Елизавета Алексеевна оплатила его пенсионерскую поездку за рубеж

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно