Антикварная площадка онлайн

Л.В. Позен. Скульптура о судьбе народа

Биография мастера
Известные работы
Клейма на работах Позена

Биография мастера

Леонид Владимирович Позен родился в семье военного в 1849 году. Окончив Полтавскую губернскую гимназию, мальчик пошел по стезе юристов. Около сорока лет жизни он посвятил работе в судах, сменив ряд должностей. Среди них должность следователя, тайного советника и сенатора уголовного департамента.

Л.В. Позен (1849-1921)
Л.В. Позен (1849-1921).

У Позена не было образования художника, но еще в детские годы он заворожено рассматривал глиняные игрушки, созданные гончарами. В возрасте 27 лет он начал плотно заниматься скульптурой, обучаясь этому ремеслу самостоятельно. Вначале Позен просто копировал фигуры известных мастеров, которые нравились ему своей реалистичностью. Это были работы известных русских скульпторов-анималистов Евгения Александровича Лансере и Николая Ивановича Либериха, а также француза Пьера-Жюля Мэна. Позже он создавал небольшие скульптурные портреты своих знакомых и начал трудиться над своими первыми скульптурными композициями.

В 1882 году Позен впервые показал свою композицию «На волах» на очередной выставке Товарищества передвижных выставок и сразу же имел значительный успех. Его работу заметил известный фабрикант К. Верфель и приобрел ее, чтобы затем отливать в бронзе на своем предприятии. Скульптуры Позена пользовались популярностью, так что в последующие годы Верфель регулярно покупал его работы и демонстрировал их бронзовые версии на российских и зарубежных выставках. Любители распространенной в те годы жанровой скульптуры охотно приобретали работы автора, что побуждало его творить все с большим вдохновением.

К числу наиболее известных работ Позена относятся памятники писателю Н.В. Гоголю, поэту И. Котляровскому, портретные бюсты известных деятелей, а также кабинетная скульптура: «Запорожец в разведке», «Переселенцы», «Скиф», «Попрошайка» и некоторые другие.

С начала 1880-х гг. и почти до последнего года своей жизни скульптор регулярно представлял свои работы на передвижных художественных выставках. В 1885 году он стал действительным членом самого Товарищества выставок, девять лет спустя — членом Императорской академии художеств, а с начала 20-го века — членом Совета этой академии.

В период Октябрьской революции в дом Позена зашли революционеры и начали расспрашивать работающего мастера, что обозначают его скульптуры. Революционеры посчитали, что работы Позена, описывающие правдивую жизнь простых людей, очень нужны народу, и больше его не беспокоили.

Сведения о жизни полтавского скульптора можно почерпнуть из его автобиографии, которая в настоящее время хранится в Российском художественном музее Санкт-Петербурга. О его творчестве писала жена Мария Федоровна, записывая под диктовку описания мастера, который к тому моменту уже предчувствовал свою смерть. Скончался талантливый скульптор в 1921 году.

Памятник Л.В. Позену на Смоленском православном кладбище
Памятник Л.В. Позену на Смоленском православном кладбище.

Известные работы

Жанровая скульптура

Самой значительной работой о судьбе русских крестьян после отмены крепостного права специалисты считают скульптурную группу Позена «Переселенцы». Эта работа выполнена автором в 1884 году и на сегодняшний день хранится в ГИМ в Москве. В скульптуре «Переселенцы» Позен поднимает проблему масштабного крестьянского переселенчества, вызванного отсутствием свободной земли в центральной части России. Измученные прежней жизнью, крестьяне отправлялись в новые края в поисках более терпимой доли.

В одной скульптурной группе Позену удалось очень точно показать положение крестьянства через множество незначительных деталей. В его композиции показаны переселенцы, остановившиеся на привал. Каждый из них занят определенным делом: один рубит сучья, другой занимается лошадью, третий разбирает скромные пожитки.

Скульптурная группа «Переселенцы». Бронза. Л. Позен. 1883 г.
Скульптурная группа «Переселенцы». Бронза. Л. Позен. 1883 г.

Миниатюрные фигурки выполнены с такой точностью, что в позе мужчины, обхватившего колени руками, читается усталость, измученность дорогой и собственным тягостным положением. То же самое относится к другим людям сюжета. Все персонажи сцены имеют простые одеяния, поношенную обувь, подбитую гвоздями. Бедность сквозит здесь во всем: в скромных пожитках, в мешковатой одежде, в поврежденной утвари, единственной лошади и старой телеге. Да и сами герои привычно сидят на голой земле рядом с разбросанными здесь же вещами.

Верфель отливал в бронзе как полностью всю эту работу, так и отдельные ее элементы. Например, очень эффектно смотрятся фигурки двух переселенцев на хрустальной вазе. Объединенные общей темой, они изображены словно на двух бесконечно далеких друг от друга островках. Островках своих личных переживаний.

Хрустальная ваза с бронзовыми фигурами крестьян из работы Позена «Переселенцы»
Хрустальная ваза с бронзовыми
фигурами крестьян из работы
Позена «Переселенцы».

Интересно, что ко второму отливу группы «Переселенцы» Позен внес в скульптуру некоторые изменения. В частности, он изобразил одну оглоблю телеги сломанной, желая тем самым подчеркнуть причину остановки людей. Изучая круговую скульптуру со всех сторон, зритель может очень точно представить себе всю тяжесть положения переселенцев.

Еще одной известной работой Леонида Позена является скульптура «На волах», которая фактически стала его пропуском в художественный мир. Именно эту скульптуру не только заметил фабрикант Верфель, который в дальнейшем стал постоянным заказчиком Позена, но и критики. В частности, художественный критик А.М. Матушинский отметил, что работа выполнена мастерски, а сам скульптор подошел к делу с большой любовью. Критика впечатлило, насколько тщательно поработал скульптор над данной работой, как точно мастеру удалось передать флегматичность погонщика волов, неуклюжесть волов и нехитрый скарб сидящей на возу женщины.

Скульптурная композиция «На волах». Л. Позен

Скульптурная композиция «На волах». Л. Позен.

Леонид Позен был очень скромным человеком, что выразилось даже в его отказе от звания академика, так как он посчитал себя недостойным такой чести. Скромность отражалась и в его работах. Он не пытался создать помпезные изделия, не увлекался образами знатных дам и джентльменов, но интересовался той простотой, которая глубоко проникает в душу. В его работе «Нищий» представлен простой старик, собирающий милостыню. Автор решил обратить внимание зрителя на тягость положения обнищавшего человека, которого так презирает и сторонится общество. Изможденный и отчаявшийся он предстает перед нами в старой одежде, которая начала рваться от ветхости. Накинутый на голову платок и верхняя одежда свидетельствуют о наступлении холодов, которые нищий человек вынужден встречать в старых лаптях.

Бронзовая копия скульптуры «Нищий». Л.В. Позен
Бронзовая копия скульптуры «Нищий». Л.В. Позен.

Даже сам оригинал сделан из такого хрупкого материала, как обожженная глина, что еще больше соответствует воссозданному автором образу. В настоящее время миниатюрная глиняная скульптура хранится в закрытом фонде Третьяковской галереи, так как может не выдержать обычных музейных условий экспонирования.

Помимо скромности автор обладает большой добротой и состраданием к людям, что больше всего выражается в тех образах, которые он стремился запечатлеть в воске или глине. Например, в скульптурной композиции «Слепой лирник и поводырь» мастер привлекает внимание к жизни уличного музыканта.

Лирники были известны своими моральными и сатирическими песнями, призванными обратить внимание на неблагоприятные социальные условия в стране. Глубину переживаний лирника Позен подчеркивает с помощью запавших глаз, нахмуренных бровей и испещренного морщинами лица. Слепые глаза говорят о том, что этот человек пережил серьезные испытания и полон глубинных чувств. Он уже не может обходиться без поводыря и может жить только на гроши, что кинут ему в его маленькую чашку.

Скульптура «Лирник с поводырем». Л.П. Позен. 1883 г.
Скульптура «Лирник с поводырем». Л.П. Позен. 1883 г.

В этой и других работах автор поднимает проблему острых социальных конфликтов, существующих в российском обществе. В частности, в пластической композиции «Пашня в Малороссии» ему удалось детально показать подневольный труд бедного крестьянина.

Помимо изображения жизни простого народа Позен работал в историческом жанре. Известным его произведением на эту тему является скульптура «Скиф». Изображая древние племена, автор решил продемонстрировать так называемый скифский выстрел, который помогал воинам одерживать победу. Суть такого военного приема заключалась в том, чтобы на полном скаку коня резко развернуться в седле и стрелять назад, то есть противоположно курсу животного. При этом воины имитировали отступление, что заставляло врага терять бдительность. При достаточной подготовке наездников скифские выстрелы наносили серьезный урон противнику.

Критики встретили данную работу Позена одобрительно. Они отметили, что скульптору удалось отлично передать не только форму персонажей, но и ритм движения коня и всадника. Мощный напружиненный конь мчится во весь опор, ведомый умелым наездником, и эту мощь животного может почувствовать зритель. Опытный воин способен не только удержаться в седле при такой скачке, но и метко выстрелить в противника, развернув на всем ходу корпус. Критики П.П. Гнедич и В.В. Стасов посчитали представленную Позеном работу сильной, присущей самобытному мастеру.

Скульптура «Скиф». Бронза. Л.В. Позен. 1889-1890 гг.

Скульптура «Скиф». Бронза. Л.В. Позен. 1889-1890 гг.

Позен обладал большой наблюдательностью, что позволяло ему создавать скульптурные портреты с большой точностью. Ничто не ускользало от внимания чуткого мастера: работая над образом персонажа, он тщательно вылеплял каждую пуговицу и складку на его одежде, уделял большое внимание выражению лица и общему психическому состоянию человека. Изображая коня, мастер не только тщательно работал над каждым его мускулом, шерстью и кожей, но и демонстрировал великолепное знание конской амуниции.

Более того, с помощью неброских на первый взгляд деталей автор демонстрировал тонкости быта, которые мог увидеть только очень наблюдательный человек. Например, в композиции «Пашня в Малороссии» одно колесо сохи лишено обода. Такой прием помогал крестьянину быстрее вытаскивать из борозды застрявшее колесо.

Некоторые работы Позена по характеру исполнения похожи на жанровую скульптуру Е.А. Лансере. В частности, помимо упомянутой работы «Скиф» это известная скульптурная композиция «Запорожец на разведке». Это произведение также является одной из наиболее известных скульптур автора. В работах этой серии Позен очень точно отразил разные народности.

Скульптура «Запорожец на разведке». Л. Позен. 1887 г.
Скульптура «Запорожец на разведке». Л. Позен. 1887 г.

Бюсты и памятники

Помимо жанровой скульптуры Позен создал и ряд бюстов для надгробий и барельефов. Одной из известных его работ является бюст русского живописца Н.А. Ярошенко. Два талантливых мастера часто проводили время вместе и имели сходное мировоззрение, которое выражалось в их реалистичных произведениях. Именно Ярошенко является автором единственного портрета, на котором Позен запечатлен за работой в его мастерской.

Портрет Л.В. Позена, выполненный Н.А. Ярошенко
Портрет Л.В. Позена, выполненный Н.А. Ярошенко.

К своему величайшему сожалению, Позен не сделал того же самого при жизни своего друга, но все же решился воссоздать его образ по памяти и сохранившимся изображениям. Он создал три скульптурных портрета Ярошенко, которые в дальнейшем были представлены на разных выставках. Автору удалось не только добиться портретного сходства с живописцем, но и передать проницательный взгляд и спокойную уверенность человека, который способен справиться с любыми трудностями. Один из бюстов в дальнейшем был отлит в бронзе и установлен на надгробный памятник Ярошенко в Кисловодске. Копии бюста можно встретить в музеях Санкт-Петербурга, Полтавы и других городов.

Бюст Н.А. Ярошенко. Модель создана Л.В. Позеном
Бюст Н.А. Ярошенко. Модель создана Л.В. Позеном.

Настоящая известность пришла к Позену после того, как он создал памятник крупнейшему украинскому писателю Ивану Петровичу Котляревскому. Правительство разрешило полтавским властям собирать средства на памятник только в самой Полтавской губернии, однако люди со всей Украины и России жертвовали деньги, отдавая дань великому писателю.

Позен знал, с каким трудом собирались средства, поэтому отказался от оплаты за работу, над которой он трудился ни много ни мало шесть лет. Тем самым он оказал существенную материальную и моральную поддержку ценителям искусства Котляревского. Мастер решил не ограничиваться одним бюстом, который, впрочем, получился весьма удачным. Он сумел передать образ писателя также через его самые известные работы. В результате этого намерения в нижней части памятника появились три барельефа, демонстрирующие сцены из наиболее известных произведений писателя. В частности, на одном из барельефов запечатлены герои поэмы-бурлеска «Энеида», получившей общероссийское признание.

Открытие памятника стало большим событием для полтавчан, на которое собрались известные деятели культуры со всей Украины.

Памятник И. Котляревскому. Открыт летом 1903 г. Автор Л. Позен
Памятник И. Котляревскому. Открыт летом 1903 г. Автор Л. Позен.

После такого успеха с памятником Котляревскому Позену заказали памятник Николаю Васильевичу Гоголю. Скульптор изобразил великого писателя за работой: сидящим с книгой и ручкой в руках, с задумчивым взором.

Памятник Н. Гоголю. Автор Л. Позен
Памятник Н. Гоголю. Автор Л. Позен.

Клейма на работах Позена

Приобретя скульптурную композицию «На волах», которую Позен представил на десятой передвижной выставке художников, бронзолитейщик К.Ф. Верфель начал ее отливку в бронзе, а затем приобрел патент у Министерства финансов, дающий право отливать эту скульптуру на протяжении десяти лет. Аналогичным образом он отливал и другие работы Позена, поэтому на них ставили клейма завода Верфеля: «Fabr. C.F.Woerffel. St.Petersburg» или «зав. К.Ф. Верфель. С.Петербургъ». Авторство самого мастера указывалось с помощью клейма на поземе изделия: «леп. Позенъ» или «Лъп. Л. Позенъ. 1881 г.».

pozen-14.JPG

pozen-15.jpeg

Так как Верфель представлял работы Позена не только на российских выставках, но и в таких странах, как Германия, Италия, Англия и некоторых других, для зарубежных выставок делали запись на иностранных языках: «L. Pozene» или «L. Posene. sculp.».

pozen-16.jpg

Отливку работ Позена также делал бронзолитейный завод А. Морана.

Свежие записи

В 1857 году крупный гальванопластический завод художественной бронзы, основанный герцогом Лейхтенбергским в Санкт-Петербурге, после смерти владельца был распродан по частям. Гальванопластический цех купили названные выше купцы, назвав свою фабрику «Товарищество Генке, Плеске, Моран»

Николай Иванович Либерих представляет собой достаточно заметную фигуру в истории русского искусства, повлиявшую своим творчеством на деятельность российских мастеров 19 века. Многие скульпторы этого периода, работающие в военной, этнографической и анималистической тематиках, во многом равнялись на Либериха

Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно