Лучшая продукция
Клейма завода Верфеля
История предприятия
История знаменитой фабрики началась в 1842 году с того, что бронзовщик Федор Верфель организовал собственное предприятие совместно с Иоганном Гессерихом. В 1857 году Верфель ушел из жизни, оставив фабрику своему партнеру, который за год до этого стал купцом.
Одновременно с этим Гессерих был назначен опекуном одиннадцатилетнего сына Верфеля Карла Федоровича. Новый владелец фабрики позаботился о том, чтобы юный Карл получил хорошее образование сначала в гимназии и Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, а затем в Германии. С 1873 года молодой человек стал владельцем фирмы и переименовал ее в «К.Ф. Верфель». Именно при нем предприятие достигло наивысшего расцвета и стало известным далеко за пределами Санкт-Петербурга.
Полный энергии молодой человек довольно активно развивал свою фабрику. В 1880 году на ней трудилось восемьдесят человек, а продукции выпускалось на 160 тыс. рублей в год. Большим преимуществом предприятия было то, что оно занималось как бронзолитейным делом, так и камнерезными работами. Такое сочетание позволяло на одной фабрике выпускать комбинированные предметы из бронзы и самоцветов, не обращаясь за посторонней помощью.
В итоге всего за несколько лет фабрика Верфеля стала узнаваемой не только в России, но и в ряде других стран. На московской выставке 1882 года фабрикант получил золотую медаль за выполненные из камня изделия. Его работы были известны в Англии, Германии, США, что было большой редкостью для камнерезных заводов России. Активное участие на международных выставках обеспечило Верфеля заказами от именитых и даже царских особ других стран.
В России завод Верфеля также был в почете. В 1895 году Верфель получил статус придворного поставщика Императорского двора, что считалось большой честью.
Помимо комбинированных изделий завод выпускал бронзовую кабинетную пластику, крупные архитектурные детали и фурнитуру. Верфель заключил контракты с лучшими скульпторами, а также обеспечивал их обучение за рубежом, что в значительной степени способствовало расцвету фабрики. Такие известные фигуры, как Фаберже и Картье, регулярно заказывали у Верфеля камнерезные работы.
В 1914 году заводом Верфеля стал распоряжаться Фаберже, а сам Карл Федорович четыре года спустя еще состоял в Комиссии производительных сил Академии наук. После Октябрьской революции все фабрики Фаберже были национализированы, а его запасы драгоценных камней, металлов и выпущенных изделий перешли к советской власти.
Лучшая продукция
Комбинированные изделия
В первые годы работы фабрики, когда ею управлял Федор Верфель, производство было нацелено в основном на изготовление утилитарных изделий. На фабрике производили полезные в быту предметы, такие как часы, светильники и прочую утварь. Изделия делали в основном из бронзы и малахита. На выставке 1849 года эксперты обратили внимание на продукцию Верфеля и отметили, что она выполнена вне веяний существующей моды, а «соображаясь с назначением вещей».
Фабрике Верфеля пришлось конкурировать с такими известными российскими предприятиями, как завод Шопена и заведение Морана. Чтобы встать на один уровнем с лучшими заводами, Верфель нанял известных мастеров, однако и это не давало получать продукцию такого же превосходного качества, что и у конкурентов. Фабрикант не мог конкурировать с ними по самому качеству бронзового литья, что отмечали эксперты на выставках. Например, на выставке 1882 года, прошедшей в Москве, Верфель выставил бронзовые изделия, отлитые по моделям известных скульпторов Позена, Либериха и Грачева, а также каменные и комбинированные изделия. Специалисты отметили, что отлитые на фабрике Верфеля скульптуры уступают по качеству изделиям заводов Морана и Шопена.
В то же время комбинированные изделия были оценены выше, чем работы конкурентов. Поняв свое преимущество, фабрикант начал выпускать бронзу на каменных подставках. Те же самые анималистические или жанровые скульптуры, установленные на подставки из мрамора, яшмы, агата, оникса или других камней, оказывались более востребованными, чем простая бронза. То же самое относилось и к кабинетной скульптуре, где бронза сочеталась с самоцветами.
С ростом объемов производства увеличивался и список камней, которые обрабатывала фабрика. Например, на выставке 1876 года в Филадельфии Верфель представил работы из яшмы, нефрита, лазурита, малахита и ряда других камней.
Кабинетная бронза
В 1860-70-х годах фабрика Верфеля начала выпуск мелкой пластики. Кабинетная скульптура во второй половине 19 века стала набирать все большую популярность. Образованные русские аристократы часто путешествовали по стране и в другие страны, живо интересовались искусством и нередко собирали в своих домах целые коллекции разнообразных произведений. Особой популярностью в этот период пользовалась кабинетная бронза, позволяющая продемонстрировать вкус и достаток хозяина. Завод Верфеля в этом смысле следовал за конкурентами и предлагал клиентам в первую очередь изделия в так называемом русском стиле.
Очень распространенной в это время была анималистическая скульптура, выражающая большой интерес к жизни животных. Например, Либерих, работы которого отливал Верфель, поражал ценителей искусства разнообразными сценами из жизни медведей, собак, лошадей, охотничьих сцен. Многие скульпторы этого жанра брали работы Либериха за образцы. В анималистических работах Грачева выразилась большая любовь к лошадям и отличные познания их повадок. Оберу хорошо удавалось передать хищную природу львов, показать натуру собак, лошадей и других зверей.
Также большое распространение в кабинетной скульптуре получила военно-историческая тема. Самые разнообразные эпизоды из жизни казаков, черкесов, древних народов ярко передавали эмоции, которые переживали воины в бою или обыденной жизни, показывали драматизм боя, жизни и смерти.
Многие мастера, сотрудничавшие с заводом Верфеля, любили изображать исторических личностей. У Либериха это была царица амазонок Пенфесилея, гетман Мазепа, у Грачева Иван Грозный, у Баха целая плеяда известных художников, писателей и композиторов, у Обера императрица Екатерина II и так далее. Каждый мастер изображал то, что волновало его, поэтому нельзя сказать, чтобы работы этого жанра были идентичны друг другу.
Начиная с 1860-х годов при изготовлении художественной бронзы стали применять искусственное патинирование. Этот прием был особенно востребован в малой пластике, так как позволял придавать миниатюрным скульптурам новый вид. Патинирование подчеркивало объемную фактуру и красоту изделия, а также придавало ему вид раритетной вещи. Завод Верфеля активно осваивал такие приемы, что делало изделия современными и все более повышало их качество.
Однако некоторые приемы приводили к обратному результату. В частности, переход с ручного выпуска работ известных скульпторов к массовому тиражированию привел к ухудшению качества бронзовых изделий. Фабриканту приходилось уменьшать размеры, упрощать качество самого литья, из-за чего в растиражированной продукции исчезали значительные детали.
Бюсты и памятники
Помимо кабинетной бронзы завод Верфеля создавал монументальные работы. Это были крупные архитектурные детали для соборов, мраморные изделия для музея Александра III, изделия из малахитовой мозаики для Исаакиевского собора. Мастера завода обладали большим опытом обработки камня и отливки бронзы, что привлекало крупных заказчиков.
В конце 19 века Карл Верфель обратил внимание на молодого художника Роберта Баха, который к тому моменту представлял свои работы на выставках и получил звание художника II степени. Верфелю понравились бюсты известных деятелей культуры, созданные Бахом, поэтому он предложил скульптору заключить с ним контракт по отливке его гипсовых моделей в бронзе. Так родились бронзовые версии популярных скульптурных портретов писателей Гоголя, Лермонтова, Жуковского, Островского, Достоевского и других известных личностей.
Бах брал за основу известные образы деятелей культуры и создавал их бюсты в классическом стиле. Его работы свидетельствуют о высоком навыке скульптурного мастерства. Эксперты отмечали, что бронзовые бюсты, отлитые по моделям Роберта Баха, хороши по индивидуальности характера и энергетической манере.
Бах постоянно пополнял свой ряд бюстов-портретов новыми работами, что позволило ему охватить довольно широкий круг писателей, поэтов, композиторов и других деятелей искусства.
Верфель отливал работы Баха как в натуральную величину, так и делал маленькие копии высотой порядка двадцати сантиметров. Позже эти же бюсты в чугуне стал отливать Каслинский завод, составив значительную конкуренцию заводу Верфеля. Изделия из чугуна стоили дешевле бронзовых работ и охотно раскупались любителями искусства. В то же время с середины 19 века, когда на Каслинский завод перевели с другого предприятия опытных чеканщиков и формовщиков, качество каслинского чугуна стало на один уровень с бронзовым и было отмечено золотыми наградами на международных выставках.
Также на заводе Верфеля отливали памятники известным людям. Например, памятник Александру Сергеевичу Пушкину, созданный известным скульптором Ф.И. Ходоровичем, был отлит в бронзе и открыт в 1892 году. Пьедестал к этой работе создавали в Тифлисе в мастерской Пиладжи.
Еще в конце восемнадцатого века стали появляться первые миниатюрные копии монументальных скульптур. В 19 веке уменьшенные копии уже стали серийной продукцией. Верфель неоднократно выполнял такие работы, которые затем охотно пополняли ряды кабинетной бронзы. Не всегда это были памятники, которые уже стояли в парках. Например, в 1902 году скульпторы представили на суд комитета, отвечающего за строительство в Москве памятника Гоголю, свои проекты. Среди них была работа Роберта Баха, который изобразил Гоголя сидящим в кресле. Комитет не одобрил ни одну из представленных работ, однако Верфель сделал уменьшенную бронзовую копию этой работы и не ошибся в своих прогнозах, так как в дальнейшем она пользовалась популярностью. В последующие годы ее неоднократно отливали на Каслинском заводе.
Клейма завода Верфеля
В клеймах предприятия К.Ф. Верфеля встречается как упоминание завода, так и фабрики. Объясняется это тем, что в 1893 году предприятие из фабрики было переименовано в завод. Несмотря на то, что официально фирма называлась «Гессерих и Верфель», в клеймах фигурирует только имя самого Верфеля.
Клейма на русском языке ставили в сокращенном варианте и в более длинном. В первом случае указывалась только фамилия фабриканта: «Зав. К.Ф. Верфель». Во втором — полное или сокращенное название города: «Зав. К.Ф. Верфель СПБ», «фабрика. К.Ф. Верфель. Ст. Петербургъ».
Верфель отливал в бронзе скульптуры таких известных мастеров, как Обер, Либерих, Грачев, Напс, Бах и некоторых других. Их имена также можно встретить в клеймах рядом с фамилией Верфеля.
Верфель, как и другие именитые российские фабриканты, представлял лучшие работы на внутренних и зарубежных выставках, что способствовало росту известности завода. На лучших скульптурах, предназначенных для таких выставок, ставили клейма на иностранном языке. Среди клейм также встречаются сокращенный и длинный варианты: «FABR.C.F.WOERFEL» или «FABR.C.F.WOERFEL. S.T. PETERSBOURG.».
В 19 веке распространилась мода кроме клейма с указанием фабрики ставить круглое патентное клеймо от российского министерства финансов. Это веяние пришло из Франции и помогало избавиться от любителей подделок. Наличие клейма подразумевало, что фабрикант приобретал на десять лет патент, дающий эксклюзивное право на отливку конкретной скульптуры. Само клеймо представляет собой расположенную внутри круга надпись: «ОТЪ МФ НА 10 ЛЪТЪ», внутри которой ставилась дата отливки модели. Завод Верфеля также приобрел патенты на то, чтобы бы быть единственным производителем ряда скульптур.
Другой защитой для фабрикантов был договор, который запрещал скульптору передавать формы для отливки другим заводам. Однако на практике мастера все равно сотрудничали с другими фабрикантами, но под чужими именами. В частности, предположительно, что под фамилией Напса, работы которого отливал Верфель, скрывался сам Е.А. Лансере, связанный договором с заводом Шопена.
Так как Верфель был Поставщиком двора императора, на его работах также встречается соответствующее клеймо с государственным гербом.